Тема родительского собрания: «Адаптация первоклассников в школе »
материал (1 класс)

Тема родительского собрания: «Адаптация первоклассников в школе »

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://sch3sergach.ru/wp-content/uploads/2021/08/imgonline-com-ua-Resize-Qa070dFvHu.jpg

Тема родительского собрания: «Адаптация первоклассников в школе »

Составитель: учитель начальных классов Шешеня К.Р.

Цели родительского собрания:

  • познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей во время обучения;
  • познакомить родителей с основными рекомендациями, которые позволят помочь детям успешно адаптироваться к школе;
  • представить родителям результаты диагностики.

Ход родительского собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть Вас  на сегодняшнем родительском собрание. Сегодня мы с Вами собрались для того, что бы поговорить и узнать об адаптации Ваших детей в школе, ну и обсудить какие-то организационные вопросы.

Тема нашего сегодняшнего родительского собрания: «Адаптация первоклассников в школе». (Слайд)

План родительского собрания: (Слайд)

-познакомится друг с другом;

- познакомится с возможными проблемами адаптации детей во время обучений и ознакомится с основными рекомендациями;

- обсудить организационные моменты.

Сегодняшнее наше собрание я бы хотела провести в необычной форме,  в виде устного журнала.

1 страница нашего журнала : «Давайте познакомимся» (Слайд)

Сегодня мы с Вами собрались первый раз, еще не все знают друг-друга, а так как нам с вами еще работать вместе 4 года, то я думаю, что нам необходимо познакомиться.

Родители передают мяч друг другу, при этом называют свое имя и фамилию, и имя своего ребенка.

2 страница нашего журнала: «Адаптация. Физиологически и психологические особенности» (Слайд)

Итак, что же такое адаптация, может кто-то может ответить на этот вопрос? (ответ родителей)

(Слайд)Начнем с того, что адаптация к школе представляет собой сложный многоплановый процесс приспособления к новым условиям обучения. Адаптация состоит из физиологической и социально-психологической составляющих, связанных между собой. Любая из них способна оказать

влияние на здоровье ребенка, его успеваемость в учебе, взаимодействие со сверстниками и педагогами. (Слайд)

Начало школьного обучения для каждого ребенка является стрессом. Почему?(ответ родителей)

 Все дети, наряду с переполняющими ими чувствами радости, восторга или удивления, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У 1-классника в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит. Дети, казалось бы, без повода капризничают, плачут. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребёнка, его организм.

Как правило, в первый класс дети приходят, уже имея за плечами определенный багаж знаний, полученных еще на занятиях в детском саду. Несмотря на это, первые полгода в школе являются самыми трудными для ребенка. Это объясняется разницей подачи информации детям. В дошкольных учреждениях малыши постигают знания ненавязчиво, в основном в игровой форме, в привычных для них видах деятельности. В школе все по-другому. Дети обязаны осознать учебную задачу. Даже если ребенок проявляет интерес к учебе, необходима достаточная учебная мотивация.

Период адаптации сопровождается изменениями в поведении детей. Это может проявляться в повышенной возбудимости школьника, проявлении агрессивности либо, напротив, вылиться в депрессивное состояние, заторможенность, чувство страха перед школой. Именно эти изменения в поведении отражают особенности психологической адаптации.

Если ребенок хорошо подготовлен к поступлению в школу, адаптация проходит для него в более легкой форме. Такие дети, как правило, в течение двух месяцев осваиваются в школе, устанавливают дружеские контакты с одноклассниками, находят общий язык с учителем. Их поведение отличается доброжелательностью, спокойствием, хорошим настроением. Учебный процесс дается им относительно легко, они без проблем выполняют требования учителя, следуют школьным правилам. Иногда у них могут возникать некоторые сложности, например в контактах с другими детьми, поскольку школьные правила для них пока еще новы.

У многих детей процесс адаптации затягивается на полгода. Они не могут включиться в учебный процесс, часто отвлекаются на уроках, играют, болтают с соседом по парте, не реагируют на замечания учителя, мешают работе класса. У таких детей возникают проблемы с усвоение учебного материала. Некоторые ребята проявляют отрицательные эмоции, они часто обижаются, плачут, плохо себя ведут.

Есть дети, которые в течение всего первого года обучения так и не проходят адаптацию к школе. Эти дети составляют группу риска с точки зрения школьного невроза. Они могут часто и продолжительно болеть. Поэтому очень важно помочь ребенку быстро адаптироваться.

Также стоит отметить, что на начало школьного обучения у детей проявляется кризис 7 лет. В этот же период жизни меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен

распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр дошкольника новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями. Нормы и правила идут порой вразрез с непосредственными желаниями и побуждениями ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.

Резко меняется и характер деятельности. Раньше основной была игра. А в ней результат - не самое главное. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

3 страница нашего журнала «Исследовательская» (Слайд)

Вашим детям, было предложено заполнить следующую анкету, после того, как анкета была обработана мы получили след. результаты. У скольких учащихся высокий, средний и низкий уровень адаптации.

Вопросы анкеты: (Слайд)


1. Тебе нравится в школе или нет?

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе 

хочется остаться дома?

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем 

ученикам, ты бы пошёл в школу?

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

5. Ты бы хотел, чтобы в школе остались только определённые предметы?

6. Ты хочешь, чтобы не задавали домашнего задания?

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

9. У тебя в классе много друзей?

10. Тебе нравятся твои одноклассники?


0 баллов - отрицательный ответ ( нет )

1 балл - нейтральный ответ (иногда)
3 балла - положительный ответ ( да )

(Слайд)

25-30 баллов — это учащиеся, характеризующиеся высоким уровнем адаптации
20-24 баллов — это учащиеся, для которых характерна средняя степень адаптации
15-19 баллов — это учащиеся, у которых внешняя мотивация преобладает над 
внутренними потребностями (внешняя мотивация )
10-14 баллов — свидетельствуют о низкой школьной мотивации
ниже 10 баллов—свидетельствует о негативном отношении к школе


Проведённое исследование позволило выявить 
3 уровня адаптации детей к школе:

Высокий уровень: (Слайд)
*ребёнок положительно относится к школе;
* предъявляемые требования воспринимает адекватно;
учебный материал усваивает легко;
*полно овладевает программой, прилежен;
*внимательно слушает указания учителя;
*выполняет задания без внешнего контроля;
*проявляет интерес к самостоятельной работе по всем предметам;
*поручения выполняет охотно;
*занимает благоприятное статусное положение в классе.

 Средний уровень: (Слайд)

*ребёнок положительно относится к школе;
*понимает учебный материал;
*осваивает основное в программе;
*самостоятельно решает типовые задачи;
*внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но 

требует контроля;
* сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет;
*дружит со многими детьми в классе.

Низкий уровень: (Слайд)

*ребёнок относится к школе отрицательно или безразлично;
*жалуется на здоровье;
*преобладает плохое настроение;
*нарушает дисциплину;
*учебный материал осваивает фрагментарно;
*к самостоятельным занятиям не проявляет интереса;
*готовится нерегулярно;
*требует контроля и помощи;

*нуждается в паузах;
*пассивен;
*близких друзей в классе не имеет.

4 страница журнала: «Трудности в первый год обучения» (Слайд)

-Скажите, с какими трудностями могут сталкиваться родители в первые годы обучения детей? (Ответы родителей) 

(Слайд)С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы?

1. Хроническая неуспешность.

В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.

2. Уход от деятельности.

Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых.

3. Негативистская демонстративность.

Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.  Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

4. Вербализм.

Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает. Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка. Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности.

5. Ребенок ленится - Это очень частые жалобы.

За этим может стоять все, что угодно.

1) сниженная потребность познавательных мотивов;

2) мотивация избегания неудач, неуспеха

3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента

5 страница журнала: «Рекомендации для родителей» (Слайд)

-Скажите, в чем же будет заключится Ваша роль в помощи в адаптации Вашего ребенка? (Ответ родителей) 

Несколько коротких правил для родителей. (Слайд)

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
— Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
— Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
— Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
— Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
— Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
— Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
— Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
— Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
— Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
— Признавайте права ребенка на ошибки.
— Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
— Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
— И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Советы  родителю на адаптационный период. (Слайд)

  • Не сравнивайте достижения своего ребенка с другими.
  • Отмечайте самые маленькие достижения в период адаптации к новой школе.
  • Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности.
  • Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться.
  • Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. Особенно, ослабленным детям и детям с хроническими заболеваниями.

  • Интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями предметниками и его отношением к новой школе.

(Слайд)Таким образом, уважаемые родители, Вы узнали немного об адаптации детей в школе, увидели основные рекомендации, выполнение которых позволит Вам помочь своим детям успешно адаптироваться к школе и радовать Вас своими учебными достижениями.

Сейчас я Вам предлагаю выполнить небольшое задание, что бы я смогла проверить на сколько было эффективно и полезно сегодняшнее родительское собрание, задание выполняется анонимно.

Родителям раздаются карточки с тремя смайликами, им необходимо выбрать один, тот, который соответствует им. (Слайд)

Ну и нам осталось обсудить следующий вопрос - это организационный момент. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Адаптация первоклассника в школе»

Слайд 2

Цели: - познакомить родителей с возможными проблемами адаптации детей во время обучения; -познакомить родителей с основными рекомендациями, которые позволят помочь детям успешно адаптироваться к школе; -представить родителям результат диагностики.

Слайд 3

План: 1. познакомится друг с другом; 2 .познакомится с возможными проблемами адаптации детей во время обучений и ознакомится с основными рекомендациями; 3 . обсудить организационные моменты.

Слайд 4

1 страница : «Давайте познакомимся»

Слайд 5

2 страница : « Адаптация. Физиологически и психологические особенности »

Слайд 6

Адаптация – это сложный многоплановый процесс приспособления к новым условиям обучения.

Слайд 8

3 страница: « Исследовательская »

Слайд 9

1. Тебе нравится в школе или нет? 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе хочется остаться дома? 3 . Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты бы пошёл в школу? 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? 5. Ты бы хотел, чтобы в школе остались только определённые предметы? 6. Ты хочешь, чтобы не задавали домашнего задания? 7 . Ты часто рассказываешь о школе родителям? 8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель? 9 . У тебя в классе много друзей? 10 . Тебе нравятся твои одноклассники?

Слайд 10

25-30 баллов — это учащиеся, характеризующиеся высоким уровнем адаптации 20-24 баллов — это учащиеся, для которых характерна средняя степень адаптации 15-19 баллов — это учащиеся, у которых внешняя мотивация преобладает над внутренними потребностями (внешняя мотивация ) 10-14 баллов — свидетельствуют о низкой школьной мотивации ниже 10 баллов —свидетельствует о негативном отношении к школе

Слайд 11

Высокий уровень: * ребёнок положительно относится к школе; * предъявляемые требования воспринимает адекватно; * учебный материал усваивает легко; * внимательно слушает указания учителя; * поручения выполняет охотно;

Слайд 12

Средний уровень: * ребёнок положительно относится к школе; * понимает учебный материал; * осваивает основное в программе; * самостоятельно решает типовые задачи; * дружит со многими детьми в классе.

Слайд 13

Низкий уровень: * ребёнок относиться к школе отрицательно * преобладает плохое настроение; * нарушает дисциплину; * к самостоятельным занятиям не проявляет интереса; * требует контроля и помощи; * пассивен; * близких друзей в классе не имеет.

Слайд 14

4 страница : «Трудности в первый год обучения»

Слайд 15

5 страница «Рекомендации для родителей»

Слайд 16

— Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть. — Нельзя никогда говорить ребенку, что он хуже других. — Следует честно и терпеливо отвечать вопросы ребенка. — Старайтесь находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком. — Учите ребенка свободно общаться со сверстниками и со взрослыми. — Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. — Всегда говорите ребенку правду. — Оценивайте только поступки, а не самого ребенка. — Не добивайтесь успеха силой. — Признавайте права ребенка на ошибки. — Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. — С тавьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Слайд 17

Советы родителю на адаптационный период -Не сравнивайте достижения своего ребенка с другими. -Отмечайте самые маленькие достижения. -Поддерживайте инициативы ребенка, его попытки преодолеть трудности. -Внимательно выслушайте ребенка, давайте возможность высказаться. -Большое внимание в период адаптации следует уделять режиму дня. -Интересуйтесь его отношениями с одноклассниками, с учителями.

Слайд 19

родительское собрание для меня сегодня было очень полезным, я получил (а) очень нужную и полезную информацию для себя, которую буду использовать. -родительское собрание для меня сегодня было полезным, но все, что сегодня рассказывалось, я уже знал (а), поэтому новой информации я не получил (а). -родительское собрание было совсем не интересным, ни какой информации я не получил (а) и ничего полезного не было сказано.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе"

Вашему вниманию предлагается подробный конспект собрания и презентация....

Родительское собрание-Адаптация первоклассника в школе.

Много нового и познавательного в этом материале....

Выступление на родительском собрании "Адаптация первоклассников к школе"

В выступлении раскрывается физиологический аспект адаптации первоклассников в школе....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе"

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе" направлено на повышение психологической компетенции родителей.  Материал содержит вопросы которые помогут родителям избежать дезадаптации...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников в школе."

Период  адаптации первоклассников в  школе. Советы родителям....

Родительское собрание :"Адаптация первоклассников к школе"

Родительское собрание :"Адаптация первоклассников  к школе"...

Родительское собрание "Адаптация первоклассника к школе"

Ваш ребенок стал школьником. Для него все новое, необычное, неизведанное. В первые дни школьной жизни ребята с удовольствием бегут на занятия, и главная задача работников школы и вас, уважаемые родите...