План взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе
методическая разработка (1 класс) на тему

План взаимодействия состоит из направлений взаимодействия, сроков выполнения и нацелен на систематизирование взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе.

Вопрос об успешной адаптации первоклассников затрагивает интересы всех участников образовательного процесса - администрации, родителей будущих первоклассников, учителей начальных классов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников. Благодаря комплексному подходу можно достигнуть наилучших результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vzaimodeystviya.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

План взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса

в период адаптации первоклассников к школе

Пояснительная записка

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного творческого заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Закон «Об образовании» обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии (ст.44,45 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Также права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ.

Школа сегодня остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому педагогам необходимо установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

План взаимодействия состоит из направлений взаимодействия, сроков выполнения и нацелен на систематизирование взаимодействия учителя с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе.

Вопрос об успешной адаптации первоклассников затрагивает интересы всех участников образовательного процесса - администрации, родителей будущих первоклассников, учителей начальных классов, педагогов-психологов, социальных педагогов, медицинских работников. Благодаря комплексному подходу можно достигнуть наилучших результатов.

Цель: систематизировать взаимодействие учителя начальных классов с участниками образовательного процесса в период адаптации первоклассников к школе.

Задачи:

  1. Создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса, способствующих успешной адаптации первоклассников к школе.
  2. Предупреждение и преодоление трудностей адаптационного периода у учащихся 1 класса.
  3. Формирование комфортной образовательной среды.
  4. Оказание психолого-педагогической и методической помощи и поддержки семьям первоклассников в период адаптации к школе.

Сроки

Направления взаимодействия учителя начальных классов с участниками образовательного процесса

в период адаптации первоклассников к школе

Младшие школьники (учащиеся)

Родители

учащихся

Учителя начальных

классов

Специалисты (логопед, психолог, социальный педагог, мед. работник)

Выпуск из ДОО/ май

Курсы «Подготовка к школе»

Родительское собрание «Адаптация первоклассников к школе»

Особенности организации деятельности учащихся 1-ых классов.

Соц. педагог – изучение условий жизни ребенка в семье, собеседование с родителями накануне учебного года.

Последняя неделя августа

Изучение медицинских, личных карт учащихся. Мастерская общения «Давайте познакомимся!»

Родительское собрание «Скоро в школу», обсуждение проведения 1 сентября, анкетирование.

Собеседование с учителями по особенностям календарно-тематического планирования в

1-ых классах.

Психолог, соц. педагог – консультативная работа с учителем, беседа.

Медицинский работник - медицинский осмотр детей, поступающих в школу, врачами-специалистами.

Сентябрь

Ознакомление учащихся с едиными требованиями в школе.

«Введение в школьную жизнь».

Проведение экскурсий по школе.

Проведение экскурсии «Окрестности школы».

Индивидуальные консультации «Итоги первых учебных дней» (по необходимости ежедневно).

Ежедневные контакты с родителями во время прихода и ухода ребенка из школы.

Совместная деятельность педагога и родителей по организации жизни первоклассников в школ

Взаимопосещения уроков

Педагог-психолог: исследование школьной адаптации. Занятия для снятия тревожности от школы. Посещение уроков, наблюдения.

Логопед: индивидуальные встречи с родителями, проведение логопедических занятий с детьми.

Медицинский работник: мониторинг состояния здоровья обучающихся.

Третья неделя октября

Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов через индивидуальные беседы с детьми и родителями.

Наблюдение, «Беседа о школе» с детьми.

Классный час «Азбука поведения»

Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников к школе»

Вечер вопросов и ответов

Педагог-психолог: консультация для родителей: «Помощь ребенку в адаптации к школе».

Последняя неделя октября

Совместный праздник «Посвящение в первоклассники. День рождения классного коллектива»

Организация мероприятий.

Выбор родителей в состав школьного комитета.

Родительское собрание «Первая четверть ребенка в школе».

Заседание учителей начальных классов. Обработка данных по классно-обобщающему контролю в 1-ых классах, уровень адаптации

Педагог-психолог: выявления дезадаптированных детей, определения причин и пути их решения. Наблюдения и фиксирование детей группы риска.

Медицинский работник: проведение плановых и внеплановых прививок, витаминизация, профилактика простудных заболеваний, создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д., соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

Ноябрь

Праздник «День матери», классные часы, направленные на сплочение коллектива.

Праздник «День осенних именинников. «День рожденья только раз в году!»»

Заседание родительского комитета. Совместное планирование воспитательной работы в классе.

 Проведения родительского собрания «Взаимодействие и взаимопонимание школы и семьи». Организация мероприятий.

Совещание педагогов, работающих в 1-х классах.

Педагог-психолог: индивидуальные работы с дезадаптированными детьми и их родителями.

Логопед: коррекционная работа по устранению недостатков в речи.

Педагог-психолог: итоги работы по проблеме адаптационного периода.

Декабрь

Новогодний праздник «В гостях у Деда Мороза»

Заседание родительского комитета «Подготовка к Новому году» Родительского собрание «Подведение итогов полугодия».

Подведение итогов полугодия на заседания учителей  1-х классов.

Педагог-психолог: индивидуальные работы с дезадаптированными детьми и их родителями.

Логопед: коррекционная работа по устранению недостатков в речи.

Декабрь – май

Индивидуальная работа с детьми с тяжелой адаптацией и с дезадаптированными детьми.

Список использованной литературы

  1. Мартынова Л. В. Программа «Семьи и школа» [Электронный ресурс] режим доступа: http://86sch3-nv.edusite.ru/DswMedia/programmasem-yaishkola.pdf
  2. Дружинина И. В. Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению [Электронный ресурс] режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/09/22/programma-organizatsii-protsessa


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".

В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...

Взаимодействие учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школе

Статья содержит информацию о Взаимодействии учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школе...

Взаимодействие учителей начальных классов и родителей учащихся в решении проблем адаптации первоклассников к школе

В статье представлены проблемы и пути их решения во взаимодействии учителей начальных классов и родителей учащихся, основное внимание обращается на то, что адаптация первоклассников к школе зависит от...

Индивидуальный план профессионального развития в межаттестационный период учителя начальных классов Ахметжановой Розы Мазхмутовны (на период с 2017 - 2021 год)

Индивидуальный план профессионального развитияв межаттестационный периодучителя начальных классовАхметжановой Розы Мазхмутовны(на период с 2017 - 2021 год)...

Взаимодействие учителя начальных классов и участников коррекционно-образовательного процесса

Особенности организации взаимодействия участников  коррекционного процесса...