Внеурочная деятельность "Первые шаги на сцене" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Артамонова Наталья Петровна

      Направленность данной программы  театрального кружка  по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.

     Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

     Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

          Программа театральной деятельности основана на следующих принципах:

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

-принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на

  общую радость и пользу.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_pervye_shagi_na_stsene_2_klass.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 имени Героя Советского Союза В.А.Стёпина»

СОГЛАСОВАНО                                        Рассмотрено                                                                УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по ВР                        на педагогическом совете                                                    Директор школы

________Т. В. Антоненкова               Протокол №1 от 30.08.2016 г.                           _________ М. М. Егоренкова

«01»  сентября  2016 г.                                                                                                                «01» сентября 2016 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Первые шаги на сцене»

для 2-А класса на 2016-2017 учебный год

направление: социальное

Учитель: Артамонова Н. П.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 - А классе «Первые шаги на сцене»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

     При разработке программы   были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович,

Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра.

Цель образовательной программы – формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению. эстетическое воспитание участников.

2. Общая характеристика курса

Направленность данной программы  театрального кружка  по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

          Программа театральной деятельности основана на следующих принципах:

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

-принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на

  общую радость и пользу.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.

3. Место в учебном плане

Количество часов в год – 34  

Количество часов в неделю – 1

4. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса

     Освоение  навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами, умения сопереживать, отстаивать свою точку

  зрения, внимательно и с уважением относиться к иному мнению;

  развитие  творческих способностей: эмоциональности, внимания, восприятия, воображения, фантазии, самостоятельной импровизации, мышления,

  памяти, речи, чувства ритма, координации движений.

5. Содержание курса   

        Введение в театральную деятельность.

Особенности работы театрального кружка. Техника безопасности на занятиях.

     Основы театральной культуры.

Особенности организации работы театра. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Виды театрального искусства. Правила поведения в театре.

Культура и техника речи.

Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.

Кукольный театр. Виды кукол и способы управления ими.

Знакомство с кукольным театром. Виды кукол. Особенности управления куклами-марионетками, куклами-перчатками, ростовыми куклами.

Работа над кукольным спектаклем.

Работа с текстом. Репетиции. Изготовление декораций и бутафории, подготовка ширмы        

Ритмопластика.

Создание  образов с помощью жестов, мимики. Развитие чувства ритма, быстроты реакции, координации движений. Воображение детей, способности к пластической импровизации.  

Театральная игра.

Развитие смелости, сообразительности. Закрепление понятий «Если бы» и «предлагаемые обстоятельства. Этюды с придуманными обстоятельствами.

Актерское мастерство.

 Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Взаимодействие актеров на сцене. Вживание в текст.

Работа над спектаклем.

Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей. Работа над характерами героев. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ.

УУД:

 приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), об общественных нормах поведения в  различных местах (театре); первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни; 

 получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

приобретение навыков взаимодействия школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной социальной среде; получение  практического подтверждения приобретённых социальных знаний (ценить или отвергать).

6. Календарно-тематическое планирование 

№п/п

Тема занятия

Основные виды деятельности учащихся

Дата проведения

по плану

Изменения,

аргументация изменений

1 четверть

1.

Особенности работы кружка. Техника безопасности на занятиях.

Познакомиться с планом  работы кружка. Освоить правила работы кружка и технику безопасности.

2.

Особенности организации работы театра.

Познакомиться с особенностями организации театра, с театральными профессиями. Формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

3.

Основы театральной культуры.

Иметь понятие  о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д., Исполнять этюды на развитие памяти.

4.

Основы театральной культуры.

Иметь  понятие  о видах театрального искусства. Изучить   правила поведения в театре. Исполнять  этюды на развитие воображения.

5.

Культура и техника речи. Сценическая речь.

Провести артикуляционную гимнастику. Разучить скороговорки. Упражняться в произношении, артикуляции, быстроте и четкости проговаривания слов и фраз, использовании междометий, слов, фраз, стихов, поговорок. Исполнять этюды по развитию сценической речи.

6.

Культура и техника речи Сценическая речь.

Использовать в упражнениях логическое ударение, паузу, необходимую интонацию.

Находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. Исполнять этюды по развитию сценической речи.

7.

Актерское мастерство.

Соединять  словесное действие (текст) с физическим действием персонажей. Упражняться в активном использовании междометий, слов, фраз, стихов, поговорок.

8.

Актерское мастерство.

Учиться взаимодействию актеров на сцене. Исполнять этюды на выражении эмоций.

9.

Театральная игра.

Выполнять артикуляционную гимнастику.  Исполнять этюды с придуманными обстоятельствами.

10.

Работа над спектаклем.

Упражняться в активном использовании междометий, слов, фраз, стихов, поговорок. Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ.  Распределение ролей.

11.

Актерское мастерство. Работа над спектаклем.

Вживание в текст. Исполнение этюдов на развитие мышления, памяти.

12.

Актерское мастерство. Работа над спектаклем.

Учиться взаимодействию актеров на сцене. Провести артикуляционную гимнастику.

13.

Ритмопластика. Работа над спектаклем.

Учиться создавать  образы с помощью жестов, мимики. Освоить комплекс дыхательной гимнастики, исполнять этюды на выразительность жеста.

14.

Театральная игра. Генеральная репетиция.

Участвовать в театральной  игре «Существительное – прилагательное».

Провести генеральную репетицию спектакля.

15.

Спектакль.

16.

Коллективный анализ.

Проанализировать исполнение ролей участниками спектакля. Формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы. Провести упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок.

17.

Актерское мастерство.

Учиться взаимодействию актеров на сцене. Провести упражнения на развитие диапазона голоса.       

18.

Ритмопластика.

Исполнять этюды на выразительность жеста, упражнения на «разогрев суставов», чувства ритма, быстроты реакции, координации движений.

19.

Ритмопластика.

Упражняться в пластической импровизации.  Исполнять этюды на выразительность жеста.

20.

Театральная игра.

Участвовать в игре «Звучащие игрушки». Провести артикуляционную гимнастику.

21.

Театральная игра.

Участвовать в игре «Звучащие игрушки».

Провести упражнение на развитие диапазона голоса.

22.

Театральная игра.

Участвовать в игре «Конкурс инсценированной песни».

Провести упражнения на развитие диапазона голоса.

23.

Театральная игра.

Участвовать в игре  «Конкурс инсценированной песни».

Провести артикуляционную гимнастику.

24.

Кукольный театр. Виды кукол и способы управления ими.

Познакомиться  с кукольным театром, видами кукол, особенностями управления куклами-марионетками, куклами-перчатками, ростовыми куклами.

25.

Работа над кукольным спектаклем.

Исполнять этюды на отработку движений кукол различных видов.

26.

Актерское мастерство. Работа над кукольным спектаклем.

Учиться взаимодействию кукол-актеров на сцене. Провести артикуляционную гимнастику.

27.

Актерское мастерство. Работа над кукольным спектаклем.

Выбор пьесы/сказки. Распределение ролей/персонажей. Вживание в текст. Исполнение  этюдов на отработку движений кукол различных видов.

28.

Театральная игра. Работа над кукольным спектаклем.

Вживание в текст.  Участвовать в игре «Существительное – прилагательное». Провести

упражнение на развитие диапазона голоса.

29.

Театральная игра. Работа над кукольным спектаклем.

Участвовать в игре «Узнай  персонаж». Провести артикуляционную гимнастику.

30.

Актерское мастерство. Работа над кукольным спектаклем.

Взаимодействовать с другими  актерами на сцене. Исполнять  этюды на выразительность жеста.

31.

Театральная игра. Работа над кукольным спектаклем.

Взаимодействовать с другими актерами на сцене. Исполнять  этюды на отработку движений кукол различных видов.

32.

Генеральная репетиция.

Провести генеральную репетицию спектакля.

33.

Спектакль.

34.

Коллективный анализ.

Проанализировать исполнение ролей участниками спектакля. Формулировать выводы из полученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

7. Учебно-методическое обеспечение курса.

Рабочая программа по курсу кружка  «Театральный»

  1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.
  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
  3. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
  5. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
  6. Безымянная. О.Н., Школьный театр. -  М., 2001

Презентации: История театра. Виды театра. Мир театральных профессий. Правила поведения в театре. Кукольный театр. Виды кукол. Театр малых форм. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки.

Шаблоны для изготовления кукол.  Компьютер.

8.Планируемые результаты освоения программы курса.

К концу обучения   по данному курсу  ученик достигнет следующих результатов.

У  ученика будут сформированы:

  • внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе;
  • умение включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
  • эмпатия  как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • умение строить речевое высказывание в устной форме;
  • познавательные интересы, учебные мотивы, уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов;
  • начальные представления о  прекрасном и элементарные эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
  • умения вносить необходимые коррективы;
  • умения планировать работу и определять последовательность действий.