Первые дни ребёнка в школе
статья (1 класс) на тему

Щербинина Наталия Александровна

Выступление на родительском собрании, в котором родителям будущих первоклассников рассказывается о культуре поведения ребёнка в школе, о готовности к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_dni_rebyonka_v_shkole.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на родительском собрании

«Культура поведения ребёнка»

Первые дни ребёнка в школе

Как незаметно, как быстро летит время.

Наступит 1 сентября нового учебного года, и ваш ребенок впервые переступит школьный порог. Для него начнется совсем иная жизнь, требующая приложения многих усилий и стараний.  Ее успешность зависит от многих факторов, в том числе и чисто физиологических, от умений учителей и родителей строить свои требования к ребенку в соответствии с его возможностями и особенностями.

Естественно, вы - родители озабочены главным вопросом: готов ли ваш ребенок к обучению в школе:  « Как он будет учиться, будет ли успевать, хорошо бы, если он стал бы гордостью класса.…  По крайней мере, учился бы без троек. Да, еще бы способность к иностранным языкам – как сейчас без них!» Уже столько сказано и написано о нагрузках и перегрузках, которые тяжким бременем ложатся на плечи первоклассника. Вы, конечно же, беспокоитесь: привыкнет ли ребенок к трудовым школьным будням, как скажется на состоянии здоровья маленького человека новый режим, как будет ребенок выполнять свои новые обязанности, справится с ними успешно или нет?
Все это беспокойство, естественно оправдано, так как, даже самый привередливый родитель хочет, чтобы его ребенок не только хорошо учился, но еще при этом был бодр, весел и здоров!

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумывались над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения, поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца и разума. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.

Под термином “культура поведения” мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.

В содержании культуры поведения детей можно условно выделить следующие компоненты:

  • культура деятельности,
  • культура общения,
  • культурно-гигиенические навыки и привычки.

Подробнее остановимся на каждом из них.

Культура деятельности. Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы культуры деятельности закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. Проявляется в поведении ребенка на занятиях, уроках, в играх, во время выполнения трудовых поручений. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, в школьном - на уроках, труде, играх т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в образовательном учреждении в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности. По завершении деятельности, привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз, развивать умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность.

Под руководством взрослых, деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания.

Культура общения. Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные.

В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности.  Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами, добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность», «патриотизм» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников.

 

Седьмой год жизни – ответственный и трудный. Впереди новая жизнь, новые друзья, новые, подчас очень серьезные испытания. Ребенок должен вступить в новый коллектив, а это всегда непросто, должен стать полноправным членом школьного класса, но при этом важно, чтобы маленькому человеку было комфортно, легко, интересно. Нужно будет научиться подчиняться и проявлять инициативу, слушать и слышать других, уметь объяснить свою точку зрения  и доказать свою правоту, уметь признавать ошибку и перенести поражение, уметь радоваться успехам товарищей и переживать их неудачи – как свои собственные. Ребенок должен приспособиться к новому, школьному режиму, совсем не такому, как в детском саду или дома.

Очень часто мы наблюдаем агрессивность детей, которые отвечают грубостью. Со стороны взрослых мы слышим, давай сдачи, а неважно за что. Мы понимаем, что они у вас самые , самые. Но эгоизм, грубость_ это не совместимые понятия с обучением в школе. Надо в детях воспитывать волевую готовность _ умение управлять собой и своим поведением. Для успешной учёбы в школе очень важно, чтобы у ребёнка были сформированы такие качества: доброжелательность, общительность, готовность проявить сочувствие.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает:

- умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции

- культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в образовательное учреждение (детский сад или школу), круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с педагогами и другими работниками учреждения.

Гигиеническое воспитание детей как элемент культуры поведения

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе ежедневного общенияс детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Дети школьного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. Детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться точного и четкого выполнения действий.

А чего же мы хотим добиться, требуя дисциплины?

Дисциплина - более широкое понятие, чем просто наказание в ответ на проступок. Этот термин происходит от греческого слова, обозначающего "учить". Дисциплина предполагает обучение детей правильному поведению. Маленькие дети не могут управлять своим поведением и держать под контролем внутренние побуждения. Они нуждаются в руководстве взрослых.

Дети должны подчиняться установленным правилам. Они пугаются, если их предоставляют сами себе. Дети считают, что правила - это форма защиты, созданная заботливыми родителями. Даже если они и нарушают одни правила, они учатся уважать другие. Это часть цикла их развития.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в образовательном учреждении. Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого.

Пройдя этот цикл, снова возвращаются к изучаемому правилу, но на более высоком уровне. Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:

1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из детей, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей

2. Пример взрослых, прежде всего педагога. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых.

3. Связь семьи и школы - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания Общая цель семьи и школы - хорошо воспитанный культурный и образованный человек.

Эффективность нравственного просвещения школьников во многом зависит и от согласованной работы школьного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.

Главное, не забывать, что если мы не заполним душу ребёнка чем-то добрым, найдётся кто-то другой, который заполнит её дурным.

Так давайте же постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными! С помощью мудрых и доброжелательных педагогов, психологов и родителей ребенок быстро освоит этот новый, интересный мир. А школа и родители обязательно приобретут множество друзей и союзников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первые дни ребёнка в школе

Первое сентября! С этим днём у каждого из нас связано самое светлое...

Родительское собрание на тему "Первые шаги ребёнка в школе" 1 класс К Учитель начальных классов Смородинова Елена Эдуардовна МОУ гимназия №1 город Комсомольск- на -Амуре Хабаровский край

Условия успешной адаптации  первоклассников, тренинги, творческие задания, нестандартные советы по воспитанию для родителей-  со всем этим можно ознакомиться в разработке собрания....

Цикл адаптационных занятий с первоклассниками "Первые дни ребёнка в школе"

Матери ал разработан для учителей, которые проводят в первую неделю сентября цикл адаптационных занятий...

Первые дни ребёнка в школе

Планы-конспекты уроков в первом классе на начальнолм этапе обучения...

Родительское собрание первые дни ребёнка в школе

Презентация помогает педагогам в проведении первого родительского собрания. Добавив несколько слайдов по своему усмотрению, можно познакомить родителей с проблемами  обучения сына или дочери в шк...

ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 1 КЛАССЕ Тема: «Первые дни ребёнка в школе»

Задачи:     1.  познакомить родителей  с учителем и друг с другом;2. познакомить родителей с основными психологическими проблемами, возникающими у детей при вступлен...