Методическая разработка тематического занятия «Дорожная азбука»
методическая разработка (3 класс) на тему

Волченкова Татьяна Евгеньевна

Методическая разработка занятия « Дорожная азбука» подготовлена для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), с целью активизировать знания правил дорожного движения.

Содержание занятия соответствует возрастным особенностям детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР 3 класса.

Занятие проходит в интерактивной форме.

Актуальность данной темы связана с тем, что у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отсутствует реакция на дорожную обстановку. Их ограниченные возможности здоровья ставят ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на дорогах нашего города.  Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему остается актуальной. Наиболее уязвимой категорией участников дорожного движения являются пешеходы. Больше половины несовершеннолетних, попавших в дорожно-транспортные происшествия, являлись на момент события пешеходами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyatiya_dorozhnaya_azbuka.docx739.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное  учреждение

школа № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга

по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма

среди детей дошкольного и школьного возраста

«Обучение детей Правилам дорожного движения»

Методическая разработка

тематического занятия

«Дорожная азбука»

для детей 3 класса

(с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР)

Автор-составитель:

Волченкова Татьяна Евгеньевна, воспитатель – олигофренопедагог,

высшая квалификационная категория.

Санкт-Петербург

2017-2018

Методическая разработка занятия « Дорожная азбука» подготовлена для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития (далее - ТМНР), с целью активизировать знания правил дорожного движения.

Содержание занятия соответствует возрастным особенностям детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР 3 класса.

Занятие проходит в интерактивной форме.

Актуальность данной темы связана с тем, что у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отсутствует реакция на дорожную обстановку. Их ограниченные возможности здоровья ставят ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на дорогах нашего города.  Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему остается актуальной. Наиболее уязвимой категорией участников дорожного движения являются пешеходы. Больше половины несовершеннолетних, попавших в дорожно-транспортные происшествия, являлись на момент события пешеходами.

Целью методической разработки является описание условий и особенностей проведения занятия с использованием современных средств обучения для формирования знаний по Правилам дорожного движения (далее – ПДД) у детей 3 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР.

Цель занятия:

  • Закрепить с детьми знания правил поведения на улице и в транспорте.

Задачи:

Образовательные:

  • Активизировать умения и навыки детей по основным правилам дорожного движения;
  • Привлечь внимание учащихся к изучению правил дорожного движения;

Коррекционно – развивающие:

  • Коррекция произвольного внимания;
  • Развитие долговременной памяти;
  • Развитие мыслительной деятельности через установление логических и причинно-следственных связей;
  • Развитие связной устной речи;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и навыков самоконтроля.

Воспитательные:

  • Воспитание культуры общения, уважительного отношения к окружающим;
  • Предупредить опасное поведение учащихся на дорогах;
  • Предупредить наиболее распространённые ошибки поведения детей на дорогах;
  • Способствовать воспитанию законопослушных граждан:
  • Воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог и улиц;
  • Развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.

Форма занятия:  интерактивное занятие.

Продолжительность: 30 минут

Методы и приёмы: словесные, наглядные, частично-поисковые.

Содержание занятия: представлено через кадры презентации.

Ход занятия.

Организационный момент. Вступительное слово воспитателя

Слайд 1.

Долгожданный дан звонок –

Это начался – урок.

А урок расскажет всем

Как без бед и без проблем,

Рано утром, не спеша,

Придти в школу малыш

Воспитатель.

Дети, наша школа и дома, где вы живёте, находятся рядом с большой дорогой. Это – проезжая часть. Вы, конечно, знаете, что по проезжей части движется огромное количество автомобилей. Где же ходят пешеходы?

Ответы обучающихся.

Улицы разделены между водителями автомобилей и пешеходами так: пешеходы ходят по тротуарам, а транспорт движется по проезжей части улицы.

Воспитатель. (правильно)

Тротуары – это дорожки, окаймляющие с двух сторон проезжую часть и отделённые от неё не высоким каменным ограждением – поребриком.

Слайд 2.

Вам часто приходится переходить проезжую часть. Вы ездите с родителями на транспорте, ходите в магазины. Чтобы спокойно переходить улицу, надо знать правила дорожного движения.

Ученик.

Делаем ребятам предостережение:

Выучите срочно правила движения!

Чтоб не волновались каждый, день родители,

Чтоб спокойны были за рулём водители.

Воспитатель.

Прежде всего, выясним, какие бывают пешеходные переходы через проезжую часть. Они бываю нескольких видов.

Слайд3.

Во-первых, подземный переход. Он обозначается таким значком.   (Человечек спускается по лестнице). В подземный переход нужно спуститься по лестнице, пройти по длинному тоннелю, расположенному под землёй, и по другой лестнице подняться наверх. Вы окажетесь на противоположной стороне проезжей части.

Слайд 4.

Ученик.

Вот подземный переход

По нему идет народ.

Переход прекрасный

Тем, что безопасный!

Воспитатель.

Второй вид пешеходногоперехода – наземный. Его обозначают белыми полосками – разметкой и знаками. Он бывает без светофора, а бывает со светофором.

 Слайд5.

Как помогает пешеходам и водителям светофор?

 Слайд 6.

Ответы обучающихся.

Он показывает, когда можно переходить проезжую часть пешеходам или ехать автомобилям, а когда нужно стоять и ждать.

Воспитатель.

Запомните, если горит красный сигнал светофора переходить улицу нельзя. Он говорит: «Стоять!»

Желтый сигнал – «Стоять!»

Когда загорается зелёный сигнал, - то путь открыт, и вы можете идти.

 Слайд 7.

Ученик.

Светофор – друг пешехода,

Он стоит у перехода.

Он сигналы подаёт:

 Ждать или идти вперёд.

Воспитатель.

Ждать автобус или троллейбус надо на остановке.

 Слайд 8.

Пока мы ждем автобус, сделаем физминутку.

Физминутка Е.Железнова «Машина»

Я еду-еду-еду, я руль кручу-кручу

Везёт меня машина, везёт меня машина…

Туда, куда хочу

(первый ребенок держит в руках руль,

дети друг за другом цепочкой двигаются по классу)

Теперь быстрей мы едем, мотор стучит сильней

Ещё быстрей поехали…

Ещё-ещё быстрей

(дети ускоряют движения)

Свернули мы направо, а впереди канава

И нас трясёт-трясёт…

Но едем мы вперёд

(дети поворачивают направо и выполняют движения плечами вверх-вниз)

На тормоз мы нажали, и вот уже стоим

Гудеть машины стали…

Мы громче вех гудим

(дети останавливаются и имитируют звук сигнала автомобиля – «би-бип»)

Я еду-еду-еду, я руль кручу-кручу

Везёт меня машина, везёт меня машина…

Туда, куда хочу

(дети продолжают движение и занимают свои места)

Воспитатель.

Входят в автобус и троллейбус через заднюю дверь. Через переднюю, дверь разрешается входить пассажирам с детьми дошкольного возраста и школьникам до 10 лет, а также инвалидам, престарелым. 

 Слайд 9.

В общественном транспорте нельзя громко разговаривать, шуметь, толкаться. Отвлекать разговорами водителя, а так же высовываться  из окна. Это может привести к несчастному случаю. Выходить из автобуса и троллейбуса можно только на остановке, через переднюю или заднюю дверь. Выход через заднюю дверь разрешён потому, что это сокращает время стоянки, позволяет быстрее освободить салон. При этом пассажиры, дожидающиеся посадки, должны обеспечить беспрепятственный выход пассажиров из передней и задней двери.

Ученик.

В общественный транспорт прошу не забыть,

Положено в заднюю дверь заходить.

Вошли – проходите скорее в салон,

У двери не стройте надёжный заслон.

На выход идите к передним дверям,

Но главное, что я советую вам,

Выход и вход лишь тогда совершать,

Когда будет транспорт на месте стоять.

 Слайд 10.

Воспитатель.

Выйдя из автобуса, троллейбуса, дойти до ближайшего пешеходного перехода и пересечь проезжую часть в соответствии с Правилами дорожного движения.

Запомните дети!

 Никогда не переходите дорогу в неположенном месте. Даже если на проезжей части нет ни одного автомобиля.

Обязательно переходим через проезжую часть, только по пешеходному переходу.

Внимательно следите за сигналами светофора.

Красный сигнал – перехода нет.

Желтый сигнал – перехода нет.

Зелёный сигнал – иди.

Если загорелся зелёный сигнал светофора, не беги через проезжую часть, сломя голову, иди спокойно. 

Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего у обочины автомобиля, из - за куста, сугроба.

Не стойте у края остановки.

Воспитатель задаёт вопросы учащимся. (Безречевые обучающиеся, показывают на плакате (слайдах) ответы на вопросы.)

Воспитатель.

Сколько  и какие виды переходов вы знаете?

Сколько сигналов у светофора?

Можно ли переходить проезжую часть на желтый сигнал светофора?

Почему нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего у обочины автомобиля, из – за куста, сугроба?

Можно ли переходить проезжую часть, если горит зелёный сигнал светофора?

Как мы ведём себя в транспорте?

Можно ли стоять у края остановки?

Слайд 11

Все молодцы!

C:\Users\12345\Documents\дорожная азбука\slide_1.jpg

C:\Users\12345\Documents\дорожная азбука\img6.jpg

C:\Users\12345\Documents\дорожная азбука\kartinki-pro-pdd-17.jpg

C:\Users\12345\Documents\дорожная азбука\kartinki-pro-pdd-2.jpg

C:\Users\12345\Documents\дорожная азбука\01972803.jpg

C:\Users\12345\Documents\дорожная азбука\ighrazaniatiieviesiolyisvietofor_4.png

C:\Users\12345\Documents\дорожная азбука\090124de6425f78049bbd97c8e889e18.jpg

C:\Users\12345\Documents\дорожная азбука\55711_html_1bc4cbeb.jpg

C:\Users\12345\Documents\дорожная азбука\posadka-v-avtobus.jpg

C:\Users\12345\Documents\дорожная азбука\slide_37.jpg

C:\Users\12345\Documents\дорожная азбука\img11.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия кружка "Азбука здоровья" по теме "Игры на воде".

Методическая разработка  внеурочного занятия расчитана на детей 7-9 лет....

Методическая разработка тематического занятия «Танец в огне» с использованием электронно-образовательных ресурсов (ЭОР)

Занятие посвящено подвигу артистов балета и танцевальных коллективов во время Великой Отечественной войны. Его проведение можно приурочить к 8 сентября (начало блокады Ленинграда), к 27 января – Дню с...

методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"

методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"...

Методическая разработка внеклассного занятия "В стране дорожных правил"

Технологическая карта внеклассного заняти"В стране дорожных правил" (2-3 класс)...

Методическая разработка внеклассного занятия по ПДД "Азбука дорожных наук"

Урок в форме игры, который поможет детям иовторить ПДД....

Методическая разработка воспитательного мероприятия «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

Методическая разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов для повторения с учащимися правил дорожного движения....