Статья: "Особенности построения занятий в ГПД (4 вид)"
статья (1 класс) по теме

Анжелика Шевлякова

Материал, содержащийся в статье, позволяет составить план занятий для учащихся из классов коррекционно-развивающей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_postroeniya_zanyatiy_v_gpd.doc (58.5 КБ)58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности построения занятий в ГПД

(4 вид)  

Амблиопия и косоглазие, обуславливая снижение остроты зрения и других зрительных функций, неизбежно становятся причиной зрительной депривации, снижения различительной способности зрительного анализатора, темпа и качества зрительной работы и, как следствие, ведут к снижению школьной успеваемости и успешной социализации личности. С целью обеспечения стопроцентного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать различные приёмы и методы коррекционной работы на уроке, в домашнем задании  в классах 4 вида коррекционно-развивающей направленности.

Структура урока

1.        Организационный момент.

Необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных заданий, чрезмерно волноваться, т.к. это может снизить качество зрительного восприятия.

2.        Постановка задач занятия.

Учитель сообщает ученикам, какие умения и навыки он будет проверять. Может попросить детей вспомнить соответствующие правила или приемы и пользоваться ими.

3.        Выполнение учащимися  заданий.

Индивидуальное выполнение заданий; диагностический материал не используется на обучающих занятиях.

4.        Физкультурная пауза со зрительной гимнастикой, паузами и зрительными упражнениями.

5.        Выполнение учащимися  заданий.

6.        Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Учитель-воспитатель не сообщает ученикам достигнутый ими уровень выполнения заданий. Оценивает прилежание, работоспособность, процент выполненных заданий от числа запланированных.

Особенности подготовки занятия:

1) Соблюдение санитарно-гигиенических норм, создание щадящего режима в дозировке мыслительной и зрительной нагрузки через  регулярное использование зрительных гимнастик, пауз, упражнений и тренажёров (количество определяется темой урока и контингентом  учащихся).

2) Определить программное содержание, конкретизировав его частными задачами по РЗВ (формирование, научение,  развитие, совершенствование и уточнение, обобщение).

3) Определить требования к детям по решению зрительной задачи.

а) объём и качество работы ребёнка

б) способ деятельности ребёнка (по образцу, самостоятельно, с помощью педагога, всем классом, индивидуально, по группам)

в) конечный результат деятельности и способ его проверки

4) Выбор заданий (количество) и использование ведущих принципов, специальных методик и средств обучения - основной метод ПРАКТИЧЕСКИЙ, а форма работы с учащимися - ГРУППЫ СМЕННОГО СОСТАВА

5) Подбор наглядных пособий  

Требования к изображению и его демонстрации:

- количество объектов, размер объектов

- удалённость объекта от ребёнка

- удалённость объектов друг от друга

- контрастность фона

- отсутствие бликов

- использование при показе указки…

- выбор места демонстрации

- чёткость изображения

- выделение рамки сюжетной картины

- обведение по контуру изображения

6) Подведение итогов

7) Оценка деятельности - рефлексия

Коррекционная работа.

Целью  деятельности классов  IV вида (слабовидящие) коррекционно-развивающей направленности является  достижение учащимися с амблиопией и косоглазием достаточного уровня обученности и готовности к продолжению образования без специальной  тифлопедагогической  и медицинской поддержки путём обеспечения максимального развития и автоматизации всех зрительных функций детей.

Здесь не обойтись без  системного и дифференцированного подхода в обучении через планомерную коррекционную работу, в которой главное-создание положительной атмосферы и формирование желания учиться.

Для эффективной коррекционной работы в классах IV вида коррекционно-развивающей направленности  необходимо выработать систему  по отработке пробелов в знаниях, умениях, навыках. Для этого необходимо организовывать коррекцию на любом этапе занятия через  развитие зрительного восприятия. Развитие зрительного восприятия  необходимо проводить в 5 направлениях.

В    соответствии с новыми подходами к обучению и воспитанию детей с нарушением зрения  -  внедрение ФГОС, опираясь на знания  индивидуальных, зрительных и психологических особенностей детей с амблиопией и косоглазием организация учебно-воспитательного процесса в классах 4 вида коррекционно-развивающей направленности подчинена определенным нормам и требованиям. Основным средством управления РЗВ является обучение детей способам видения через применение на каждом уроке системы зрительных пауз, гимнастик и зрительных упражнений, реализующих 5 направлений коррекционной работы, именно:

1) Развитие сенсорных эталонов

2) Развитие зрительно-пространственного восприятия

3) Развитие зрительно – моторной координации

4) Развитие восприятия сюжетного изображения

5) Развитие восприятия глубины пространства

Краткая характеристика содержания направлений

1. Развитие сенсорных эталонов:

- Узнавание, называние цветов  (1класс - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый; 2 класс - коричневый, серый, чёрный; 3 класс - различие оттенков серого, коричневого, красного, чёрного, фиолетового; 4 класс - все оттенки спектра);

- Соотнесение объектов по цвету;

- Фиксация по насыщенности;

- Выделение цвета в окружающей среде;

- Узнавание, называние формы (1 класс - квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал; 2 класс - шар, куб, цилиндр; 3 класс - конус, призма; 4 класс - параллелепипед, параллелограмм, эллипс)

- Соотнесение формы фигуры и её предметного изображения;

- Локализация;

- Дифференцирование сходных форм ;

- Соотнесение предметов по величине;

- Словесное обозначение величины;

- Раскладывание предметов в порядке возрастания (убывания).

2. Развитие зрительно-пространственного восприятия:

- Оценивание расстояния в  пространстве;

- Оценивание взаиморасположения предметов в пространстве;

- Определение пространственных отношений;

- Узнавание положения предмета в пространстве;

- Фигуро-фоновое различение;

- Определение постоянства очертаний;

3. Развитие зрительно-моторной координации:

- Проведение прямой горизонтальной линии от заданного начала к заданному концу, не отрывая карандаш от бумаги;

- Проведение горизонтальной линии слева направо, не отрывая карандаш от бумаги, и соединение середины первой полоски с серединой второй;

- Проведение прямой горизонтальной линии по середине между двумя горизонтальными линиями, не отрывая карандаш от бумаги;

- Проведение вертикальной линии от заданного начала к заданному концу, не отрывая карандаш от бумаги;

- Проведение прямой линии сверху вниз, не отрывая карандаш от бумаги, и соединение верхней полоски с серединой нижней;

- Проведение прямой вертикальной линии по середине между двумя вертикальными линиями;

- Обведение нарисованных фигур по пунктирной линии, а затем рисование точно таких фигур самому;

- Обведение предложенного рисунка по пунктирной линии, но проведение линии только в направлении указанном стрелками;

- Задания на анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий и различных углов (соединение точек, образующих цифру, букву….);

- Задания на определение постоянства очертаний (для оценки уровня определения постоянства очертаний целесообразно использовать задания на опознание (в виде обведения) центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, цвет и разное положение в пространстве);

- Работа с внутренним (внешним) контуром трафаретов;

- Штриховка, закрашивание, дорисовка;

- Лабиринты, путаницы;

- Работа с калькой;

- Нарисуй семью предметов фигур, брата – близнеца, фигуру больше - меньше данной….

4. Развитие восприятия сюжетного изображения.

5. Развитие восприятия глубины пространства

- Упражнения в определении удаленности, взаимного расположения объектов в свободном и замкнутом пространстве;

- Конструирование пространственной ситуации, моделирование их изображений на плоскости.

Уровни развития зрительного восприятия.

1.        Высокий уровень развития – если ребёнок справился с  заданиями быстро и самостоятельно или, используя при выполнении одного из заданий метод проб и ошибок, быстро достиг правильного результата.

2.        Средний уровень развития – если ребёнок выполняет  задания путём неоднократного использования метода проб и ошибок, но в конечном итоге справляется с заданиями.

3.  Низкий уровень развития – если ребёнок при выполнении  заданий использует метод наложения.                                                                                      

Зрительные паузы (отдых):

1) Комплекс упражнений В.Г.Маймулова

2) Методика Э.С.Аветисова

3) Методика У.Бейтса

4) Рисование глазами, уследи за указкой

5) Зрительные дорожки, помигай (поаплодируй) глазами, зажмурься, представь.

        Зрительные упражнения включаются в каждый общеобразовательный урок, плавно сочетаясь с темой урока. Зрительные упражнения решают задачи обучения и непосредственно реализуют 5 направлений развития зрительного восприятия.

Зрительные упражнения:

1) Графический диктант.

2) Контурные и силуэтные изображения.

3) На внимание (геометрические фигуры) запомни, оговори последовательность, что изменилось?

4) На внимание с ориентировкой по  геометрическим фигурам.

5) Спрятан предмет - расскажи направления.

6) Распознание фигур (букв, цифр), представляемых в необычном ракурсе (положении).

7) Задания на ориентировку относительно себя (8 направлений: впереди, сзади, слева, справа, впереди справа, сзади  справа, впереди слева, сзади слева).

8) Задания на ориентировку относительно предмета.

9) Задания на анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий и различных углов (соединение точек, образующих цифру, букву….).

10) Задания на фигурно-фоновое различие (для оценки уровня сформированности фигурно-фонового различия можно использовать задания на нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур - зашумлённый фон).

11) Задания на определение постоянства очертаний (для оценки уровня определения постоянства очертаний целесообразно использовать задания на опознание (в виде обведения) центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, цвет и разное положение в пространстве).

12) Работа с внутренним (внешним) контуром трафаретов.

13) Штриховка, закрашивание, дорисовка.

14) Работа с шаблонами.

15) Конструирование образца из геометрических фигур.

16) Задания на составление целого из частей предметного изображения (разные  картинки).

17) Наложение объектов друг на друга.

18) Карточки на локализацию СЭ из множества.

19) Предметные картинки для сравнения (Что изменилось? Найди различия…).

20) Лабиринты, путаницы.

21) Работа с калькой.

22) Работа с эмоциями.

23) Нарисуй семью предметов фигур, брата – близнеца, фигуру больше - меньше данной….

24) Построение пирамид (возрастание-убывание).

25) Определи на ощупь (буква…).

26) Домино.

27) Логический поезд.

28) Раскладка алфавита.

29) Раскладка чисел 1-25.

30) Работа на фланелеграфе.

31) Составь мозаичную картинку из геометрических фигур.

32) Найди зашифрованное слово САОИПГ (сапоги).

33) Исключи лишнюю букву и составь слово НАБОРВО=ворона.

34) Найди неизвестные буквы с----я (скамья).

35) Из слова составь другие слова.

36) Пиши буквы, сохраняя заданную цифрами последовательность (М-1,3,  А-2,4       МАМА).

37) Составление и разгадывание загадок, ребусов.

38) Тематические слоговые таблицы (слоговое лото).

ПИ    ТО   ГИ

ПО    РОГ  ТОР

РО   ПОТ    ТОП

Пирог, потоп, пироги, топот, топор, торги

39) Расставь значки под цифрами согласно образцу.

40) Определение настроения по цвету (красный-восторг; оранжевый - радость; жёлтый - светлое, приятное; зелёный - спокойное; голубой  - умиротворённое; синий - напряжённое; фиолетовый - уход в сферу фантазии; чёрный - упадок, уныние).

41) Развитие восприятия сюжетной картины (вопросы на выявление содержания картины, адекватного восприятия персонажей, понимание причинно-следственных связей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности учебного занятия в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО"

В статье раскрыты предметные цели и цели, ориентированные на развитие личности ребёнка, предложена опорная таблица для конструирорвания учебного занятия...

Статья: «Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка по учебнику М. С. Соловейчик»

В статье рассматриваются проблемы развития речи у учащихся начальных классов, анализируются возможности, подходы  и пути решения данных проблем в современной педагогической науке....

Методика построения занятий по оздоровительной гимнастике детей 7-9 лет.

Гимнастика является одним из наиболее эффективных способов коррекции слабого физического развития детского организма, среди основных видов гимнастик,направленных на сохранение и укрепление здоровья в ...

Технологическая карта построения занятия по развитию речи. (группа предшкольной подготовки)

Юрий Кушак «В магазине».Задачи: 1) Формирование речевой деятельности у дошкольников. Формировать у дошкольников умение удерживать ...

Особенности построения занятий в ГПД классов 4 вида.

Амблиопия и косоглазие, обуславливая снижение остроты зрения и других зрительных функций, неизбежно становятся причиной зрительной депривации, снижения различительной способности зрительного анализато...

Методические основы построения занятий направленных на подготовку школьников 7 – 8 лет по выполнению нормативов ГТО.

Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без пред...

Статья Особенности построения синтаксических конструкций

Статья Особенности построения синтаксических конструкций...