Здоровьесберегающие технологии в работе театрального кружка «Сказочный калейдоскоп» для детей с нарушением слуха
материал (4 класс) на тему

Юдина Людмила Леонидовна

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система мер, включающая в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов обучающей среды, наиболее значимых среди известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Юдина Людмила Леонидовна

Русских Наталья Анатольевна

Здоровьесберегающие технологии в работе

театрального кружка «Сказочный калейдоскоп»

для детей с нарушением слуха

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Интенсивное развитие современного общества предъявляет всё более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье человека – одна из важнейших задач каждого государства.  Тема здоровья была и остаётся актуальной во все времена, а в 21 веке она стала первостепенной. Но ещё более ак4туальным остаётся вопрос о здоровье детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здрового образа жизни подрастающего поколения. На сегодняшний день в образовательных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором, которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Педагоги образовательных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития детей, активно внедряя в этот процесс современные здоровьесберегающие технологии.

 Здоровьесберегающие образовательные технологии - это система мер, включающая в себя взаимосвязь и взаимодействие всех факторов обучающей среды, наиболее значимых среди известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак - использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Основной целью здоровьесберегающих технологий является: создание условий для формирования у воспитанников  представлений о здоровом образе жизни, умении оказать себе и ближнему первую необходимую помощь (для этого совместно с медицинским персоналом школы проводятся практикумы по оказанию помощи в различных чрезвычайных ситуациях, с которыми дети достойно справляются), а также формирование и развитие умений, навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются физкультминутки, комплексы занятий для глаз, разработанных на каждый день недели, дыхательная гимнастика, пальчиковая зарядка, закаливающие процедуры.

Как воспитатель класса и музыкальный руководитель, мы выбрали себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот – искусство, театральное искусство. Ведение театрального кружка в школе для детей с нарушением слуха способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс в целом, т.к. происходит сплочение детского коллектива, расширяется культурный диапазон обучающихся, снимается физическая и умственная нагрузки, развивается координация движений, происходит укрепление и развитие организма детей. Нами была разработана программа театральной студии «Сказочный калейдоскоп», по которой мы занимаемся продолжительное время. Основные направления, на которые опирается наша работа с детьми в течение учебного времени: театральная игра, ритмопластика, техника речи.

Театральная игра учит ориентироваться в пространстве, развивает способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, помогает запоминать героев спектакля, развивает слуховое, зрительное внимание, память, наблюдательность, фантазию, воображение, воспитывает нравственно-этические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей младших школьников с нарушением слуха, выразительности телодвижений.

Техника речи подразумевает игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, развитие остаточного слуха. Речевые игры позволяют овладеть всеми доступными для наших детей средствами музыкальной выразительности, т.к. музыкальный звук развивается в тесной связи со слухом речевым, что особенно важно для детей с нарушением слуха. Активно используем на занятиях по театральному искусству логоритмику – метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, т.к. она направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь-движение», способствует совершенствованию психофизических функций. Дыхательная гимнастика корректирует нарушение речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу, правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию, развитие голоса.

Выполнение здоровьесберегающих технологий во время занятий театральной деятельностью помогает сохранить, укрепить здоровье ребёнка. Она даёт возможность зарядиться бодростью, жизнерадостностью, сохраняет высокую работоспособность детей.

Таким образом, результатами театрально-оздоровительной работы являются:

- повышение личностной ценности, содействуя формированию позитивной «Я - концепции»;

- стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;

- обеспечивание  адекватной реакции на негативные эмоциональные состояния;

- снижение уровня заболеваемости;

- стабильности физической и умственной работоспособности детей.

Литература:

1.Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания» М.Просвещение, 1976

2.Игры, обучение, тренинг..Под ред.Петрушинского. –М.; Новая школа, 2003.

3.Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество»-пьеса для школьного театра, журнал «начальная школа».№11.1997.

4.Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию» -М.: Новая школа, 2006

5.Программа театрального кружка «Сказочный калейдоскоп»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение новых технологий в обучении детей с нарушением слуха

Сегодня на первый план выходят технические системы, ориентированные на потребителя с дефектами слуха и речи, позволяющие эффективно осуществлять реабилитацию. В современных слухоречевых приборах колле...

Публикация творческой работы: "Особенности подготовки и проведения ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПРАЗДНИКОВ в начальной школе для детей с нарушениями слуха".

Проблема сохранения и развития физического и психического здоровья младших школьников с нарушениями слуха, а также организация активного отдыха может быть решена на уроках физической культуры, ритмики...

Система работы по формированию диалогической речи у детей с нарушениями слуха.

Цель сурдопедагогики - нормализация общения ребёнка с нарушениями слуха с окружающим социумом. В работе представлен опыт работы по формированию навыков диалогической речи у слабослышащих младших школь...

«Игровые приемы работы по развитию слухового восприятия детей с нарушениями слуха»

Обучение различению на слух высоты звучанийЦель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.Игра: «Высоко - низко»Оборудование: пианино, игрушки (птичка и мишка), табличкиРечевой материал: буде...

Конспект внеклассного занятия , проведённого в 3 классе для детей, имеющих нарушения слуха с использованием технологии сказкотерапии "Сказка про ёжика Витю"

Цель: Создание условий для предупреждения возникновения трудностей в межличностном общении, формирования чувства неполноценности. Формирование навыков жизнестойкости через осознание того, что «настоящ...

статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и формирование познавательной активности у детей с нарушенным слухом»

Формирование познавательной активности  является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для  слабослышащих детей  нару...

«Использование компьютерных технологий как средства наглядности на уроках в начальной школе для детей с нарушением слуха»

   Применение компьютерных технологий особенно важно в работе с детьми в коррекционной школе, так как уровень развития учащихся характеризуется недостаточностью познавательной деятель...