Занятие по трудовому воспитанию "Мир профессий"
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Сидоренко Галина Васильевна

Это занятие для учеников 3-4 классов, которое знакомит с такими малоизвестными профессиями как: ихтиолог, орнитолог, зоолог. Расширяет знания детей о профессиях и подготавливает к профориентации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Занятие по трудовому воспитанию на тему " Мир профессий" 3-4 класс

Цель урока:   Подготовка учащихся  к профориентации.

Задачи:

  1. Расширить знания о мире профессий.
  2. Познакомить обучающихся с престижными, редкими и новыми профессиями, охарактеризовать предмет труда каждой профессии.
  3. Развивать навыки группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого).

Материал: картинки с животными, презентация по теме урока, карточки с названием профессий, заготовки для сачка, лестниц.

                                        Ход занятия

1. Орг. момент

Ребята, прежде чем приступить к нашему занятию, я предлагаю вам разбиться на группы. Подойдите к доске и выберите  того животного, который вам больше всего нравится, или он есть у вас дома, или  вам очень хочется, чтобы он появился у вас дома. Займите места за тем столом, где видите картинку с этим животным.

Те, кто выбрали:

- рыбок – это дети с активным воображением, любители придумывать различные фантастические истории;

- попугая – это дети жизнерадостные, активные, целеустремленные;

 - хомячка – это дети послушные, добрые, отзывчивые, любят плюшевые мягкие игрушки

Учитель: Все мы с вами разные, со своими  индивидуальными способностями. Но, ребята, вы должны понимать, что иметь дома таких домашних животных, это большая ответственность. Ведь они нуждаются в заботе и уходе.

2. Мотивация занятия.

Сегодня мы с вами проведём занятие, тему которого вы назовёте сами, когда решите анаграмму.

Анаграмма – это слово, в котором буквы не на своих местах.

Учитель: Расставьте буквы на свои места и вы сможете назвать тему урока.

На слайде анаграмма: ИРМСПФРСЕОЙИ. (Мир профессий)

Тема: Мир профессий.

Сегодня мы отправляемся в  многообразный и интересный  мир профессий.

- Что же такое профессия? Найдите и  прочтите определение в толковом словаре.

Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.

 4.Работа над темой.

- Давайте вспомним и назовем те профессии, которые нам с вами хорошо знакомы. Я буду показывать картинки с предметами, а вы называть профессию, где этот предмет необходим.

Кастрюля – повар, указка – учитель, белый халат и колпак – врач, кисточка и ведро – маляр, трактор – тракторист,….

- А какие профессии вы знаете на букву:

1 группа - К -  кондуктор, контролер, крановщик, кочегар, космонавт, каменщик, кондитер;

2 группа - Р – радист, разведчик, редактор, репортер, рыбак;

3 группа - П – проводник, плотник, пилот, пожарный.

- Назовите мне самую, самую 

1 гр. - детскую профессию – воспитатель;

2 гр. - Самую, самую опасную – пожарные, полиция;

3 гр. - Самую, самую серьезную – адвокат, прокурор, юрист.

    А давайте на минуту представим, что бы было,

             1 гр. -  Если бы на работу не  вышел электрик?

     2 гр. -  А если бы не вышел повар?

     3 гр .- Решил отдохнуть строитель?

Учитель: Правильно, ребята. Без труда жизнь невозможна. Жизнь – это труд. Чтобы не ошибиться с выбором профессии, нужно учитывать свои психологические и физические возможности.

На День знании 1 сентября к 1 уроку по теме «Моя будущая профессия» вы рисовали рисунки. Я их сохранила и сделала выставку к нашему занятию. Найдите свои рисунки. Расскажите, чем привлекает вас эта профессия. (спрашиваю по 1 человеку от группы, слушаю рассказы детей)

Учитель: Чтобы стать хорошим специалистом , человек должен много знать и уметь, а для этого нужно учиться. Ведь учеба для нас с вами – это главный труд. А главный  помощник – это книга.

Обратите внимание на выставку книг.

Книга в трудностях поможет

И всегда нам даст совет.

Ваши знания умножит.

На вопросы даст ответ.

Книг заветные страницы

Помогают людям жить

И работать, и учиться,

И хорошим в жизни быть.

- Посмотрите сколько разнообразных книг о разных профессиях, книги, которые нас учат шить, строить, выполнять изделия из дерева и металла. А вот в этой книге собраны загадки о редких и  малопопулярных  профессиях.

- А вы любите загадки?

1. Мой знакомый дядя Паша

Про пернатых все расскажет

Потому что он -  зоолог,

А точнее  - …..(орнитолог) Вывешиваю на доску.

Прочтите точное  определение, кто такой орнитолог со слайда.

2. А наверху ждет рыбок друг,

Он все про рыбок знает,

Каждую рыбку по имени назовет

И все нам о ней расскажет. (ихтиолог) Вывешиваю на доску.

Читаем определение  со слайда, кто такой ихтиолог

3. А об этой профессии мечтают все с детства.  Ведь работать приходится и в питомниках, и в зоопарках, и в исследовательском институте, приходится вести наблюдение за животными. Родственными профессиями можно назвать ветеринар и животновод. Так кто же это  - (зоолог) Вывешиваю на доску

Учитель: Орнитологи, зоологи, ихтиологи – это люди, которые трудятся на зоофермах и животноводческой промышленности. Их работа незаметна обычному человеку, но их вклад в жизнь животных бесспорно ощутима. Экологи пытаются донести всему миру, что только люди могут позаботиться о своем доме, о своеи планете. Ученые бьют тревогу: природа в опасности, она нуждается в спасении.

 Приведу некоторые факты. (слайд)

Под угрозой исчезновения 21% млекопитающих, 30 % земноводных, 12% птиц.

В Красную Книгу занесены голубой попугай ара, ..

К сожалению, списки исчезающих животных и растении можно продолжать, а наша задача сохранить животный и растительный мир.

Поэтому  2017 год – объявлен годом экологии.

Физминутка

5. Практическая работа

На наше занятие вы принесли своих домашних животных. Расскажите как вы ухаживаете за ними.(по группам)

Скажите, а как будут называться ваши группы, используйте названия профессии, с которыми мы сегодня познакомились. (показываю на слова на доске)

Предлагаю сегодня на занятии сделать для наших питомцев необходимые приспособления, которые необходимы для их комфортного пребывания в своих домиках.

Группа орнитологи и зоологи – вы будете изготавливать по инструкции лестницу для попугайчика и хомячка, а группа ихтиологов – будет делать сачок для рыбок. На столах у вас лежат все необходимые инструменты для работы. Давайте повторим правила техники безопасности  при работе с клеем, острыми предметами.

 Правила работы с клеем

  1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
  2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
  3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

 Правила работы с острыми предметами

  1. Храни инструмент в безопасном месте.
  2. Делай прокол, вращая проволоку вправо и влево.
  3. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.

.
6. Самостоятельная групповая  работа

11. Подведение итогов.

Посмотрите, ребята, какие полезные, красивые предметы мы сделали для ваших питомцев своим трудом. И немного побывали орнитологами, зоологами, ихтиологами. Я думаю, когда вы вырастете, то выберете ту единственную  профессию, которая будет приносить  радость  вам и пользу другим, и важно помнить, что любая профессия нужна и важна! 

12. Рефлексия

 Возьмите  животное тои профессии, которая вам понравилась больше всего и расположите его на плакате в нужном месте


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир профессий Автор учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 15 г.Благодарный Сидоренко Галина Васильевна

Слайд 2

Цель: Подготовка учащихся к профориентации Задачи: Расширить знания о мире профессий. Познакомить обучающихся с престижными, редкими и новыми профессиями, охарактеризовать предмет труда каждой профессии. Развивать навыки группового взаимодействия (умение выслушать и понять другого).

Слайд 3

ИРМРПОФСИЙЕС

Слайд 4

МИР ПРОФЕССИЙ

Слайд 5

Орнитолог – специалист, который изучает поведение птиц, места и среду их обитания, развитие и анатомию всех видов птиц.

Слайд 6

ИХТИОЛОГ - это ученый, который изучает строение рыб, их эволюционное развитие, формы жизнедеятельности и особенности...

Слайд 7

Зоолог - специалист, который изучает мир животных. Деятельность зоологов имеет исследовательский характер. Они следят за животными в природной среде или в лабораторных условиях.

Слайд 8

Факты Под угрозой исчезновения находятся: 21% млекопитающих 30 % земноводных 12% птиц

Слайд 11

Правила работы с клеем При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

Слайд 12

Правила работы с острыми предметами Храни инструмент в безопасном месте. Делай прокол, вращая проволоку вправо и влево. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.

Слайд 16

Международные экологические дни 22 марта – День воды 1 апреля – День птиц 22 апреля – День Матери-Земли 22 мая – День сохранения биологического разнообразия



Предварительный просмотр:

Программа по трудовому воспитанию для младших школьников

Программа по трудовому воспитанию обучающихся начальных классов составлена с учётом новых требований ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

Программа помогает ориентировать образовательный процесс на общекультурное, социальное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.

Актуальность:

В связи с приоритетом воспитания в концепции современной школы возрастает роль трудового воспитания. Труд осознаётся людьми как целесообразная, сознательная, физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы. Воспитательная функция труда заключается в развитии и закреплении у учащихся в ходе трудового процесса общественно ценных качеств и свойств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности.

Как показывает опыт, в некоторых семьях детей намеренно ограждают от выполнения каких-либо трудовых поручений. В результате  дети вырастают неподготовленными к трудовой деятельности на бытовом уровне, не самостоятельными и неспособными к элементарному самообслуживанию. Поэтому бытовой труд в школе важен и может обеспечить развитие трудовых навыков у всех учащихся. Этого можно достичь путём привлечения школьников к самообслуживающей деятельности в школе: уборке помещений, подготовке классной комнаты к занятиям, дежурству в столовой, раздевалке, уборке мусора на школьной территории. Но для полноценного развития личности ребенка необходимо сотрудничать с семьей, проводить беседы, включать родителей в совместную трудовую деятельность.

Трудовое воспитание является значимой частью общей системы воспитания, и не теряет своей актуальности на протяжении всей истории педагогики.

Разделы Программы:

·  пояснительная записка (раскрывает цели и задачи, содержит общую  характеристику Программы, её принципы);

·  планируемые результаты освоения обучающимися Программы (показатели освоения Программы);

·  программа формирования универсальных учебных действий;

·  тематическое планирование;

·  ожидаемые результаты; 

·  приложение (принципы формирования трудового сознания и трудовой активности младших школьников, анкета для выявления трудового сознания младших школьников)

 

Пояснительная записка

Цель данной программы: формирование устойчивых ориентаций на трудовой образ жизни, трудовую культуру, обеспечение практической и нравственно-психологической готовности к творческому труду

Задачи:

* формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии;

* воспитание трудовой активности на пользу общества, что предполагает приучение школьников к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни;

* привитие элементарных трудовых навыков, формирование культуры труда, навыков и умений индивидуального и коллективного труда;

* воспитание уважения к труду, бережного отношения к его результатам;

* воспитание уважения к людям, создающим материальные и духовные ценности.

Основой гармоничного развития личности является труд. Именно в труде человек выражает свою духовную сущность. Однако, таковым труд становится при условии, если взрослеющая личность утверждается в нём, познаёт свои силы, способности, дарования. И труд становится любимым. Поэтому занятия по трудовому обучению надо построить так, чтобы дети смогли прочувствовать радость труда. Ощущая её, ученик испытывает гордость от сознания того, что он способен к преодолению трудностей, осознаёт чувство собственного достоинства. Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского коллектива.

Воспитание трудовой активности углубляет экологическое, нравственное воспитание школьников, создаёт условия для развития эстетической культуры личности. В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируют и закрепляют знания, расширяют свой кругозор. Дети становятся более прилежными в учебе, начинают интересоваться новыми достижениями науки и техники. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний.

В процессе трудовой деятельности у детей формируется трудолюбие, аккуратность, любознательность, познавательный интерес, дисциплинированность, внимательность, ответственность за порученное дело, бережное отношение к результатам труда.

Трудиться на пользу обществу каждый человек может лишь тогда, когда он с детства осознал общественное и духовное значение труда: понимает значение качества труда, умеет определить цель труда, спланировать наиболее рациональный путь её достижения для достижения результата. При этом очень важны постоянное стремление к повышению качества труда, правильный отбор нужных материалов и инструментов, их целесообразное размещение, владение необходимыми трудовыми операциями, навыками обращения с инструментами для обработки материалов, бережное отношение к материалам и инструментам, рациональное использование рабочего времени, а также умение анализировать и рационализировать процесс труда. Трудовая деятельность решает задачу формирования у детей умения работать в коллективе. Происходит это постепенно, путём объединения сознания детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием. В процессе такого труда учитель формирует у детей умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями достичь результата.

К.Д. Ушинскии говорил: Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь не может быть ни достойной ни счастливой».

Труд детей многообразен. Это позволяет поддерживать у школьников интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда.

Виды труда

Самообслуживание направленно на уход за собой (одевание, раздевание, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности состоит, прежде всего, в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно - бытовой труд школьников необходим в повседневной жизни. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает учителю решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - развивает творческие, конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). В процессе ручного труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

При использовании данной Программы реализуются все четыре вида детского труда. Также на занятиях ведётся работа по ознакомлению детей с трудом взрослых. В результате углубляются представления детей, закрепляется сложившееся положительное отношение к разным профессиям, ведь основным направлением воспитания трудового сознания у младших школьников является профпросвещение. Предложенные  мероприятия способствуют формированию у детей уважительного отношения к труду людей и его результатам, знакомят с различными профессиями. Организация конкурсов, выставок увлекает детей и создаёт условия для формирования направленности к трудовой деятельности, а также развития творческих способностей и познавательных интересов. Такая деятельность помогает раскрыть талант, увлечение каждого ребенка.

Для развития трудовой активности проводятся экскурсии. Им принадлежит одно из ведущих мест в работе по ознакомлению обучающихся с трудом взрослых. Дети во время экскурсий знакомятся с технологией изготовления той или иной продукции, с орудиями труда, имеют возможность непосредственного общения с людьми, занятыми в конкретной сфере производства.

Таким образом, на занятиях идёт приучение учащихся к творчеству, активной практической деятельности, осмыслению окружающей жизни. Деятельность детей организуется так, чтобы труд учащихся был одухотворен мыслью, высокой идеей, был связан с трудом родителей, с потребностями города (или села). Творческое отношение к труду стимулирует воспитание у школьников трудовых увлечений. Интерес к труду развивает дух пытливости, исследования. Трудовое воспитание одновременно содействует физическому, умственному, нравственному развитию, обеспечивает социализацию личности.

Современная система образования делает ориентир на формирование у обучающихся умения учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. В связи с этим, данная Программа предполагает работу с детскими периодическими изданиями. Такая работа формирует у детей навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, включая умение определять примерное содержание текста при беглом его просмотре, выработку высокой техники чтения, умение извлекать информацию из текста и оформлять полученную информацию. В итоге, дети способны не только ориентироваться в потоке информации, но и продуктивно использовать полученные знания и информацию, как в личных, так и в социально значимых целях, включая совершенствование нравственных качеств, повышение культурного уровня, творческих трудовых навыков, расширение кругозора.

Принципы Программы:

Принцип творчества - развитие творчества через трудовую творческую деятельность, через слово.

Принцип индивидуализации (личностно-ориентированного подхода)

– развитие личностных качеств, трудовых навыков, эстетического вкуса, развитие готовности к самостоятельной творческой деятельности.

Принцип системности и последовательности – обучение в соответствии с возрастными особенностями детей. Подбор материала от менее сложного к более сложному.

* Принцип целостного представления о мире - поможет ребенку понять свое место в обществе и мире.

* Принцип доступности – получение новых знаний, умений и их закрепление с использованием материала, понятного и доступного детям.

* Принцип наглядности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, наглядным. Этот принцип формирует у обучающихся стремление к прекрасному, способствует желанию с радостью выполнять предлагаемые виды заданий и достичь результата.

* Принцип справедливости – использование правдивого, актуального, общественно значимого материала.

Программа формирования универсальных учебных действий

* Личностный блок

Развитие трудового сознания, трудовой активности, нравственных качеств, эстетической воспитанности, творческих  способностей. Формирование межличностных отношений.

* Познавательный блок

Получение знаний о труде людей, профессиях, видах творчества, о красоте, культуре, культурных ценностях. Знакомство с результатами труда людей различных профессий. Знакомство с творчеством сверстников (поделки, рисунки, стихи, заметки). Овладение трудовыми навыками, первоначальными конструкторскими, художественно-оформительскими навыками.

* Регулятивный блок

Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников.

* Коммуникативный блок

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Обучение владению диалогической и монологической речью.

Показатели освоения Программы

Познавательный интерес – это свойство личности, обеспечивающее состояние готовности и постоянство стремлений младшего школьника к освоению новых видов трудовой деятельности.

Направленность к трудовым действиям - это:

- понимание младшими школьниками цели трудового действия, которую необходимо достигнуть и готовность подчинять свои действия данной цели.

- определение путей, средств, способов и приемов достижения цели трудового действия.

Настойчивость – это умение личности преодолевать препятствия, решать возникающие проблемы, выполнять малопривлекательную, часто скучную, но необходимую для достижения цели работу. В составе трудовой активности настойчивость выполняет "несущую" функцию, являясь своеобразным стержнем активных стремлений.

Тематическое планирование для 3 класса

Самообслуживание

Хозяиственно – бытовои труд

Труд в природе

Ручнои труд

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

ь

Организация дежурства и самообслуживания в классе и школе

Беседа о роли труда в жизни человека

Знакомство с профессиеи учитель

«Сбор природного материала»

цель: познакомить с правилами сбора природного материала, его разнообразием.

Аппликация из природного материала

Цель: развитие пространственных представлении

О

К

Т

Я

Б

Р

ь

Операция «Уют»

Цель: прививать эстетические навыки,

«Где живёт посуда»

цель: дать понятие о кухне, как месте хранения посуды.

Знакомство с профессиеи повар

«Уж небо осенью дышало» Посадка деревьев

цель: закреплять умение замечать и обозначать погоду, знакомство с поговорками об осени и приметами

Знакомство с профессиеи лесник

Изготовление чаиного сервиза из пластилина

Цель: развитие воображения, мышления, творческих способностеи

н

о

Я

Б

Р

ь

«Уход за посудой»

цель: пополнять знания о гигиеническом значении ухода за посудой, формировать самостоятельные навыки.

«Уборка с пылесосом»

цель: знакомить с работой бытовых приборов, развивать умение пользоваться ими.

Знакомство с профессиеи электрик

Уборка школьного двора

цель: учить трудиться сообща

«Оформление книжки «Осень»

цель: продолжать учить художественно оформлять свои наблюдения за природой, учить видеть красоту осенней природы.

Д

Е

К

А

Б

Р

ь

«Уход за обувью»

цель: пополнять знания о разнообразии и значении обуви, способами ухода за ней.

«Готовим комнату к празднику»

цель: учить делать помещение нарядным, праздничным

Постройка снежного городка.

Знакомство с профессиеи архитектор

Чудеса своими руками (выставка работ из бумаги)

Я

Н

В

А

Р

ь

Новогодние праздники

Новогодние праздники

«Помощь дворнику в уборке территории от снега»

цель: воспитывать уважение к труду других людей, осознание его пользы и значимости для окружающих, закреплять умение пользоваться инвентарём, учить видеть результат труда, радоваться достигнутому результату.

«Оформление книжки «Зима»

цель: продолжать учить художественно оформлять свои наблюдения за природой, учить видеть красоту зимней природы, систематизировать

Знакомство с профессиеи библиотекарь

Ф

Е

В

Р

А

л

ь

«Смена белья»

цель: пополнять знания о гигиеническом значении смены белья, отрабатывать самостоятельные навыки по его замене.

«Ждём гостей»

цель: учить празднично сервировать стол, знакомить с разнообразием столовых приборов

«Посещение школьного парка»

цель: наблюдение за деревьями, отметить их разнообразие и значение их в жизни людей, участие в природоохранной работе.

«Ремонт одежды»

цель: учить подбирать и ставить заплатку

Знакомство с профессиеи швея

М

А

Р

т

«Мы гостей встречаем чаем»

цель: учить самостоятельно готовить чай, накрывать чайный стол.

«Посещение живого уголка в ДДТ»

цель: отметить весенние изменения в жизни обитателей живого уголка, особенности ухода за ними весной

Знакомство с профессиеи животновод

«Изготовление кормушек для птиц из бросового материала»

цель: продолжать воспитывать заботливое отношение к птицам, знакомить с приёмами изготовления кормушек для птиц.

«Волшебные салфетки»

цель: знакомить с разными способами украшения стола салфетками.

Знакомство с профессиеи дизаинер

А

П

Р

Е

Л

ь

. «Праздничная причёска»

цель: знакомить с просты-

ми методами украшения причёски

Знакомство с профессиеи парикмахер

«Дом для продуктов»

цель: познакомить с предназначением холодильника, способа-

ми ухода за ним.

Операция школьный двор.

Цель: учить работать сообща

«Цветы на столе»

цель: учить делать «цветы» из овощей (свекла, лук и т.д.) для украшения блюд.

М

А

и

«Купаюсь сам»

цель: закреплять умение последовательно мыть тело, знакомить с разнообразием и назначением средств по уходу за телом.

«Собираю дорожную сумку»

цель: учить делать отбор вещей, необходимых для отпуска, учить правильно их укладывать в сумку.

«Участие в уборке территории, оформление клумбы»

цель: закреплять приёмов работы лопатой, метлой, граблями, знакомить со способами утилизации мусора.

«Весна салатная»

цель: учить готовить простой салат с использованием овощей, зелени

Знакомство с профессиеи врача

Программа позволяет использовать различные формы   воспитательной работы:

классные часы;

праздники;    

конкурсы;

викторины;

игры;

практические занятия;

походы, экскурсии;

дискуссии, диспуты, беседы;

встречи с интересными людьми.

Ожидаемые результаты   программы по трудовому воспитанию

- Воспитание добросовестности в учебном, домашнем и общественно-полезном труде;

-  формирование трудовых навыков, навыков самообслуживания;

- формирование  положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками;

- формирование способности  проявлять изобретательность, инициативу, настойчивость.

-

АКТУАЛЬНОСТЬ

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение.

От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба. Об этом ярко и образно говорит народное творчество: пословицы, поговорки, сказки. Большое внимание трудовому воспитанию уделяется в народной педагогике. О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудовое воспитание.

Подчеркивая роль трудового воспитания, К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач»

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически осуществляется с двух лет.

Через основные формы организации труда детей - поручения, дежурства, коллективный труд решаются вопросы воспитания трудолюбия у детей.

Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

В каждой группе определены виды и содержание трудовой деятельности детей, задачи, которые решаются в процессе детского труда.

Организуя трудовую деятельность, обеспечиваются всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Наши педагоги стараются так организовывать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми и компетентными.

Педагоги нашей школы учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

      подчеркивают общественную значимость труда;

      следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

      строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

      постепенно расширяют самостоятельность детей;

      создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

      направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий;

В процессе любого вида труда нашими воспитателями решаются задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического. В разных видах трудовой деятельности дети овладевают способами действий с разнообразными орудиями, что, по мнению психологов, способствует умственному и физическому развитию дошкольников. У них развивается мелкая мускулатура рук, формируются ручные умения, совершенствуется координация движения рук и глаз. Вырабатывается умение действовать точно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, проявлять терпение и настойчивость в достижении результата.

Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что, они сами могут сделать что-то нужное, полезное.

Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются - объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек.

Наряду с организацией труда, важно у школьников сформировать психологическую готовность к труду, что достигается системой воспитательных дел, в каждом из которых решаются задачи:

1) осознание целей и задач труда;

2) воспитание мотивов трудовой деятельности;

3) формирование трудовых умений и навыков.

4) овладение общей ориентировкой в мире профессии и навыками профессионального труда, профессионального самоопределения.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Трудовое воспитание в семье и школе"

Задачи собрания:

  1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье и школе.
  2. Доказать родителям необходимость формирования у ребенка трудовых обязанностей в семье и школе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Труд и его значение в жизни ребенка.
  2. Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка.
  3. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе.

Ход собрания

1. Вступительное слово учителя

(Cлайд ) "Самоё воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду; оно должно ему дать возможность отыскать для себя труд в жизни." (К.Д.Ушинский).

Многих родителей интересует вопрос – когда начинать трудовое воспитание ребенка? И нужно ли оно вообще?

Первое трудовое воспитание ребенка происходит тогда, когда он начинает понимать, что вокруг все близкие что-то делают. (Слайд ) Сестра моет посуду, мама моет полы, папа ремонтирует машину. И чем слаженней выполняется домашняя работа, тем скорее ребенок захочет проявить свое участие в ней.

Конечно, любую работу взрослый сделает быстрее и качественнее без “помощи” ребенка. Но совместный труд просто необходим для его воспитания.

Помните о похвале, это очень важно в процессе воспитания ребенка!

Чем старше становится ребенок, тем больше трудовых поручений он сможет выполнить. Но задача каждого родителя сделать так, чтобы он делал это с удовольствием (слайд). Поэтому трудовое воспитание детей должно быть ненавязчивым. С помощью труда можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности. Дело не только в труде, так   таковом, сколько в его сочетании с другими видами деятельности воспитанников и в условиях, в которых он осуществляется.

В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.

Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.

Основы трудового воспитания закладываются в семье. (Слайд) Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих  детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.

Основная задача семьи и школы в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, так, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие

Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.

Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.

Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное, привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".

Слишком часто родители не замечают, как стремятся навязать ребенку свой образ мыслей и действий. Взрослые привыкли заставлять себя заниматься не совсем приятными вещами и передают ребенку свое собственное отношение к таким скучным (с их точки зрения) занятиям, как мытье посуды, чистка обуви.

Однако ребенку интересно узнать, как добить того, чтобы тарелка под струей воды заблестела. Внутренний интерес к делам, которые взрослым кажутся незначительными, отражает знаменитое "Я сам", но мы его постепенно заглушаем.

Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя.

– Почему я?! – возмущается ребенок, когда ему поручают какое-нибудь дело. 
Как случилось, что и в благополучных и в неблагополучных семьях дети отвечают одинаково?
Причин здесь несколько.

Первая причина – мы хотим, чтобы детям жилось лучше, чем нам, и освобождаем их от всякой трудовой нагрузки, от всяких обязанностей, почему-то думая, что жить "лучше" – это значит жить ничего не делая.

И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

Вторая причина – резко упала нравственная ценность труда в нашем обществе.
В этих условиях борьба за душу ребенка, за его трудовое воспитание становится особенно острой.

Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая (Слайд ).

Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.

Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимое по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя (Слайд). Кто наблюдал за   детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проявлять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".

В трудовом воспитании детей важен пример. (Слайд) В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.

Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате".   Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" – значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств

Желание трудиться само не приходит. Нужно воспитывать привычку к труду с первых дней жизни?

Как можно раньше необходимо, чтобы ребенок почувствовал, что он не только объект любви и внимания, но и член семьи, от которого тоже ждут помощи, что она нужна, просто необходима. Именно это сознание формирует настоящего человека.

Когда ребенок увлеченно трудится вместе с папой и мамой, радость от этого остается на всю жизнь (Слайд)

Принимать его помощь надо с благодарностью (что, кстати, и в нем воспитывает это чувство) и все время помнить, что именно в эти минуты в ребенке растет настоящий человек. Все родители, у которых дети выросли помощниками, приучали их к труду с самого раннего детства.

Как только вы, занявшись домашними делами, отсылаете ребенка: "Иди, играй", – помните, что вы укладываете еще один кирпич в воспитание его эгоизма и одиночества.

"Только бы хорошо учился, а все остальное мы берем на себя!" – еще один из принципов неправильного воспитания.

Опытные родители никогда не станут делать за ребенка то, что он может и хочет сделать сам. Неопытные родители поступают наоборот. И когда это повторяется сотни раз, у ребенка вырабатывается привычка ничего не делать самому. Затем он начинает командовать (а что ему еще остается). Если ребенок видит в нас не равного себе человека, а существо, которым можно помыкать, у него неизбежно возникают привычки капризного тирана или безвольного эгоиста

Еще худший вариант, когда к труду приучают силой. У каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Однако нельзя требовать, чтобы ребенок сразу делал все так, как надо. Любая нагрузка должна возрастать постепенно. Нельзя сразу предъявлять большие требования, они могут быть невыполнимыми, что вызывает негативное отношение к делу.

Принуждать что-нибудь сделать криками и угрозами, все равно, что превращать труд в повинность. В этом случае все усилия напрасны. Если отсутствует радость труда, то такой труд не несет в себе воспитательной силы, а противодействует ей.

Обучение трудовым умениям идет быстрее, если ребенка не наказывают, а мягко поправляют. Если хотите вырастить “тупицу” – наказывайте. Если у ребенка появилось желание, то он и горы свернет, а если нет, то сделает так, что лучше бы и не делал.

Труд для ребенка должен быть интересным, поэтому вносите в труд элементы игры. Человеку легко дается то, что он много раз делал, поэтому ребенка надо приучать к самому разнообразному домашнему труду.

Детей желательно постоянно знакомить с трудом взрослых. Ребенок, который привык трудиться, как правило, хорошо и успешно учится.

И в заключении несколько советов:

Советы родителям (слайд)

  1. Будьте последовательны в своих требованиях.
  2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
  3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
  4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
  5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относится к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
  6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.
  1. Выступление  родителей по данной тематике. Обсуждение вопросов по докладу.

3. Решение собрания.

  1. Рекомендовать родителям применять в практике воспитания детей в семье индивидуальные трудовые поручения.

2. Использовать в своей работе  по воспитанию у детей трудолюбия советы классного руководителя и предложения родителей, высказанные на родительском собрании.

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

            «СРЕДНЯЯ ОЮЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 15»

                  РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

    «ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

И  ШКОЛЕ»

      Классный руководитель  3 «Б» класса

       Сидоренко Галина Васильевна

 

                                                 2017 год



Предварительный просмотр:

Визитка команды «Светофор» на школьный конкурс ЮИД

Выезжают под музыку (у каждого в руке машина)

1 машинка – Ой, смотрите, красный свет! И дороги дальше нет!

2 машинка – Это правда, здесь затор! Здесь сломался Светофор!

3 машинка – Что же делать, как же быть? Как его нам починить?

Светофор: повторите правила движенья! Проявите к светофору уважение!

Все вместе поют песню (мотив песни-игры «Если нравится тебе, то делай так»).

1.У дороги ты налево посмотри – вот так,

А потом еще направо посмотри – вот так!

Посмотри сперва налево, а потом еще направо

И дорогу лишь потом переходи.

2.Помнит каждый настоящий пешеход

Для удобства есть подземный переход.

Вниз по лесенке спускайся, осторожно поднимайся –

Безопасная дорога тебя ждет.

3. Помогает на дороге с давних пор

Наш приятель настоящий – Светофор.

На дороге помогает, о беде предупреждает,

Нарушителям серьезный даст отпор.

Светофор: - Очень приятно иметь дело с такими умными участниками дорожного движения. А кто вы такие?

Вас приветствует   Весёлый,  добрый и толковый,

Энергичный,  юный, симпатичный,

Пробивной  отряд  «СВЕТОФОР»

Наш девиз«Молодое поколение за безопасное движение».

- Мы поколение нового века, автомобильного века- стратега.

- У нашего отряда есть своя форма, она красива, удобна и современна!

- А это - эмблема нашего отряда. Она призывает к тому, чтобы все без исключения соблюдали правила дорожного движения.

Танец «Бибика»

Финальные слова

1.  На дороге – множество правил.

2. Их придумали, чтобы аварий. Не случилось с тобою в пути.

3. Наша цель - чтоб безопасной на дорогах жизнь была.

4. Знала правила прекрасно  вся огромная страна!

5. Заявляем  твердо мы, скажем  без сомнения.

6. Очень в жизни нам нужны, правила движения.

7. Пусть  не буде больше бед, грусти и тревоги.

8. Пусть горит зеленый свет на твоей дороге!

Все: Ради жизни на земле - изучайте ПДД!

Уходят

Светофор

Пешеход ты, посмотри,
Свет какой у светофора.
Красный свет горит – замри,
А на жёлтый -  будь готов ты.
Вот с зелёным подружись!
Путь тебе он открывает.
И счастливого пути он,
И счастливого пути он, пожелает, пожелает.
Пешеход ты, смотрись!



Предварительный просмотр:

                                                        Приложение

Принципы формирования трудового сознания и трудовой активности младших школьников:

1. Младший школьник должен осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу школе (работа на пришкольном участке, оформление школы, ремонт учебных пособий, благоустройство и озеленение школьного двора).

2. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Школьник должен ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить школьника с общественным назначением цели его труда, показать ученику кому нужен его труд. Но если школьники не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно.

3. Труд школьника должен быть коллективным. Коллективный труд – это совместное выполнение общих трудовых задач, это труд, объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.

4. Труд школьника должен быть инициативным и творческим. Желательно, чтобы он предоставлял школьникам возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд, тем с большей готовностью занимаются им школьники.

5. В труде должны применяться различные формы самоуправления, самоорганизации и самодеятельности. Самокоординация помогает развивать самостоятельность, навыки руководства и подчинения, творческую инициативу, чувство ответственности.

6. Труд школьников должен быть посильным для них. Если труд непосилен, то он угнетающе действует на психику и ученик может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже посильную работу.

7. При возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью.

9. Необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.

Если все указанные условия соблюдаются, то труд для младших школьников становится весьма привлекательной деятельностью, вызывает у них чувство большого морального удовлетворения. В таком труде они приобретают практический опыт правильного общественного поведения, а также формируются такие качества личности составляющие трудовую активность, как трудовая направленность, инициативность, целеустремленность, общительность и т.д.

Приложение

Анкета для выявления трудового сознания младших школьников.

1. Для чего нужно трудиться?

2. Какова цель труда?

3. Какие ты знаешь профессии?

4. Какие профессии самые нужные людям?

5. Какие профессии самые сложные?

6. Какой труд сложнее: умственный или физический?

7. Кем ты хочешь стать после окончания средней школы?

8. Нужно ли любить свою профессию?

9. Что нужно, чтобы стать профессионалом, хорошим специалистом?

10. Какие учебные предметы ты любишь больше других?

11. Как ты учишься?

11. Твое любимое занятие в школе и дома.

12. Какое поручение тебе хотелось бы выполнить?

13 .Что читаешь?

14. Что ты считаешь самым интересным и важным в жизни?

15. Считаешь ли ты полезным тот труд, который тебе приходится делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по трудовой деятельности для детей со сложной структурой дефекта.

конспект урока "Мир комнатных растений" входит в програмный материал по трудовому обучению  и СБО учащихся со сложной структурой дефекта.На уроке  Формируются представления о комнатных расте...

Познавательное занятие « Путешествие в страну профессий».

Коррекционно-развивающее занятие по формированию у учащихся  представлений о многообразии профессий и их взаимосвязи с использованием ИКТ....

Конспект занятия по трудовому воспитанию на тему: «Новогодняя мастерская - фонарики».

Занятие на тему: «Новогодняя мастерская - фонарики»Цели и задачи: - познакомить детей с красотой зимней природы, раскрывать образное видение, эстетическое восприятие в основании мира, карандашом, ножн...

Профессиональная ориентация в начальной школе. Конспект внеурочного занятия "Совместная трудовая деятельность"

Занятие для внеурочной деятельности в 1 классе по теме "Совместная трудовая деятельность". На основе героев басни И.Крылова раскрываются понятия о совместной деятельности. В практической час...

Путешествие в мир профессий. Конспект занятия по внеурочной деятельности "Профессия "Адвокат"

Путешествие в мир профессий. Конспект занятия по внеурочной деятельности "Профессия "Адвокат"...

Конспект занятия по внеурочной деятельности Тема занятия: Как построить дом? Профессия -строитель.

Цель урока: Познакомить учащихся с профессией - строитель.Задачи:Формировать знания о профессии строитель;Дать новое понятие - «плотник»;Развивать мелкую моторику;Развивать внимание и мышл...

сетевой проект трудовое воспитание профессии

сетевой проект трудовое воспитание профессии мероприятия...