Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса "Учусь создавать проекты"
рабочая программа (2 класс) на тему

Шаронова Надежда Борисовна
     Данная программа адресована обучающимся 2 класса и рассчитана на 1 учебный час в
неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Учусь
создавать проекты» реализуется в полном объёме на русском языке.
     Программа «Учусь создавать проекты» в будущем станет основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа
позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно
ориентированный, деятельностный подходы. Необходимо сделать акцент на
самостоятельную поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому
выполнению заданий. Основная работа по комплекту проводится на внеурочных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn._proekty_2_18.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2»

УТВЕРЖДАЮ
Директор

МБОУ «СОШ с УИОП №2»

               _________________ Е.А. Голева

               «31» августа    2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Учусь создавать проект»

2 «Б» класса

 (общеинтеллектуальное направление)

                                                                        Составитель: Шаронова Надежда Борисовна

 учитель начальных классов

 высшей квалификационной   категории

2018 - 2019 учебный год

1. Пояснительная записка

     Рабочая программа курса «Учусь создавать проекты» составлена на основе основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 2».

    Данная программа адресована обучающимся 2 класса и рассчитана на 1 учебный час в неделю, что составляет 34 учебных часа в год. Курс внеурочной деятельности «Учусь создавать проекты» реализуется в полном объёме на русском языке.

      Программа «Учусь создавать проекты» в будущем станет основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Необходимо сделать акцент на самостоятельную поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому выполнению заданий. Основная работа по комплекту проводится на внеурочных занятиях.

     Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально-педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Учимся создавать проекты», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.

Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения. Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания

     Специфической особенностью таких уроков является их направленность на обучение в ходе разработки проектов.

     Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одарённости детей.

    Цель курса:

- развитие навыков использования различных источников информации для создания проектов и формирование навыков делового общения в процессе работы над проектом.

Задачи курса:

            - развивать самостоятельность ребёнка;

- развивать способности к самообразованию;

- обучать умению планирования своей работы;

- закреплять и углублять знания, и умения учащихся при работе с проектными технологиями;

- воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта;

- воспитывать чувства самоконтроля, рефлексии;

- создать условия к саморазвитию учащихся;

- развивать умственные способности и умения решать мини-проблемы;

- развивать внимание, логику, творческое мышление, любознательность, память, способность к восприятию;

- расширять кругозор и обогащать словарный запас новыми понятиями из мира проекта;

- воспитывать самоуважение к позитивной самооценке автора проекта;

- воспитывать чувства самоконтроля, рефлексии.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку своей работы;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т. ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты

 Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действий;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку своей работы;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определение понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

3.  Содержание курса внеурочной деятельности  с  указанием  форм  организации  и видов деятельности

п/п

Название разделов

Форма деятельности

Вид деятельности

1.

Кто я? Моя семья.

Чем я люблю заниматься. Хобби.

О чем я больше всего хочу рассказать.

Выбор темы проекта.

Как собирать материал? Твои помощники. Этап.

Повторение. Давай вспомним.

Проблема.

Проблема. Решение проблемы.

Гипотеза. Предположение.

Гипотеза. Играем в предположения.

Цель проекта.

Задача проекта.

Выбор нужной информации.

Интересные люди - твои помощники.

Продукт проекта.

Виды продукта. Макет.

Повторение пройденных проектных понятий.

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту.

Мини-сообщение. Семиминутное выступление.

Выступление перед знакомой аудиторией.

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета.

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией.

Повторение. Давай вспомним.

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Играем в ученых. Поилка для цветов.

Играем в ученых. Получение электричества с помощью волос. Это интересно.

Тест «Чему я научился?»

Памятка для учащегося-проектанта.

Твои впечатления от работы над проектом.

Пожелание будущим проектанта. Твои советы им. Коллективный проект.

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

Беседы. Дискуссии. Игра.

Работа со словарями, со справочным материалом, с энциклопедиями. Интеллектуальные головоломки

Познавательная деятельность

4. Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Содержание материала

Кол-во часов

Сроки изучения

по плану

факти

чески

по

плану

факти

чески

I четверть (8 часов)

1/1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения

             1

2/2

Выбор темы твоего проекта. Ты - проектант

             1

3/3

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями

             1

4/4

Выбор помощников в работе над проектом

             1

5/5

Этапы работы над проектом

             1

6/6

Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

             1

7/7

Проблема. Решение проблемы

             1

8/8

Выработка гипотезы-предположения

             1

II четверть (8 часов)

9/9

Цель проекта

             1

10/10

Задачи проекта

             1

11/11

Сбор информации для проекта. Твоё знакомство с понятиями: «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы»

             1

12/12

Знакомство с интересными людьми. Интервью

             1

13/13

Обработка информации. Отбор значимой информации. Твоё знакомство с понятиями: «обработка информации», «отбор»

             1

14/14

Создание продукта проекта. Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка»

             1

15/15

Играем в ученых. Это интересно

             1

16/16

Тест «Чему ты научился?»

             1

   III четверть (10 часов)         

17/17

Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение)

             1

18/18

Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятием «презентация»

             1

19/19

Значимость компьютера в создании проектов. Презентация

             1

20/20

Первые шаги составления презентации на компьютере

             1

21/21

Совмещение текста выступления с показом презентации

             1

22/22

Совмещение текста выступления с показом презентации. Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиториями

             1

23/23

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

             1

24/24

Тест «Добрые Советы проектанту» от мудрого Дельфина»

             1

25/25

Изготовление визитки.

             1

26/26

Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки

             1

IV четверть (8 часов)

27/27

Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ»

             1

28/28

Играем в ученых. Это интересно

             1

29/29

Памятка жюри конкурсов

             1

30/30

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

             1

31/31

Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией

             1

32/32

Играем в ученых. Это интересно

             1

33/33

Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоего проекта

             1

34/34

Советы на лето от мудрого Дельфина

             1

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол  № 1

от  «31»  августа  2018 г.

        

  СОГЛАСОВАНО

  Заместитель директора

  по воспитательной работе

 ___________________Г.С. Тенишева

  «31» августа_2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты".

Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и правилами публичного выступления перед аудиторией...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"

Курс включает 33 часа по 1 занятию в неделю в 1 классе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" 1 класс (2 часа в неделю, 66 часов)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственная направленность), подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» для 3  класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной об...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты" для 2 класса составлена на основе ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект" для 2 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС. Она включает в себя пояснительную записку, цели и задачи, планируемые ...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....