Программа ЛЛО "Солнышко"
рабочая программа на тему

Зимулькина Надежда Александровна

Программа летнего лагеря отдыха для учащихся начальных классов при школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma._lager_solnyshko.docx35.93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Пакет

документов по лагерю

с дневным пребыванием

«Солнышко»

2017 год

1. Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:

- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;

- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.

Лагерь размещается на базе МБОУ «Инсарская СОШ №1». В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Содержание деятельности лагеря должно быть направлено на разрешение этих противоречий. Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.

Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы ЛОЛ «Солнышко»  - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой одну смену.

Цель программы:

Всемерно укреплять здоровье детей, содействовать утверждению в жизни ребенка идеи добра и красоты, духовного и физического совершенства.

Задачи программы:

  • Способствовать формированию интереса к физической культуре и спорту, потребности в укреплении собственного здоровья.
  • Создать условия для оптимального двигательного самовыражения и самореализации детей.
  • Помогать сплочению детей в группы и коллективы по интересам, оптимизировать жизненные интересы, творчество детей.
  • Развить социальную активность, пробудить и привить интерес к себе и окружающим.

Принципы программы:

Программа  летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех детей  в программе  развития творческих способностей.

4. Принцип  дифференциации  воспитания: дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип  творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это  характеристика  личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Сроки реализации программы: июнь 2017 года: лагерная смена, 21 день.

Ожидаемые результаты работы лагеря:

- укрепление здоровья детей;
            - развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
            - расширение социального опыта;
             - формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
             - вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
             - формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.

Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.

2. Концептуальный подход

Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества. Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или чужого опыта.

Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Досуговая деятельность в лагере «Солнышко» направлена на вовлечение детей в мероприятия с последующим выявлением их наклонностей и способностей.

3. Методическое сопровождение программы

  -Основными методами организации деятельности являются:

  • Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
  • Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, ритуалы);
  • Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
  • Метод коллективной творческой деятельности (КТД).

 -Психологические услуги.

Психологические услуги предоставляются в следующих формах:

  • Проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
  • Беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.  

 Формы и методы работы

Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники, праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры, дискуссии); в которых дети непросто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации.Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.

4. Механизм реализации

«Солнышко» -  лагерь дневного пребывания. Этапы реализации программы:

   1.Подготовительный (май):

-подбор кадров;

-проведение стажерской площадки для педагогов, работников лагеря;

-подготовка методических материалов;

-подготовка материально-технической базы.

   2. Организационный (июнь, 1 день смены):

-формирование отрядов;

-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

-оформление уголков отрядов.

   3. Основной (21 день):

-образовательная деятельность;

-оздоровительная деятельность;

-культурно-досуговая деятельность;

-методическая работа с воспитателями.

   4. Заключительный:

-закрытие смены (последний день смены);

-сбор отчетного материала;

-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

     Образовательная деятельность в рамках лагеря предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.

Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

    Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, присутствие учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

     Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение выставок и театров города.

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

5. Нормативно-правовые условия:

  • Закон «Об образовании РФ»
  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
  •  Устав МБОУ  «Инсарская СОШ №1»
  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
  • Приказы Управления образования.
  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
  • Заявления от родителей.
  • Акт приемки лагеря.
  • План работы.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации данной программы ожидается:

  1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
  2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
  3. Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
  4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
  5. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
  6. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
  7. Расширение кругозора детей.
  8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
  9. Личностный рост участников смены.

№ п/п

Мероприятия

Место проведения

1

КТД «День знакомств»

Линейка – инструктаж об организации лагерной смены;
конкурс «Моя визитка»;
игровая программа «Будем знакомы»

 

На школьной площадке.
В отрядах.
На спортивной площадке.

2

КТД «День лагеря»

Выбор органа самоуправления в отрядах лагеря, оформление уголков, конкурс на лучшую эмблему уголка.
«Весёлые старты»

 

В отрядных комнатах.
На улице, на асфальте.
На школьной спортивной площадке.

3

КТД «День рекордов»

«Спортивная программа «Кто быстрее».
«Весёлая нотка» –  музыкальная викторина.
Занятия оригами «Цветы лета».

 

На спортивной площадке
Актовый зал.
В отрядных комнатах.

4

КТД «День Земли»

Книги о природе «Зелёный наряд Земли».
Презентация «Береги свою планету!»
Конкурс рисунков «Моя зелёная планета».

 

Школьная библиотека.
Актовый зал.
На улице, на асфальте.

5

КТД «День спорта и туризма»

Фестиваль игр.
Настольные игры.
Викторина «Что такое футбол?».
Игра в футбол.

 

В отрядных комнатах.
Актовый зал.
На спортивной площадке

6

КТД «День этикета»

«Умей дорожить дружбой» викторина.

Игра «Я приглашаю вас в гости»
Обучающий практикум «У меня зазвонил телефон»
Конкурс «Самые воспитанные».

 

На школьной площадке.
В отрядных комнатах.
В отрядных комнатах.
Актовый зал.

7

КТД «День успехов»

«Час весёлого настроения» игры
Спортивная эстафета.
Игра «Звёздный час»
Посещение районной библиотеки.

 

На школьной спортивной площадке.
Актовый зал
Библиотека

8

КТД «День танца»

«Если песню запевать…» –  игра с музыкальными движениями.
Музыкальная программа – «Дискотека»
Экскурсия в РДК

 

На школьной спортивной площадке.
Актовый зал
В отрядных комнатах.

9

КТД «День рыцаря»

«Рыцарский турнир» –  спортивная игровая эстафета.
КВН «А ну-ка мальчики!»
Соревнования по шашкам.

 

На спортивной площадке.
Актовый зал
Спортивный зал

10

КТД «День принцесс»

Конкурсная игровая программа – «А ну-ка девочки!»
«Хозяюшки» – конкурс с элементами викторины.
Конкурс  рисунков « Замок моей мечты»

 

На школьной спортивной площадке.
В отрядных комнатах.

11

КТД «День художника»

Конкурс рисунков на асфальте – «Радуга».
Заочная  экскурсия в музей С.Д.Эрьзи
Работа с пластилином «Летний пейзаж»

 

На школьной площадке.

В отрядных комнатах.

12

КТД «День книги»

«Весёлые сказки» – викторина
Правила поведения в библиотеке.

Игра «Мои любимые сказки»

 

В отрядных комнатах.
Библиотека.
Спортивная школьная площадка.

13

КТД «День города»

«С днём рождения, Инсар!»
Участие в празднике

 

Линейка на улице
Стадион.

14

КТД «День открытий»

Волшебное оригами. Конкурс поделок.
Игровая программа «Чтобы  радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Весёлые старты: «Джунгли зовут».

 

В отрядах
Актовый зал
На школьной спортплощадке.

15

КТД «День здоровья»

Игра «Я и мои друзья – спортивная семья»
Субботник
Конкурс плакатов между отрядами: «Я и спорт»
Презентация «Чистота – залог здоровья»

 

На школьной спортплощадке
Актовый зал
В отрядах

16

КТД «День памяти»

Линейка «Нам не нужна война!»
Поход в музей.
Конкурс рисунков: «Мы за мир во всём мире»

 

На площадке

 

В отрядах

17

КТД «День творчества»

Интеллектуальная игра «Тропою сказок»
Путешествие-викторина «В мире сказок»
Мастерская «Умелые ручки». 
Сказочная страна оригами.

 

В отрядах

Актовый зал

Творческие мастерские

18

КТД «День музыки»

Конкурс: «Угадай мелодию!»
Детская дискотека.
Конкурс на лучшую музыкальную газету.

 

Спортзал
Актовый зал
В отрядах.

19

КТД «День России»

Беседа: «Россия - многонациональное государство» .
Презентация «На что имеем право»
Конкурс рисунков и поделок «Моя Родина»

 

Актовый зал
В отрядах

20

КТД «День профилактики»

Игра: «Знаем правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

Правила поведения на летних каникулах.
Конкурс «Загадки – предупреждалки»

 

Спортивная площадка.

Актовый зал
В отрядах

21

КТД «День закрытия лагерной смены»

Линейка.
Игровая программа «Вот и смена прошла»
Конкурс рисунков
«Мы здоровые ребята, потому что посещали лагерь «Солнышко!»».

 
На спортивной площадке
В отрядах

Начальник лагеря                                                                Н.А.Зимулькина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...