Традиции чайной церемонии
классный час (3 класс) на тему

Зуйкова Юлия Геннадьевна

внеклассное мероприятие для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_i_samoanaliz.docx127.52 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Знакомство с историей и традициями русского чаепития;
Задачи: 
- формировать у учащихся этические представления о чае;
- обобщить и систематизировать знания о чае;
- формировать интерес к историческому прошлому, народным традициям чаепития.

Ход мероприятия:

Учитель:

Очень часто за событиями

И за сутолокой дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

И хоть более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним народные обычаи,

Вспомним нашу старину.

Ученик 1:
Дорогие гости!
Как говорится-
Милости просим
В нашу светлицу.
Не нужно платы
И робеть не надо.
Всем, чем богаты,
Тем вам и рады.
Ученик 2:
Не стесняйтесь, проходите
В нашу горницу, друзья,
И улыбки захватите –
Ведь без них никак нельзя.
Ученик 3:
От души признаться надо,
Что давно вас в гости ждём.
Вы своим приходом радость
Принесли в наш светлый дом.
Ученик 4:
Здесь, без всякого сомненья,
Чай душистый всех вас ждёт,
Несколько сортов варенья,
Пироги, ватрушки, торт.
Ученик 5:
Мир вам, гости долгожданные,
Что явились в добрый час.
Встречу тёплую, желанную
Мы готовили для вас.
Ученик 6:
Хлебосольством и радушием
Знаменит наш русский край.
Для гостей и песни русские,
И медовый каравай.
Ученик 7:
И места для вас приметные
За обеденным столом…
Пусть с гостями радость светлая
Входит в наш просторный дом.

Песня «К нам гости пришли»

  1. К нам гости пришли,

Дорогие пришли.

Мы не зря кисель варили,

Пироги пекли. – 2 раза

С малинкой пирог,

И с капустой пирог,

А который без начинки –

Самый вкусный пирог – 2 раза

А сейчас вдвоём

Мы для вас споём,

Вы похлопайте в ладоши –

Мы плясать пойдём. – 2 раза

        

Ты топни ногой

Да притопни другой,

Я волчком кружиться стану,

А ты так постой. – 2 раза

Учитель: Гостеприимство – национальная черта нашего народа. И праздников у нас много. Но есть один праздник, яркий, веселый, который по душам всем. Это «Русский чай». Но Родиной чая считается Китай, тогда как же он оказался в России?

Ученица: История чая в России насчитывает не одну сотню лет. В нашу страну чай проник с Востока. Русский посол Василий Старков привез царю Михаилу Федоровичу из Китая подарок – 64 кг чая. В начале чай не очень понравился царю и боярам. Оно и понятно – до этого в России традиционно пили отвары из ягод и трав. Русские люди поначалу отнеслись к чаю очень настороженно, т.к. напиток привезли с Востока, который издревле связывался с опасностью и несчастиями. Долгое время чай был доступен только богатым людям по причине высокой цены. Ведь чай обменивался на дорогие меха и облагался налогами. Например, в 18 веке чай был в 110 раз дороже черной и красной икры. Именно поэтому в народе говорили: «Чайком побалуемся». Крестьянам же он был вовсе недоступен, поэтому они не имели даже представления, как его заваривать.

Сценка «Барыня»

(На сцене барыня с ларцом, ставит на стол, открывает его и нюхает одобрительно.)

Барыня: - Из заморских стран далеких

                   Мне прислали сундучок.

                   А в посылке написали,

                   Что заварка-то чаек…

                   Эй – ка Федька, подь сюда,

(выбегает Федька, кланяется в пояс барыне)

                     Ну-ка чаю завари!

(барыня уходит, Федька чешет затылок)

Федька: - Вот дала ларец мне чаю,

                  И велит его сварить,

                  А я отроду не знаю,

                  Как проклятый чай варить.

                  Вот возьму, налью водички,

                  Всыплю чай я весь в горшок,

                  И приправлю перцу, луку,

                  Да петрушки корешок.

(наливает в чашку чаю, входит барыня)

Барыня: - Ну, что Федор, чай готов?

                   Дай отведать тех листов.

(пробует из чашки и сразу выплевывает)

 Тьфу, что за гадость не пойму.

 Ты решил меня сгубить.

 Чашкой чая отравить.

 Ах ты, глупый дуралей.

 Получи скорей плетей.

 На тебе, на тебе!

(барыня бьет Федьку, и убегают со сцены)

Федька выходит на сцену с горшком и чешет себя за затылок.

Федька: - Долго думал, удивлялся,

 Чем же мог не угодить?

 А потом я догадался,

 Что забыл я посолить!

 Пойду барыню еще раз чаем угощу!

Учитель: А сейчас отгадайте загадку и узнайте с помощью чего заваривали чай?

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит   (самовар)

- Посмотрите, как же правильно заваривали чай на Руси.

 

Видео о чае

Учитель: Ну вот, чай заварили, пора и к церемонии приступить. Чаепитие уже давно стало традицией русского гостеприимства. Традиции русского чаепития имеют давние корни. В народном творчестве по этому поводу множество пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки вы знаете?

  1. Чай зелёный по утрам – не захочешь к докторам!
  2. Выпил чай – забыл про печаль,

             А кофе напился – заново родился.

  1. Сколько чая ты не пей, мало будет, хоть убей!
  2. Готовь кофе, чай – гостей привечай!
  3. Выпей чая с калачом и всё будет нипочём!
  4. Как с утра напьёшься чая – день летит не замечая.
  5. За беседой и чайком дело спорится ладком.
  6. Чай – здоровья эликсир, кладезь бодрости и сил.

Учитель: А теперь отгадайте загадки:

Пузатый, носатый

На печке сопел,

Потом вдруг нечаянно

Песню запел.

(чайник)

Что на сковородку наливают,

Вчетверо сгибают.

Да в сметану макают?

(блин)

Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал – там и пропал.

(сахар)

Чёрненько,   горяченько,

А все любят.       (чай)

Цветом жёлт и ароматен.

В чай кладут и чай приятен.

Только очень кислый он.

А зовут его…

(лимон)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на  загляденье…

Ну и объеденье! (бублик)

Неприступная на вид

Подбоченившись стоит,

А внутри-то, посмотри,

Угощение внутри! (сахарница)

Сверху дыра.

Снизу дыра.

А посередине -

Огонь да вода. (Самовар)

 Ящик на коленях пляшет –

То поет, то горько плачет.

(Гармонь.)

Жидко, а не вода,

Бело, а не снег.

(Молоко.)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

(Хлеб.)

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

(Пирог.)

Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей;

А сушеная в запас,

От простуды лечит нас.

(Малина.)

Стоит рядом с нами,

Смотрит черными глазами.

(Черная смородина.)

Душистый цветок –

Вкусный медок.

(Цветы липы.)

Учитель:   Мы за чаем не скучаем

Мы частушки сочиняем.

Частушки не случайные,

Частушки тоже чайные!

Сейчас частушки пропоем,

Потом чайку еще нальем!

Частушки

На столе у нас пирог,

Пышки да ватрушки.

Так пропойте ж под чаек

Чайные частушки!

Самовар поет, гудит.

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар!

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока!

Самовар пыхтит, искрится

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой!

Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай - чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день – денёчек

Он бальзам от всех болезней,

И напитка нет полезней

Кто здоровым хочет быть,

Больше чая надо пить.

Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

Выпивая чашку чая,

я обычно не скучаю...

Потому что никогда

Я не пью его одна.

Подавай-те чашку чая,

Ведь мы любим русский чай.

В чае мы души не чаем,

Наливай горячий чай.

Учитель: В России пили чай вечером, пили, когда взгрустнется, пили и от нечего делать и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное с «удовольствием». В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар и хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Обычно к чаю подавались сушки, сухари, бублики, варенье ароматное, удивительно приятное, мед, сахар. А еще к чаю подавались горячие масляные блины.

Песня «Блины»

1. Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

ой, блины, блины, блины,

вы блиночки мои!

2. В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили.

ой, блины, блины, блины,

вы блиночки мои!

3. Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

ой, блины, блины, блины,

вы блиночки мои!

4. Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

ой, блины, блины, блины,

вы блиночки мои!

5. На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

ой, блины, блины, блины,

вы блиночки мои!

6. «Гости, будьте все здоровы,

Вот блины мои готовы».

ой, блины, блины, блины,

вы блиночки мои!

Учитель: Вот и угощенья готовы. А мы за чаем не скучаем – мы немного поиграем!

Игра «Кто больше знает названий чая»

 Учитель: Посмотрим какие же названия, а может быть и сорта чая вы знаете?

Игра «Я предпочитаю с чаем….»

Учитель: Я называю вам букву алфавита, а вы должны назвать блюдо или продукт на эту букву, который обычно употребляют с чаем.

Учитель:  Россия чайная страна, и чай пьют у нас много. Но настоящая культура чаепития потеряна. Чай пьют по-разному: на ходу, убегая на работу или в буфете, пьют чай в поездах из скучного стакана...  Но это все не чаепитие, а привычная часть утренней или вечерней трапезы. Чаепитие – это другое. Чаепитие – это дружеская беседа за столом, старинный домашний обычай, ритуал, добрая традиция многих народов. Если Вас пригласили на чаепитие – значит вас пригласили на дружескую беседу. А у кого из вас в семье бывает такое чаепитие?

Учащиеся отвечают.

Учитель: А сейчас поговорим о том, что и как едят за столом.

Ученица 1: Чайный стол сервируют заранее. На один конец ставится самовар, около него поднос с чашками и стаканами. Здесь место хозяйки.

Ученица 2: Наливает чай хозяйка. Если в доме есть взрослая дочь, то эта обязанность передается ей. Обязанность нетрудна, но требует известной ловкости, грации, умения.

Ученица 3: Чашки никогда не следует наливать до краев и надо стараться угодить на вкус каждого. Но и гости не должны быть слишком требовательны, особенно молодые, они должны пить чай, каким его дают.

Ученица 1: Дуть на чай, чтобы он остыл, нельзя. Наливать же в блюдечко неприлично. Обязанность хозяйки — предлагать печенье, пироги и пряники.

Ученица 4: Чашку принято было подавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье».

Ученица 5: Принимая чай, полагалось отвечать: Спаси Бог Вас или Благо дарю вам».

Учитель: Эти слова произносились за столом так часто, что буквально пронизывали воздух и создавали ту особую, добрую магию, которая так интриговала иноземцев. Настоящий чай, традиционно, должен жечь губы, и не только оттого, что он очень кипяченый, но и потому, что терпкий.

Ученица 6: Терпкость эту сглаживает варенье – черничное, яблочное, смородиновое, в общем, сами выберите когда самовар оттуда будете доставать.

Ученица 7: Чтобы горячий стакан не обжигал руки, его ставили  в металлический подстаканник с ручкой.

Ученица 8: Не удивляйтесь, если гости, допив чай, опрокинут его вверх дном и положат на него остаток рафинада – это значит, что чаепитие удалось по всем законам пузатого самовара.

Ученица:   Есть в природе нашего народа

Вечные особые черты,

Не страшны ни годы, ни невзгоды,

Ни капризы ветреные моды,

От души они, от доброты!

Ученик:  Гость войди! Традиций не нарушив,

С ним чайку всегда попьем.

Всем известно русское радушье –

Хлебосольство и открытый дом!

Песня на мотив «Голубой вагон»

  1. Если вы пришли сегодня в гости к нам

Будем рады чаем угостить.

Вы поспели к нашим сдобным пирогам,

Вкус их всех вас может удивить.

П-в

Скатертью, скатертью

Стол скорей накрывай

И наливай-ка всем ароматный чай.

Каждому, каждому

Счастья ты пожелай

И улыбнись друзьям и учителям!

  1. Знаем лучше доктора серьезного

Лечит чай и скуку и тоску.

Приглашаем мальчиков и девочек

Выпить ароматного чайку.

                 П-в

Учитель:       Хоть закончен разговор

Приглашаем всех за стол

Чашка чаю ждет гостей

Приглашаем всех друзей!

1. Маша П: Чайный стол сервируют заранее. На один конец ставится самовар, около него поднос с чашками и стаканами. Здесь место хозяйки. 

4. Петрова М. : Дуть на чай, чтобы он остыл, нельзя. Наливать же в блюдечко неприлично. Обязанность хозяйки — предлагать печенье, пироги и пряники.

Звонко К. Наливает чай хозяйка. Если в доме есть взрослая дочь, то эта обязанность передается ей. Обязанность нетрудна, но требует известной ловкости, грации, умения.

Орлова К. Чашки никогда не следует наливать до краев и надо стараться угодить на вкус каждого. Но и гости не должны быть слишком требовательны, особенно молодые, они должны пить чай, каким его дают.


Самоанализ внеклассного мероприятия

Учитель (Ф.И.О.): Зуйкова Юлия Геннадьевна

Класс:   3 «А»

Тема мероприятия:  «Традиции чайной церемонии»      

Цель: расширить знания детей о космосе, известных космонавтах, основателях космонавтики, познакомить с историей создания ракетной техники; развивать любознательность,  стремление к познанию нового, речь учащихся; воспитывать гордость за свою страну, чувство патриотизма;

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация.

Форма проведения:  конкурсно-познавательная программа.

К данному мероприятию ребята готовились активно и увлечённо: готовили мини-сообщения о космонавтах, разучивали песни, стихи, частушки, танец. Мероприятие проведено в форме конкурсно - познавательной программы, в ходе которой учащиеся мастерили ракету, разгадывали кроссворд, слушали стихи и частушки. Мероприятие  получилось доступным и посильным по содержанию для детей данного возраста. А как результат повысилась культура поведения в повседневной жизни. Ведь каждый из детей принял участие в проведении занятия.
Форма проведения занятия обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление. Выбранные методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию выбранного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Так, были использованы словесные методы: объяснение, вопросы; наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практические; частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные задания.
Формы организации деятельности на занятии: фронтальная, групповая.  Активность учащихся на разных этапах была высокой. 

Мероприятие цели достигло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное меропритяие "ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ"

Разработку можно использовать ко II части программы « Две недели в лагере здоровья». Разделы « День 6. Как правильно накрыть на стол»  «День 14. Как правильно вести себя за столом». Возраст ...

Внеклассное меропритяие "ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ"

Внеклассное мероприятие рассчитано на детей 3 класса...

Классный час ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

Классный час на тему ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ является одним из воспитательных мероприятий, посвященных здоровому образу жизни....

чайные традиции в разных странах мира

презентация содержит информацию о том как и с чем пьют чай в разных странах мира ,как его правильно заваривать,о его пользе...

Чайная церемония

Прививать потребность здорового образа жизни, правильного питания, употребления чая, учитывая его целебные свойства....

ИЗО "Чайная церемония в Китае"

Презентация к уроку....

Чайные истории и традиции

Впервые чай в Европу был завезен в 1610 году голландскими торговцами, но любовь европейцев напиток завоевал намного позже. А теперь жители Земли ежеминутно выпивают более двух миллионов чашек чая.А се...