План работы педагога-психолога в начальной школе
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Болонина Анастасия Дмитриевна

План работы педагога-психолога в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАССМОТРЕНО»

на педагогическом совете

Протокол №_____от __________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ЧОУ «Лицей Альма Матер»

В.Н. Ясинская

Приказ №_____от_________________

ПЛАН РАБОТЫ

педагога-психолога

ЧОУ «Лицей Альма Матер»

2017 – 18 учебный год


Тема образовательного учреждения: повышение качества образования через развитие адаптивной образовательной среды.

Цель образовательного учреждения: создание адаптивной, комфортной среды для участников образовательного процесса за счет различных услуг (социальных, правовых, оздоровительных, психологических, педагогических), направленных на формирование здорового образа жизни и развитие творческого потенциала личности ученика и учителя посредством индивидуализации обучения.

Цель деятельности педагога-психолога: психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса.

Задачи:

 Организация мониторинга динамики психического развития учащихся в процессе школьного обучения;

 Включение учащихся 1-х классов в психологическое сопровождение образовательного процесса;

 Организация психологического сопровождения первоклассников на этапе адаптации для успешного вхождения в ситуацию школьного обучения, профилактики школьного невроза;

 Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС 1-4 классы;

 Оказание психологической помощи учащимся с ОВЗ, учащимся с признаками одаренности;

 Профилактика аффективного поведения, проявлений агрессивного поведения учащихся; суицидальных наклонностей;

 Сопровождение участников образовательного пространства по формированию доверительных отношений в системе «учитель-ученик», «учитель-родитель»;

 Профилактика деструктивного общения в системе «учитель-родитель», «учитель-ученик»;

 Организация мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов.


I. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятель-

ности

Задачи

Сроки

Ожидаемые результаты

1

Обследование учащихся 1-х классов: психологическая готовность к обучению в школе

Обуч-ся

1-х кл.

Определение уровня психологической зрелости

сентябрь

Своевременное выявление детей с низким уровнем готовности к обучению в школе

2

Диагностика развития учащихся с ОВЗ

Обуч-ся

1– кл.

Определить уровень актуального развития, выработка рекомендаций кл. руководителям

сентябрь-

Динамика психического развития

3

Анкетирование вновь прибывших учащихся

Обуч-ся

1–кл.

Сопровождение на этапе адаптации

1 неделя октября

Выявление дезадаптированных детей; выработка рекомендаций родителям и кл. руководителям

4

Наблюдение за адаптацией первоклассников к школе. Методика Гинзбурга (определение мотивов ученика).

Обуч-ся

1-х кл.

Изучение особенностей и степени приспособления учащихся к новым социально-педагогическим условиям обучения

в течение 1четверти

Своевременное выявление детей группы риска для предупреждения школьной дезадаптации

5

Диагностика самооценки методика «Человечки» (личностные УУД). Лесенка.

Обуч-ся

3-х кл.

Изучение личностных особенностей

2 неделя октября

Обеспечение успешности социализации личности, организация психолого-педагогической помощи

6

Диагностика межличностных отношений, методика «Человечки»

(коммуникативные УУД)

Обуч-ся

3-х кл.

Выявление обучающихся с трудностями в общении, нарушениями коммуникативной сферы

2 неделя октября

Обеспечение успешности социализации личности, организация психолого-педагогической помощи

7

Диагностика уровня коммуникативных УУД «Рукавички» (сформированность действий по согласованию усилий в процессе организации сотрудничества)

Обуч-ся

1-х кл.

Изучение коммуникативных действий, умения сотрудничать

4 неделя

октября

Своевременное выявление детей группы риска для предупреждения школьной дезадаптации

8

Диагностика отношения к школе: анкета Н.Г. Лускановой (личностные УУД)

Обуч-ся

1-х кл.

Изучение особенностей эмоциональной сферы

4 неделя октября

Своевременное выявление детей группы риска для предупреждения школьной дезадаптации

9

Диагностика личностных УУД (самооценка)

Обуч-ся

1-х кл.

Изучение личностных особенностей

4 неделя октября

Своевременное выявление детей группы риска для предупреждения школьной дезадаптации

10

Анкетирование родителей по проблеме школьной адаптации

Родители

1-х кл.

Выявление детей, испытывающих трудности адаптации к школе

4 неделя октября

Предупреждение школьной дезадаптации, выработка рекомендаций для родителей

11

Анкетирование педагогов по проблеме школьной адаптации

Педагоги

1-х кл.

Выявление

проблем, влияющих на успешную адаптацию к школе

1 неделя ноября

Предупреждение школьной дезадаптации, выработка рекомендаций для педагогов

12

Анкетирование педагогов

Педагоги

1-4 кл

Выявление одаренных обучающихся

1 неделя ноября

Выработка рекомендаций для педагогов

13

Изучение особенностей протекания адаптационного периода 1-клас-сников (цвет. тест Люшера, методика «Домики»)

Обуч-ся

1-х кл.

Изучение особенностей эмоциональной сферы обуч-ся

4 неделя ноября

Предупреждение школьной дезадаптации

14

Диагностика личностных, коммуникативных, регулятивных УУД (школьная мотивация, самооценка, межличностные взаимоотношения)

Обуч-ся

2-х кл.

Выявление ведущих мотивов учения, отношения к школе, личностных особенностей обуч-ся, обуч-ся с трудностями в общении, нарушениями коммуникативной сферы

2-3 неделя декабря

Обеспечение успешности социализации личности, организация психолого-педагогической помощи.

15

Диагностика личностных, коммуникативных УУД (школьная мотивация, самооценка, межличностные взаимоотношения)

Обуч-ся

3-х кл.

Отслеживание динамики отношения к школе, мотивов учения, личностных особ. обуч-ся, обуч-ся с трудностями в общении

1-2 неделя февраля

Обеспечение успешности социализации личности, организация психолого-педагогической помощи.

16

Диагностика удовлетворенности работой ОУ

Родители

1-4 кл.

Выявление уровня качества образовательных услуг

февраль

Удовлетворенность большинства родителей качеством образовательных услуг

17

Диагностика личностных, регулятивных УУД (школьная мотивация, самооценка)

Обуч-ся

4-х кл.

Отслеживание динамики отношения к школе, мотивов учения, личностных особ. обуч.

1-2 неделя марта

Обеспечение успешности социализации личности, организация психолого-педагогической помощи.

18

Обследование особенностей межличностных взаимоотношений

Обуч-ся

4-х кл.

Выявление обуч-ся с трудностями в общении со сверстниками

3 неделя марта

Статусное положение в классном коллективе, личностные особенности

19

Диагностика эмоционального состояния учителя, определение его психологического статуса.

Педагоги

Определение психического состояния учителя

4 неделя марта

Оказание психологической помощи по стабилизации психического состояния.

20

Обследование познавательных УУД обуч-ся при переходе в среднее звено.

Обуч-ся

4-х кл.

Определение уровня интеллектуального развития учащихся

апрель

Выявление уровня готовности к обучению в средней школе, рекомендации для родителей

21

Диагностика развития учащихся с ОВЗ

Обуч-ся

1-4 кл.

Определить уровень актуального развития, выявить динамику

апрель

Обеспечение психологического сопровождения учащихся с различными проблемами, с ОВЗ

22

Психодиагностика будущих первоклассников

Дошколь-ники

Определение уровня готовности к школе

апрель-май

Выявление уровня готовности к школьному обучению, рекомендации для родителей

23

Диагностика взаимодействия родителей с ребенком

(опросник И. И. Марковской). Рисунок семьи (Определение статуса положения в семье, семейные отношения).

Родители

семей СОП,ТЖС

Выявление особенностей семейного воспитания

в теч. года

Гармонизация взаимоотношений родителей с ребенком

II. РАЗВИВАЮЩАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

№ п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Задачи

Сроки

Ожидаемые результаты

1

Развивающие занятия по адаптации к школе «Здравствуй, школа!»

Обуч-ся

1кл.

Снижение уровня школьной тревожности

в течение 1четверти

Освоение новой социальной роли школьника

2

Занятия по развитию навыков группового взаимодействия

Обуч-ся

3кл

Формирование коммуникативных навыков

октябрь

Изменение статусного положения в классном коллективе

3

Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми, испытывающими трудности в поведении

Обуч-ся

2-4кл

(по запросу)

Развитие навыков адекватного реагирования в межличностном общении, снижение уровня агрессивности, тревожности

в теч. года

Уменьшение конфликтности во взаимоотношениях, нормализация эмоционального фона

4

Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми с низким уровнем адаптации к школе (по итогам диагностики)

Обуч-ся

1кл.

Снижение уровня школьной тревожности, повышение адаптационных возможностей, повышение уровня школьной мотивации

в течение 2-3 четверти

Социально-психологическая адаптация, сохранение психологического здоровья школьников

5

Практическое занятие «Что такое толерантность?»

Обуч-ся

4кл

Формирование умения быть терпимым, развитие способности к сопереживанию и сочувствию

ноябрь

Развитие эмпатии, человеколюбия

6

Коррекция личностных особенностей учащихся с девиантным поведением

Обуч-ся

2-4кл

(по запросу)

Повышение самооценки, снижение тревожности, развитие коммуникативных навыков

в теч. года

Социализация в социуме

7

Занятие-практикум «Создай себе настроение»

Педагоги

Активизация внутренних ресурсов, снижение эмоционального напряжения

Октябрь,

февраль

Освоение навыков саморегуляции

8

Индивидуальная коррекция для попавших в кризисную ситуацию.

Педагоги, родители,

учащиеся

Повышение сопротивляемости стрессу

по запросу

Нормализация эмоционального фона, снижение тревожности

9

Тренинговые занятия «Кувшин эмоций», «Эффективное взаимодействие с ребенком»

Родители

1-4 кл.

Гармонизация детско-родительских отношений

в теч. года

Снижение конфликтности, агрессивности в межличностных взаимоотношениях

10

Развивающие занятия «Тропинка к своему Я»

Обуч-ся

1-х кл.

Развитие навыков социального поведения и общения с другими.

в теч. года

Положительное самоотношение, бесконфликтное взаимодействие во сверстниками

11

Занятия по развитию эмоционально-волевой сферы

Обуч-ся

2-х кл.

Формированию навыков саморегуляции, развитие навыков социально приемлемого поведения и общения с другими.

в теч. года

Положительное самоотношение, бесконфликтное взаимодействие во сверстниками

III. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА

№ п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Задачи

Сроки

Ожидаемые результаты

1

«Круглый стол» в рамках преемственности (обсуждение результатов готовности к школе выпускников д/сада)

Педагоги -психологи

ДОУ, нач. школы

Психологическая профилактика

школьной дезадаптации

сентябрь

Профилактика школьной дезадаптации, организация дифференцированного подхода в учебном процессе

2

Проведение «круглого стола» по организации процесса школьной адаптации

Педагоги

1 кл

Организация психологического сопровождения адаптационного периода

сентябрь

Профилактика школьной дезадаптации, снижение уровня тревожности первоклассников

3

Профилактические занятия по программе «Лесная школа»

Обуч-ся

1кл

Психологическая поддержка в адаптационный период

сентябрь-октябрь

Повышение школьной мотивации, уверенности в себе

4

Экскурсии по школе будущих первоклассников

Дошкольники

Подготовка к школьному обучению, формирование положительного отношения к школе

ноябрь

Повышение мотивации, психологической готовности к школьному обучению, снижение тревожности

5

Конкурс Чувствоведов

Педагоги

Отработка негативных эмоциональных состояний, развитие навыков невербальной коммуникации.

ноябрь

Эмоциональная разгрузка, укрепление психологического здоровья

6

Психологическая акция «Дерево толерантности»

Обуч-ся

4 кл.

Развитие эмпатии, сопереживания, сочувствия

17 ноября

Развитие эмпатии, групповое сплочение

7

Профилактическое занятие «Мелочи неудач»

1 - 3 кл.

Профилактика суицидальных намерений

январь

Снижение тревожности, повышение стрессоустойчивости

8

День психологии в школе

1-4 кл.

Пропаганда психологических знаний

март

Повышение психологической грамотности

9

Акция «Конфета для храбрости»

Обуч-ся

1 кл.

Повышение самооценки, уверенности в себе

апрель

Снижение тревожности

10

Мастерская «День психологического здоровья педагогов»

Педагоги

Профилактика эмоционального выгорания

март

Формирование основ ЗОЖ

11

Тренинговое занятие «Что имеем мы сейчас, чтоб идти нам в пятый класс?»

Обуч-ся

4 кл.

Подготовка к переходу в среднее звено

апрель

Снижение тревожности, повышение мотивации

IV. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ, КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

№ п/п

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Задачи

Сроки

Ожидаемые результаты

1

Родительский лекторий «Роль семьи в адаптационный период»

Родители

обуч-ся

1 классов

Ознакомление родителей о методах и способах поддержания детей в период адаптации

сентябрь

Повышение психологической компетентности

2

Групповая консультация по результатам диагностики готовности к школе

Педагоги

1 кл.

Информирование педагогов об индивидуальных особенностях обучающихся

октябрь

Гармонизация взаимоотношений в системе «учитель-ученик»

3

Групповая консультация по результатам диагностики учащихся

Педагоги

2 кл.

Информирование педагогов об индивидуальных особенностях обучающихся

декабрь

Гармонизация взаимоотношений в системе «учитель-ученик»

4

Групповая консультация по результатам диагностики учащихся

Педагоги

3 кл.

Информирование педагогов об индивидуальных особенностях обучающихся

февраль

Гармонизация взаимоотношений в системе «учитель-ученик»

5

Психологический практикум «Роль семьи и школы в формировании личности ребенка»

Родители

1кл.

Освоение навыков конструктивного взаимодействия с ребенком

февраль

Гармонизация детско-родительских отношений

6

Тематическое родительское собрание «Готовность первоклассника к школе»

Родители ДО

Информирование родителей об особенностях подготовки к школьному обучению

март

Повышение психологической компетентности

7

Групповая консультация по результатам диагностики учащихся

Педагоги

4 кл.

Информирование педагогов об индивидуальных особенностях обучающихся

апрель

Гармонизация взаимоотношений в системе «учитель-ученик»

8

Родительский лекторий «Компоненты готовности к переходу в среднее звено»

Родители

обуч-ся

4 классов

Информирование родителей об особенностях адаптации обучающихся 5-х классов

май

Повышение психологической компетентности

9

Родительский лекторий «Возрастные особенности младшего школьника. Правила жизни ребенка» (по запросу классных руководителей)

Родители

обуч-ся

2-3 классов

Информирование родителей о возрастных особенностях младшего школьника

в теч. года

Повышение психологической компетентности

10

Индивидуальное консультирование обучающихся

2-4 классы

Оказание психологической помощи

в теч. года

Психологическая поддержка

11

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания детей

Родители обучающихся

Оказание психологической, информационной помощи

в теч. года

Психологическая поддержка

12

Индивидуальное консультирование учителей по вопросам обучения и взаимодействия с учащимися

Учителя,

кл. руков., администр.

Оказание психологической, методической помощи

в теч. года

Психологическая поддержка

13

Индивидуальные, групповые консультации по итогам диагностики

Родители

Информирование об особенностях развития обучающихся

в теч. года

Гармонизация детско-родительских отношений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассников

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников и пятиклассниковОбсуждение по теме тут https://psi-school.ru/plan-raboty-pedagoga-psixologa-po-adaptacii-pervoklassnikov-...

Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год

Психологическая служба в школе является основным звеном, организующим психологическое сопровождение субъектов образовательного процесса.Цели и задачи психологической службы определены в соответствии с...

План работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год.

Планирование работы педагога - психолога на 2015 - 2016 учебный год....

план работы педагога-психолога на 2016-2017 учебный год

Цель: – создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития обучающихся и оказание им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.Задачи:Ø -...

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения

Перспективный план работы педагога-психолога по адаптации первоклассников к новым условиям обучения, содержит реграмент работы психолога и циклограмму деятельности по этому направлению...

Реализация основных положений ФГОС в индивидуальной работе педагога-психолога с учащимися начальной школы

Задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе. Приоритетные направления деятельности психологического сопровождения. План психологического сопровождения об...

Перспективный план работы педагога- психолога ОУ в начальной школе. План работы педагога- психолога на уч.год.

Материалы раскрывают содержание и направление деятельности педагога- психолога ОУ  с обучающимися 1-4 классов.План работы включает мероприятия, сроки реализации и используемы программы, формы кон...