Родительское собрание. Тема: «Первоклассник. Какой он?»
консультация (1 класс) на тему

Старостина Надежда Викторовна
Родительское собрание.Вторая четверть.
Тема: «Первоклассник. Какой он?» Психологические особенности детей 7-летнего возраста.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: «Первоклассник. Какой он?»

Учителя начальных классов МБОУСОШ №6 Старостиной Н.В.

Первый год жизни значит очень много для ребёнка. Ребёнок пробрёл новый общественный статус и новое психологическое состояние, теперь он школьник. Родители говорят: «Теперь ты взрослый». Действительно на ребёнка обрушивается огромная ответственность и нагрузка на психические и физические функции. Процесс этот происходит у всех детей по-разному. Одни преодолевают трудности в обучении достаточно просто(чаще дети спокойные, уравновешенные), другие мучаются сами, доставляя немало хлопот родителям и учителю.

Наблюдая первоклассников, видно, как каждый ребёнок стремиться получать «успех». Часто учитель и родители говорят: «Больше занимайся. Будь внимательнее. Мало стараешься». Психология первоклассника такова, что если ребёнок пишет, читает или рисует, то эту работу он оценивает как труд: раз я тружусь, значит, это хорошо, почему же взрослые от меня требуют больше писать, читать? И к ребёнку подкрадывается «неуспех». Положительный результат зависит от того, что поставленную задачу он считает разрешимой, трудной или вообще неразрешимой для себя. Вспомните, рассказывая о своих неудачах, ребёнок часто старается показывать, что неудача не только у него: «Даже Саша (хороший ученик) неправильно это сделал». А если этого оправдания нет, то ситуация кажется ребёнку безвыходной. Переживания собственных неудач усиливаются во много раз при неправильной тактике поведения учителя и родителей. Выражения типа: «Ты всё равно не научишься. Ты бестолковый. У меня нет сил с тобой  возиться. Неужели не можешь постараться?» - совершенно недопустимы. Учитель или мама, открывающие тетрадь с тяжёлым вздохом (даже если при этом ничего не говорят), создают ситуацию, в которой ребёнок чувствует себя беспомощным. Рецепт при школьных трудностях , как правило, прост и однообразен – больше заниматься. Однако использовать этот совет на практике не так просто. Без помощи взрослых, как правило, положительного результата ребёнок добиться не может. Но и с родителями занятия кончаются слезами, упрёками. Такие ситуации снижают самооценку ребёнка, он теряет уверенность в своих силах и сдаётся: «Я не способный, я бестолковый, у меня никогда не получится». Это проявление того, что психологи называют «обученной беспомощностью». Мы, взрослые, заставили ребёнка поверить в свою беспомощность. Это «дефект воли» в результате постоянно действующих отрицательных факторов. Часто такой отказ сопровождается раздражением и, конечно, падает интерес к учёбе, возникают невротические реакции, боль в животе, вялость или, наоборот, повышенная возбудимость, головная боль.

Как снять страх ребёнка перед непреодолимыми (на его взгляд) трудностями, как помочь ему поверить в себя, как научить работать, не боясь неудач? Это сложные вопросы, на которые нет однозначного ответа. Всё же попробуем выделить несколько основных правил:

  1. Не спешите ставить неудовлетворительную оценку.
  2.  Не сравнивать ребёнка с товарищами, братьями и сёстрами, подчёркивая их неудачи или удачи, успехи других детей.                  В.А. Сухомлинский писал: « Я всегда с большой тревогой думаю о психозе погони за отличными оценками, этот психоз ложится тяжким бременем на юные души школьника. У ребёнка нет в данное время способностей, чтобы учиться на «отлично», все требуют только пятёрок или в крайнем случае «четвёрок», и несчастный школьник, получая «тройки», чувствует себя чуть ли не преступником». А как же быть?
  3. Если есть хоть малейший прогресс, похвалите, подбодрите, подчеркните старания ребёнка. Если не за что похвалить, не  оценивайте его работу, но обязательно подбодрите. Иная мама скажет: «За похвалу он и гору готов свернуть», но как-то с укором, с осуждением и добавит: «Но хвалить-то не за что». Да и дети часто не могут вспомнить, за что мама хвалила и когда. Часто, разговаривая с родителями, спрашиваю: « Как вы любите ребёнка, расскажите». Оказывается не так просто объяснить своё чувство к ребёнку. Наиболее частые ответы: « Кормлю, покупаю вкусное, игрушки, красивую одежду». А общение с ребёнком? Читаете ли вы ему книжки? Играете ли с ним? Ласкаете его? Укладывая спать, прикасаетесь ли к нему? Беседуете ли с ним по «душам»?
  4. Не надоедайте ребёнку упрёками по поводу домашних заданий. Во второй половине дня падает работоспособность. Многим детям необходим дневной сон. И, конечно, детям, имеющим трудности в обучении, лучше после занятий в школе быть дома, а не на продлёнке.
  5. Не следует ограничивать любимое занятие (в кружке, в секции) из-за неудач в школе. Запреты типа: не будешь рисовать, не разрешу играть в компьютер – пока не исправишь отметки, - не дадут желаемого результата, а наоборот, могут вызвать реакцию протеста.
  6. Найдите причину трудностей, не скрывайте её от ребёнка, объясните, почему что-то не получается, и что нужно сделать, чтобы исправить положение, пообещайте свою поддержку. Подчеркните пари этом, что ваше отношение к ребёнку не зависит от его неудач.

Как видите, проблема помощи ребёнку при трудностях обучения совсем не проста, но главное – знать, что почти все трудности преодолимы. Нужны только желание, доброта, терпение родителей и учителя и их совместная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Первое родительское собрание. Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников.

Цели:-повышение социально-педагогической компетентности и культуры родителей;-познакомить родителей с психологическими особенностями младшего школьника;-сплотить коллектив родителей для дальнейшей сов...

Родительское собрание Тема: Компьютер в жизни семьи и первоклассника"

Родительское собрание Тема: Компьютер в жизни семьи и первоклассника...

Первое родительское собрание. Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников.

Первое родительское собрание по теме "Знакомство с родителями учеников-первоклассников"....

Родительское собрание. Тема: "Трудности адаптации первоклассников".

Адаптация – это приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня....

Тема родительского собрания: «Адаптация первоклассников в школе »

Тема родительского собрания: «Адаптация первоклассников в школе »...