Конспект классного часа "Правда и ложь в сказках и в жизни", 4 класс
план-конспект урока на тему

Конспект классного часа "Правда и ложь в сказках и в жизни", 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель: Устьянцева Н. Д.

Студенты: Захарова Юлия

Методист: Посадских Лидия Семеновна

Подпись:

Тема «Правда и ложь в сказках и в жизни»

Цели:
1) выявить представления детей о том, что такое «правда» и «ложь»;
2) определить, что важнее ложь или правда;

3) научиться анализировать ситуации, различать хорошо и плохо;

4) убедить учеников в том, что человек, умеющий нести ответственность за честные поступки, достоин уважения.

Проведение данного классного часа направлено на достижение следующих задач:

Личностные:

  1. Помочь учащимся понять, почему  важно говорить правду, и чем страшна ложь.
  2. Объяснить ученикам, почему важно говорить всегда правду.

Предметные:         

  1. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Оборудование: проектор, презентация, 3 карточки с ситуацией.

Этапы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

словесный: слово учителя

1 мин

- Здравствуйте ребята, сегодня мы проведем у вас классный час. Сейчас сядут те ребята, у кого хорошее настроение, кто готов активно работать и внимательно слушать. А сейчас сядут остальные ребята.

Приветствие учителя

Положительный эмоциональный настрой на работу

Л: самоопределение к учебной деятельности

Р: самоорганизация

Мотивационный

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

Практический: отгадывание загадок

3 мин

        Послушайте сказку, приготовьтесь отвечать на  вопросы после прослушивания.

Сказка   «Не впускай в сердце ложь»

           За высокими  горами, за  зелёными  лесами жили-были  две  сестры. Одну  звали  Правда, другую Ложь. Правда  была  красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ  правду  любил, а Ложь  стороной  обходил, так как  она  мешала  им  честно  жить  и  трудиться. Вот, скажем, начинает  народ сев  зерна, чтобы урожай вырастить, а  Ложь  тут  как  тут: «Что вам  трудиться да  спины  гнуть, бросьте  зерна, ветер  их  сам  разнесёт».

          Честный  человек  её  не  слушает, знай  себе,   трудится,  а  ленивому  такой  совет  по  нраву: ляжет  под  куст,  да  и  заснёт.

Работа кое-как выполнена, сам себя  обманывает, урожаю  и  не  бывать  на  его  поле. А  это  голод  для  народа.

          Стал  народ  думать,  как  ото  Лжи  избавиться. Уж и правда её корила и стыдила, а ей хоть бы что, знай,  себе врёт и обманывает. Решил народ прогнать её вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор живёт она с нами и не кто не знает, как её изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнёт для Лжи своё сердце, то она там и поселится и очень трудно будет  от  неё  избавиться.

-На Земле с давних пор, правда и ложь ходят рядом. Очень трудно порой говорить правду, но если человек, хотя бы раз солгал, ему потом от этого избавиться сложно.

Принимают установку учителя

Слушают сказку

Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков, поступков окружающих людей;

Постановка темы и учебной задачи

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация

5 мин

Прослушав данную сказку, кто может сказать, о чем мы будем говорить на уроке?

Итак, сегодня тема нашего урока: «правда и ложь в сказке и в жизни»

Мы поговорим о правде и лжи, научимся отличать одно от другого;

- Ответим на вопрос: Как лучше жить с правдой в сердце или с ложью и обманом?  

  Как уберечь себя ото лжи?

Определение темы классного часа

Постановка учебных задач

Р: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

Актуализация опорных знаний

Словесный: слово учителя;

Наглядный: учебная презентация;

7 мин

Обсуждение понятий «правда», «ложь».
- Как вы понимаете значение слова «ложь»? (Намеренное искажение истины).
- Когда человек прибегает ко лжи? Зачем?
- На слайде слова. Прочитайте. (Правда, истина, честность, ложь, неправда, враньё, обман, фантазия).
-Какими близкими по значению словами можно заменить слово «правда»? 
(Истина, честность).
- Какими близкими по значению словами можно заменить слово «ложь»? 
(Неправда, враньё, обман).

Правда – это важная духовная ценность человека и человечества.

Правда – это истина, которая соответствует действительности и основана на честности, справедливости. (Дети читают, запоминают определения).
- Можно ли заменить слово «ложь» словом «фантазия»? (Нет. Фантазия – это продукт воображения, мечта).

Беседуют с учителем

Отвечают на вопросы учителя

П: осознанное построение речевого высказывания

К: построение речевого высказывания.

П: анализ, синтез

Решение частных задач

Словесный: слово учителя; учебный диалог. Наглядный: учебная презентация;

Практич.: анализ ситуаций.

Физ минутка

Практический: выполняют упражнения

Первичное закрепление материала

Словесн.: беседа

7 мин

3 мин

10 мин

Теперь нам нужно разделиться на группы, и рассмотреть ситуацию, которая связана с тем, что дети обманывают своих родителей.

Вам нужно ответить на главный вопрос

Как лучше жить с правдой в сердце или с ложью и обманом?  

Саша получил на уроке английского языка двойку.  Он знал, что дома его ждет тяжело больная мама, она не  будет ругать его, но очень огорчится. Он всеми силами пытался  избавиться от этой плохой оценки, решил вырвать страницу из дневника, и  сделать  вид, что все хорошо. 

 Мама попросила  дневник, полистала его,  все поняла и очень грустно сказала сыну: " Видимо, ты не успел подготовить урок, так как долго простоял в очереди, когда покупал мне в аптеке лекарство? Прости меня .сынок!" Саша опустил голову, и тихо сказал: "Прости, мамочка.  Я вчера долго смотрел телевизор!"

Проверка

Пришло время размяться. Повторяйте движение за нами.

Работа с  пословицами.

Дети читают и обсуждают пословицы о правде и лжи.


1.«Кто правдой живёт, тот добро наживёт.»

2.«Правда светлее солнца»

3. «Правда в огне не горит и в воде не тонет».

(Правду никогда не скроешь, её не сожжёшь, не утаишь, не утопишь.)

4. «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». 
(Лучше сразу признаться, сказать правду, чем скрывать её и мучиться)

5. «Один раз солгал –  другой раз не поверят.»

Но у русского народа есть ещё одна мудрость: «Ложь во спасение». Как же объяснить такую

пословицу.
Сейчас мы посмотрим мультфильм, который сделан на основе рассказа Валентины Осеевой «Что легче»

Какая из пословиц больше подходит? Почему?

Работают в группах

Анализируют ситуации

Формулируют аргументированное речевое высказывания

Высказывают свое отношение к ситуации

Повторяют движения за учителем

Высказывают и объясняют свое мнение

Анализируют пословицы

Выполняют задание учителя

К: допускать возможность различных точек зрения

П: осознанное построение речевого высказывания; анализ.

Р: обоснования своего суждения

Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

К: строить монологическое высказывание

П: осознанное построение речевого высказывания;

Р: преодоление импульсивности, непроизвольности; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

П: осознанное построение речевого высказывания

Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

Р: обоснования своего суждения

Вторичное закрепление

Словесный: слово учителя, беседа;

Наглядный: учебная презентация

7 мин

У каждого человека своя правда и свое видение различных ситуаций. Сейчас на слайде увидим вопросы, выберите ответ, который вам кажется, наиболее верным обоснуйте. 
1) Что, значит, быть честным?

 а) Никого никогда не обманывать

б) говорить всегда  только правду.

в) не лгать, не врать только близким людям


2) Что бы ты выбрал: горькую правду или сладкую ложь?

3) Какое убеждение, вам кажется самым правильным?

а) Если не сказать правду, то будет стыдно.

б) Правду, так как ложь  всегда наказуема.

в) Правду, потому что она всего сильней.

4) Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману?

 (Лиса, Баба Яга и др.).

Слушают учителя

Выполняют задание учителя

Аргументируют свой выбор

К: учет различных точек зрений; построение речевого высказывания.

Л: нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания

Заключение

Словесн.: слово учителя.

Практич.: работа с карточками.

5 мин

Наш классный час близится к концу. Сегодня мы с вами поговорили о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Радостно то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, ложь обходите стороной. Лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

Предлагаю вам прочесть правила честного поведения.

1)    Сказал – сделай.

2)    Не уверен – не обещай.

3)    Ошибся – признайся.

4)    Говори только то, что думаешь.

5)    Не можешь сказать правду – объясни почему.

6)    Поступай только честно.

Если вы будите соблюдать правила, которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.

Слушают учителя

Р: осуществлять итоговый контроль по результату.

Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Рефлексия

3 мин

«Мишень настроения». В зависимости от настроения каждый ребенок располагает свой выстрел (кружочек определенного цвета) в кольцо мишени.

Выполняют задание учителя

Р: анализировать собственную и нашу работу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока внеклассного чтения на тему "Сказки о животных". 1 класс

Знакомство детей со сказкой в игровой форме. Дети узнают, что сказки бывают: волшебные, бытовые и сказки о животных. Затем идет знакомство и работа с произведением В.Сутеева "Палочка - выручалочка"....

конспект обобщающего урока по первой части сказки Сивка-Бурка (3 класс, английский язык)

Класс: 3Учебное пособие: УМК Starlight 3 Student\'s book part 1Тип урока: обобщающийТема урока: fairytale "Sivka-Burka"Задачи урока: образовательная: развитие навыков чтения, аудирования и говорения...

Конспект классного часа на тему, «Какая у тебя воля?», 4 класс

Цели: расширить представление детей о самопознании и самовоспитании;*углубить понятие «сила воли»;* формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, во...

Конспект классного часа на тему: "Учусь оценивать себя сам" 2 класс

Конспект классного часа на тему: "Учусь оценивать себя сам" 2 класс...

Конспект классного часа на тему "Женский день – 8 марта" 2 класс

Цель: дать детям знания о празднике 8 марта.Задачи: обучающая: познакомить детей с историей праздника;               развивающая: ...

Конспект классного часа на тему "Мы здоровью скажем: Да" 2 класс

Цель: воспитывать серьезное отношение к своему здоровью; расширять кругозор учащихся.Задачи: обучающая: познакомить детей с правилами сохранения здоровья; Развивающая: развивать коммуникативные с...

Конспект классного часа «Красива ложь, да от правды не уйдешь» (3 класс)

Цель:формирование знаний у обучающихся о правде и лжи....