"Инновационные технологии в деятельности классного руководителя"
методическая разработка на тему

Никольская Татьяна Владимировна

В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании.

Поэтому необходимо использовать инновационные технологии  в воспитательной работе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Никольская Т.В., учитель начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №3

 с углубленным изучением отдельных предметов»

 г. Котовска Тамбовской области

 Тема: «Инновационные технологии в деятельности классного руководителя»

               В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.

Выпускник современной школы должен:

- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;

- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельным, контактным;

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании.

Поэтому необходимо использовать инновационные технологии  в воспитательной работе. Причин для размышления можно назвать несколько:

  1. Как поддержать интерес учащихся  к классным часам?
  2. Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?
  3. В какой форме  проводить родительские собрания,  чтобы родители не потеряли желание посещать школу?
  4. Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать чему-то ребёнка, когда  современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?

Наряду с традиционными формами работы в повышении  профессиональной компетенции классных руководителей они используют и инновационные технологии, среди которых:

 технология коллективного планирования,

  технология поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества,

  технология учебно-методической игры,

   технология мониторинга,

 проектные технологии,

 технология мастер-класса,

 технология проблемно-ориентированного анализа,

 технология решения педагогических задач;

 технология сотрудничества

- телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);

 - информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);

 -нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);

-социальное проектирование;

-  организационно-деятельностные игры (ОДИ);

-технология исследовательской деятельности

  Что же такое педагогическая технология? Педагогическая технология - это продуманная  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с  обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя. В последнее десятилетие описывается много различных педагогических технологий. В этих условиях учителю  необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.

В своей работе я применяю следующие  технологии: здоровьесберегающие и оздоровительные технологии, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения  навыкам сохранения его. (физкультминутки,  гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: прогулки, экскурсии, спортивные праздники и т.д.).

Игровые технологии использую также при проведении классных часов и при проведении семейных праздников. Новогодние представления  и праздники к 8 Марта совместно с родителями.

Моё внимание привлекла технология личностно-ориентированного классного часа, в центр которого ставилась  личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. При анализе классного часа  учитывается обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, развитие творческих способностей.

В следующую группу я бы хотела объединить технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей  самостоятельно мыслить, добывать и применять знания,  эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Ученики сами видят проблему и пытаются найти на неё ответ. В мастерской происходит формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.

        Идеальной технологией для проведения классных часов и родительских собраний я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии ученик учиться ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Человек пытается дать объективную оценку положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. На стадии вызова особенно популярны приёмы: верные - неверные утверждения, прогнозирование по названию, кластеры, вопросительные слова, тонкие и толстые вопросы. На 2- ой стадии осмысление происходит сама работа с текстом.  На этапе рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Незаменима данная технология при объяснении трудного материала, например "Токсикомания», «Компьютер: за и против».

В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Таким образом, в роли рабочего инструмента педагога все больше начинает выступать  компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы учителя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить интерес к   изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. К тому же,  обучающиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации.(презентации детей о погибших выпускниках, Героях СССР) В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у  этих ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.

Я думаю, что благодаря инновационным технологиям мы сможем улучшить качество воспитательной работы в школе, развить познавательный интерес и у обучающихся, и у их родителей.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Пусть учитель  будет в классе солнышком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность классного руководителя

выступление на педсовете - текст с презентацией...

Творческий проект "Инновационная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы образовательного учреждения"

Я искренно рада поделиться с мыслями о самых важных, волнующих проблемах нашего времени, связанных с воспитанием подрастающего поколения- будущего и настоящего и самого ценного достояния республики.Кл...

Творческий проект "Инновационная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы образовательного учреждения"

Я искренно рада поделиться с мыслями о самых важных, волнующих проблемах нашего времени, связанных с воспитанием подрастающего поколения- будущего и настоящего и самого ценного достояния республики. К...

Презентация "Инновационные технологии в деятельности классного руководителя"

Педагогическая технология - это продуманная  модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с  обеспечением комфортных условий дл...

«Инновационные технологии в работе классного руководителя с родителями обучающихся»

В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственн...

Современные педагогические технологии в деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС

Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей....

"Современные педагогические технологии в деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС"

Данный материал поможет вспомнить и систематизировать основные моменты, таких воспитательных технологий как  технология здоровьесберегающая, технология развития критического мышления и другие....