Внеурочная деятельность "Доноведение" 2 класс 2017-2018г.
рабочая программа (2 класс) на тему

Зубкова Татьтяна Ивановна

На изучение программы курса внеурочной деятельности «Доноведение» во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО основной образовательной программы согласно плану внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 20 на 2017 – 2018 учебный год отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год в соответствии с календарным учебным графиком школы.

На реализацию   курса внеурочной деятельности запланировано   33 часа (календарно-тематическое планирование составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ). Прохождение программного материала во 2 классе будет обеспечено за счет резервных часов.

Содержание программы реализуется посредством учебно-методического комплекта:

1. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.  Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012

2.  Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.  Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012

           Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда и название «Доноведение».

 Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

      Образовательные

 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

 2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

      Воспитательные

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              Содержательный раздел

ООП НОО МБОУ СОШ №20

 

Город Новочеркасск  

                     

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20

                                                                                                             

                                                                       «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                            Директор МБОУ СОШ № 20

                                                                                            ___________      Е.И. Юзбекова

                                                                                            Приказ от «___» ______2017 г. № _____

                                                                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности «Доноведение»

(духовно-нравственное направление деятельности)

 на 2017 - 2018 учебный год

Уровень общего образования: начальное общее образование, 2 Б класс

Количество часов   33 часа

Учитель: Баковеев Валерий Юрьевич

Программа разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой начального общего образования (одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 г. № 2/15)

Пояснительная записка.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» (духовно-нравственное направление деятельности) для 2 Б класса составлена в соответствии с положением  о рабочей программе педагогов реализующих курсы внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС НОО основной образовательной программы, плана внеурочной деятельности, на основе авторской программы кандидата педагогических наук Сухаревской Е.Ю. для занятий с учащимися 2 классов, утвержденная следующими нормативными документами:  

 - Приказа Минобрнауки России от 05.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 20.12.2014 № 1643);

 - приказа Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 03.06.2010 г. № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 г. № 2/15);

- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности от 18.08.2017 № 09.1672;

-    постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 в п. 10.5. СанПиН 2.4.2.2821-10;

 

- основной образовательной программы ФГОС НОО МБОУ СОШ № 20;

- Устава МБОУ СОШ № 20.

На изучение программы курса внеурочной деятельности «Доноведение» во 2 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО основной образовательной программы согласно плану внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 20 на 2017 – 2018 учебный год отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год в соответствии с календарным учебным графиком школы.

На реализацию   курса внеурочной деятельности запланировано   33 часа (календарно-тематическое планирование составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ). Прохождение программного материала во 2 классе будет обеспечено за счет резервных часов.

Содержание программы реализуется посредством учебно-методического комплекта:

1. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.  Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012

2.  Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.  Доноведение: Рабочая тетрадь (1класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2012

           Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда и название «Доноведение».

 Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:

      Образовательные

 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;  

 2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

      Воспитательные

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

 Развивающие

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.  

Педагогическое обоснование введения вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органическое единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

3.   История Донского края – часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности.  В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

 При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности.  Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними.  

Планируемые результаты освоения курса «Доноведение»

 В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся будут иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;  
  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;                                          
  • об истории родного края;  

приобретут знания о:

  • объектах неживой и живой природы Ростовской области;
  • особенностях погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • водоёмах Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  • правилах поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
  • важнейших событиях в истории родного края;  
  • народах, населяющих Ростовскую область (не менее трёх);
  • родственных связях в семье;
  • правилах поведения в общественных местах и на улице;

научатся:   

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
  • описывать наиболее важные события истории родного края;
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного села;
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

приобретут:

личностные универсальные учебные действия, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

  •  анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей;
  • моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:

  • ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
  • составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; -  оценивать собственные знания и умения;
  • доводить дело до конца

познавательные универсальные учебные действия, включающие общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  •  находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края;
  • готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе   на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.


Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п

Наименование разделов

Характеристика основных содержательных линий

Формы деятельности учащихся

 

Виды деятельности

 

1.

Я и окружающий мир

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

групповая

экскурсия

проект

 

 

познавательная деятельность

творческая деятельность

2.

Природа Донского края

Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.  

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).  

фронтальная

экскурсия

проект

исследовательская   («Флора родного города», «Фауна родного города»)

 

   

познавательная деятельность

творческая деятельность

3.

Человек и природа

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе

фронтальная

исследовательская

экскурсия

проект («По страницам Красной книги»

Конкурс плакатов «Охраняй родной край»)

 

познавательная деятельность

творческая деятельность

4.

Экскурсии

«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)

 

фронтальная

исследовательская

экскурсия

проект («Растения и животные родного края»

Конкурс плакатов «Охраняй родной край»)

познавательная деятельность

творческая деятельность

                                                                                 

                                                                                 

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Общее количество часов

Сроки изучения

Основное содержание темы

Универсальные действия

Я и

окружающий мир

4

1.09-22.09

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.

 Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);

учиться планировать практическую деятельность на занятии;

с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;

ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

добывать новые знания: находить необходимую информацию так в предложенных учителем словарях и энциклопедиях;

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

Объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, рассуждать и обсуждать их с одноклассниками;

объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Природа Донского края

11

29.09-15.12

Живая и неживая природа Донского края. Времена года.

Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.  

Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.

Почва Донского края и её значение для растений и животных.

Природные сообщества донского края (лес,  луг, водоём).  

Человек и природа

8

22.12-25.05

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе

Экскурсии

10

В течении года

«Родной город (село)», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Дата

Примечание

1.

С чего начинается Родина…

1.09

2.

Школа – светлая гавань детства

8.09

3.

С днём рождения, родной город (село)

(экскурсия по родному городу (селу)

15.09

4.

Дорога от дома до школы (экскурсия)

22.09

5.

Природа (экскурсия)

29.09

6.

Город и природа (экскурсия)

6.10

7.

Что за дерево такое?

13.10

8.

Кустарники (экскурсия)

20.10

9.

Травушка-муравушка

27.10

10.

10.11

11.

Растения и мы.

17.11

12.

Краски Тихого Дона.

24.11

13.

Природа (экскурсия)

1.12

14.

Город и природа (экскурсия)

8.12

15.

Что за дерево такое?

15.12

16.

Мои имя, фамилия, отчество…

22.12

17.

Что ты знаешь о роде своём…

29.12

18.

Обряды на Дону.

Зимние обряды

(праздничное мероприятие)

19.01

19.

26.01

20.

2.02

21.

Животный мир Ростовской области (экскурсия)

9.02

22.

Домашняя мохнатая азбука

16.02

23.

Мой домашний милый друг

2.03

24.

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

16.03

25.

Родные просторы (экскурсия)

23.03

26.

Чем богаты наши недра?

6.04

27.

Что такое почва?

13.04

28.

Почва нам и стол и дом (экскурсия)

20.04

29.

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)

27.04

30.

Человек – хозяин природы? Спасём и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвящённое

защите природы)

4.05

31.

День освобождения!

(экскурсия в исторический музей)

11.05

32-33.

Вместе дружная семья

(праздничное мероприятие)

18.05

25.05

Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

Печатные пособия:

  1. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.  Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) -  Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015 г.
  2. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.  Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2015 г.

Экранно- звуковое обеспечение:

- проектор

- интерактивная доска

 

Технические средства обучения:

- компьютер

 

Согласовано                                                                       Согласовано  

Протокол заседания методического                                Заместитель директора по УВР

совета МБОУ СОШ № 20                                                 ___________ / Гордюкова С.В.

от_____________ № _____                                               «____» ______________ 2017 г.

   ____________/ Пахолка С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист самооценки и задач на 2017-2018г

Индивидуальная образовательная траектория движения каждого ученика фиксируется через лист задач и оценок....

Рабочая программа учебного предмета "литературное чтение" 1 класс (Начальная школа 21 века) 2017-2018г

Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение " 1класс составлена на основе авторской УМК "Начальная школа 21 века": курса "Обучение грамоте" по "Букварю...

Мероприятие"День Матери" 2а класс 2017-2018г.

Мама,- друга нет дороже-Веришь ты в наш каждый взлет!Кто еще, как ты ,поможет?Кто еще, как ты, поймет?...

Рабочая программа по математике 2 класс"Планета знаний" 2017-2018г.

Содержание программы реализуется посредством учебно-методического комплекта, состоящего из следующих компонентов:1. М.В. Башмаков, М.Г. Нефедова. «Математика» 2 класс  учебник в 2-х ч...

Справка об участии учителя в работе РМО начальных классов 2017-2018г.

Справка Комитета образования об участии педпгога в РМО начальных классов...

Сайко А.Г. Отчет за 2017-2018г.

Отчёт за 2017 -2018 годРабочие программы по урочной и внеурочной деятельности...

Методическая неделя в начальной школе. 2017-2018г.

План  проведения  методической  недели  в  начальной  школе....