Значение музея в формировании межэтнической культуры подрастающего поколения
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Жукова Любовь Анатольевна

Обобщение педагогического опыта в области воспитанияпатриотизма через работу школьного историко-краеведческого музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_muzeya_v_formirovanii_mezhetnicheskoy_kultury.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Значение музея в формировании межэтнической культуры

подрастающего поколения

Жукова Любовь Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский

Интеграция общего и дополнительного образования в рамках образовательного учреждения  – это эффективный метод, позволяющий наиболее полноценно решать вопросы повышения качества образования.

Анализируя современное состояние работы школы, необходимо отметить огромную роль и значение национальной культуры и народного искусства как важного компонента эстетического и патриотического воспитания школьников. Музейная педагогика воспроизводит связь человека с природой, историей, нравственными и духовными ценностями этнической общности всех народов, сохраняет преемственность и традиции, регулирующие уровень этих ценностей, важных для жизни всего человечества.

Дополнительное образование.

Школьный музей.

В последние десятилетия этническая проблематика стала одним из самых актуальных вопросов в мире. Всплеск общественного интереса к этническим проблемам обусловлен полиэтничностью мирового сообщества.

На современном этапе становится острым вопрос о формировании этнической культуры личности, особенно юных граждан страны.

Важнейшим условием стабильности общества и государства является чувство патриотизма его граждан. Любовь к Отчизне начинается с любви к тому месту, где человек родился, живет, трудится. Поэтому всегда востребованы в школьной образовательной системе мероприятия, отображающие историю малой Родины.

Школа - важнейший социальный институт, через который проходят все граждане России. В общеобразовательном учреждении должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь обучающегося.

Многие дети не знают своих этнических особенностей, не могут правильно отнести себя к этнической принадлежности. Таким образом, в школьном возрасте необходимо предпринимать целенаправленные меры по формированию этнической культуры личности. Однако в рамках общеобразовательного учреждения решить эти проблемы не всегда удается. Нужна целенаправленная, систематическая работа педагогического коллектива по формированию этнически - насыщенной образовательной среды школы.

В нашем образовательном учреждении накоплен многолетний педагогический опыт в области воспитания патриотизма через работу школьного историко - краеведческого музея «Возрождение», который осуществляет деятельность с октября 2005 года. Данная организационная структура способна выполнять роль центра патриотического воспитания школьников, формировать гражданскую позицию ребенка.

В условиях внедрения ФГОС общего образования и с учетом требований сегодняшнего дня патриотическое воспитание для нашей школы является одним из ключевых направлений внеурочной работы с детьми в системе духовно-нравственного развития личности гражданина России, готового и способного отстаивать ее интересы.

Школьный  историко-краеведческий музей «Возрождение» как социокультурный институт, предназначенный для сохранения, изучения и трансляции историко-культурного наследия, отражает важнейшие культурные и этнические процессы нашего многонациональных округа, являясь своеобразной квинтэссенцией национальной культуры.

В процессе межкультурного взаимодействия особенно важное, значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, признание чужой культурной самобытности, умение строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс.

Жизненный опыт народа, приобретенный на протяжении всей истории его существования, находит свое отражение не только в особенностях материальной и духовной культуры, но и в своеобразных методах, средствах и способах воспитания молодых поколений.

Духовно-нравственное воспитание сегодня – это всестороннее изучение социально-экономического, политического, исторического и культурного развития микрорайона,  города, района, округа. Вовлечение обучающихся в разнообразную творческую и проектную деятельность, в ходе которой осуществляется как воспитание, так развитие личности, формирование универсальных учебных действий становятся характерными составляющими воспитательного процесса:

- семьи;

- коллектива;

- профессиональной группы;

-  общества.

Содержание воспитания в соответствии с ФГОС – это система ценностных отношений: к себе, к своей семье, к школе, к окружающим людям, к Родине, к планете Земля, а также с системой социальных ролей.

Работа по духовно-нравственному воспитанию школьников средствами социально-культурных технологий непосредственным образом связана и взаимодействует с наиболее исторически распространенными функциями музейной деятельности – изучением, сохранением и восстановлением культурных ценностей, освоением и использованием культурного наследия в современном обществе.

В школе учатся дети разных национальностей: по данным социального паспорта школы в образовательном учреждении обучаются дети 19 национальностей, из которых 0,3% составляют народы Северного Кавказа; 0,3%- Средней Азии; 0,3%- представители Азербайджана и Армении. И мало кто из них знает историю и традиции нашей малой Родины. В школьном  музее реализуется  программа этнокультурного образования, т.е. организует изучение культуры, истории и традиций Ямала, поскольку многие, особенно это касается подрастающего поколения, имеют смутное представление об истории и культуре своей малой родины.

Одной из задач школьного музея это  знакомство с национальными традициями и формирование уважения к ним.

В школьном историко-краеведческом музее «Возрождение» активизируется работа по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций. Одно из приоритетных направлений такой деятельности – развитие прикладных ремесленнических технологий, благодаря которым сохраняются традиции бытовых и художественных ремесел, поддерживается статус ремесла как исторической и культурной ценности. Говоря об этом виде социально-культурных технологий, следует подчеркнуть, что под художественным ремеслом в данном случае подразумевается производство материальных предметов, имеющих особое эстетическое качество. Оно осуществляется на основе воспроизводства художественных образцов с помощью ручного труда, обеспечивающих высокий художественный уровень изделия.

В музее сосредоточен депозитарий краеведческой литературы о Ямале. Здесь представлена художественная, научно-популярная литература, справочные и периодические издания о северном крае, фонотека, фонд видеофильмов, фотографий о северном крае. Уникальна коллекция хантыйских и ненецких украшений и национальных костюмов, сделанные руками воспитанников детского объединения «Вдохновение».

Модель деятельности музея включает следующие компоненты: музейные уроки – музейные воспитательные мероприятия – внутримузейная работа – внеурочная деятельность в условиях ФГОС (занятия, исследовательская и проектная деятельность, работа с музейными материалами, клубная деятельность и т. д.), сетевое взаимодействие с другими музеями (образовательная деятельность музея в условиях сетевого взаимодействия, в том числе комплекс занятий для обучающихся как своей школы, так и других образовательных учреждений, образовательные события).

Следовательно, интеграция учебной и внеучебной деятельности ведет к созданию целостного образовательного комплекса на основе развития музейной педагогики.

Актив школьного музея проводит виртуальные экскурсии для обучающихся и их родителей по городам ЯНАО и России: «Салехард – столица ЯНАО», «Муравленко – северный город», «Вынгапур сегодня, Вынгапур вчера», «Золотое кольцо», «Славный город Петербург» и т.д. Цель экскурсий: познакомить обучающихся с достопримечательностями, архитектурой, культурным наследием городов Российской Федерации.

Проводятся интерактивные музейные занятия с проведением мастер-классов для родителей «Нас творчество объединило». Занятия включают в себя мастер-классы, организованные Советом музея по направлениям декоративно-прикладного искусства.

Музей активно используется в учебном процессе, с учетом содержания учебных программ по различным предметам. Приобретение знаний в музее происходит на основе конкретных чувственных впечатлений, наглядно-образного мышления.

В ходе музейной деятельности, учитывая психологические и физиологические возрастные особенности обучающихся, вырабатываются  ключевые компетенции воспитанников. Среди них:

В плане самостоятельной познавательной деятельности:

понимание необходимости уважения культурного и исторического прошлого России, её традиций; проявление интереса к изучению истории Отечества; проявление положительного эмоционально-ценностного отношения к государственной, а особенно, военной службе; проявление уважения к законности; расширение индивидуального опыта отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе; наличие интереса ко всему новому; самовыражение в различных видах познавательной деятельности.

В социально-трудовой сфере:

·  умение соотнести процесс и результаты труда, оценить затраченное время и усилия;

·  восприятие деятельности своей и окружающих как трудовой деятельности, направленной на решение определенных, общественно значимых задач;

·  воспитание уважения к труду, человеку труда.

В коммуникативной сфере:

·  овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками;

·  общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира;

·  умение говорить и слушать, способность сопереживать, сочувствовать, взаимодействовать со сверстниками, взрослыми;

·  умение сформулировать свою позицию по вопросу, связанному с изученным направлением, доступно для понимания другими учащимися;

·  умение слушать и понимать позицию другого, применять полученные им результаты.

В культурно - досуговой сфере:

укрепление привычки культурного поведения через активное участие школьников в празднично-игровых и экскурсионных программах, посещение музеев, выставок и театров.

В гражданско-правовой сфере:

начальное определение гражданской позиции, социально-политической ориентации; положительная тенденция нравственного развития; становление предпосылок готовности к самоуправлению своим поведением и деятельностью; духовное и физическое совершенствование, осознание прав и обязанностей перед государством и обществом; формирование психологической и интеллектуальной готовности к профессиональному и личностному самоопределению.

Школьный историко-краеведческий музей «Возрождение» – редкая возможность для школьника оказаться не просто наблюдателем, но и непосредственным участником культурного процесса. Проведение музейных занятий с детьми, несомненно, имеет значение для их продвижения к обеспечению понимающего взаимодействия с миром регионально-этнической культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фразеологизм. Значение фразеологизма в формировании интереса к родному языку.

Система работы учителя с устойчивыми выражениями во 1-3 класса начальной школы по программе "Начальная школа 21 века"...

Родительское собрание по теме: «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребёнка с окружающим миром»

Важную роль в воспитании ребенка играет семья. Взаимоотношения родителей и детей - это «бумеранг». Каким мы этот бумеранг отправим, таким он к нам и вернется. То же можно сказать и об эмоциях, которые...

Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром

Родительское собрание Значение эмоций для формирования положительноговзаимодействия ребенка с окружающим миром...

Значение музея для изучения жизни и быта наших предков.

Исследовательская работа+презентация по теме "Значение музея для изучения жизни и быта наших предков"....

Роль школьного музея в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Хранителями Памяти всегда были и остаются музеи, среди которых достойное место занимают школьные музеи. И пусть они не так солидны, как государственные центр...