«Игровые приемы работы по развитию слухового восприятия детей с нарушениями слуха»
методическая разработка по логопедии на тему

Обучение различению на слух высоты звучаний

Цель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.

Игра: «Высоко - низко»

Оборудование: пианино, игрушки (птичка и мишка), таблички

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, птичка, мишка, покажи(те), высоко, низко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

«Специальная (коррекционная)общеобразовательная

школа-интернат I - II вида»

«Игровые приемы работы по  развитию слухового восприятия  детей с нарушениями слуха»

Учитель – дефектолог:

Буинова О. В.

Улан – Удэ

2014-2015 уч.г.

Обучение различению на слух высоты звучаний

Цель: учить различать на слух высокие и низкие звучания.

Игра: «Высоко - низко»

Оборудование: пианино, игрушки (птичка и мишка), таблички

Речевой материал: будем играть, слушайте, да, нет, верно, неверно, птичка, мишка, покажи(те), высоко, низко.

Ход игры.

         Дети располагаются вокруг пианино, за которым сидит педагог.  На пианино, над нижними регистрами, стоит (сидит) мишка, над верхними – птичка. Педагог воспроизводит низкие звуки, обращая внимание детей на то, в какой части пианино он играет, и показывает, как идет мишка. Он повторяет низкие звуки и побуждает детей изображать мишку, покачиваясь и произнося по возможности низким голосом – О___, ООО.

 Аналогично предъявляются высокие звуки – летит птичка, дети изображают птичку- пи пипи (по возможности высоким голосом).

       Педагог играет на пианино в разной последовательности, то в низком, то в высоком регистрах. Дети изображают или мишку, или птичку. Педагог обращает внимание детей и на то, как изменяется вибрация пианино при воспроизведении низких и высоких звуков (они прикладывают руки к пианино). По мере усвоения данного упражнения после воспроизведения детьми движений педагог спрашивает: «Как звучало?» и учит детей отвечать с помощью табличек, расположенных соответственно рядом с мишкой над низким регистром и с птичкой – над высоким.

        Дети часто вместо характеристики звука  называют игрушку того, кого они изображают. В этом случае педагог  подтверждает, «Да, мишка». И вновь спрашивает: «Как звучало?», показывая ребёнку  на соответствующую табличку и помогая прочитать. Когда они начинают уверенно справляться с заданием, видя, как педагог играет на пианино,  звучания предлагаются уже на слух. С этой целью пианино закрывают ширмой.

      Важно, чтобы вначале педагог воспроизводил максимально  контрастные звуки по высоте. Постепенно контрастность должна снижаться. В ответ дети изображают птичку или мишку и характеризуют звучание, пользуясь табличками над пианино (над высокими и низкими регистрами). В дальнейшем игра может видоизменяться и усложняться: детям для различения предлагаются не только низкие и высокие звучания, но и средние (например, танцует кукла).

         Дети могут не изображать игрушки,  а  показывать  соответствующие картинки,  размещать их  над клавишами пианино в зависимости от высоты: справа – птичка, посередине – кукла, слева – мишка и т. п. Дети  могут изображать  высоту звука  рукой – разводить руки в стороны,  вниз – а _____(низким голосом), у груди  а____(голосом нормальной высоты), над головой – а ____(высоким голосом) и т.п.

Игра: «Какая чашка (стакан)звучит?»

Оборудование: 4 одинаковые чашки или стакана, в двух немного воды (одинаково в каждой), в двух других налито почти до краёв, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушайте, как звучало? Да, нет, верно, неверно, чашка, покажи(те), высоко, низко.

Ход игры:

         Дети стоят или сидят вокруг маленького столика, в одном конце которого стоят 2 чашки с небольшим количеством воды, в другом – заполненные до краев. Педагог предлагает детям поиграть. Он деревянной палочкой ударяет сначала по чашкам, стоящим с одной стороны, обращая внимание с помощью естественных жестов, что звук одинаковый, затем с другой, также подчёркивая, что звук одинаковый.

        После этого он ударяет по чашке с большим  количеством воды,  а затем по полной и обращает внимание детей на то, что звук разный (используя естественные жесты). Он вновь ударяет по чашкам с небольшим количеством воды и показывает табличку низко, а затем по полным чашкам – высоко.       Педагог на глазах детей ударяет то по первым чашкам, то по вторым и спрашивает: «Как звучало?»,  в ответ дети показывают соответствующую табличку,  лежащую под данными чашками.

          Педагог убирает одну из чашек за экран, стучит по ней и спрашивает: «Как звучало?»,  в ответ дети показывают табличку под второй чашкой с таким же количеством воды. Аналогично проводится упражнение с другой чашкой. Педагог предлагает детям угадать, по какой чашке за экраном он стучит.

           После того как дети показывают соответствующую чашку, педагог поднимает экран,  повторяет звук (если кто то из детей ошибся, но может исправиться) и  спрашивает: «Как звучало?» Дети прочитывают соответствующую табличку. Для облегчения проведения данной игры -упражнения можно заполнять чашки с водой разного цвета.

Различие на слух голосов птиц и животных

Игра: «Это кто?»

Цель: учить различать при  ограниченном выборе голоса птиц и животных.

Оборудование:  пластинки или кассеты с записью голосов,  например, мычание коров, стук дятла,  кукуканье кукушки, лай собаки, мяуканье кошки,  кваканье лягушки, картинки с подписями, игрушки.

Речевой материал: будем играть, пластинка (кассета), да, нет, верно, неверно, корова, дятел, кукушка, собака, кошка, лягушка.

Ход игры:

         Педагог показывает соответствующую игрушку или картинку (например, кошку) и спрашивает детей, как она мяукает. После воспроизведения детьми голоса кошки (собаки, курицы) включает запись.  Аналогично педагог знакомит детей с голосом других животных или птиц. Соответствующие игрушки ставятся на стол, картинки помещаются в наборном полотне или на доске. Затем педагог предлагает детям узнать, чей голос слышит.

      В случае ошибки он, не выключая записи,  показывает соответствующую игрушку или картинку. Вначале дети различают наиболее  противопоставленные по звучанию голоса при ограниченном (из 2 – 3) выборе, например: мычание коровы – стук дятла – голос кукушки, лай собаки – мяуканье кошки – кваканье лягушки и т.п. Постепенно выбор расширяется.

Обучение определению направления источника звучания.

Игра «Кто играл?»

Цель: учить определять направление звука: слева или справа.

Оборудование: барабан (или бубен, гармошка и т.п.), платок, таблички.

Речевой материал: будем играть, слушай (те), барабан (бубен, гармошка), кто играл? Где звучало? Да, нет, верно, неверно, справа, слева.

      Ход игры: один ребенок становится в центре, справа и слева от его на одинаковом расстоянии (например, 1-2 метра) выстраиваются в 2 шеренги остальные дети. У первого ребенка той или другой шеренги – барабан (или бубен, гармошка). Педагог предлагает играть на барабане ребенку из первой шеренги, а затем спрашивает водящего (т.е ребенка, находящегося в центре), кто играл.  Водящий показывает на  игравшего на барабане ребенка. Ребёнок, который играл на барабане, передает его рядом стоящему ребенку и встает последним в шеренгу.

       Аналогично проводится работа с ребенком из другой шеренги. Затем водящему  завязывают   глаза  платком,  и он на слух определяет,  кто  играл  на  барабане, т.е.  определяет  направление   звука). Повторяется 2-3 раза, а затем  выбирается новый водящий (ли водящие, т.к. ими могут быть сразу 2-3 ребенка).  Аналогичную работу можно проводить работу по определению направления звука, расположенного спереди – сзади, справа – спереди –сзади. Главное, чтобы двое или четверо детей находились на одинаковом расстоянии от водящего и все имели одну и ту же звучащую игрушку (например: барабан, дудку) или  звучащая игрушка может быть одна, а после извлечения  из неё  звука её берет педагог и только затем развязывает  платок, которым завязаны глаза водящего. При правильном подобранном режиме работы даже глухие дети слышат звук голоса с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 1,5 – 2 метра (см. методика уточнения режима звукоусиления). Поэтому, если дети протезированы  биноурально, т.е. двумя инд. слуховыми аппаратами заушного типа, следует учить их определять направление звучания голоса. Упражнения могут проводится в той же форме, при этом произносится имя ребенка. Постепенно детей нужно научить отвечать не только на вопрос: «Кто играл?», но и на вопрос «Где звучало?» - справа, слева и т.д. при этом нужно, чтобы ребенок сначала показывал направление звука, а затем – называл, т.к. он мог не усвоить слово, определяющих направление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей детей с нарушением слуха по использованию слухового аппарата.

В данной статье даны полезные советы родителям о  слуховых аппаратах...

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты индивидуальных занятий в младшей группе для детейс нарушением слуха по развитию слухового восприятия иобучению произношению...

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению

Конспекты фронтальных занятий в младшей группе для детей с нарушением слуха по развитию слухового восприятия и обучению произношению....

А.С. Макарова, Я.А. Мищенко г. Санкт-Петербург АРТТЕРАПИЯ И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В статье поднимается проблема использования арттерапевтических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха).  Дается и...

Статья по теме: Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха

представляю статью по актуальной теме "Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха"...

Буклет по теме "Рекомендации педагогу, который работает с детьми у которых нарушен слух"

Важнейшей задачей является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также...