Русские народные игры
методическая разработка (4 класс) на тему

Беседа на тему: "Русские народные игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkie_narodnye_igry.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     ГКОУ

                   «Специальная  коррекционная  общеобразовательная  

                                                 школа-интернат  №19»

                                                   Беседа на тему:

                                  «Русские народные игры ».

                                   

 

             

             Разработала и провела  воспитатель  4 «А» класса    

                             Фисенко Светлана Ильинична.                                           

                                                 

                                    Г.Изобильный 2018 год.

               

         

Беседа на тему: « Русские народные игры».

Цель:  Продолжать знакомить детей с культурой, традициями русского народа и формировать здоровый образ жизни.

Задачи:

Образовательные - расширять представления детей о традициях и обычаях русского народа.

Коррекционные - формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками, играми;

                          -развивать двигательную активность и физические качества, способствуя формированию ЗОЖ.

Воспитательные – воспитывать доброжелательность между детьми, обучая их регулировать выражение своих эмоций во время подвижных игр на улице.

                             Ход беседы.

Орг. Момент.

1 Слайд.

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Давайте обернемся, поздороваемся с ними глазами, подарим свои улыбки и получим улыбки в ответ. На этой приятной ноте начнем нашу беседу.

- Ребята, вы любите играть?  (ответ детей)

- А какие игры у вас самые любимые? (ответ детей)

- Замечательно! И тема нашей сегодняшней беседы - «Русские народные игры».

- Что же обозначает слово игра?

2 Слайд.

Русский писатель Владимир Иванович Даль составил и записал

«Толковый словарь живого великорусского языка». В нем он дал такое объяснение слову «игра».

«Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».

3-5 Слайд.

История появления.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Мальчишки и девчонки водили хороводы, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

 В старину на Руси хороводы были самым популярным ИГРИЩЕМ.

Для чего были нужны хороводы: познакомить, свести незнакомых людей, дать им показать себя: молодцам – показать себя удальцом (например: присядка с выбрасыванием ноги в сторону – не просто танцевальное движение, а обязательно надо было задеть ногой соседа, мол, вот я каков, тебе ли со мной тягаться). А девицы показывали свою стать, скромность, свои умения.

 И поскольку игры - это всегда коллективное действие, то играющие научались согласовывать свои действия с действиями окружающих, т. е. возникало чувство общности, коллектива.

6 Слайд.

В любой русской народной игре есть обязательно водящий или ведущий. Для выбора водящего используют считалки, скороговорки.

- Ребята, а какие вы знаете считалки? (ответ детей)

Русские народные считалки:

 «Тили – тели»,

- Птички пели.

Взвились, к лесу полетели.

 Стали птички гнезда вить.

 Кто не вьет, тому водить.

 Раз, два, три, четыре, пять!

 Начинаем мы играть.

 Вдруг сорока прилетела

И тебе водить велела.

Раз, два, три, четыре,

Жили мушки на квартире.

 К ним на чай притопал вдруг

Крестовик, большой паук.

 Пять, шесть, семь и восемь,

Паука мы вон попросим:

 - К нам обжора не ходи.

Ну а ты, дружок, води.

Правила поведения во время игры:

- При проведении подвижных игр нужно использовать только ту территорию, которую определил воспитатель; не толкаться, не кричать, не мешать в игре другим  детям. Внимательно слушать и соблюдать правила игры.

7-8 Слайд.

Дети приглашаются в игровую зону.

-Ребята, сегодня мы поиграем с вами в народную подвижную игру «Горелки». Это старинная игра, в неё играли еще ваши прабабушки и прадедушки. И вы уже знакомы с этой игрой.

-Я напомню правила игры: В игре участвует нечетное количество детей. Дети стоят в парах, а водящий «горельщик» стоит спиной к детям впереди всех.

Дети произносят слова:

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят

 Раз, два, три беги!

И последняя пара, разъединив руки, бегут с обеих сторон и должны перед водящим соединиться (т. е. взяться за руки, пока водящий не поймал кого-нибудь из пары). В том случае, если водящий поймал кого-нибудь, то водящим становится оставшийся из пары, а появившаяся пара становится в колонну и игра продолжается.

 

Дети проходят на свои места.

Воспитатель:

- А сейчас мы с вами немного отдохнем, сядем за парты и поиграем в игру «Собери солнышко».

- На доске у меня прикреплено доброе веселое солнышко, которое обозначает игру. Я задаю вам вопрос, если вы отвечаете верно, то прикрепляем лучик к нашему солнышку, если нет, крепим его в угол доски. Я буду показывать вам лучики с качествами, а вы будете мне говорить - верно или неверно. Итак, я задаю вопрос:

- Какие качества нам нужны для игры? (ответы детей)

Проводится игра.

9-10 Слайд.

Предлагаю поиграть вам в следующую подвижную игру «Гуси- лебеди».

Выберем ведущего с помощью считалки и послушаем правила игры.

Ведущий заводит диалог с «гусями»:

- Гуси, гуси!

- Га-га-га!

- Есть хотите?

- Да-да-да!

- Так летите же домой!

- Нам нельзя:

Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

- Ну, летите, как хотите,

Только крылья берегите!

 «Гуси», взмахивая крыльями, пытаются переправиться в другой дом, а «волк»  их ловит. Пойманный игрок становится «волком».

Воспитатель:

- Теперь мы пройдем с вами за парты и посмотрим следующий слайд.

11 Слайд.

Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки. На лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского народа к веселью, удальству.

Теперь вы знаете, что игры бывают зимние и летние.

12 Слайд.

Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны» вместе с традиционными  куколками из ниток  Мартиничками.

 Праздник приходился на начало марта, отсюда и название кукол – Мартинички. Это композиция из пары куколок разного цвета: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца.

Мартиничек развешивали на ветвях деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну. Кроме этого маленькие куколки-обереги дарили друг другу с пожеланием счастья и благополучия  до дня  весеннего равноденствия, когда день становится равным ночи.  И я хочу подарить вам эти куколки на память о сегодняшнем занятии. Вы помогали мне их делать.  Если вам понравилось наше сегодняшнее  занятие, то повяжите мартиничке на талию зеленую нить, если не понравилось - коричневую.

- А теперь поднимите мартинички и покажите их.

Вывод:

Мир детства не может быть без игры. Игра в вашей жизни – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт вас по жизни.

Русские народные игры  помогают вам гармонично развиваться и физически совершенствоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Русские народные игры"

Программа курса «Русские народные игры»1 класс (66 ч)Пояснительная записка  Безусловно, содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, трудовое, нравственное, эмоциональн...

Русские народные игры

Презентация "Русские народные игры" выполнена с целью познакомить учащихся с русскими народными забавами, развлечениями в рамках школьного мероприятия. Предлагается использовать полученную информацию ...

Русские народные игры

Описание подвижных русских народных игр...

программы по воспитанию национального самосознания на прогулках средствами фольклора и русскими народными играми «За околицей»

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольс...

Внеурочная деятельность: «Русские народные игры». Тема: Игры – веснянки.

Игры издавна служили средством самопознания,здесь проявляли лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку. Данная внеурочная деятельность "Русские народные игры" способствует укреплению здоров...

Рабочая программа курса «Русские народные игры» дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Подвижные игры»

1.  Пояснительная записка1.2. Цели и задачиЦель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путе...

Методическая разработка Подвижные игры на свежем воздухе "Русские народные игры на свежем воздухе"

Мероприятие Подвижные игры на свежем воздухе«Русские народные игрына свежем воздухе»Игры народные на свежем воздухе–издавна известная забава детей.Эти игры, как песни и сказки, созда...