Классный час "Идём в гости"
классный час (3 класс) на тему

Этот материал можно использовать для подготовки к внеклассым мероприятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_ch_idyom_v_gosti.odt29.07 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

3 класс

Тема: «Идём в гости»

классный руководитель: Хрулева Анжела Викторовна

Цели:

-познакомить с правилами поведения в гостях, правилами приёма гостей;

-воспитывать умение встречать гостей, организовывать праздники

Ход классного часа

1. Введение в тему.

- «Да бросьте вы церемониться!»- говорим мы тому, кто слишком уж подчёркнуто демонстрирует свои безупречные манеры и с пунктуальностью машины выполняет огромное количество установленных этикетом правил, ритуалов, процедур- проще говоря, церемоний.

  Правила никто специально не придумывал, не сочинял. Они возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения. Шло время. Проверенные опытом многих поколений, правила постепенно превращались в обычаи.

  Вот об этом мы сегодня и поговорим, полистаем страницы.

2. Устный журнал.

Страница 1. Об истории хороших манер.

1-й ученик. Стремление вести себя прилично, как доказано, уходит вглубь тысячелетней истории человечества. Оно зафиксировано в древнейших письменных документах, и совершенно очевидно, что оно существовало до появления письменности.

  Это стремление вытекает из того, что людям приходится жить в обществе. И ни одно государство не обходится без правил и норм человеческого поведения и общения.

  Об этом можно прочесть, например, в «Одиссее» Гомера и других античных стихотворениях.

2-й ученик. Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почёте у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством.

  Со времён Древнего Рима пришёл к нам обычай гостеприимства. Скандинавы первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почётные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.

  Памятник древнескандинавской эпической литературы «Эдда» повествует во всех подробностях о тогдашних правилах поведения за столом.

  Для произнесения тостов имелись дальнейшим образом разработанные правила, а за нарушение этикета назначались штрафы.

3-й ученик. В ХI-ХIII веках высшим проявлением изысканности считалось, когда кавалеры рассаживались за обеденным столом со своими дамами парами, ели из одной тарелки и пили из одного бокала.

  Разумное начало этого обычая- внимательное, учтивое отношение к женщине- сохранилось до наших дней и, надеюсь, будет существовать и впредь.

  На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика ХIV гостям вручили карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения.

  От французского названия карточек «этикеток» и произошло слово «этикет», вошедшее впоследствии в языки многих стран.

  Этикет- это воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

4-й ученик. С ХVIII века начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книгу для юношества «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению».

  Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: «Над яствами не чавкай, как свинья; и головы не чеши; не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже».

Учитель:

Разумеется, этикет сегодняшнего дня далёк от хороших манер времён французского «короля солнца». Но всё же заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые- даже из древней истории. Но все эти правила помогают нам в разных ситуациях чувствовать себя естественно.

Страница 2. Правила поведения в гостях.

Учитель:

-Нет, пожалуй, на земле народа, племени, которые бы не признавали законов гостеприимства.

-А вы никогда не задумывались, а зачем, собственно говоря, люди ходят в гости? Как вы думаете?

Учитель:

Да, наверное, на это есть много причин.

Во- первых, очень приятно, когда. Увидев тебя, кто- нибудь обрадуется и тепло улыбнётся.

Во- вторых, собираются в гостях разные люди: поговорят о том о сём- и всем польза: узнали новости, обсудили события, обменялись сведениями- и все стали немножко умнее.

  И ещё: люди привыкли делиться друг с другом хорошим. Родился, например, в семье ребёнок- зовут гостей разделить радость.

  Вот почему с давних пор и до наших дней ходят люди в гости.

  Само собой разумеется, что за такое долгое время выработались очень ясные и определённые представления о том, как вести себя хозяину и как гостю:

-Поблагодари, если тебя приглашают в гости. Сначала спроси разрешения у родителей, а потом уже дай ответ. Если обещал, приди обязательно.

-Не опаздывай в гости, но и не приходи слишком рано.

-На день рождения принято приходить с подарком.  В подарке главное не его стоимость, а внимание к человеку.

-В гостях будь приветлив и весел.

-Веди себя в гостях просто, не привлекай внимания окружающих к себе, не смейся слишком громко, не кричи и не балуйся.

-Если ты умеешь петь, играть, танцевать и тебя просят это сделать, не отказывайся.

-Если тебя угощают, не следует привередничать или спешить попробовать вкусные угощения.

-Не забудь сказать « спасибо».

-Если ты принимаешь гостей. Помни: хороший хозяин всегда весел и приветлив.

-Гостеприимный хозяин должен уметь пожертвовать своими интересами, чтобы сделать приятное гостям: уступить игрушку, отдать самую интересную роль в игре, не обижаться на гостей и не ссориться с ними.

- Хозяин заранее готовится к приходу гостей: придумывает игры и развлечения, которые он сможет предложить гостям.

-Хозяин приветливо встречает и провожает гостей. Надо выйти в прихожую и обязательно помочь им раздеться или одеться.

-Не следует в гостях секретничать ни гостям, ни хозяевам.

Страница 3. Инструкция как не надо дарить подарки.

1-й ученик. Вручая подарок, не скрывай своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Ведь если лицо твое в этот момент будет радостным и счастливым, могут подумать, что ты преподносишь сущий пустяк, о котором и жалеть не стоит.

 2-й ученик. Расскажи, каких трудов, усилий, затрат стоил подарок, перечисли и покажи все его достоинства, обязательно напомни, что у тебя самого такого нет. Пусть товарищ понимает и ценит твою самоотверженность.

3-й ученик. Подробно объясни, что с подарком делать и как с ним обращаться. Например, так: «Тут в коробке двадцать четыре конфеты, я считала. По одной сейчас съедим. Вадиму не давай, он вчера мне витаминов не дал. Остальное завтра с собой возьмём».

4-й ученик. Всем знакомым, друзьям, гостям обязательно покажи подарок и объяви: «Это я Вовке подарил». А то вдруг кто- нибудь подумает, что ты пришёл с пустыми руками, получится неудобно.

  Проследи за судьбой подарка: время от времени напоминай другу: «Помнишь, я тебе чехлы для коньков подарил?»

5-й ученик. В тех печальных случаях, когда обладатель подарка оказался недостойным человеком и, по твоему мнению, плохо обращается с подарком или с тобой лично, будь решителен и твёрд. Требуй подарок обратно. Может быть, это научит зазнайку ценить настоящую дружбу и щедрость.

3. Ситуативные задачи.

Учитель. Мы сейчас с вами повторим основные правила поведения в гостях. Многие, наверное, скажут: «Да слышали мы об этом, знаем». И верно, знаете. Только почему же так часто знание и поступки не совпадают?

Давайте проверим.

Первая ситуация.

  Саша прибежал к своему товарищу домой- на прогулку позвать. Дверь открыла мама Юры. Первыми словами Саши были: «Юра дома?» Что не так?

Ответ. Сначала надо было сказать: «Здравствуйте!»

Вторая ситуация.

  После уроков Игорь сказал Виктору: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в шесть. Я тебе марки свои покажу и конструктор новый. Магнитофон послушаем».

-Хорошо, - ответил Виктор. -Приду.

  Часов в семь Игорь уже перестал ждать товарища. Он разложил учебники и тетради, готовясь делать уроки. В это время резко и сильно зазвенел звонок. Пока Игорь шёл к двери, кто-то несколько раз, подолгу не отпуская, нажимал клавишу звонка.

-Привет, сказал Виктор. Это я.

Он прошёл в комнату, бросил мокрую куртку в кресло и огляделся:

-А у вас ничего.

-Подходяще.

-Это что?

-Это отцу подарили. На память.

-Здорово сделано. А мачта из дерева, что ли?

Виктор нажал посильнее, и мачта слабо хрустнула.

  Затем Виктор повертел в руках многоцветную шариковую ручку, пробуя каждый цвет на тетради, лежащей на столе, открыл духи, крем, дунул в мамину пудру.

Игорь в это время приготовил чай и пригласил гостя к столу.

Виктор оглядел вазочку с вареньем, сахарницу, стаканы с чаем и взялся за ручку холодильника.

-Ты колбасы нарежь. А масло с сыром есть?

Наевшись и напившись вдоволь чаю, Виктор взял куртку.

-Ну я пошёл.

-Завтра ещё приду.

-А ножик твой перочинный я взял, мне палку обстругать нечем.

Отдам как нибудь.

Понравилось ли вам поведение Виктора?

Третья ситуация.

  Алёшка возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил- антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алёшин. Расставаться не хотелось. Алёша предложил: «Пошли ко мне». У меня  « Жизнь животных есть».  Поедим.

-А мама ругаться не будет?

-Ну что ты! Она у меня не такая!

  Мальчикам открыла дверь мама Алёши. В руках у неё была мокрая тряпка. Началась уборка.

Мальчики стали отказываться. Хозяева уговаривали. Всем было неловко.

Кто виноват в этом?

Ответ.

Виноват Алёша.

Прежде чем пригласить гостей, надо узнать у взрослых. будет ли это удобно.

4. Подведение итогов.

1. Выводы.

-Итак, воспитанный человек должен знать обычаи, уважать мудрость предков, заключённую в этих обычаях, и выполнять традиционные нормы поведения.

-Что значит быть приветливым хозяином?

-Что значит быть внимательным хозяином?

-Что значит быть щедрым хозяином?

-Что значит быть тактичным хозяином?

-Что значит быть воспитанным гостем?

2. Заключительное слово учителя.

-Я думаю, все вы любите ходить в гости. Учитесь быть гостеприимными хозяевами и воспитанными гостями. И не забывайте, что правила поведения необходимо соблюдать не только в гостях, но и дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час " В гостях у сказки"

Познавательная изанимательная игра для учащихся 2- 3 классов станет интересной м познавательной и классного часа, и праздника, и соревнования между классами....

Классный час "В гостях у Конвенции" - 3 класс

На классных часах проводится знакомство детей со статьями "Конвенции о правах ребенка"....

Классный час "В гостях у самовара"

Цели: познакомить детей с культурой семейных традиций, отношений, прививать любовь к  русским традициям, бережно относиться к традициям других народов, развивать любознательность, внимание, форми...

Презентация к классному часу " в гости к кошке"

В презентации подобраны рисунки разных видов кошек, потешки, загадки, тексты песен и тд...

Классный час "В гости к самовару"

Цель данного классного часа:  - познакомить с историей возникновения самоваров на Руси,                          ...

Классный час "В гостях у светофора"

Данная разработка представлена в виде классного часа по правилам дорожного движения. Предназначена для учителей и воспитателей коррекционных школ....

Классный час"В гостях у Мойдодыра"

Классный час"В гостях у Мойдодыра"...