Занятие внеурочной деятельности. "Рождество. Рождественские колядки"
план-конспект урока на тему

Данный учебно-методический материал может быть использован на занятиях внеурочной деятельности по краеведению, а так же для организации и проведении внеклассных мероприятий, посвящённых празднику Рождества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

ТЕМА:  Рождество. Рождественские колядки

ЦЕЛЬ: познакомить обучающихся с историей возникновения праздника Рождество.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: школьники  узнают о традициях празднования Рождества;  научатся соблюдать элементы традиционной обрядовой культуры; научатся строить речевое высказывание в устной форме, контролировать свои действия и действия партнёра.

ОБОРУДОВАНИЕ: :   костюмы для инсценирования; музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, бубны, бубенцы, колокольчики) ;  серия иллюстраций  «Рождество»; дидактическая игра « Мешок загадок».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний.

Так легко, как снежный пух,

Рождества крылатый дух

Озаряет небеса,

Сводит праздник на леса,

Чтоб от неба и земли

Светы встретиться могли,

Чтоб меж небом и землёй

Загорелся луч иной,

Чтоб от света малых свеч

Длинный луч, как острый меч,

Сердце светом пронизал,

Путь неложный указал.

                                                   А.Блок.

- О каком празднике говорится в стихотворении? Когда мы празднуем Рождество?

III. Самоопределение к деятельности

- А что за праздник – Рождество?

IV. Работа по теме занятия

1.Чтение « Рождественской сказки»

- Рождество – это день рождения Иисуса Христа. Вот уже около двух тысяч лет миллионы людей одной веры отмечают этот праздник.

   А родился Иисус, по легенде, так…

Свечи зажигаются – Рождественская сказка начинается.

   Было это далеко-далеко, в древней стране Иудее. И так давно это было, что уж и не помнит никто, вот только из святой книги, что Библией называется, узнать можно. А рассказано там вот что.

   Завоевали римляне древнюю страну Иудею. И захотелось римскому императору Августу узнать число людей в своём царстве, тогда повелел он сделать общую перепись. Каждый должен был записываться в том месте, откуда он родом. Вот и пошли добрый старый Иосиф и дева Мария в город Вифлеем, к которому они были приписаны. Они шли долго. Пришли в Вифлеем к ночи. В городе было так много приезжих, что праведный старец Иосиф и Дева Мария нашли себе пристанище лишь в пещере на окраине города, куда пастухи загоняют свои стада. В этой бедной пещере, ночью родился у Девы Марии сын. И назвали его Иисус, что означает Спаситель.

   Мария спеленала его и положила в ясли – ящик, из которого кормят скот. С самого рождения не было у Иисуса ни мягкой постели, ни красивой колыбельки. Малышу хорошо было и в яслях, ведь его так любила и ласкала Мать.

   Когда родился маленький Иисус, загорелась на небе новая звёздочка, да такая яркая, что далеко её было видно. На Востоке от Вифлеема жили люди богатые и умные – это были волхвы. Когда увидели они новую звезду, догадались, что родился Сын Бога на Земле. Волхвы хотели поклониться ему, но не знали, где найти его. И вот эта чудесная звезда пошла впереди их и указала им дорогу. Когда звезда остановилась, волхвы увидели Марию, а на руках у неё был младенец Иисус. Стали волхвы перед ним на колени, подали ему свои подарки: золото, ладан и ароматную смирну ( пахучую смолу растений). Волхвы поднесли ему эти подарки в знак того, что он царь земли и неба и нарекли младенца Христом, что значит царь. Иисус Христос родился для того, чтобы научить людей жить в радости и счастье. Но Иисус был царём необыкновенным. У него не было ни короны, ни дворцов, ни трона, ни войска. А было у него одно лишь Слово. Но Слово это – божье, заветное. И учит оно всех людей на земле жить любовью, не враждовать, сохранять чистоту сердца и добрые помыслы. Слово Христа так же нужно людям, как воздух, вода, пища. Рождение Христа так важно, что от него ведут все народы счёт годам. Сейчас 2007 год. Значит, столько лет прошло с Рождества Христова.

    Иисус Христос открыл всем нам великие тайны жизни, добра. Через него говорит с нами таинственный Создатель Вселенной.

2.  Калейдоскоп обычаев

- Рождество – один из главных христианских праздников, его празднуют во многих странах мира.

-  В Германии принято дарить Рождественскую звезду. Сто лет назад это растение привезли из Мексики, у нас оно называется Молочай. При правильном уходе в Рождество на зелёном кустике красуется ярко-красный или розовый венчик, напоминающий звезду.

- Англичане готовятся к Рождеству заранее. Самое главное приготовить праздничный пудинг.

- В Бельгии на рождественский завтрак предлагается булочка в форме овала или двух кругов – намёк на новорожденного. В середину помещается раскрашенная медалька в форме звезды.

- Голландцы на рождество пекут пирожные с корицей в форме покровительствующих святых.

- В Португалии в конце Рождества дарят «кортиев пирог». Кроме цукатов и миндаля в нём запечены медаль и различные фигурки. Есть их необязательно – сюрприз означает: « мир дому твоему».

- В России Рождество отмечают по новому календарю – 7 января. День перед Рождеством называют Сочельником, так как в этот день по церковному уставу употребляется в пищу - сочиво ( хлебные сушёные зёрна, размоченные водой). Кроме этого в Сочельник ничего не едят до самого вечера: ждут на небе первой звёздочки, той, которая волхвов к младенцу Иисусу привела. А уж тогда начинается пир на весь православный мир. И продолжается он 12 священный дней до Крещения Христа, 19 января. Поэтому и называют эти дни Святками.

3.Чтение стихотворений, посвящённых празднику

- Рождество рождает в душе человека самые светлые, прекрасные чувства. Поэтому многие поэты посвящали этому празднику свои произведения.

   Послушаем некоторые из них.

Ночь тиха.

По тверди зыбкой

Звёзды южные дрожат.

Очи матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,

Вот пропели петухи –

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарён Марии лик.

Звёздный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко

Та звезда далёких стран;

С ней несут цари востока

Злато, смирну и ливан.

                                                     А.Фет.

- Какое настроение передают эти поэтические строки? Какие чувства рождаются в нашей душе?

V. Динамическая пауза. Гимнастика для глаз. (Приложение)

VI. Продолжение работы по теме занятия

 - Рождество не только удивительно трогательный, но и весёлый праздник.

1. Инсценирование « Рождественские колядки»

- Самым весёлым на Святках было колядование. В деревнях и сёлах существовал обычай – накануне Рождества обходить дворы и петь поздравительные песни – колядки. Девушки и юноши смешно наряжали одного человека – коляду ( языческое божество, отождествляющее землю), становились под окна, пели колядки и собирали подарки. С собой у них были звенящие, трещащие, стучащие музыкальные инструменты.

    Если в Святочную ночь вы, открыв двери, увидите на пороге незнакомых людей в чудной одежде, не удивляйтесь, к вам пришли ряженые. Ещё с порога они начинают славить хозяев, а те, в свою очередь, не должны остаться в долгу – гостей положено угощать.

   Посмотрите, как это было…

Сценка 1

1 колядовщик

Коляда, коляда, да накануне праздника.

Блин да лепёшка на заднем окошке.

Бабушка добра, дай лепёшки сдобной,

Хошь кисленькой да пшеничненькой!

Не режь, не ломай, лучше так подавай,

Открывай сундучок, подавай пятачок,

Не жалей пятачок, дай и гривенничек.

2 колядовщик.

Калега-малега,

Дай кусочек пирога.

Ты не режь, не ломай,

Лучше весь подавай!

А не дашь пирога –

Стяну быка за рога,

А свинью за хвост

Уведу под мост.

3 колядовщик

Коляда. Коляда!

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтику,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком,

Или свинку с пятачком,

Или в спину кулачком.

4 колядовщик

Коляда, колядин!

Я у бабушки один.

По колено кожушок –

Дай, хозяйка, пирожок.

Пирожка мне мало –

Дай кусочек сала.

За мою ласку –

Дай колбаску.

А колбаски нету –

Дай мне конфету.

« Бабушка»

Ох, спасибо, ребятушки.

Не забыли вы старушки.

Вот пятачки, вот гривеннички.

Колядники хором.

А дай бог тому, кто в этом дому,

Наделил бы вас господь

И житьём, и бытьём,

И богатством!

Сценка 2

Колядники хором:

Таусень, таусень!

Мы ходили по всем.

Мы ходили, искали

Все Данилов дом,

Все Данилов дом.

1 колядовщик

Уж ты, дядюшка Данила,

Золотая голова, шёлковая борода.

Ты подай пирожка,

Отрежь потолще,

Подай побольше.

Будем ждать,

У ворот стоять.

2 колядовщик

Открывай, дядя, окошки,

Подавай-ка нам лепёшки;

В коробейку – копейку,

В колпачок – пятачок.

3 колядовщик

Уж ты, дядька добренький,

Подай кулич сдобненький,

Не режь, не ломай,

Крошки на пол не кидай.

Не дадите лепёшку –

Кину снегу в окошко!

« Старик»

( Выходит, машет палкой, кричит):

Я не ждал таких гостей,

Убирайтесь поскорей!

Вместо сдобных пирогов

Надаю вам тумаков!

Колядники

( убегают):

У скупого мужика

Родись рожь плоха,

Колоском пуста,

Соломкой густа.

Сценка 3

( За столом сидят хозяин, хозяйка и дети. Входят ряженые).

Колядники.

Добрый вечер тому,

Кто в этом дому.

Мы пришли колядовать,

Вас с праздником поздравлять!

Сын

Матушка, колядники пришли!

Звать?

Хозяйка

( сыну):

Сядь на место, сядь!

( колядникам):

Не кричите, расходитесь по домам,

Ничего я вам не дам!

1 колядовщик

У Федула жена

Очень жадная была.

У ней шуба не зашита

И посуда не помыта.

Да и муж не дюж:

Лентяй, неуклюж.

Золовушка – неудаха,

Не ткачиха и не пряха,

Деверёк – картинка,

В голове мякинка.

( Собираются уходить).

Хозяин

Что вы, что вы, оставайтесь!

Чем хотите угощайтесь!

( Хозяйке):

Что есть в печи –

На стол мечи!

2 колядовщик

Сею, сею, посеваю,

С Рождеством вас поздравляю!

Счастья будет вам горой!

Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

На столе всегда пирог!

Лёгких вам всегда дорог!

2. Разучивание колядок. Работа в тетради. Задание 3 (с.35)

3. Народная игра « Коза-дереза»

- После колядования собирались на игрища, где устраивались игры, пляски, поедали дары, жгли костры.

( Дети становятся  в круг).

Учитель( выводя ученика в маске козы):

Мы не сами идём,

Мы Козу ведём.

А ну, народ, расступись,

Коза идёт, посторонись!

Коза:

Где Коза ходит – там жито родит.

( Идёт по кругу, толкаясь).

Где Коза хвостом – там жито кустом.

Где Коза ногой – там жито копной.

( Старается наступить на ногу).

Где Коза рогом – там жито стогом.

Учитель:

Ты, Коза, не сердись.

Ты нам поклонись.

Ты бодаться не спеши,

Вместе с нами попляши!

( Учитель показывает движения, дети их повторяют).

Учитель:

Пошла Коза по лесу

Искать себе принцессу ( 3 раза)

( Хоровод вокруг козы).

Ручками похлопаем ( 3 раза),

Ножками потопаем ( 3 раза)

( Коза выбирает друга, выводит его в центр хоровода, а сама встаёт на его место).

4. Отгадывание загадок

Учитель:

Коляда пришла,

Нам загадки принесла.

Кто загадку отгадает,

Тот отгадку получает.

( Достаёт из мешочка листки с записанными на них загадками).

В поле был я колоском,

После стал муки мешком.

Меня тестом замесили,

В жарку печку посадили.

У меня – румяный бок,

Вы узнали? Я - ….

                                         ( пирог).

И комковато, и ноздревато,

И грубо, и горбато.

И кисло, и пресно,

И вкусно, и красно,

И кругло, и мягко,

И черно, и бело,

И всем людям мило.

                                          ( Хлеб).

Круглое и сладкое

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

 И маленькие детки

                                                  ( Яблоко).

Он совсем не хрупкий,

А спрятался в скорлупке.

Заглянешь в середину –

Увидишь сердцевину.

Из плодов он твёрже всех.

Называется…

                                                  ( орех).

Капнешь на плеть,

Плеть обдерёшь

И на стол принесёшь.

                                                   ( Блины).

VII. Динамическая пауза. Двигательно-речевые упражнения

Горит огнями елочка, под нею тени синие,          Поднимаем руки вверх

Колючие иголочки, как будто в белом инее.      Опускаем через стороны, вниз

Огни на елке яркие повсюду зажигаются.         Наклоны вправо, влево

Во всех домах, по всей стране ребята улыбаются     Ходьба на месте, улыбка

VIII. Продолжение работы по теме занятия

Инсценирование.« Легенда про ёлочку». 

- А вот ещё одна загадка, её отгадку вы отыщете прямо в классе.

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.

                   ( Ель).

- Украшать ёлочку  - ещё один рождественский обычай. А как он возник?

Одна из легенд рассказывает так…

Автор:

- По легенде Иисус Христос родился в пещере. Все – и ангелы, и люди, и растения – старались заглянуть внутрь, чтобы увидеть свершившееся чудо.

   Когда Пальма и Маслина, которые росли у самого входа, решили войти внутрь и поклониться Божественному Младенцу, скромная Ёлочка попросила взять её с собой.

Маслина, ( презрительно посмотрев на Ёлочку):

- Куда тебе!

Автор:

- Этот разговор услышал Ангел.

Ангел:

- Не бойся, милая Ёлочка, я возвеличу тебя и украшу больше твоих сестёр!

Автор:

- Он сделал звёздам знак, и те одна за другой стали скатываться на зелёные ветви ели. И через мгновение вся она засияла блестящими огоньками.

( Ангел украшает Ёлочку блестящими звёздочками).

- С тех пор и повелось украшать на Рождество скромную зелёную ёлочку. Так, во всяком случае, говорит легенда…

IX. Рефлексия

На празднике вы побывали,

Как встречают Рождество узнали.

Вам понравилось? Скажите.

Что запомнили, расскажите.

- В старые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается , и силы небесные исполняют всё задуманное. Но желания обязательно должны быть добрыми!

   Что бы вам хотелось пожелать друг другу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по внеурочной деятельности Рождество в Англии (3-4кл)

Идея для внеурочной деятельности как провести урок на кануне Католического Рождества...

Рождественские колядки

Материал может быть использован при проведении рождественской неделе в школе...

Сценарий рождественского праздника для начальной школы "Рождественские колядки".

Очень яркий и веселый празник в народном стиле для начальной школы....

Cценарий зимнего праздника "Рождественские колядки"

Cценарий зимнего праздника "Рождественские колядки" в начальной школе....

Рождественские колядки

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста "Рождественские колядки"....

Сценарий внеклассного мероприятия "Рождественские колядки"

Внеклассное мероприятие для начальных классов...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Рождественские Колядки»

Цель: создание условий для знакомства детей с праздником Рождество Христово и связанными с ним обычаями, приобщения к истокам русской народной культуры, воспитания чувства доброжелательности. Создание...