Методическа разработка занятия:" С часами буду я дружить, минуткой каждой дорожить".
план-конспект урока (1 класс) по теме

Горшкова Светлана Геннадьевна

 Занятие  проводится для учащихся первых классов в начале учебного года в рамках внеурочной деятельности. На занятии дети знакомятся с понятием время, историей возникновения часов, пословицами, поговорками, загадками, стихотворениями о времени. Цель: сформировать у младших школьников бережное отношение ко времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа на тему: «С часами буду я дружить, минуткой каждой дорожить».

1.Опишите, что происходит на картинке?

2.Как вы думаете, собрался ли котёнок в школу?

3.Придёт ли он в школу вовремя?

4. Что нужно делать, чтобы не опаздывать  в школу?

5.Какое название лучше всего подходит к этой картинке: «Всему своё время» или «Ранние пташки росу пьют, а поздние слёзы льют»?

Знакомство с часами.

Учитель показывает макет часов, объясняет из чего они состоят, читая стихотворение Н.Григорьевой «Часы».

На стене висят часы,

Вид - как у тарелки.

Ясно всем, не для красы

Циферблат, три стрелки.

Вот секундная большая,

Так торопится в поход,

За минуту пробегает

Стрелка полный оборот.

А  минутная выходит-

Не торопится за ней,

Круг за час она обходит.

Эта дама поважней.

Ну а стрелка часовая

Не идёт, а чуть ползёт.

Ох, ленивица какая!

За полсуток оборот!

Циферблат. Важней нет птицы.

А на нём-то стали в ряд

Цифры все от единицы

До двенадцати подряд.

История возникновения часов.

А знаете-ли вы, что…

        Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу (Демонстрация солнечных часов,слайд). Оно весь день движется по небу, а вместе с солнцем и тень по кругу бегает. Человек вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Так были изобретены первые часы. Назывались они солнечными. Но пользоваться ими человек не всегда мог. Подумайте ребята,почему?(Варианты ответов: ночью,когда на небе пасмурно, солнце не видно из-за туч, и др.)А как вы думаете, в каких странах по  солнечным  часам круглый год можно определять время? (Ответ: в жарких странах, где круглый год светит солнце, даже зимой тепло. Например Египет).

        Бывают ещё песочные часы (Демонстрация песочных часов, слайд ).  Песчинки, пересыпаясь из одной части часов в другую, показывают, сколько времени прошло с тех пор, когда перевернули часы. Давайте понаблюдаем ,  как работают эти часы(Детям демонстрируются песочные часы). Но такие часы были для человека неудобными. Подумайте ребята, почему?(Варианты ответов: их нужно постоянно переворачивать, нельзя брать с собой в дорогу, можно разбить).

        Бывают ещё  и водяные часы (Демонстрация водяных  часов, слайд ). Капля за каплей сочилась вода из отверстия сосуда. На стенках сосуда были сделаны черточки-отметины, которые показывали, сколько времени прошло с тех пор, когда в сосуд налили воду. Водяные часы оказались неудобными, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд. Иногда вместо воды наливалось молоко.

        Ещё есть часы – цветы. Есть такие цветы, которые распускаются только утром или только днём. Глядя на них люди определяли примерное время (Демонстрация цветочных часов,слайд ). Если раскрылись одуванчики, то это значит  что « На часах- только пять, можете ещё поспать!» А если раскрылись кувшинки (их называют «часами туристов»)-это значит семь часов утра. Кувшинки поворачиваются в течение всего дня только за солнышком. Но ведь не каждый день бывает солнечным? Ребята, понаблюдайте летом за этими цветами. 

 Игра «Как называются эти часы?»

Учитель начинает фразу, дети завершают:

Когда часы на руках - это…………. часы (Демонстрация наручных часов, слайд ).

Когда часы в кармане - это…………часы (Демонстрация карманных часов, слайд ).

Когда часы будят – это  часы………….(Демонстрация  часов будильников, слайд ).

Когда часы на столе – это………….часы (Демонстрация настольных часов, слайд ).

Когда часы на стене -  это ………….часы (Демонстрация настенных часов, слайд ).

Когда часы на полу – это…………..часы (Демонстрация напольных часов, слайд ).

А теперь задание посложнее

Когда часы отбивают каждый час – это часы с…………( Демонстрация  часов с боем, слайд).     

Когда часы «умеют куковать» - это часы с…………( Демонстрация  часов с кукушкой, слайд ).

Когда часы на вокзале – это…………часы (Демонстрация вокзальных часов, слайд ).

Когда часы на башне – это…………часы (Демонстрация башенных  часов, слайд,слушаем бой              курантов).

А как называются эти часы ? (Детям демонстрируются электронные часы, слайд).

Обсуждение пословиц.

1.Почему говорят: «Долго день до вечера, коли делать нечего»?

2.Согласны ли вы с пословицей: «Хочешь больше знать – надо меньше спать»?

3.Как вы понимаете пословицу: «Что сейчас убежит – завтра не догонишь»?

4.Почему говорят: «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»?

5. Согласны ли вы с пословицей: « С часами буду я дружить, минуткой каждой дорожить»?

-Ребята,  а какие пословицы о времени знаете вы? (Варианты: «Хороша ложка к обеду»)

-Ребята, а случалось ли вам откладывать дела на потом, и всегда ли вы возвращались к ним?

Действительно ребята, время не стоит на месте. Давайте мы с вами послушаем его ход

(Слайд, слушаем  ход часов).

Игра- добавлялка по отрывку из стихотворения «Вчера, сегодня, завтра» Н.Яковлевой

Весёлый праздник новогодний

Унас в саду идёт …….(сегодня).

Географическую карту

Я посмотрю, но только …….(завтра).

Девчонки с нашего двора

Ко мне домой пришли …….(вчера).

Подведение итогов.

1.Ребята, о чем мы с вами сегодня на уроке говорили?(о часах, времени)

2.С помощью чего люди определяют время?(c помощью часов)

3.Какие стрелки на циферблате бывают? (секундная, минутная, часовая)

4.Как назывались самые первые часы? (солнечные)

5.Какие ещё часы бывают? (настольные, напольные, карманные, цветочные и т.д.)

6. Почему нужно ценить время? (потому что его не вернуть)

7.Какие пословицы о времени вам запомнились?

Давайте будем  ценить время и бережно с ним обращаться: делать вовремя уроки, вовремя ложиться спать и вставать по утрам. И тогда   ваша жизнь будет наполнена добрыми и интересными  делами.

Приложение.

  • Время - деньги.
  • Всему свое время.
  • Всякой комедии, как и всякой песне, - своё время и своя пора.
  • Делу время, а потехе час.
  • Другие времена - другие нравы.
  • Не тем час дорог, что долог, а тем, что короток.
  • Порядок время бережет.
  • Пропущенный час годом не нагонишь.
  • Счастливые часов не наблюдают.
  • Упустишь время - потеряешь урожай.
  • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дело.
  • Делу время - потехе час.
  • Куй железо, пока горячо.
  • Что сделано сегодня, о том нет заботы на завтра.
  • Кончил дело - гуляй смело.

Стихи о времени, часах.


Раз - секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались -
И минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут
Целый час с собой ведут.
Час за часом двадцать раз
И четыре про запас -
Сутки полные проходят,
День и ночь с собой уводят.

Вот неделя. В ней семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Носит имя понедельник.
Вторник - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка-среда - 
Третьим днём была всегда.
А четверг - четвертый день -
Шапку носит набекрень.
Пятый - пятница-сестрица -
Очень модная девица.
А в субботу - день шестой -
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний - воскресенье -
Назначаем днём веселья.
Завтра снова детский сад
Ждёт-пождёт своих ребят.

Четыре недели, четыре недели,
Они целым месяцем стать захотели.
Но месяц сказал им: "Чуть-чуть подождите,
От пятой хотя бы немного возьмите!".

Двенадцать месяцев в году
В свою играют чехарду.
Январь очень любит на санках кататься.
Февраль очень любит снежками кидаться.
А март очень любит пускать корабли.
Апрель весь снежок убирает с земли.
А май деревца одевает листвой.
Июнь - тот клубничку приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать.
А август любитель грибы собирать.
Сентябрь разным цветом покрасит листочки.
Октябрь льёт дождиком, словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озёра.
Декабрь на окнах рисует узоры.
И вот с декабрем завершается год,
Он ёлку ребятам в подарок несёт.
Сто лет пробежит - и закончится век.
И время не может замедлить свой бег.
Погарский Михаил 

По часам две
Вдруг осталась лишь одна.
Это полдень!
Это полдень!
На двенадцати она.
Так запомните ж,  ребятки,
И часы играют в прятки.

Если день прошёл не зря
От восхода до заката,
То ему благодаря
Станешь мудрым ты когда-то.
Только тот, только тот
Жизнь счастливо проживёт,
Кто весь день трудиться любит -
А не кто наоборот.
А ленивым, если честно,
Жить совсем неинтересно.

Загадки                 О времени

Часы
Мы ходим ночью, Ходим днем,
Но никуда мы не уйдем. 

Кто, ворочая усами, 
Раскомандовался нами? 
Можно есть! Пора гулять! 
Умываться и в кровать!

Ног нет, а хожу. 
Рта нет, а скажу, 
Когда спать, 
Когда вставать, 
Когда работу начинать. 

Стучат, стучат, 
Не велят скучать. 
Идут, идут, 
А все тут да тут. 

Весь день усами шевелят 
И время узнавать велят. 

На руке, и на стене, 
И на башне в вышине 
Ходят, ходят ровным ходом 
От восхода до захода.

Я напрасно не хожу, 
Когда надо, разбужу. 

На стене
По тарелке ходит стрелка. 
Стрелка та не для красы - 
Время скажут вам... 

Тик - так, а с места никак...

Время (

Без ног и без крыльев оно, 
Быстро летит, не догонишь его.

Вчера было, 
Сегодня есть 
И завтра будет. 

Что возвратить нельзя?

  Материалы к занятию: ПК,  электронная доска, слайды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия в группе продленного дня "Учимся дружить"

Внеклассное занятие в ГПД, цель которого заключается в расширении представлений обучающихся о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг....

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Правила дорожные знать каждому положено».

Данная методиическая разработка нацелена на знакомство учащихся с правилами дорожного движения, формирование навыков правильного поведения ребят на улице, заботиться о сохранении своего здоровья....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в начальной школе «С детства дружбой дорожи»

Клубный час направлен на формирование нравственных качеств младших школьников. Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе. Что для них значит слово «дружба», кого можно наз...

Методическая разработка спортивно-информационного мероприятия «Будь здоров!», приуроченного ко «Всемирному дню борьбу со СПИДом»

Методическая разработкаспортивно-информационного мероприятия «Будь здоров!»,приуроченного ко «Всемирному дню борьбу со СПИДом»...

Методическая разработка занятия в группе продленного дня «Будь осторожен!»

Методическая разработка занятия в группе продленного дня по теме "Будь осторожен!". Посвящена безопасности детей дома, на улице, в различных ситуациях....

Методическая разработка "Игровая программа"Давайте знакомиться и дружить".

Цели и задачи данной разработки.1. Развивать открытость, умение выражать интерес друг к другу и свое отношение к другим.2. Развивать коммуникативные навыки.3. Вызывать заинтересованность в общей цели....