Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»
рабочая программа (3 класс) на тему

Позяева Людмила Алексеевна

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Умелые ручки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_po_tehnologii.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Внеклассная работа, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважению к труду людей.

В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания.

Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса.

Игрушка - это один из видов декоративно - прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Работа с игрушкой помогает ребенку развить воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомит с традициями русского народного художественного творчества.

 На занятиях кружка  учащиеся занимаются изготовлением  плоских игрушек –аппликаций из бумаги и ткани, плоских комбинированных и объемных игрушек из ткани и меха. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. При выполнении плоских комбинированных  игрушек  из плотных тканей  дети осваивают швы (шов «вперед иголку», петельный шов, «через край»), с помощью которых соединяют детали игрушек, приручаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек.

Основная цель программы:

  • вызвать у детей интерес к творчеству;
  • пробудить желание творить самостоятельно;

Цель работы кружка:

  1. Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения плоских комбинированных и объемных игрушек.
  2. Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.
  3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.

Задачи программы:

  • Обучить работе различными видами технологий художественной обработки и декорирования изделий, основам технологического процесса при изготовлении  аппликаций, и плоских, комбинированных и объемных игрушек из ткани.
  • развивать художественный вкус, творческую активность, эстетическое отношение к действительности;  способствовать развитию у ребенка:

- Мелкой моторики пальцев рук,

- Сенсорного восприятия  

- Глазомера;

-  Логического мышления;

- Воображения;

- Волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т.п.)

  • Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
  • Приносить удовлетворение от выполненной работы.

Методы и приёмы обучения

        Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний и практических навыков, получаемых школьниками на занятиях кружка:

 объяснительно – иллюстративный: при этом методе педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её, воспроизводят полученные знания;

репродуктивный: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу;

 частично – поисковый: самостоятельный  поиск выполнения решений для изготовления изделия;

исследовательский: творческая  деятельность детей по решению выполнения работы.

        Изготовление изделий требует определенных знаний и навыков. Прежде чем приступить к практическому изготовлению изделий, учащихся необходимо познакомить с различными видами материалов, пригодных для работы, и их свойствами, а также с вопросами безопасности и охраны труда, с организацией рабочего места.

Самого серьезного отношения заслуживает обеспечение безопасных условий работы школьников. Вопросам охраны и гигиены труда учащихся, требованиям безопасности, противопожарным мероприятиям уделяется повышенное внимание, учитывая технологические особенности каждого из видов художественной обработки материалов. На занятиях дети постоянно пользуются ножницами, иголками, шилом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности. На каждом занятии по мере необходимости руководитель напоминает учащимся. (приложение 1)

        Постоянно развивая интерес детей к занятиям, педагог должен стремиться выбрать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему. Думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной  задачи.

        Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководитель кружка может изменять темы в зависимости от контингента кружковцев, от условий работы, возможностей кружка и характера заготовленного материала. Во всех случаях выполнение заданий должно способствовать познавательной активности кружковцев, усиливать их эстетическую восприимчивость, развивать художественный вкус и творческие способности.

В кружке занимаются учащиеся 3 класса с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не тормозили наиболее подготовленных, допускается в пределах кружка организовать несколько групп учащихся с различным уровнем подготовки. Так же  необходимо проводить и индивидуальную работу с кружковцами, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно справился с заданием, и иногда полезно на этом конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнять ту или иную операцию. Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма организации труда, т.к. при наименьших затратах сил и времени удаётся выполнить трудоёмкую работу.

Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес, увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть.

Для каждого ученика перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных кружковцев, увлеченных выполнением собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий декоративно-прикладного искусства.

Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить её качество. Коллективное выполнение заданий  способствует воспитанию общительности и дружеских отношений в коллективе, чувства взаимопомощи.

        Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Оценка должна носить объективный, обоснованный характер. Школьники должны знать, что задание надо выполнять по возможности самостоятельно, с выдумкой. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных  образцов изделий. Такой просмотр можно устроить как временную выставку, развесив изделия на стенде, доске или расставив, разложив на столе. Кружковцы высказывают мнение о своей работе и работах товарищей. Их анализ приучат школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Формы организации  работы с детьми:

  • Изготовление поделок к праздникам (подарки).
  • Проведение выставок работ учащихся:
    – в классе,
    – в школе.
  • Участие в районных и областных выставках и  конкурсах.

Сроки реализации программы:

1 год.

Общие сведения кружка дополнительного образования «Умелые ручки»

Количество членов: учащиеся  3 класса

Количество занятий за год:       68  занятия

Место проведения кружковых занятий:  классная комната

Формы работы - коллективная, групповая, индивидуальная.

V. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм.
• Инструкционные карты сборки изделий.
• Схемы создания изделий
• Образцы изделий.

• Инструкции по технике безопасности
• Альбом лучших работ детей.

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий:          Дорогостоящие материалы на занятиях не нужны. В ход идут любые старые коробки, куски обоев. Для работы можно использовать самые разные наборы цветной бумаги, картона, различный тканный материал, нитки - швейные, мулине, ирис, шерстяные и так далее. В качестве инструментов потребуются:         игольницы с иголками; линейка; простой карандаш;  мел, клей ПВА, шило (мы пользуемся кнопками с иголочкой длиной несколько миллиметров);

IV. ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная,однодетальная и многодетальная), композиция,чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов(ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль),приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

-

названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям,изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА,проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации,прямая строчка и её варианты.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий:экономную разметку сгибанием, по шаблону,резание ножницами, сборку изделий с помощью клея,эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне(личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь,этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.

  • Организовывать свою деятельность: своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
  • Работать в малых группах, осуществлять сотрудничество.
  • Исследовать особенности предлагаемых изделий.
  • Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении всех видов работ и несложных проектов.
  • Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки.
  • Моделировать  и изготавливать несложные изделия по готовым схемам, эскизам.
  • Решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, природных материалов;
  • Выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани - с помощью выкройки;
  • Конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
  • Применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;
  • Конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
  • Выполнять стежки швами «вперед иголку» и «за иголку»;
  • Осуществлять самоконтроль и коррективу хода работы и конечного результата.
  • Характеризовать основные требования к изделию.

II. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

№ п/п

Содержательные линии. Темы

Федеральный компонент ГОСа

знать

уметь

1

Вводное занятие

Правила Т/Б.

Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты

2-15

Аппликация

Правила личной гигиены при работе с режущими инструментами; способы соединения с помощью клея ПВА

Экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех ее этапах

16-20

Комбинированные плоские игрушки

Знать, что такое деталь

Анализировать предложенное учебное задание

21-25

Куклы-варежки

Основные требования дизайна конструкции

Уметь вышивать стежками «вперед иголку»

25-34

Куклы-перчатки

Виды отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка и ее варианты

Сшивать детали. Выполнять выкройки-лекала.


III. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

Дата

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Вид контроля

1

Вводное занятие

1

Аппликация – 14 часов.

2

Выполнение плоской аппликации «Осенние мотивы» (грибочки)

1

Правила Т/Б. Подготовить  рабочее место к выполнению аппликации; самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации; выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой инструкций; участвовать в выполнении коллективных аппликаций; рассказывать о последовательности выполнения работы; давать оценку своим работам и работам сверстников.

3

Выполнение плоской аппликации «Корова»

1

4

Выполнение плоской аппликации «Сорока белобока»

1

5

 Выполнение объемной  аппликации «Уточка»

1

6

Выполнение объемной  аппликации «Лев»

1

7

Выполнение объемной  аппликации «Нарцисс»

1

8

Выполнение объемной  аппликации «Снеговик»

1

9

«Заинька» (из ткани)

1

Заготовка, раскрой лекал из ткани,  наклеивание фоновую картонную  поверхность.

10

«Котик» (из ваты)

1

Заготовка ватных лекала,  нанесение лекал на бархотную  поверхность.

11

Выполнение объемной комбинированной  аппликации «Поздравительная открытка»

1

Заготовка, раскрой лекал из бумаги,  наклеивание фоновую поверхность.

12

Выполнение объемной комбинированной  аппликации «Поздравительная открытка»

1

Заготовка, раскрой лекал из бумаги,  наклеивание фоновую поверхность.

13

Выполнение объемной игрушки из бумаги «Зайка»

1

Заготовка, раскрой лекал из картона, склеивание, раскраска готового изделия.

14

Выполнение объемной игрушки из бумаги «Лиса»

1

Заготовка, раскрой лекал из картона, склеивание, раскраска готового изделия.

15

Выполнение объемной игрушки из бумаги «Волк»

1

Заготовка, раскрой лекал из картона, склеивание, раскраска готового изделия.

Комбинированные плоские игрушки – 5 часов.

16

Вводное занятие по теме: «Комбинированные плоские игрушки»

1

Вводное занятие  Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушки

17

Плоские комбинированные игрушки  Игольница «Божья коровка»

1

Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.

18

Окончательная обработка изделия.

1

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

19

Игольница «Солнышко»

1

Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.

20

Окончательная обработка изделия.

1

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

Куклы-варежки – 5 часов

21

Выполнение прихватки с аппликацией  «Котофей»

1

Выполнение выкроек – лекал.

22

Окончательная обработка изделия.

1

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

23

Выполнение прихватки с аппликацией  «Попугай»

1

Выполнение выкроек – лекал.

24

Окончательная обработка изделия.

1

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

25

Выполнение прихватки с аппликацией  «Пингвин»

1

Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

Куклы-перчатки – 9 часов.

26

Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Зайка»

1

Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.

27

Окончательная обработка изделия.

1

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

28

Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Хрюшка»

1

Выполнение выкроек – лекал.

29

Окончательная обработка изделия.

1

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

тест

30

Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Мышка»

1

Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.

31

Окончательная обработка изделия.

1

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

32

Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Котик»

1

Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.

33

Окончательная обработка изделия.

1

Сшивание деталей. Соединение. Оформление. Анализ

34

Выполнение игрушки Куклы-перчатки «Курочка»

1

Выполнение выкроек – лекал. Раскрой. Сшивание деталей.

III. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА 2013-2014УЧЕБНЫЙ ГОД

Дата

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности

Вид контроля

1

Вводное занятие

1

Соблюдение техники безопасности во время занятия, соблюдение порядка на рабочем столе, знакомство с профессией дизайнера.

Работа с бумагой и картоном – 14 часов

2-3

Изготовление игрушек – сувениров

«Бабочка»

1

Подарок и его значение – беседа. Игрушки – сувениры. Обсуждение образца в сборе, а не в деталях, обучение чтению эскиза на базе анализа образца и его технического рисунка. Изготовление игрушек – сувениров (бабочка,)

4-5-6

Изготовление игрушек – сувениров «Кубик»

1

Подарок и его значение – беседа. Игрушки – сувениры. Обсуждение образца в сборе, а не в деталях, обучение чтению эскиза на базе анализа образца и его технического рисунка. Изготовление игрушек – сувениров (кубик,)

7-8-9

Изготовление игрушек – сувениров «Цветок»

1

Подарок и его значение – беседа. Игрушки – сувениры. Обсуждение образца в сборе, а не в деталях, обучение чтению эскиза на базе анализа образца и его технического рисунка. Изготовление игрушек – сувениров (цветок)

10-11-12

Изготовление игрушек – сувениров «Ракета»

1

Подарок и его значение – беседа. Игрушки – сувениры. Обсуждение образца в сборе, а не в деталях, обучение чтению эскиза на базе анализа образца и его технического рисунка. Изготовление игрушек – сувениров (ракета)

13-15

Изготовление игрушек – сувениров

 «Домики для сказочных героев»

2

Подарок и его значение – беседа. Игрушки – сувениры. Обсуждение образца в сборе, а не в деталях, обучение чтению эскиза на базе анализа образца и его технического рисунка. Изготовление игрушек – сувениров ( домики для сказочных героев)

Работа с тканью и мехом – 14 часов

16-17

Повторение ранее изученных способов и приёмов шитья

2

Из истории мягкой игрушки. Знакомство с профессией портной. Техника выполнения швов «козлик», «тамбурный», «узелок». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приёмов шитья.

18-19-20-21

Мягкая игрушка «Котёнок»

4

Технология и шитьё мягкой игрушки «Котёнок», Закрепление навыков работы с иглой, технологии раскроя. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Закрепление нити в начале и в конце шва. Способы обмётки и  заделки края ткани, соединения деталей.

22-23-24-25

Изготовление настенного кармашка для мелочей.

4

 Технология и шитьё мягкой игрушки  изготовление настенного кармашка для мелочей,. Закрепление навыков работы с иглой, технологии раскроя. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Закрепление нити в начале и в конце шва. Способы обмётки и  заделки края ткани, соединения деталей.

26-27-28-29

Мягкая игрушка  «Паучок»

4

Т                                                                                                                      ехнология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок». Закрепление навыков работы с иглой, технологии раскроя. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Закрепление нити в начале и в конце шва. Способы обмётки и  заделки края ткани, соединения деталей.

Работа с бисером – 12 часов

30-31-32

Пробные плетения

3

Знакомство с материалом. Беседа «Родословная стеклянной бусинки», показ образцов. Иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты. Технология изготовления поделок по схемам, пробные плетения.                                                                                                                                                                                                                                            

33-34-35-36

Плетение колец

4

 Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты. Технология изготовления поделок по схемам, пробные плетения. Изготовление колец .

37-38-39-40-41

Плетение браслетов «фенечек»

5

Технология изготовления поделок по схемам, Изготовление «фенечек».

Работа с природным материалом – 10 часов

42-43-44-45-46

Аппликация из плодов и растений

5

    Аппликация из плодов и растений. Технология приготовления семян и растений к работе, технология приготовления соломки к работе, прикрепление рабочего материала к основе. Изготовление аппликаций из семян и растений по задумке детей. Изготовление простейших аппликаций из соломки: «Яблоко», «Гриб», «Дерево».

                                                         

47-48-49-50-51

Аппликации из соломки

5

Технология приготовления соломки к работе, прикрепление рабочего материала к основе. Изготовление простейших аппликаций из соломки: «Яблоко», «Гриб», «Дерево».

Работа с пластилином – 5 часов

52-53-54-55-56

Пластилиновая живопись

5

Совершенствование умения работать с пластилином, соблюдая

правила техники безопасности.

Развитие умения наблюдать, составлять композиции.

Работа с бумагой и

Красками – 12 часов

57-58-59-60

Объѐмная игрушка «Котѐнок»

4

Совершенствование умения работать с бумагой, соблюдая

правила техники безопасности.

Развитие умения наблюдать, составлять композиции.

61-62-63

Мозаика

«Золотая рыбка»

3

Совершенствование умения работать с бумагой, соблюдая

правила техники безопасности.

Развитие умения наблюдать, составлять композиции.

64-65-66

Мозаика

 «Дождик»

3

Совершенствование умения работать с бумагой соблюдая

правила техники безопасности.

Развитие умения наблюдать, составлять композиции.

67-68

Панно «Берѐзка»

(коллективная работа)

2

Совершенствование умения работать с бумагой соблюдая

правила техники безопасности.

Развитие умения наблюдать, составлять композиции.