Доброе слово-что ясный день.
методическая разработка (1 класс) на тему

Занятие по этике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.09 МБ
Файл hod_uroka.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Доброе слово - что ясный день!

Слайд 3

телеграмма

Слайд 5

з д равствуйте спасиб о б лагодарю п р остите п о жалуйста будь т е любезны до свид а ния

Слайд 6

С п а с и б о з а р а б о т у !



Предварительный просмотр:

Доброе слово – что ясный день

1 урок.

Учитель. Ребята, есть такая народная пословица «Доброе слово - что ясный день». Как вы её понимаете?

-Верно, доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день. Вот и получается, что словом можно согреть человека.

Может быть поэтому, мы часто такие слова называем «волшебными».

Учитель. Сегодня мы поговорим о волшебных словах. Что же это за слова и почему они волшебные? Причем не просто волшебные, а особенно волшебные.

Волшебники бывают добрыми и злыми. Вспомните сказки, которые мы читали. Чем отличается добрый волшебник от злого?

Дети. Добрый волшебник делает только добрые дела.

– Он всем помогает.
– Злой, наоборот, всегда делает гадости.

У. Правильно! Добрый волшебник делает людям добро и всегда в сказках побеждает зло. Почему? Да потому, что на его стороне все люди и звери.

А как вы понимаете выражение “приносить людям добро”?

Д. Делать так, чтобы людям было хорошо.

– Делать людям приятное, полезное, помогать.

У. Можно ли принести людям добро словом?

Д. Да.

У. Какие слова несут людям добро и помогают им жить, справляться с трудностями, легче переносить горе и беду?

Д. Добрые, ласковые...

У. Сами вы часто говорите эти слова другим?

Д. Нет...

У. Почему? Чем чаще вы будете говорить людям хорошие слова, тем чаще они будут говорить их вам.

. Представьте, что было бы, если бы все они начали говорить друг другу злые слова и не сказали ни одного доброго. Все бы перессорились, расстроились, потеряли друзей и стали одинокими. В результате получился бы большой необитаемый остров.

У. Сейчас я вам буду рассказывать о поведении Незнайки, которого никто не научил правильному поведению. А вы будете помогать ему – рассказывать, как надо говорить и вести себя.

Встретил Незнайка на улице прохожего и как закричит: “Скажите, сколько сейчас часов?” Сколько ошибок сделал Незнайка?

Д. Первое – надо не кричать, а спросить спокойно. Второе – надо сказать: “Скажите, пожалуйста”. Третье – надо спрашивать не “сколько часов”, а “который час”.

У. Услышал Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше. Что ему надо было сказать прохожему?

Д. Спасибо.

У. Приходит Незнайка утром в школу. У двери класса стоит учительница. Обрадовался Незнайка, подбежал и закричал: “Вера Ивановна, а какую я вчера интересную картину смотрел!” Какие ошибки допустил Незнайка?

Д. Ему нужно было сначала поздороваться с учительницей и ребятами.

У. Правильно. Учили мы, учили Незнайку и выучили. Стал он все знать: как вести себя, как, что и когда говорить. Бежит Незнайка по улице, ничего не видит. Торопится похвастаться, какой он теперь вежливый стал. Навстречу ему идет старичок, под ноги смотрит. Налетел Незнайка на него, толкнул, правда, нечаянно. Но старик сильно рассердился. Но тут Незнайка что-то сказал ему, и дедушка тут же сердиться перестал. Как вы думаете, что сказал ему Незнайка?

Д. Извините, пожалуйста!

У. А теперь послушаем стихотворение Антонова. Нравится вам герой его стихотворения Витя или нет?

Малыша обидел Витя, но перед школою в строю
Витя просит: “Извините, я ошибку признаю!”
На урок пришел учитель, положил на стол журнал.
Следом – Витя: “Извините, я немного опоздал!”
Спор давно ведется в классе: вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем и пришлите нам ответ.

Так вежлив ли Витя?

Д. Нет.

У. Итак, сделаем вывод: вежливость не только в произнесении вежливых слов, но и в поступках. Иначе слова – просто притворство.

Есть такая игра – “Вежливые ребята”. И если вы вежливые ребята, то мы сейчас в нее поиграем. Я буду читать вам рассказ, а вы там где нужно, вставляйте в него волшебные слова.

Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием стал рассматривать улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком на руках. Вова встал и сказал ей: “Садитесь...”

Д. (хором). Пожалуйста.

У. Женщина тоже была вежливая. Она поблагодарила Вову и сказала ему...

Д. (хором). Спасибо.

У. Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова не держался за поручень и упал на стоящего впереди мужчину. Мужчина хотел рассердиться и сказал Вове, что надо держаться, но Вова быстро сказал ему...

Д. (хором). Извините.

У. И мужчина улыбнулся и сказал: “Ничего, бывает. Ты сам не ушибся?”

Я вижу, что вы хорошо знаете волшебные слова. Старайтесь употреблять их почаще.

2 урок.

Вспомните пословицу, о которой мы говорили на прошлом уроке.

Почему же люди сравнивают доброе слово с ясным днём?

Сегодня мы с вами продолжим говорить о вежливых или волшебных словах.

Давайте внимательно послушаем стихотворение о мальчике Пете.

Петя  разбил
Драгоценную вазу
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но Петя нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
“Простите” сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже.
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
“Простите!” -
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!


- Ребята, а вы знаете, почему Петю так легко простили? Как вы попросите прощение?

Сейчас мы с вами рассмотрим ещё одну задачу.

Ехали в трамвае две девочки с книжками под мышками: Наденька и Катенька. Обе смирно сидели на сиденьях, над которыми было написано “Места для детей”. Раскрылись двери, и в трамвай вошла старенькая бабуся. Было видно, что ей трудно подниматься по ступенькам, и ей помогли пассажиры – поддержали под руку. Трамвай двинулся. Стоит бабуся, ищет глазами свободное местечко, куда бы сесть, трудно ей стоять. Шагнула она к девочкам. А Наденька как крикнет: “Куда вы, бабушка! Не видите, что здесь написано “Места для детей”? Вы что, неграмотная, что ли?”

Стыдно стало Кате за свою подружку. Встала она с сиденья, усадила бабушку и говорит: “Простите, пожалуйста, Наденьку! Она у нас сама еще не совсем грамотная!”

Вышли девочки на остановке. Наденька и говорит: “Ты зачем сказала, что я не совсем грамотная? Ты что, не можешь прочесть, что написано? Значит, тебя плохо в школе учили!” “Нет, – сказала Катенька, – это тебя плохо в школе учили. Не знаешь простого правила – надо уступать место стареньким, им стоять тяжело”. Кто из них прав?

Д. Конечно, Катенька.

У. А какие слова вы говорите своим домашним, когда просыпаетесь?

Д. Доброе утро.

У. А если плохая погода – снег, метель, сырость, дождь, – а вы говорите: “Доброе утро”. Может, это неправильно? Может, эти слова надо говорить только тогда, когда погода хорошая, когда утром на стол мама конфеты шоколадные положила или еще что-нибудь вкусное? Как вы думаете?

Д. Нет. Эти слова нужно говорить всегда.

У. Правильно, ребята, “доброе утро” мы говорим не для того, чтобы сообщить, что погода хорошая. Это мы своим родным желаем доброго утра, хорошего настроения, несмотря ни на какую погоду.

Еще одна задача.

По улице шел мальчик. Навстречу ему – старик. У него в руках было три книги, портфель и большой сверток. Одна из книг упала. “У вас упала книга”, – сказал мальчик, догоняя прохожего. “Разве?” – удивился тот. “Конечно, – ответил мальчик. – У вас же было три книги, портфель и сверток – всего пять предметов, а теперь, посчитайте –
осталось только четыре”.

Прохожий вернулся и, с трудом удерживая свой груз, стал поднимать с дороги книгу: “Хорошо ты знаешь вычитание и сложение, – сказал он мальчику. – Вот только другого правила ты не знаешь”.
О каком правиле говорил старик?

Д. О том, что человеку нужно помочь.

Учитель:

Внимание! Нам пришла телеграмма.

.Дорогие ребята, 1  класса! Вы такие вежливые ребята, не дерётесь, не толкаетесь. Пожалуйста, научите вежливости моего непослушного сына Буратино. С любовью и уважением П.Карло .

- Ребята, давайте поможем Буратино стать вежливым. Думаю, у нас это получится.

Детям предлагается поработать в группах. Каждой группе выдаётся по конверту , в которых лежат таблички со словами(здравствуйте, до свидания, , спокойной ночи, добрый вечер, доброе утро, добрый день, спасибо, простите, благодарю, пожалуйста, будьте любезны, здорово, отстань, не хочу, не буду )

Дети делят таблички со словами на 2 группы:1- вежливые слова,2-невежливые.

А теперь посмотрите на доску.

 На доске записаны слова в столбик с выделенными в них буквами;

                                      здравствуйте

                           спасибо

                                       благодарю

                                     простите

                                     пожалуйста

                                будьте любезны

                           до свидания

   У.  Какое слово у нас получилось

   Д.  Доброта.

   У.  Действительно, все эти вежливые слова несут доброту, и, если человек их часто произносит, значит, в нем есть это  важное качество – доброта.

Желаю вам, ребята, хорошо знать и применять все волшебные слова .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Доброе слово, что ясный день" Классный час.

Воспитание доброты, внимательного отношения к окружающим....

Доброе слово, что ясный день

Иван ИЛЬИН. О ДОБРОТЕЧтобы оценить доброту и постигнуть ее культурное значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем и надо почувствовать, как луч...

Классный час: Доброе слово-что ясный день.

Классный час о воспитании в детях доброго отношения к окружающим людям....

Доброе слово – что ясный день

У человека есть два вида жизни. Первая – реальная, повседневная жизнь. Это – его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это – мысли, ...

доброе слово- что ясный день

Конспект занятия в старшей группе.Показать детям, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом....