Статья: "Деятельность воспитателя группы продленного дня"
статья на тему

Анжелика Шевлякова

 Статья содержит материал в помощь воспитателю гпд

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnost_vospitatelya_gruppy_prodlennogo_dnya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность воспитателя группы продленного дня

1. Рекомендации по организации выполнения учащимися домашнего задания (самоподготовка)

1.1. Выполнение уроков проводить в отведенном для этого классном помещении либо кабинете, который оборудован мебелью, соответствующей росту учащихся.

1.2. Начинать самоподготовку не позднее 16.00 (пока отмечается физиологический подъем работоспособности).

1.3. Ограничивать длительность выполнения домашних заданий: для II классов - 1,5-2 ч; для III-IV классов - 2-2,5 ч.

1.4. Предоставлять детям выбор очередности выполнения домашних заданий, рекомендуя начать с предмета средней трудности для данного ученика.

1.5. Предоставлять учащимся возможность устраивать индивидуальные перерывы по завершении определенного этапа работы, так как регламентированный перерыв часто отвлекает от самостоятельной работы и нарушает ход мыслей.

1.6. Проводить разминку (физкультминутку) длительностью 1-2 мин по мере появления утомления.

1.7. Предоставлять детям, которые закончили выполнение заданных уроков раньше других, возможность до окончания работы всей группы проводить время по интересам (в игровой, библиотеке).

2. Организация внеучебной деятельности ГПД (занятия в кружках, тихие игры, чтение, просмотр телепередач и пр.)

2.1. Воспитателям следует планировать свою деятельность так, чтобы ежедневно в течение 1 —1,5 ч после окончания самоподготовки дети могли выбрать для себя занятия в соответствии со своими интересами и желаниями. Длительность таких занятий зависит от возраста учащихся и вида деятельности. Продолжительность таких занятий, как чтение, музыка, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, составляет не более 50 мин для учащихся II классов и 1,5 ч — для учащихся III—IV классов с 5—10-минутным перерывом в середине занятий.

2.2. Коллективные мероприятия (общешкольные вечера, концерты, сборы, диспуты,  экскурсии) лучше организовывать в начале недели, когда у учащихся еще не наступило утомление, и не чаще 1-2 раз в месяц.

2.3. Просмотр телепередач следует проводить не чаще 1—2 раз в неделю с ограничением длительности до 30 мин.

2.4. Важно правильно сочетать виды внеучебной деятельности на протяжении дня и рационально распределять их в течение недели. Наилучшим сочетанием видов деятельности на протяжении дня является двигательная деятельность на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры) до выполнения домашних заданий с последующей деятельностью эмоционального характера (занятиями в кружках, чтением, играми, и т. п.).

2.5. Большое значение для всестороннего развития личности учащихся имеет работа в кружках. Желательно создавать кружки для разных возрастных групп, с тем чтобы время их работы не совпадало со временем прогулки и самоподготовки. Каждый учащийся может участвовать не более чем в двух кружках, один из которых должен быть с преобладанием двигательной активности.

2.6. Для организации различных видов внеучебной деятельности рекомендуется использовать общешкольные помещения: актовый и спортивный залы, библиотеку, кабинеты-лаборатории, а также расположенные рядом спортивные площадки, стадионы и т. п.

3. Организация питания ГПД

Во время обеда воспитатель следит:

• за аппетитом и самочувствием детей;

• за соблюдением санитарно-гигиенических норм и норм питания;

• за культурой поведения за столом;

• за культурой приема пищи;

• за осанкой воспитанников.

После обеда каждый воспитанник относит за собой посуду; не рекомендуется переходить к активной деятельности 15-20 минут, чтобы не нарушалось пищеварение.

4. Организация активного отдыха на свежем воздухе

4.1. Значение прогулок:

• воспитание работоспособности;

• организация познавательной деятельности;

• осуществляется общение между товарищами и воспитателем;

• осуществляется нравственное воспитание ребенка;

• учит согласовывать свое поведение с общепринятыми формами поведения.

4.2. Требования:

• безопасность движения;

• наличие познавательных моментов;

• разнообразие маршрутов.

4.3. Виды прогулок:

• спортивные;

• ознакомительные;

• наблюдения;

• демонстрационные;

• обзорные;

• туристические;

• игровые;

• поисковые;

• вольные.

4.4. Перед прогулкой воспитателю необходимо:

• определить ее вид;

• установить цель;

• разработать маршрут;

• выбрать место проведения;

• определить предстоящие затраты времени;

• разработать задания;

• наметить виды деятельности учащихся;

• составить конспект прогулки;

• проследить за тем, чтобы дети оделись в соответствии с погодой;

• провести инструктаж о времени, цели прогулки, правилах поведения и технике безопасности, дать конкретные поручения;

• рассказать о маршруте и заданиях;

• назначить ответственных.

Перед прогулкой воспитатель должен проверить участок для предотвращения детского травматизма и принять противотеррористические меры (при обнаружении посторонних предметов поставить в известность администрацию школы).

4.5. Прогулка включает:

• движение детей по намеченному маршруту;

• выполнение предусмотренных заданий;

• организованное наблюдение;

• беседу воспитателя по теме прогулки;

• свободную самостоятельную деятельность школьников.

В конце прогулки необходимо кратко подвести итоги на постоянном месте сбора. Каждая прогулка завершается обобщающей беседой с вопросами: «Что вы видели?», Какой сделали из этого вывод?» Это важно, так как всякая последующая прогулка потребует от учеников новых наблюдений и серьезного внимания.

В зависимости от погодных условий воспитателю необходимо проследить за одеванием детей.

4.6. Правила одевания:

• одеваться нужно снизу вверх, т. е. сначала надевают теплые штаны, кофты, затем верхнюю одежду и обувь;

• все пуговицы должны быть застегнуты правильно, шнурки завязаны аккуратно;

• воспитатель проверяет, как одеты дети (можно проводить эту процедуру в игровой форме, например объявив конкурс на скорость и аккуратность);

Исходя из целей и задач, необходимо проинструктировать детей о поведении во время прогулки, о правилах безопасности в целях предотвращения травматизма. Инструктаж должен быть кратким, четким, доступным детям. Во время пребывания на воздухе воспитатель проводит работу в соответствии с планом, следит за самочувствием и настроением детей. По окончании прогулки воспитатель подводит итоги, обеспечивает порядок возвращения в школу, организует раздевание и следит за тем, чтобы дети привели в порядок обувь и одежду.

5. Игровая деятельность

По окончании самоподготовки необходимо организовать игровую деятельность. При работе в одновозрастной группе (I—II классы) рекомендуется широко использовать игрушки и игры, знакомые детям. Это помогает снять эмоциональное и психическое напряжение.

Необходимые условия для успешной игровой деятельности:

• естественность;

• теплая забота и принятие;

• полный эмоциональный контакт.

Организация игровой деятельности планируется на всю учебную неделю. При планировании игровой деятельности нужно учитывать следующие особенности:

• не дублировать деятельность первой половины дня (если на уроках была высокая умственная нагрузка, лучше давать игры на развитие коммуникативных навыков или сюжетно- ролевые);

• игра должна соответствовать возрасту, физическому и психическому состоянию ребенка;

• играющие не должны мешать тем, кто еще не закончил подготовку уроков;

• игра не должна быть подготовкой к клубному часу (если игра носит развлекательный характер, планируется мероприятие другой направленности);

• использовать можно только педагогические игры (психологические тренинги может проводить только специалист).

6. Клубные часы

Клубный час - это мероприятие, проводимое в воспитательных целях. Воспитатель готовит его заранее, ставит цель, задачи, определяет приемы и методы воспитательного воздействия.

Целесообразно зонировать группу: игровой уголок, уголок самоподготовки, уголок психологической разгрузки для детей. Уголок психологической разгрузки должен быть отгорожен от остального помещения, например, маленькой ширмой. Он необходим для того, чтобы ребенок при желании мог побыть один. Это ему необходимо, чтобы отрефлексировать всю полученную за день информацию и впечатления, т. е. выработать собственное отношение к событиям и к людям путем осознания полученной информации.

7. Работа с родителями

Работа с родителями - одно из важнейших направлений работы воспитателя группы продленного дня. Готовясь к встрече с родителями, он должен продумать тактику общения с каждым взрослым. При этом воспитатель должен помнить, что дети берут с него пример, учатся общаться и вести себя в социуме.

Не следует начинать разговор с родителями с претензий к воспитанности ребенка. Воспитание - это общая задача родителей и педагога, и результат будет высоким, только если они едины в своих требованиях. «Сначала о хорошем» — вот девиз воспитателя. Например, можно рассказать родителям даже о незначительных достижениях их ребенка, похвалить его в присутствии родителей. Это повысит его самооценку и рейтинг педагога как друга. Если нарушения в течение дня были незначительны и ученик уже был за них наказан, не стоит повторять содержание проступка. Если воспитатель нуждается в помощи родителей, необходимо сформировать их мотивацию на оказание таковой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.

Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....

Статья по теме "Подвижные игры в группе продленного дня", написанная воспитателем группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Важность проведения подвижных игр в группе продленного дня для физического, интеллектуального развития младших школьников, снятия усталости....

Учебно-методическое пособие для занятий в группе продленного дня. Составитель: воспитатель группы продленного дня Титова Е.В.

Развитие творческих способностей, фантазии, креативного мышления в практической деятельности....

Статья воспитателя группы продленного дня Подольской Натальи Леонидовны "Отдых в группе продленного дня"

Учитель обязан заботиться не только о качественно выполненном домашнем задании, но и  о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически...