Игра по станциям "Экологическая тропа"
план-конспект занятия (3, 4 класс) на тему

Чернухина Надежда Евгеньевна

Материал отлично подойдет для полезного и интересного проведения времени в летнем лагере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_tropa.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая тропа.

Цель: формирование экологического сознания младших школьников и развитие волонтёрского сознания.
Задачи: развивать наблюдательность, умение находить правильное решение, расширять знания учащихся, показать важность экологических проблем в жизни, учиться правильно вести себя в природе, овладеть более широким мировоззрением на природу, научиться активно включаться в процессы общения, способствовать развитию эмоционально-чувственного отношения школьников к природе.

Каждый цветок и травинка любая,
Птицы, что в синее небо взлетают,
Вся та природа, что нас окружает,
Нашей защиты, дружок, ожидают.

Раздается стук в дверь и входит почтальон Печкин. Он принес письмо – телеграмму от экологов района и зачитывает ее ребятам.


«Уважаемые ребята! С каждым днем растет количество бытового мусора в нашем поселке. Жители выбрасывают его в леса, водоемы или просто за огород. Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами способствует увеличению количества мышей, крыс, ворон в селе, а эти животные являются переносчиками многих заболеваний. Вы могли бы нам очень помочь в борьбе за чистоту нашего поселка и здоровье его жителей. Для этого вам необходимо разъяснить, как можно уменьшить количество выбрасываемого мусора. Надеемся на вас и заранее благодарим за помощь. "Комитет по экологии».

Но до приезда к вам я очень много путешествовал по свету, и о том, что меня удивило и возмутило, вам сейчас расскажем вместе с друзьями.

Встречайте!

Ромашка: Здравствуйте, друзья! Я – ромашка. Я живу на зеленой полянке
Полянка: Я - зелёная полянка. Мне необходим дождь.
Дождь: Я - дождь. Мне необходимо испарение от прудов и речек.
Речка: Я - речка. Чтобы я не засохла, на моих берегах должны расти леса.
Лес: Я – лес. Я – дом для многих животных, например, для зайца.
Заяц: Я – заяц. Я люблю морковь и капусту, но иногда грызу кору деревьев.
Лес: Да уж, заяц … . Но гораздо больше мне вредят гусеницы! Мне нужны птицы! 
Птица: Без нас, птиц, в лесу будет скучно: мы начинаем петь с восходом солнца.
Солнце: Я - солнце. Я нужно очень многим. Например, колокольчику на лугу.
Человек: А я – человек. Ромашку я в букет сорву! На полянке шашлыки можно жарить, кстати, из зайчатинки! Лес на дрова пойдет. Речка – дело хорошее - купаться буду. Солнышко – загорать. Дождик мне нужен, чтоб на даче не поливать …. А вот птиц я не люблю – чирикают по утрам, спать мешают! А я их дробью из ружья! Тра – та - та!
Заяц: - Но они нам нужны!
Человек: Да вы все друг другу для чего – нибудь нужны! А кому из вас нужен я, человек – Царь Природы?! Вот тебе, заяц, я нужен? А ты, лес. проживешь без меня? Что станет с рекой, если исчезнет человек? Если не будет человека, будет ли на земле солнце? Значит, я никому не нужен?…Никому?!.. 
Дождь: Не плачь!
Лес: Ты много сделал зла Природе, но ты же не всегда был таким.
Полянка: Просто в детстве ты никогда не был на зелёной полянке…
Птица: И никогда не слышал пения птиц…
Река: Ты ведь тоже часть Природы, значит, тоже для чего - нибудь нужен!
Заяц: Только не веди себя… по - человечески. 

Все вместе смотрят мультфильм «Про мусор».

Начинается работа на станциях

Время, в течение которого продолжается работа на станции, 7 минут.
Каждая команда получает маршрутный лист, где проводящие станции ставят количество баллов отряду по итогам работы. Это мотивирует ребят на более активную работу. За правильные и оригинальные ответы группа будет получать жетоны: зеленые, красные, синие и желтые. 


Первая станция «Нас мусор окружает…» 


Все присутствующие просматривают мультфильм «Фикси – советы». Берегите природу! Продолжительность мультфильма 1.5 минуты.



Ведущий станции. 
Количество отходов зависит от численности населения. Так, например, в Москве ежегодно образуется 10 миллион тонн, в Томске – 225 тыс. тонн, а в Томской области – 640 тыс. тонн. 
Наша область определила под нужды свалок и полигонов для захоронения мусора территорию площадью 611 га. Эта площадь могла бы разместить более 600 футбольных полей. 
Как долго могут «жить» разные отходы в естественной среде (• Древесина и изделия из нее: около 5 лет;
• Бумага и картон: около 10 лет;
• Полиэтиленовый пакет: 200 лет;
• Пластмасса – 500 лет;
• Алюминиевая банка: 500 лет;
• Стеклянная бутылка: 1 000 000 лет.

Волонтёры проводят конкурс «Устами младенцев», где рассказывают о том, что сегодня население Земли, общество суперпотребителей.  Появилось множество разного мусора. Какой это мусор, зашифровано в его описании, но детскими высказываниями. Если участники с первой подсказки отгадывают, о каком мусоре идёт речь, то они получают «5» баллов, со второй – «4» балла и так далее.

1: 
• У меня очень много игрушек сделано из неё.
• Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
• Предметы, изготовленные из неё, мало весят.
• Если её поджечь, то появится много чёрного дыма, который плохо пахнет.
• Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается (не перегнивает). 
(Ответ пластмасса).

2.

-Я люблю из нее мастерить

-Она бывает разного цвета

- Она не терпит воды

- Хорошо горит

- Ее можно рвать и резать ножницами

Ответ – бумага, картон

 

Вторая станция «Я собираюсь в путь...»


Эколог проводит конкурс – тестирование «Проверка готовности к путешествию». Участникам было предложено ответить на вопросы:
1. Ты пошёл в лес и нашёл поляну с красивыми цветами.
А) нарвёшь букет;
Б) соберёшь цветы для гербария в кабинет биологии;
В) полюбуешься, сфотографируешь и пойдёшь дальше.
2. Ты увидел кустик с незнакомыми, но красивыми ягодами
А) поешь сам;
Б) угостишь своих товарищей и понаблюдаешь за их самочувствием;
В) остановишься и зарисуешь в дневник, чтобы узнать название по определителю.
3. Под деревом увидел птенца. Ты:
А) поймаешь и понесёшь домой;
Б) спрячешься, понаблюдаешь и пойдёшь дальше;
В) будешь искать гнездо, чтобы вернуть родителям.
4. Ты устал и захотел есть:
А) остановишься, разведёшь костёр, вскипятишь воду, чтобы попить чаю;
Б) выберешь самое красивое место и расположишься на привал;
В) найдёшь силы дойти до места, где до тебя останавливались другие;
5. После обеда у тебя остались консервные банки. Ты:
А) унесёшь их домой;
Б) закопаешь;
В) оставишь под деревом на мусорной куче, которая была здесь до твоего прихода.

Проводится игра по картинке «Ребята в походе», которая демонстрируется на экране.
Цель: развитие внимания и наблюдательности при работе с рисунком.
Задаются следующие вопросы.
1. Сколько туристов живет в этом лагере?
2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
3. На чем они сюда приехали?
4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
5. Откуда дует ветер: с севера или юга?
6. Какое сейчас время дня?
7. Куда ушел Шура?
8. Кто был вчера дежурным? (Назовите имя.)
9. Какое сегодня число, какого месяца?


Ответы.
1.Сколько туристов живет в этом лагере?
Четверо, список дежурных на 4, на подстилке лежит 4 ложки и 4 тарелки.
2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
Не сегодня, между палаткой и деревом успела образоваться паутина. 
И дежурит не Коля (он сидит возле рюкзака с буквой «К»)
3. На чем они сюда приехали?
На лодке. Возле дерева стоят вёсла. Это советская загадка, а в то время 
машин не было в столь большом количестве.
4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
Вряд ли, ребята привезли с собой живую курицу. Селение недалеко.
5. Откуда дует ветер: с севера или юга?
На дереве длиннее ветки на южной стороне, а короче — на северной. 
А теперь можно посмотреть на пламя костра — оно «тянется» на север. 
Следовательно, ветер южный.
6. Какое сейчас время дня?
Утро, так как тень падает на запад => солнце светит с востока.
7. Куда ушел Шура?
Шура ушёл ловить бабочек. Видно сачок за кустами, падающий на бабочку.
8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.)
Итак, Шура ушёл за бабочками, Коля сидит возле рюкзака с буквой "К". 
Ещё один мальчик — фотографирует. Прямо видим рюкзак с буковкой «В», 
в котором лежит штатив. Следовательно, фотографа зовут на букву «В» — Вася. 
Методом исключения — сегодня дежурит Петя. Значит, вчера дежурил Коля.
9. Какое сегодня число, какого месяца?
Сегодня дежурит Петя => 8. И 8 августа. Арбузы в августе. Хоть арбузы есть и в сентябре, но на август также указывают бабочки и неопавшая листва.
Третья станция «Экомузыкальная»


Ребята в отрядах готовят песню (2 куплета) и исполняют её все вместе. Слова вожатые разучивали в отрядах.
Песня «Дорога добра». Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова 
Спроси у жизни строгой: «Какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?»
Иди за солнцем следом! Хоть этот путь неведом-
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!

Должны запомнить люди - другой Земли не будет!
Луга и реки береги, в лесу не жги костра…
Чтоб и цветы, и звери могли тебе поверить, 
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!

Затем ребята делятся на группы по три человека, и, вытягивая слова частушек, исполняют их.

Пропоём мы вам частушки, 
Как в Ольховце мы живём, 
Экологию все любим, 
И природу бережём. 

Наше озеро мелеет,
Рыба задыхается,
На песке одни скелеты
От неё валяются.

Есть у нас большая речка, 
Дети в ней купаются, 
Только с ними все собаки 
В речке забавляются! 

В озере купались гуси 
Нашей тётушки Маруси 
И теперь у всех гусей 
Десять лап и шесть ушей! 

Шёл к ручью воды напиться. 
Окунул я в воду нос. 
Из ноздрей моих торчали 
Два окурка папирос. 

В лес зайдёшь, а там -
Прохлада.
Вот ручей бежит всё вдаль…
Ничего вовек не надо,
Лишь бы цвёл наш дивный край! Всё!!! 



Четвёртая станция «Экопрогулка» 

Детям предлагаются загадки о лесе, цветах, животных, птицах, неживой природе.

- Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

-Кто поёт, надувая воздушные пузыри. (лягушка)

- Месяц видел, а солнце скрыло. (роса)

- В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

- Кто без рук, без топора строит дом. (птица)

- Не зверь, а воет. (ветер)

- Много мастеров срубили избу без углов. (муравьи и муравейник).

- Очаг один, а всю землю греет. (солнце).

- Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (смородина)

На месте остается «старший» из группы, которого выбирают ребята. Ему все члены команды носят найденные предметы и складывают в мешок, который получает каждая команда.

5.Станция  «Где, чей дом?». 

1) Детям дается начало пословицы, они должны продолжить ее.

 Апрель с водою, май с – с травою.

- В цвету трава – косить пора.

- Что летом родится, зимой пригодится.

- Не бывает хлеба без труда.

- Весна даёт цветы, а осень -  плоды.

- При солнышке тепло, при матери добро.

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, вода, лес.

Ответственный за этап называет животных. Например: воробей,  медведь, сокол, лиса, белка, сом, карась, волк, аист, щука и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей - небо; цапля — болото.)

6. Станция         «Зеленый патруль». 


«Аварийная ситуация». Вызов 02. 
Каждая группа дает обоснованные ответы на вопросы.
1. 
Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком?
Ответ. Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия и других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения.
2. 
Как поступить с использованной батарейкой?
Ответ. Так как батарейки содержат соли тяжелых металлов, поэтому их нельзя выбрасывать, где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приема.
3.
Что делать с разбившимся градусником?
Ответ. Работать надо в перчатках. Очень тщательно собирайте ртуть с помощью листка бумаги и металлической спицы. Складывайте шарики в банку с водой, чтобы ртуть не испарялась. Плотно закрывайте банку крышкой.


Дети рассказывают о правилах поведения в лесу, о том, что можно и что нельзя делать в лесу.

На этом же этапе можно предложить детям прослушать рассказ и найти в нем ошибки в поведении школьников:

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Незнакомые нам грибы мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы их все равно разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые  яички и положили их обратно. Солнце поднималось все выше, становилось все жарче.

На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже сильно устали. В лесу много муравейников. Петя решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно -мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги поползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, это уж», - тихо сказала Маша. «Все равно - гадина!» - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд подошел к городу. Весело прошел день!

8. На этом этапе дети рисуют плакаты в защиту природы.

Все плакаты затем вывешиваются, чтобы все могли их увидеть.

Днем в отрядах можно провести конкурс рисунков или конкурс поделок из природного материала (это не должны быть листья, зеленые ветки, цветы).

Можно сходить с  детьми  на экскурсию в парк (лес).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие "Лесные тропы"

Сценарий игры направлен на знакомство детей с природными богатствами...

Игра «По лесным тропинкам».

Дети совершают прогулку по сказочному лесу вместе со старичком-лесовичком, который предлагает детям выполнить  различные задания (9 станций). Игра способствует формированию у детей доброго и отве...

Экологическая игра "Тайны лесной тропинки"

Внеурочное занятие по окружающему миру...

Интегрированный урок-игра "По лесным тропинкам" 1класс

Тема: «Путешествие по лесным тропинкам»Урок обобщения знанийИнтеграция предметов: окружающий мир – математика – чтениеЦели урока:1. обобщить знания детей о растениях и животных, 2. закреплять навыки с...

Игра на местности «Тропа доверия»

Игра является сбором-стартом длительной воспитывающей игры-путешествия "Арктическое путешествие"...

Игра-путешествие "Лесными тропинками" 2-4 класс

Внеклассное мероприятие по окружающему миру...

Игра- путешествие "По тропинкам родного края"

Игра- путешествие "По тропинкам родного края " была проведена мною на пришкольной площадке....