Статья по теме: Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха
статья

Андреева Екатерина Михайловна

представляю статью по актуальной теме "Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме: Методы и приемы обучения игровой деятельности детей с нарушением слуха

Разработчик:

Андреева Екатерина Михайловна,

 воспитатель

Санкт-Петербург

2021

Методика обучения играм детей с нарушениями слуха опирается на закономерности игры слышащих детей, в ней учитываются особенности, присущие дошкольникам с нарушениями слуха [2].

При работе с детьми преддошкольного возраста, важно вызвать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, научить переносить действия, осуществляемые с одними игрушками, на другие. На этом этапе закладываются предпосылки будущей сюжетной игры. В большинстве случаев глухие и слабослышащие малыши не умеют играть с сюжетными игрушками, а ограничиваются манипулированием, т. е. вертят игрушки, перекладывают с места на место, бесцельно катают машины или водят кукол по комнате. Игры носят недлительный характер и быстро заканчиваются. Воспитатель побуждает детей внимательно рассматривать иг­рушки, сравнивать их, развивая внимание, память. Основные игрушки, используемые на этом этапе,— куклы, игрушки-животные: мишка, зайка, собака, кошка, машины, мячи, кубики, одежда, мебель, посуда для кукол. На глазах у детей постепенно объединяется несколько простых сюжетов (куклу накормили и положили спать; кукла поела и села смотреть телевизор и т. д.). Очень важно, чтобы дети привносили собственные элементы в игры, продемонстрированные ранее воспитателем. Для того чтобы в дальнейшем научить детей играть вместе, целесообразно проводить игры, где они действуют в паре: игры с мячом, скакалкой и т. д.

Важнейшим условием правильной организации действия с сюжетными игрушками является постоянное использование речи: все игровые ситуации сопровождаются устной речью, некоторые важные для овладения действиями с игрушками слова и фразы фиксируются на табличках и «прочитываются» (т. е. проговариваются) в процессе демонстрации игрушек и действий с ними («Это кукла. Покорми куклу. Кукла ест»). Организуются игры, в которых дети стирают кукольное белье, раздевают и одевают куклу, купают ее, готовят ей обед и т. д. Проведению таких игр предшествуют, помимо наблюдений, рассматривание картинок, беседы с детьми, обыгрывание атрибутов. В качестве методического приема используется подражание действиям воспитателя: он показывает правильную последовательность игровых действий, которые в дальнейшем будут воспроизводить дети.

Работа по обучению детей со сниженным слухом использованию предметов-заместителей предполагает определенную последовательность и зависит от уровня развития игры детей. [1]. Когда воспитатель только приступает к обучению играм с использованием заместителей, он демонстрирует действие с реальным предметом (расческа, мыло, термометр). Только затем, в ситуации отсутствия данного предмета, подыскивается и переименовывается подходящий предмет (например, палочка, брусок — это будет расческа... Потеряли расческу... Нечем причесать куклу...), демонстрируется действие с ним.

Другим способом построения и обогащения игры является ролевое поведение. При таком способе построения игры основным в сюжете является персонаж, характерное поведение которого ребенок имитирует, подчиняя ему предметно-игровые действия. На предыдущих этапах развития игры еще не происходит явного принятия роли, воспроизводится ряд действий (кормят, лечат куклу, строят дом и т. д.), однако роль содержится в действиях, связанных с сюжетной игрушкой. По мере развития игры воспитатель называет, обозначает роль словом. Следует помнить, что для детей освоение роли связано с действиями с соответствующими предметами, сюжетными игрушками. Поэтому, во-первых, важно следить за наличием игрушек, связанных с той или иной ролью, а во-вторых, стимулируя действия с игрушками, подсказывать, какую роль может выбрать ребенок («У тебя руль. Кем ты будешь? Ты шофер?»). В старшем дошкольном возрасте игры становятся более длительными, продолжаются в течение нескольких недель, видоизменяясь, обогащаясь новыми элементами; расширяется круг действующих лиц и отражаемых явлений. На этом этапе происходит овладение способами построения сюжета. Наиболее часто дети играют в такие игры, как «Парикмахерская», «Город», «У врача», «На почте», «Школа», «Ателье» и т. д. В этих играх объединяется ряд сюжетов (например, пошив одежды, болезнь ребенка, действия родителей, посещение парикмахерской, посещение магазина и покупка подарка для бабушки, приход в детский сад). В таких коллективных играх участвуют все дети, так как для этого требуется тщательный отбор речевых средств, их предварительное уточнение.

Помимо сюжетно-ролевых в программе содержатся игры-драматизации. Овладение ими связано со знакомством со сказками: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три поросенка», «Красная Шапочка». Подготовка к проведению таких игр требует участия сурдопедагога, так как с текстами сказок дети знакомятся на занятиях по развитию речи. Первоначально проводится эмоциональное рассказывание сказки с демонстрацией персонажей и их действий (показ картинок, диафильмов, использование кукольного театра); по ходу уточняются значения незнакомых слов, проводится беседа. Затем сюжет сказки воспроизводится через чтение, повторное рассказывание детьми. И только тогда, когда сказка понятна всем детям, воспитатель переносит ее в игру. Выясняются действия персонажей и их последовательность; подбираются костюмы и атрибуты игры, распределяются роли. 

При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:

• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания);

• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,

Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.

Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).

Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.

Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

Этот метод включает в себя следующие компоненты: - планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;

- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры;

- своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о мире.

- планомерное обогащение жизненного опыта детей.

Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом:

1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья

Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

2. уголок сенсорного развития

Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения

3. уголок конструирования

Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.

4. спортивный уголок

Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.

5. уголок изобразительной деятельности

Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-раскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»

6. музыкальный уголок

Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

7. художественно-речевой уголок

Яркие картинки, книжки.

8. экологический уголок

Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:

  • дидактические игры;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • подвижные игры;
  • пальчиковые игры;
  • сюжетное конструирование и др.

У детей с нарушением слуха наблюдается отставание в развитии воображение, он не может творчески войти в роль. При этом ребенок стремится как можно более точно передать внешние особенности изображаемого им персонажа, даже не существенные для данной роли: манеру ходить, снимать очки, привычные жесты и т. п. Повседневное руководство игровой деятельностью помогает формированию творческого отношения к действительности, развитию воображения. При создании адекватных условий и правильной организации в игре происходит коррекция, как отдельных психических функций, так и личности ребенка в целом.

Используемая литература:

  1. Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., Педагогика, 1975. – 112с.
  2. Гозова А. П. Психология трудового обучения глухих. – М.: Педагогика, 1979. – 156с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.

Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...

Активизация познавательной деятельности детей с нарушением слуха во внеурочное время.

Материал представляет собой рекомендации по активизации познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей во внеурочное время....

Правила орфоэпии (методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха)

Методическое пособие по обучению нормам орфоэпии детей, имеющими нарушение слуха....

Статья на тему: Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта

Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта. Маткриал будет полезен для учителей и специалистов, которые работают с детьми с нарушением интеллект...

Статья. Специальные условия обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в общеобразовательной организации

В работе с детьми, имеющими нарушения слуха, основное внимание учителя должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, особенностей его развития....

Рецензия на учебно-методическое пособие «Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения»

РЕЦЕНЗИЯна учебно-методическое пособие«Коррекционная направленность игровой деятельности детей с нарушением зрения»учителя начальных классовЖанны Николаевны ВаськинойГБОУ «Cпециально...