Конспект классного часа. 4 класс
классный час (4 класс) на тему

Прыткова Анастасия Андреевна

Тема: «Толерантность – основа добрых отношений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_klassnogo_chasa.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:14.03.18                                                                                ФИО учителя: Северинова Л.Л.

Школа: МКОУ СОШ №1                                                                            ФИ студента: Прыткова Анастасия, 46 группа

Класс: 4а                                                                                        ФИО методиста:

Кабинет: 12

КОНСПЕКТ УРОКА   

Тема: «Толерантность – основа добрых отношений»

Цели деятельности учителя: раскрыть значение понятия — толерантность, понимание; развивать умение толерантного общения с окружающими людьми.

Планируемы результаты:

Личностные: развивать умения понимать другого человека, устанавливать доброжелательные отношения между учащимися, воспитание чувства коллектива; формировать уважительное отношение друг к другу; уметь описывать свои ощущения; эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Метапредметные: развивать умение работать коллективно, в парах; уважать мнение других; умение проводить сравнительный анализ; сотрудничать в совместном решении поставленной задачи; самостоятельно формировать тему и цели урока.

Предметные: анализируют прослушанный текст.

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Организационный момент

1 мин.

Здравствуйте, ребята.

Следить за осанкой.

Л.-обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

II. Актуализация знаний и мотивация.

Словесный:

рассказ

5 мин.

Ребята, сейчас я познакомлю вас с китайской притчей о ладной семье. Слушайте меня внимательно. (учитель рассказывает притчу)

Понравилась вам притча? Какие три слова были начертаны на бумаге? Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить (о толерантных взаимоотношениях в классе)? 

Можно ли назвать наш класс большой семьёй?

Воспринимать содержание на слух.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

К.- умение устанавливать рабочие отношения.

III. Постановка учебной задачи.

Словесный:

беседа

1 мин.

3 мин.

Вы прослушали притчу, исходя из её содержания, определите тему нашего урока.

Верно, тема нашего урока «Толерантность – основа добрых отношений».(слайд)

Давайте сформулируем цели нашего урока: (на слайде)

1.Познакомиться со  значением слова «толерантность».

2.Как и в чём проявляется толерантное поведение людей?

3.Узнать, проявляем ли мы толерантность в наших отношениях с окружающими людьми?

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. (Слайд 4)

16 ноября вся страна отмечала Международный день толерантности. Современный культурный человек – это человек,  обладающий терпимостью и уважением, самоуважения и уважаемый окружающими.

Что же это такое толерантность?

Словарная работа

Давайте, узнаем, что же означает слово «толерантность».  Для этого заглянем в словарь Ожегова. Посмотрите на экране значение этого слова. (слайд)

Кто прочитает понятие? Вам знакомо это слово? Вы понимаете его значение?

Теперь  рассмотрим значения этого слова на других языках (русский, английский, арабский)

Воспринимать на слух.

Прогнозировать тему и цели урока.

Усваивать понятия, анализировать содержание.

Л.-  действие смыслообразования (интерес, мотивация);

Р.- принимать и сохранять учебную задачу.

К.-общение и взаимодействие.

Р.-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем;

IV. Решение частных задач

Практический:

Анкетирование,

Упражнения, групповая работа

15 мин.

Групповая работа. Моделирование ситуации.

На слайде вы видите 3 картинки. Соотнесите вопрос, который получила ваша подгруппа с одной из картинок и пояснение, составьте ситуацию и предложите пути её решения.

Для начала, нам следует вспомнить правила работы в группе.

Какие правила работы в группе вы знаете и помните?

Молодцы, ребята!
Теперь давайте, перейдём к нашему заданию.

У вас на каждую подгруппу есть задание.

На слайде вы увидите картинку, которую вам нужно соотнести с вашим заданием на листочке. Затем вам нужно будет составить ситуацию с этой картинкой и попробовать решить её с позиции толерантного поведения.

Нам нужно разобраться, какое поведение мы можем считать толерантным?

Умеем ли мы чувствовать других людей?

  1. Представьте, что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, уродливый внешне и т.д.) …

Умеем ли мы понимать чужую боль?

  1. Представьте, что на улице вы видите человека, одетого не так ,как другие…

Умеем ли мы входить в положение другого человека?

  1. Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает плохо говорить о вашем друге

Затем мы проверим ваше задание:  1-й человек из подгруппы будет читать ситуацию. 2-й человек расскажет нам пути ей решения. Остальные учащиеся дополняют ответ подгруппы.

Упражнение

Сейчас мы с вами сыграем в интересную игру. Она называется «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся» и вы будете работать в парах. Сядьте напротив друг друга, на небольшом расстоянии вытянутой руки. Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношения. Опустите руки.

Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями.  Открывайте глаза, скажите, какие ощущения вы испытали? Возможно ли с помощью рук передать свои эмоции и ощущения? Что приятнее: сердиться или передавать тепло и добро, понимая другого человека?

Сейчас мы с вами выполним упражнение.

Упражнение №1«Учусь толерантности».

  В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся не толерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.

  • Младший брат сломал твою поделку из лего. (Слайд 11)

1. Ты его прощаешь.
2. Ты ругаешь его.

  • Ты поссорился со своей сестрой. ( Слайд 12)

1. Ты попытаешься объясниться ей в чём причина спора..
2. Ты обижаешься и долго не разговариваешь.

  • На урока физкультуры тебя назвали «неумехой». ( Слайд 14)

1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

  • Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими. (Слайд 15)
  1. Ты устраиваешь истерику.

2. Ты идешь с ними гулять.

Вывод: не все и всегда понимают тебя, твои действия, поступки. Не торопись обижаться, сердиться, злиться. Постарайся объясниться и понять, почему они так поступают.

Упражнение №2.

Правила толерантного общения.

 Сейчас мы  поработаем с вами в подгруппах по рядам.

Каждому ряду нужно будет составить правила толерантного общения. Общайся, мы беседуем, иногда спорим, играем, выполняем поручения и т.д. Вам нужно будет составить правила толерантного общения:

1.Участвуя в беседе:

2.В случае спора:

3.Участвуя в общем деле с одноклассниками:

Упражнение №4

Сейчас мы с вами сыграем в интересную игру. Она называется «Руки знакомятся, ссорятся, мирятся» и вы будете работать в парах. Сядьте напротив друг друга, на небольшом расстоянии вытянутой руки. Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношения. Опустите руки.

Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями.  Открывайте глаза, скажите, какие ощущения вы испытали? Возможно ли с помощью рук передать свои эмоции и ощущения?

Проявление самостоятельности в выборе способов решения поставленной задачи.

Воспроизводить правила работы в группе.

Отвечать на вопросы учителя.

Усваивать инструкции.

Анализировать свою деятельность.

Воспринимать на слух.

Работать в парах.

Анализировать свою деятельность.

Анализировать свои ответы.

Сравнивать результаты.

Работать в парах.

П.-построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера;

П.- анализ объектов с целью выделения признаков.

Р.- помнить и удерживать правило, инструкцию во времени;

Р.-планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу;

Л.- формирование основ восприятия мира.

К.- работа в парах, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Л.- обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Л.-  формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Р.- осмысляют учебный материал.

Р.-  умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

V.

Физкультминутка

1 мин.

Давайте теперь немного отдохнём. Встали все, смотрим на меня и повторяем за мной.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

Наблюдать за учителем и повторять движения.

VI. Решение частных задач

Словесный:

Беседа

Практический:

Анкетирование,

Упражнения, парная работа, групповая работа

14 мин.

Упражнение №6 "Кто это?"

А сейчас мы с вами поиграем в игру и немного отдохнем. Когда мои высказывания будут характеризовать  ваших одноклассников, вы вслух, будете называть его имя, но ответ принимается по поднятой руке, без выкриков. Итак, смотрим на экран, начинаем. (слайд)  Молодцы, ребята. Вы были очень внимательными и честными. Эта игра показала, насколько хорошо вы знаете своих одноклассников.

Самодиагностика

Самостоятельная практическая работа.

У каждого из вас на партах лежат листочки, но они непростые.

Вам нужно будет понять вопросы и выбрать один из вариантов ответа.

Ответ, который вы считаете для себя подходящим, обведите в кружок.

После того, как вы закончите тест, мы узнаем насколько вы толерантны.  

  1. Ты составил план проведения праздника, но план уже предложили твои друзья. Откажешься ли ты от своего плана и присоединишься к своим друзьям?

а) да;

б) нет.

  1. Друзья предлагают поиграть в футбол, но они ставят свои условия. Что вы предпочитаете?

а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б) чтобы играли и те, кто ещё только начал узнавать особенности игры.

  1. В школе из-за карантина сократили количество каникулярных дней, спокойно ли воспримите эту новость?

а) да;

б) нет.

  1. В театре на спектакле очень шумно вели себя зрители на первых рядах. Как вы отреагируете на это? становитесь?

а) если они не проявляют активность, реагируя на игру артистов;

б) вам всегда неприятны люди, не умеющие себя контролировать.

  1. На дне рождения у друга пошутили по поводу вашего подарка.

а) вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б) если даже шутка неприятна, вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере .

  1. Вы приводите в гости друга (подругу) на, которого (ую) все переключают внимание, а о вас забывают. Как вы реагируете?  

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за него.

Закончили?

Молодцы! Теперь давайте подведем итоги. Перед вами на слайде баллы за каждый ответ. У каждой буквы в вопросах есть свой определённый балл.

Запишите по 2 очка за ответы: 1б, 2б, 3б, 4а, 5б, 6б,

  1. 0-4: проявление упрямства, трудно находите общий язык с окружающими людьми. Вы непреклонны и упрямы с людьми, которые думают иначе, нежели вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
  2. 6-10: всегда отстаивайте своё мнение, но ведёте себя резко с окружающими резко, иногда неуважительно, обижаете тех, кто не может постоять за себя
  3. 14-16: можете принять любую идею, с пониманием относитесь к поступкам других людей, сдержано критикуете, способны признать свои ошибки в поведение.

Чертим лестницу толерантности 1, 2, 3

0-4 нет умений толерантного общения;

6-10 учусь быть толерантным;

14-16 проявляю толерантное отношение к людям.

На слайде лестница толерантности

Вывод: надо учиться быть толерантным и надо стремиться вверх по лестнице.

 Совпало ваше описание? Вы согласны с тем, что у вас получилось? Задумайтесь над тем, что у вас получилось, возможно, стоит над собой поработать, чтобы понимать людей вокруг вас.

Воспринимать на слух.

Усваивать учебную задачу.

Работать в парах.

.

Работать в малых группах.

Анализировать свою деятельность.

Работать с тестом.

Анализировать тест.

Сравнивать результат теста с описанием самого себя.

Анализировать свои ответы.

Р.-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

  

Р.- помнить и удерживать правило, инструкцию во времени;

Р.-планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу;

Л.- формирование основ восприятия мира.

К.- работа в парах, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Л.- обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся.

Л.-  формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Р.- осмысляют учебный материал.

Р.-  умение взаимодействовать с взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

VII. Итог урока,

Рефлексия

Словесный:

Беседа

5 мин.

Вспомните цели урока, чему научились. Был ли наш урок полезен для вас?

Итак, кто мне скажет, над какой темой мы сегодня работали? Мы достигли целей, которые  поставили в начале урока? (на слайде цели) Чему мы научились?

У вас на столах лежат листочки, вам нужно ответить на вопросы и записать их. Оставьте листочки на краю стола, я их заберу на перемене.

Спасибо за урок. Вы все большие молодцы, мне понравилось с вами работать. До свидания.

Воспринимать на слух.

Анализировать свою работу на уроке.

Оценивать урок.

Обобщать пройденный материал.

К.-формулировать собственное мнение и позицию.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: 
любовь, прощение, терпение. 
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект классного часа - часа общения "Мягкие лапки, а в лапках царапки"

Конспект открытого классного часа, проведенного во 2 классе. Материал рассчитан на учащихся 7-9 лет....

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс (конспект+приложение)

Конспект классного часа на тему: "Дружба" 2 класс...

Конспект классного часа " Что такое классный коллектив"

классный час о том, как создавать учебный коллектив. Каким должно быть отношение одноклассников друг к другу....

Конспект классного часа "Классный час Огонь - друг или враг" (2 класс)

Цели:                   1. Закрепление у учащихся знания правил пожарной безопасности; углубление знания учащи...

Конспект классного часа "Мы разные? Мы классные?" (3 класс)

Цели: формирование представления учащихся о празднике, развитие чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время....

Конспект классного часа "Диагностическая методика «Ценностные ориентации класса» (Лонг Б., Зиллер Р., Хендерсон Р.)" (1 класс)

Цель деятельности учителя: выявить наиболее значимые ориентации учащихся.Планируемые результаты:Предметные: Формирование ценностного отношения учащихся к жизниЛичностные: формирование значимых ориента...

Конспект классного часа "Наш дружный класс" (1 класс)

Цель деятельности: формирование у учащихся доброжелательного отношения друг к другуПланируемые результаты:Предметные:-Развитие нравственных качеств учащихся;-Обучение навыкам группового взаимодействия...