Методические основы построения занятий направленных на подготовку школьников 7 – 8 лет по выполнению нормативов ГТО.
методическая разработка по зож

Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без предварительной целенаправленной подготовки значительная часть школьников выполнить нормативные требования комплекса ГТО не может. Поэтому привлекать их к выполнению нормативов комплекса опасно, так как без предварительной подготовки это может привести к травмам или серьезным функциональным нарушениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_osnovy.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Методические основы построения занятий направленных на подготовку школьников 7 – 8 лет по выполнению нормативов ГТО

Успешность выполнения каждым школьником нормативов, которые определены Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне», во многом зависит от правильного подбора и применения в процессе физической подготовки упражнений избирательно-направленного воздействия, включающих в работу определенные мышечные группы и системы организма, а также от методики проведения занятий дополнительного образования .

Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без предварительной целенаправленной подготовки значительная часть школьников выполнить нормативные требования комплекса ГТО не может. Поэтому привлекать их к выполнению нормативов комплекса опасно, так как без предварительной подготовки это может привести к травмам или серьезным функциональным нарушениям.

Эффективность целенаправленной подготовки школьников 7 – 8 лет к выполнению нормативов комплекса ГТО во многом зависит от содержания и методики построения занятий.

Целевые занятия предусматривают решение одной педагогической задачи, включают один двигательный компонент физической подготовки. Во время проведения основной части занятий отводится на выполнения одного вида испытаний программы комплекса ГТО в различных сочетаниях, например, бег на короткие дистанции (отрезки от 30 до 100 метров), прыжки в длину с разбега, силовые упражнения с гантелями, набивными мячами, гирями. В заключительной части заканчиваются медленным бегом 3-5 минут переходящим в ходьбу, с последующим выполнением дыхательных упражнений и упражнений на расслабление мышц. Это позволяет ускорить восстановительные процессы в организме.

Физические упражнения следует распределить на занятиях так, чтобы они оказывали разностороннее воздействие на физическое развитие школьников, способствовали формированию прикладных двигательных умений и навыков. В первую половину основной части занятия обычно включают упражнения на овладения техникой (или элементом техники) двигательных действий, развитие быстроты движений и взрывной силы. Во вторую половину занятия включают упражнения для развития выносливости. Продолжительность одного занятия 45 минут.

Контрольные занятия проводятся с целью контроля за уровнем технической и физической подготовленности школьников 7 – 8 лет и выявления степени их готовности выполнить соответствующий норматив того или иного тестового испытания комплекса ГТО.  

Анализ полученных данных позволяет выявить эффективность применяемых в учебном процессе средств, методов, физических нагрузок, что дает возможность при необходимости оперативно вносить коррективы в занятия.

Анализируя научно – методическую литературу, указывается на широкое применение подвижных игр на уроках физической культуры, которые повышают общую эффективность обучения физическим упражнениям. Учёт возрастных особенностей и проведение подвижных игр в сочетании с другими видами физических упражнений оказывают благоприятное влияние на развитие организма, физическую подготовку и развитии е физических качеств детей 7 – 8 лет.

Подготовка к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО приносит кумулятивный эффект (суммирование, наслаивание результатов предыдущих занятий на каждое последующие), если заниматься физическими упражнениями не менее трех раз в неделю. Интервал между занятиями должен обеспечить полный отдых (восстановление) от предыдущего занятия, но не превышать 3-4 дней, так как сдвиги в организме, наступающее под влиянием мышечной деятельности, сохраняются непродолжительное время.

При подготовке к выполнению нормативов ГТО необходимо придерживаться следующих методических рекомендаций:

- регулярность и систематичность учебно-тренировочных занятий;

- доступность и индивидуализация в выборе физических упражнений и нагрузок с учетом анатомо-физиологических особенностей детей (продолжительность и скорость выполнения упражнений, количество повторений упражнений, продолжительность интервалов отдыха);

- непрерывность и постепенность повышения физических нагрузок.

Методика работы с детьми младшего школьного возраста 7 – 8 лет при подготовке к сдаче норм ГТО в целом должна быть направлена на максимальную реализацию способностей каждого ребёнка, удовлетворять его потребности и интересы к определённому виду деятельности. На начальных этапах занятиях необходимо особенно тщательно подбирать средства и методы педагогического воздействия, которые бы кратчайшим путем смогли вызвать у детей положительные эмоциональные переживания и удовлетворение от физкультурной деятельности. Это достигается путём подбора таких средств и методов организации занятий, которые бы соответствовали интересам детей, были доступны и понятны им, а сам процесс обучения опирался на их сознательность и активность.

Все занятия нужно проводить эмоционально, с введением в каждое из них элементов нового, с постановкой задач для каждого отдельного ученика. Начиная с первого занятия, требования для всех занимающихся должны быть одинаковыми, осваивать предлагаемый материал они должны с определённым напряжением, в противном случае процесс обучения со временем перестанет их увлекать. В процессе выполнения упражнений необходимо создавать ситуации, в которых бы школьники действовали как можно более уверенно. Педагогам надо широко использовать метод поощрения, порой даже за неудачно выполненное упражнение. Особо следует поощрять самостоятельность и оказание помощи товарищам по классу [30, с.72].

Основным средством обучения двигательным действиям и развития физических качеств для младших школьников 7 – 8 лет является подвижная игра. Условием, которой являются:

- включение детей в подвижную игру,

-  опора на положительные качества учащихся,

- групповой анализ успехов и недостатков в игре, способствующим развитию у занимающихся воли, решимости, самолюбия и уверенности в своих силах.

В основной части урока ведущими являются задачи формирования и совершенствования физических качеств. Для развития быстроты движений рекомендуются быстрые наклоны вперёд, в стороны; поднимание и опускание туловища из положения лёжа на бёдрах на скамейке; лёжа на спине ноги вверх, быстрые движения ногами, как при беге; бег на месте с высоким подниманием коленей и максимальной частотой; повторный бег на отрезках от 5 - 10 м; бег с ускорениями, бег с максимальной скоростью на отрезках 10 - 20 м. Бег 30 и 60 м на результат; прыжки через скакалку; бег прыжками на 20 - 30 м; челночный бег; эстафеты.

Чтобы успешно выполнить нормативы в беге на 30 м, а также в челночном беге 3x10м необходимо пройти специальную подготовку. Подбор тренировочных средств и методика их выполнения должны быть хорошо освоены и знакомы школьникам. Упражнения нужно выполнять с максимальной скоростью в течение 10 - 15 с, а отдых между упражнениями должен быть достаточным для восстановления (1 - 2 мин). Упражнения для развития быстроты необходимо включать сразу же после разминки, когда организм школьников хорошо «разогрелся», а признаки утомления ещё не наступили.

Следующим обязательным тестовым испытанием комплекса ГТО для детей 7 - 8 является силовой тест - сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу и потягивание на высокой перекладине. Многим детям из-за их недостаточной подготовленности трудно сразу выполнить эти упражнения. Поэтому надо включать в занятия подготовительные упражнения: общеразвивающие с отягощениями (гантелями, набивными мячами); на доступных тренажёрах; с внешним сопротивлением (противодействие партнёра); сгибание-разгибание рук в упоре лёжа на полу с опорой ногами на скамейку; подтягивание на низкой перекладине с опорой ногами, такое же подтягивание на высокой перекладине; лазанье по канату с помощью ног; приседания на обеих ногах; приседания, стоя на гимнастической стенке на одной или обеих ногах, с упором на рейку носками.

Одни из наиболее трудных видов испытаний для большинства учащихся - нормативы, определяющие уровень общей выносливости. К ним относятся смешанное передвижение на дистанции 1 км без учёта времени для детей 7 - 8 лет и бег 1000 м для учащихся 9 - 10 лет. Эффективными средствами развития общей выносливости и способности к длительной работе для младших школьников могут служить длительная ходьба, сочетание ходьбы и бега, медленный продолжительный бег. Однако ходьба и медленный монотонный бег обычно быстро надоедают младшим школьникам. Поэтому рекомендуется придавать данным упражнениям игровой характер, например, «Кто правильнее дышит», «Кто точнее выполнит задание». Для школьников начальных классов в силу особенности их психики, как правило, характерно стремление соревноваться в быстром беге. Исходя из этого, до начала упражнения следует объяснить каждому ребёнку, что главное в беге -  передвигаться, не отставая от сверстников и не опережая их.

В качестве средств, способствующих развитию общей выносливости, рекомендуются, кроме того, такие подготовительные упражнения: бег по пересечённой местности в чередовании с ходьбой в течение 10—20 мин; бег в чередовании с ходьбой: 100 м -  медленный бег, 300 м -  медленная ходьба, 100 м -  ходьба с ускорениями, 300 м - бег в среднем темпе; бег в равномерном темпе на дистанцию 1 км; подвижные игры на развитие общей выносливости.

При подготовке школьников 7 – 8 лет к выполнению нормативов ГТО на занятиях необходимо сообщать школьникам соответствующие знания в области физической культуры и спорта, которые определены Положением о Всероссийском физкультурно-оздоровительном комплексе «Готов к труду и обороне». А также формировать у них представление о физической подготовке и физических способностях (качествах), физической нагрузке и её влиянии на развитие систем организма, способах ее регулирования в процессе выполнения физических упражнений.

Из вышесказанного следует, что для более эффективной подготовки детей этого возраста к выполнению норм комплекса ГТО целесообразно продумать средства и методы, способствующие эффективному выполнению норм ГТО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт подготовки школьников к выполнению индивидуального проекта

Этот материал предназначен для учителя начальных классов по подготовке школьников к выполнению индивидуального проекта...

Технологическая карта построения занятия по развитию речи. (группа предшкольной подготовки)

Юрий Кушак «В магазине».Задачи: 1) Формирование речевой деятельности у дошкольников. Формировать у дошкольников умение удерживать ...

Методические основы построения урока физической культуры, направленных на подготовку школьников 7-8 лет по выполнению нормативов ГТО.

Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без пред...

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЕРОССИЙСКИХ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО ОСНОВНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014 г. №1378 «О проведении мониторинга качества подготовки обучающихся», по инициативе Федеральной...

Методическое пособие "Практические занятия для учащихся 3 класса по выполнению компетентностно - ориентированных заданий, на основе исследований программы "TIMSS".

         Представленное методическое пособие разработано на основе исследований программы TIMSS и предполагает решение задач: обеспечение прочного и сознательного овлад...

Занятие 1 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"

Занятие 1 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"https://disk.yandex.ru/d/mzIBAeYp5V0I2Q...

Занятие 3 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"

Занятие 3 из цикла занятий по дошкольной подготовке на основе тетрадей серии "Солнечные ступеньки"https://disk.yandex.ru/i/Rebz9TDeyLkl-Q...