Программа "Азбука вежливости"
методическая разработка (3 класс) по теме

Митыпова Эржена Цыдендамбаевна

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_vezhlivosti_programma.docx669.09 КБ

Предварительный просмотр:

D:\УЧИТЕЛЬ\Desktop\3 класс\1.jpeg

Пояснительная записка.

Пояснительная записка. Программа «Азбука вежливости» соответствует требованиям ФГОС начального общего образования и, в соответствии с программой организации внеурочной деятельности направлена на духовно- нравственное, общекультурное и социальное развитие обучающихся начальной школы.

Программа разработана на основе авторского курса по этике для начальной школы «Основы современного этикета» Л.Н. Антилоговой и на основе осмысления опыта работы с учащимися младших классов (в основном с детьми «группы риска»)

 Начальная школа призвана не только научить ребенка письму и счету, правильной речи , но и сформировать нравственные качества личности, культуру поведения.

 Мир в наше время требует от маленького человека эффективных навыков поведения и общения. Каждый ребенок должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Не секрет, что сегодня в нашем обществе проявляется дефицит доброжелательности, наблюдается нарушение тех общепринятых нравственных норм и принципов, которые регулируют отношения людей в обществе.

Неумение вести себя в обществе, отсутствие навыков приличных манер, дефицит культурного общения приводят не только ребенка, но и взрослого человека к нравственному обнищанию.

А ведь формирование нравственных качеств личности возможно через вовлечение детей в изучение основ современного этикета.

Дети «группы риска» зачастую занимают в общении и поведении по отношению к другим ребятам агрессивно-негативную позицию, так как большинство из них являются носителями отрицательного нравственного опыта , ориентируясь на пример своих родителей.

 Результаты исследований и ежедневные наблюдения за такими детьми показывают необходимость проведения систематической и целенаправленной работы по формированию первоначальных знаний и умений у учащихся в области этикета, ведь для них – это дальнейшее условие успешного взаимодействия в социуме. Важно помочь этим детям адаптироваться, научить их справляться со своими проблемами, сформировать нравственные качества и навыки культуры поведения.

Приоритетом в реализации программы является активное взаимодействие учеников младшего школьного возраста с социумом, таким образом, ребенок получает не только информативные знания, но и учится применять их в ситуациях реальной жизни.

Цель : формирование этически грамотной личности, умеющей достойно вести себя в любой ситуации, уважающей себя и окружающих, обладающей внутренней культурой и хорошими манерами.

Задачи : 1. Последовательное и систематическое знакомство с нормами этикета. 2.Обогащение конкретных представлений учащихся о нравственных качествах человека, характеризующих его с позиций добра и зла. 3.Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни, культуры общения, доброжелательного и уважительного отношения к другим людям. 4. Развитие у детей потребности в самовоспитании и реализации таких качеств личности, как вежливость, тактичность, общительность, доброта , сострадание, готовность прийти на помощь другому. 5.Развитие общей культуры.

Формы организации: коллективные, групповые, индивидуальные

Методы деятельности: игровой, информационно-развивающий, репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесные и наглядные методы, практические .        

Формы деятельности: игры, конкурсы, беседы, просмотр кинофильмов, мультфильмов, ролевые игры, викторины, инсценировки, концерты, экскурсии, фестивали, праздники, социальные акции.    

Место проведения занятий: учебная аудитория (школа, ДДТ), музыкальная школа, художественная школа, библиотека, кинозал, музей , аквапарк, общественный транспорт, магазины, улицы поселка, парк, стадион. столовая .

Материальное обеспечение программы: транспортные средства, аудио и видеотехника, фотоаппарат, столы, стулья, канцелярские принадлежности, книги, наглядность, таблицы.

Методическое обеспечение программы: методические разработки занятий, материалы для отслеживания результатов работы, психолого- педагогическая литература.

Данная программа ориентирована на формирование универсальных учебных действий (далее – УУД)

 Личностные УУД

 самоопределение

 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих

 установка на здоровый образ жизни

 Регулятивные УУД

 понимание и сохранение учебной задачи

  адекватное восприятие оценки учителя и окружающих

 осуществление пошагового и итогового контроля

 различие способа и результата действия

Познавательные УУД

  включение в творческую деятельность учителя

 установление причинно-следственных связей в изучаемом круге событий

 осуществление поиска необходимой информации и выделение конкретной информации с помощью учителя

 построение этически грамотных высказываний в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД 

 адекватное использование коммуникативных средств для решения поставленных задач

  умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

  аргументация своего решения и координация его с решениями партнеров в сотрудничестве при выработке общего направления в совместной деятельности

Планируемые результаты

 Реализация программы «Азбука вежливости» ориентирована на достижение первого, второго и третьего уровней воспитательных результатов ( далее -ВР)

ВР первого уровня: 

Приобретение учеником социально-значимых знаний, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни через освоение способов межличностного взаимодействия со сверстниками, педагогами, окружающими .Проявление знания ребенком общественных норм поведения достигается в расширении социокультурного пространства, где ученик «примеряет» на себя роль пассажира, покупателя, читателя библиотеки, зрителя, слушателя и.т.д.

У ученика будут сформированы :

* внутренняя позиция на основе положительного отношения к миру, в котором он живет

* опыт культурного поведения в социальной среде Ученик получит возможность научиться:

 *задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

* преобразовывать практическую задачу в познавательную

*адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

ВР второго уровня: 

Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, общество, природа, труд, культура, Отечество), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

У ученика будут сформированы :

* целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и многообразии народов, культур, человеческих взаимоотношений

* отношение к иному мнению, культуре других народов

* умение быть ведущим и ведомым в совместных проектах Ученик получит возможность научиться:

* доброжелательному и уважительному отношению к людям разных профессий, вероисповеданий, их культуре

* навыкам сотрудничества в разных ситуациях, умению вести диалог, вносить свой труд в общее творческое дело

ВР третьего уровня: 

Получение учеником опыта самостоятельного общественного действия, становление человека, гражданина через взаимодействие учащихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это происходит во время социально- ориентированных акций.

У ученика будут сформированы :

* умения ставить вопросы, формулировать затруднения, обращаться за помощью к сверстникам и взрослым

* желание и способность прийти на помощь (посильную) и оказать ее в затруднительной для кого-то ситуации, действовать в сотрудничестве Ученик получит возможность для формирования:

* активной жизненной позиции

* внутренней потребности добровольного участия в мероприятиях вне школы, где будет применен личный опыт делового общения ребенка, навык вежливого общения и поведения

* самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Программа рассчитана на 3 года работы для детей 8-11 лет и предполагает решение поставленных задач средствами четырёх разделов:

1.Мир вежливости, мир хороших манер

2.Я и люди, которые меня окружают.

 3.Культура внешнего вида.

4.Культура поведения в общественных местах.

В первом разделе предполагается ознакомление детей с важнейшими этикетными и этическими понятиями, с нормами этикета в речевом общении. на которые в последующем будет сделан упор в изучении программы.

В втором разделе учащиеся познакомятся с культурой отношений в семье, классном коллективе, понятиями гуманизма и дружбы, лежащими в основе межличностных отношений.

Во третьем разделе акцент делается на приобщение ребят к знаниям о себе, самовоспитании , формировании культуры внешнего вида.

 Расширяются сведения о манерах поведения человека: позе, походке и о роли движений в жизни человека.

Содержание четвертого раздела направленно на формирование у учащихся знаний культуры поведения в общественных местах и умений применять их на практике.

Тематическое планирование третьего года обучения.

Разделы:

  1. Мир вежливости,  мир хор
  2.  Я и люди, которые меня окружают.
  3. Культура внешнего вида.
  4. Культура поведения в общественных местах.

№        №

Тема аудиторного и внеаудиторного занятия

Форма организации внеурочной деятельности

Количество часов

аудиторные

внеаудиторные

теория

практика

1.1

Возникновение и развитие этикета в России

Проект

1

2

1.2

Мимика и жесты  в этикете

Мимическая игра

1

1

1.3

Многообразие приветствий

 Ролевая игра

1

1

1.4

Визитная карточка

КТД

1

1

1.5

Языковые средства общения: интонация, тон.

Звуковая игра

1

1

1.6

Служебный телефон

Моделирующая игра

1

1

2.1

Общение с младшими

Социальная акция Мини-спектакль

1

1

1

2.2

Хозяева квартиры и соседи

Конкурс викторина

1

1

2.3

Общение с одноклассниками и учителями

КТД

1

1

2.4

Приём гостей

Вечер-развлечение

1

1

3.1

Красота внешняя и красота душевная

Проблемно-ценностная дискуссия

1

1

3.2

Парадная одежда

Практическое занятие

1

1

3.3

Покупка новых вещей

Поход в магазин

1

1

3.4

Походка

Практическое занятие

1

1

4.1

О вежливости в учреждениях здравоохранения

Ролевая игра, Экскурсия в клинико-диагностическую лабораторию

1

1

4.2

На праздничном вечере

КТД

1

2

4.3

В театре

Поездка

1

1

4.4

В парке и на стадионе

Экскурсия, игра

1

2

Итоговое занятие

Конкурс эрудитов

1

1

Итого:

57

45

28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа о вежливости "Что такое вежливость?"

В данном мероприятии уточняется значение слов"вежливость","спасибо", "пожалуйста","здравствуйте", закрепляются правила вежливости; воспитываются уважение к старшим и сверстникам, детей учат осознавать...

Тематическая неделя вежливости "Ежели Вы вежливы..."

Материал содержит цели и план проведения тематической недели вежливости в начальной школе "Ежели Вы вежливы..."....

ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВОСТИ "БУДЕМ ВЕЖЛИВЫ И ДОБРЫ ВСЕГДА!"

Данный материал представлен сценарием внеклассного мероприятия "Будем вежливы и добры всегда" и презентацией....

Методическая разработка "Вежливость.Вежливые слова"

Методическая разработка "Вежливость. Вежливые слова" по модулю "Светская этика". Можно использовать на уроках ОРКСЭ в 4 классе....

Статья на тему: "Вежливость воспитывается вежливостью"

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти задач...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Цель: через знакомство со стихотворениями С.Я. Маршака «Урок вежливости», И.М. Пивоваровой «Вежливый ослик» и Б.В. Заходера «Очень вежливый ослик» способствовать вежливому, доброжелательному общению и...

Презентация к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк».

Презентация разработана к уроку по литературному чтению 3 класс УМК: «Гармония» по теме: С. Маршак «Урок вежливости», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Б. Заходер «Очень вежливый индюк»....