Классный час: Урок доброты "Пусть будет добрый ум у вас, а сердце умным будет"
классный час (4 класс) на тему

Цуканова Е.А.

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» города Валуйки

Белгородской области

 

Классный час: Урок доброты

 «Пусть будет добрый ум у вас, а сердце умным будет»

 

Цель: познакомить учащихся со словом доброта, формировать у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

расширить знания  о роли её в жизни каждого человека;

Задачи:

-   учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

-   развивать творческие возможности детей.

Ход занятия:

  1. Организационный  момент.

  Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Я говорю вам  Добрый день и желаю вам добра.

КЛИП «Дорогою добра»

  1. Сообщение темы и цели занятия.

 Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

      3. Работа по теме занятия.

- Что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают)

- Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,….

Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.

В безликом мире, в этой суете,
В водовороте серых дней,
Давай поговорим о ДОБРОТЕ,
Что спрятана в душе твоей…

Почему-то в наше время доброта утратила свою силу, не стало хватать у людей этого качества.

-  Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Как вы думаете? (ответы детей)

-  Правильно. Нужны. Даже в нашем маленьком коллективе это качество необходимо, чтобы легче было жить, учиться и общаться друг с другом, чтобы каждый из вас не проходил мимо беды товарища.

1) Значение слова «доброта»

-  В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так: « Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

А в познавательной Википедии о доброте написано: «Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает …

2) Работа с «волшебными» словами

-  Доброта вырабатывалась человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. И надо так жить каждому из нас.  Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными». Какими качествами обладает добрый человек?  (ответы детей)

-   Много есть добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. Где живут добрые слова? (В сердце).

Перед вами большое сердце, заполните его волшебными словами (дети на маленьких сердечках пишут волшебные, добрые слова и приклеивают по контуру).

- Познакомьте нас со своими словами. (дети зачитывают)

Да, много добрых слов нас окружает.

Добро пожаловать – вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом….

В добрый час – пожелание удачи, благополучия в каком- нибудь деле…

В добрый путь – доброе пожелание тому, кто уезжает куда – нибудь…

Дать или получить добро – дать согласие или получить разрешение, одобрение на что – либо…

Как много добрых слов образовано от этого слова – добро! Подберите однокоренные слова, запишите (Дети на листочках записывают однокоренные слова к слову ДОБРО)

3) Однокоренные слова слова «добро»

- Давайте посмотрим слова на слайде. Многие слова вы уже назвали. Вот как много однокоренных слов у слова «добро»! Помните, что добро, которое вы будете давать людям всегда вернется к вам от людей. Тогда вам будет легче жить, общаться друг с другом, и это общение будет приносить радость. И надо так жить каждому из нас.

 

4) Работа в группах.

-  Я сейчас опишу качество человека, а вы должны догадаться как можно назвать человека с таким качеством. Слова на слайде вам помогут  (работа в группах: детям выдается карточка с двумя высказываниями, после выполнения работы в группах идет проверка на слайде ).

  1. Человека, на которого всегда можно положиться, называют- (добропорядочный)

Человека, у которого доброе сердце, называют - (добросердечный)

  1. Человек, который желает другим только добра, называют- ( доброжелательный)

Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют-(добродушный)

  1. Человека, с обладающего добрым и хорошим нравом, называют-(добронравный)

Человека, который всегда все делает по совести-(добросовестный)

 

-  Молодцы! Очень  хотелось, чтобы не только слова были  добрыми, но и поступки такими же, поэтому давайте уберем лишние слова в сундучок, закроем его и будем стараться не доставать их оттуда, т.е. не будем показывать в своем характере (дети называют слова на слайде, которые по щелчку убираются в сундучок, затем сундучок закрывается).

 

5) Работа  с пословицами и высказываниями известных людей

- Как много пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость т.к. доброта ценилась всегда, во все времена. Пословицы, дошедшие до наших времен говорят, что  доброта – это самое ценное нравственное человеческое качество русского народа.

-  Постарайтесь собрать пословицы и объяснить их смысл. Может кто – нибудь еще знает пословицы о добре? (дети дополняют задание своими пословицами)

- Не только в пословицах можно встретить отношение людей к доброте, но в высказываниях известных людей. Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой сказал:  Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за неё людей, есть лучшая награда доброй жизни.

-  Как вы думаете, почему по словам Толстого надо добро делать тайно? (ответы детей)

- Теперь постарайтесь собрать воедино еще одно высказывание, которое принадлежит детскому писателю (дети работают в группах, проверка идет по слайде, после выполнения задания дети узнают кому принадлежат эти слова).

- Как вы понимаете смысл этого высказывания? (ответы детей) Да, доброта без разума пуста. Недаром поэт С.Я.Маршак призывает: «Пусть будет добрый ум у вас, а сердце умным будет».

Добрыми поступками славен человек. Какие примеры добрых поступков вы можете привести. (Дети приводят свои примеры)

 

6) Создание цветка.

Не только великие люди творят добро. Вспомните, произведение про девочку Женю, которая  помогла больному мальчику.. Вспомнили, как называется это произведение?

Дети. Валентин Катаев. "Цветик-семицветик".

Учитель. Представьте, что вам попался волшебник, который подарил вам волшебный цветик – семицветик. Подумайте и запишите на лепесточках свои желания. Посерединке запишите свои имя и фамилию, можно раскрасить.

-  Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть, внимательным, вежливым, добрым друг к другу? (Ответы детей.)

-  Давайте вместе подумаем, как развивать в себе доброту (на слайде высвечиваются предложения, а дети стараются рассказать как понимают смысл высказывания).

-  Проявлять чуткость к окружающим;

-  проявлять доброе отношение к окружающим людям;

 -  проявлять добрые чувства к домашним животным;

-   участвовать в  благотворительных акциях.

-  Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Чего на земле больше: добра или зла? Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро.

7) Притча о добре и зле.

Послушайте  притчу о добре и зле.

Когда-то давно старый индеец открыл своей внучке жизненную истину:

«В каждом человеке идёт борьба, похожая на борьбу двух волков»

Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь…

Другой волк – добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность

Маленькая девочка, тронутая до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумалась и спросила

- А какой волк побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты любишь.

4.Итог занятия

- Скажите, каковы же преимущества доброты? Для чего она нужна для каждого человека?

Известный педагог Ш.А. Амонашвили сказал:

  • Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -   Твори добро. 
  • Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -   Твори добро.  
  • Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -   Твори добро.  
  • Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -   Твори добро.  
  • Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,  

     Ибо никто не властен над твоим добром

-  Да, быть добрым очень трудно, потому что добрые дела делаются не для себя, а для кого-то, значит, человеку надо уделить внимание, потратить время и силы.

Так давайте попробуем с первых дней учебы дарить добро своим одноклассникам, людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше. Ведь доброта - это стремление человека сделать счастливее себя и других людей.

-  Спасибо за урок!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dobroty.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Цуканова Е.А.

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №1» города Валуйки

Белгородской области

Классный час: Урок доброты

 «Пусть будет добрый ум у вас, а сердце умным будет»

Цель: познакомить учащихся со словом доброта, формировать у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

расширить знания  о роли её в жизни каждого человека;

Задачи:

-   учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека;

-   развивать творческие возможности детей.

Ход занятия:

  1. Организационный  момент.

  Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Я говорю вам  Добрый день и желаю вам добра.

КЛИП «Дорогою добра»

  1. Сообщение темы и цели занятия.

 Сегодня у нас с вами необычный урок- урок доброты. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами задумывались и наши предки: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, папы и мамы и мы с вами. И хотя мы живём в третьем тысячелетии, о добре и зле будут размышлять ваши дети, внуки и правнуки.

      3. Работа по теме занятия.

- Что такое добро? Где вы его встречали? (Дети отвечают)

- Да, это всё хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,….

Добро – это когда люди содействуют, помогают друг другу.

В безликом мире, в этой суете,
В водовороте серых дней,
Давай поговорим о ДОБРОТЕ,
Что спрятана в душе твоей…

Почему-то в наше время доброта утратила свою силу, не стало хватать у людей этого качества.

-  Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Как вы думаете? (ответы детей)

-  Правильно. Нужны. Даже в нашем маленьком коллективе это качество необходимо, чтобы легче было жить, учиться и общаться друг с другом, чтобы каждый из вас не проходил мимо беды товарища.

1) Значение слова «доброта»

-  В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так: « Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

А в познавательной Википедии о доброте написано: «Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает …

2) Работа с «волшебными» словами

-  Доброта вырабатывалась человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. И надо так жить каждому из нас.  Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными». Какими качествами обладает добрый человек?  (ответы детей)

-   Много есть добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. Где живут добрые слова? (В сердце).

Перед вами большое сердце, заполните его волшебными словами (дети на маленьких сердечках пишут волшебные, добрые слова и приклеивают по контуру).

- Познакомьте нас со своими словами. (дети зачитывают)

Да, много добрых слов нас окружает.

Добро пожаловать – вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать, войти в дом….

В добрый час – пожелание удачи, благополучия в каком- нибудь деле…

В добрый путь – доброе пожелание тому, кто уезжает куда – нибудь…

Дать или получить добро – дать согласие или получить разрешение, одобрение на что – либо…

Как много добрых слов образовано от этого слова – добро! Подберите однокоренные слова, запишите (Дети на листочках записывают однокоренные слова к слову ДОБРО)

3) Однокоренные слова слова «добро»

- Давайте посмотрим слова на слайде. Многие слова вы уже назвали. Вот как много однокоренных слов у слова «добро»! Помните, что добро, которое вы будете давать людям всегда вернется к вам от людей. Тогда вам будет легче жить, общаться друг с другом, и это общение будет приносить радость. И надо так жить каждому из нас.

4) Работа в группах.

-  Я сейчас опишу качество человека, а вы должны догадаться как можно назвать человека с таким качеством. Слова на слайде вам помогут  (работа в группах: детям выдается карточка с двумя высказываниями, после выполнения работы в группах идет проверка на слайде ).

  1. Человека, на которого всегда можно положиться, называют- (добропорядочный)

Человека, у которого доброе сердце, называют - (добросердечный)

  1. Человек, который желает другим только добра, называют- ( доброжелательный)

Человека с доброй душой и мягким характером, незлопамятного, называют-(добродушный)

  1. Человека, с обладающего добрым и хорошим нравом, называют-(добронравный)

Человека, который всегда все делает по совести-(добросовестный)

-  Молодцы! Очень  хотелось, чтобы не только слова были  добрыми, но и поступки такими же, поэтому давайте уберем лишние слова в сундучок, закроем его и будем стараться не доставать их оттуда, т.е. не будем показывать в своем характере (дети называют слова на слайде, которые по щелчку убираются в сундучок, затем сундучок закрывается).

5) Работа  с пословицами и высказываниями известных людей

- Как много пословиц и поговорок о доброте создала русская мудрость т.к. доброта ценилась всегда, во все времена. Пословицы, дошедшие до наших времен говорят, что  доброта – это самое ценное нравственное человеческое качество русского народа.

-  Постарайтесь собрать пословицы и объяснить их смысл. Может кто – нибудь еще знает пословицы о добре? (дети дополняют задание своими пословицами)

- Не только в пословицах можно встретить отношение людей к доброте, но в высказываниях известных людей. Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой сказал:  Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за неё людей, есть лучшая награда доброй жизни.

-  Как вы думаете, почему по словам Толстого надо добро делать тайно? (ответы детей)

- Теперь постарайтесь собрать воедино еще одно высказывание, которое принадлежит детскому писателю (дети работают в группах, проверка идет по слайде, после выполнения задания дети узнают кому принадлежат эти слова).

- Как вы понимаете смысл этого высказывания? (ответы детей) Да, доброта без разума пуста. Недаром поэт С.Я.Маршак призывает: «Пусть будет добрый ум у вас, а сердце умным будет». 

Добрыми поступками славен человек. Какие примеры добрых поступков вы можете привести. (Дети приводят свои примеры)

6) Создание цветка.

Не только великие люди творят добро. Вспомните, произведение про девочку Женю, которая  помогла больному мальчику.. Вспомнили, как называется это произведение?

Дети. Валентин Катаев. "Цветик-семицветик".

Учитель. Представьте, что вам попался волшебник, который подарил вам волшебный цветик – семицветик. Подумайте и запишите на лепесточках свои желания. Посерединке запишите свои имя и фамилию, можно раскрасить.

-  Ребята, скажите, пожалуйста, трудно ли быть, внимательным, вежливым, добрым друг к другу? (Ответы детей.)

-  Давайте вместе подумаем, как развивать в себе доброту (на слайде высвечиваются предложения, а дети стараются рассказать как понимают смысл высказывания).

-  Проявлять чуткость к окружающим;

-  проявлять доброе отношение к окружающим людям;

 -  проявлять добрые чувства к домашним животным;

-   участвовать в  благотворительных акциях.

-  Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Чего на земле больше: добра или зла? Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро.

7) Притча о добре и зле.

Послушайте  притчу о добре и зле.

Когда-то давно старый индеец открыл своей внучке жизненную истину:

«В каждом человеке идёт борьба, похожая на борьбу двух волков»

Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, ложь…

Другой волк – добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность

Маленькая девочка, тронутая до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумалась и спросила

- А какой волк побеждает?

Старый индеец улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты любишь.

4.Итог занятия

- Скажите, каковы же преимущества доброты? Для чего она нужна для каждого человека?

Известный педагог Ш.А. Амонашвили сказал:

  • Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его -   Твори добро. 
  • Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его -   Твори добро.  
  • Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его -   Твори добро.  
  • Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом -   Твори добро.  
  • Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,  

     Ибо никто не властен над твоим добром

-  Да, быть добрым очень трудно, потому что добрые дела делаются не для себя, а для кого-то, значит, человеку надо уделить внимание, потратить время и силы.

Так давайте попробуем с первых дней учебы дарить добро своим одноклассникам, людям и природе, и нам всем вместе будет жить лучше. Ведь доброта - это стремление человека сделать счастливее себя и других людей.

-  Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час « Пусть будет добрым ум у вас и сердце умным будет»

Проведение этого классного часа помогает развивать у детей способность анализировать свои действия,воспитывать чувство доброты, вежливости, взаимопонимания....

Открытое классное мероприятие ко Дню матери "Доброе сердце"

Поздравение для мам и бабушек. Заодки. Стихи. Веселые конкурсы....

Волшебник поэтической страны. "Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет", посвященная творчеству С. Я. Маршака

Волшебник поэтической страны."Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет",посвященная творчеству С. Я. Маршака...

«Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет»

Презентация посвящена творчеству С.Я. Маршака...

ПУСТЬ ДОБРЫМ БУДЕТ УМ У ВАС, А СЕРДЦЕ УМНЫМ БУДЕТ

Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали,Хоть были совсем незнакомы.Здравствуйте!  –Что особого тем мы друг другу сказали?Просто «здравствуйте», больше ведь мы нич...

Пусть сердце будет добрым

Пусть будет сердце Солнышком согрето, а на Душе - тепло, светло и Лето......

Технологическая карта классного часа "Добро, которые ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе"

Внеурочная деятельность по программе "Путешествие в страну "Мудрость" с использованием технологии саморазвивающего обучения"....