Внеурочная программа "Мир на ладошке"
календарно-тематическое планирование (1 класс) на тему

Дикарева Елена Анатольевна

Рабочая программа к курсу «Мир на ладошке» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  Реализация программы будет проходить по пяти блокам:

     - «Логика» (обще-интеллектуальное направление);

     - «Оригами» (общекультурное направление);

     -«Школа здоровья» (спортивно-оздоровительное направление);

     -«Волшебный мир книги» (духовно-нравственное направление).

     -«Безопасное поведение» (социальное направление)

Программа представляет систему развивающих занятий и игр для учащихся 1 класса начальной школы и рассчитана на один год обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением

отдельных предметов «Образовательный центр»

города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский

Самарской области

Рассмотрено

на заседании МО

протокол №_____                                                                                                                                                                                                                                  «___»_____________г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

_________________

«___»_____________г.

Утверждаю:                                                                           Директор ГБОУ СОШ № 2  г. Нефтегорска                                                                       __________Поперечная Ю.В.

«___»_____________г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

Мир на ладошке

(обще-интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное направление)

на 2018-  2019 учебный год

Программа рассчитана на обучающихся 7-8 лет

Срок реализации программы - 1 год

Составитель: Дикарева Елена Анатольевна, учитель начальных классов, соответствие занимаемой должности.

г. Нефтегорск

2018год

                                            Пояснительная записка.

Рабочая программа к курсу «Мир на ладошке» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

  Реализация программы будет проходить по пяти блокам:

     - «Логика» (обще-интеллектуальное направление);

     - «Оригами» (общекультурное направление);

     -«Школа здоровья» (спортивно-оздоровительное направление);

     -«Волшебный мир книги» (духовно-нравственное направление).

     -«Безопасное поведение» (социальное направление)

Программа представляет систему развивающих занятий и игр для учащихся 1 класса начальной школы и рассчитана на один год обучения.

Отличительными особенностями данной рабочей программы являются:

  1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных,  метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
  2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Занятия имеют не учебный характер. Серьёзная работа принимает форму игры, что привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Главный целевой ориентир курса «Мир на ладошке» - содействие всестороннему развитию личности младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта организации индивидуальной и совместной деятельности и участия в ней.

Контактируя с окружающим миром, человек каждый раз сталкивается с новыми предметами и сторонами действительности. В силу тех или иных обстоятельств окружающая действительность вызывает у него интерес – специфическую направленность личности, формирующуюся в зависимости от индивидуальных возможностей. Прежде всего, познавательный интерес возникает в том случае, если круг интересов разнообразен, если человек выбирает то, что наиболее важно для него.

Достижение главной цели курса реализуется в соответствии с принципами:

  1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей.
  2. Принцип системности. Устанавливается связь между урочной и внеурочной деятельностью учащихся. Занятия внеурочной деятельностью неразрывно связаны с материалом программы.
  3. Принцип креативности. Педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным творчеством.
  4. Принцип успешности. Усилия педагогов направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Достигаемые ребёнком результаты ценны для одноклассников, представителей его ближайшего социального окружения.

Данная рабочая программа призвана решать свои задачи с использованием игровых и групповых технологий обучения. Игровые технологии эффективны для воспитания познавательных интересов и активизации мыслительной деятельности учащихся. Они способствуют комфортному состоянию детей на занятиях, стимулируют желание изучать предмет. Групповые технологии содействуют развитию навыков общения, укреплению межличностных отношений. Благодаря методам групповой работы дети учатся объяснять, доказывать свою точку зрения, слышать и слушать друг друга, что способствует воспитанию толерантности, формированию лидерских качеств личности.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективные и групповые;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум. Тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Продолжительность одного занятия -  20 минут.

  1. Блок «Логика».

Рабочая программа к курсу «Логика» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс введён в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках обще интеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально – развивающих занятий и игр для учащихся 1 класса начальной школы и рассчитана на один год обучения.

                             

                           Актуальность программы

На основе диагностических исследований был сделан вывод, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Все эти процессы можно развивать в процессе игр, но игр не простых, а интеллектуальных.

В последнее десятилетие в образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Учитывая значимость данных игр в развитии творческого мышления учащихся, была создана программа, которая направленна на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребёнка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Программа даёт школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления, она призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс, который определяет теми благоприятными обстоятельствами, в которых оказываются её участники (игроки). Игра создаёт прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, ибо играть – значит вступать во взаимодействие с партнёрами или группами партнёров.

Успех партнёров любой интеллектуальной игры зависит от их рефлексивных особенностей. Игра – это всегда распознавание типа поведения и выбор своей ответной системы действий. Речь  в данном случае идёт о рефлексивных особенностях личности, то есть о способности отождествлять себя с партнёром, о способности видеть всю ситуацию как бы сверху и себя в этой ситуации. Поэтому рефлексия становится логическим завершением каждого интеллектуального поединка. Ибо именно она является универсальным средством изучения особенностей общения и обучения общению.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект: 

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;
  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект: 

  • создание условий для развития мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • развитие пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект: 

  • воспитание системы межличностных отношений.

 Таким образом, целью обучения логике является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

                               

                                Планируемые результаты

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса «Логика» в 1 классе:

     В результате изучения данного курса в 1 классе обучающиеся получат возможность формирования

личностных результатов:

  • уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
  • сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:

Регулятивные УДД:

  • формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
  • формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:

  • овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
  • соблюдать нормы этики и этикета;
  • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • учиться аргументировать, доказывать;
  • учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих умений:

  • выделять свойства предметов;
  • обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
  • сопоставлять части и целое для предметов и действий;
  • описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
  • приводить примеры истинных и ложных высказываний;
  • приводить примеры отрицаний;
  • проводить аналогию между разными предметами;
  • выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
  • рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение. 

Содержание программы

  1. Свойства, признаки и составные части предметов (1 час)

    Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.

  1. Сравнение (40 мин)

Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.

  1. Комбинаторика (40 мин)

     Перестановки. Размещения. Сочетания.

  1. Действия предметов (2 часа 40 мин)

     Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.

  1. Взаимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (40 мин)

     Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

  1. Элементы логики (5 часов)

     Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.

  1. Развитие творческого воображения (40 мин )

     Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».

  1. Практический материал (2 часа 40 мин)

     Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины.

Тематическое планирование

1 класс

п/п

Тема занятий

Количество часов

Сроки проведения

1.

Входной тест.

0,5

Сентябрь

1 неделя

2.

Закономерности в чередовании признаков.

0,5

2 неделя

3.

Классификация по какому-то признаку.

0,5

3 неделя

4.

Сравнение предметов по признакам.

0,5

4 неделя

5.

Тест «Сравнение».

0,5

Октябрь

1 неделя

6.

Состав предметов.

0,5

2 неделя

7.

Логические упражнения. Игра «Угадай предмет».

0,5

3 неделя

8.

Найди отличия.

0,5

4 неделя

9.

Действия предметов. Игра «Кто так делает?»

0,5

Ноябрь

1 неделя

10.

Комбинаторика. Перестановки, размещения.

0,5

2 неделя

11.

Функциональные признаки предметов.

0,5

3 неделя

12.

Симметрия. Симметричные фигуры.

0,5

4 неделя

13.

Логическая операция «и».

0,5

Декабрь

1 неделя

14.

Координатная сетка.

0,5

2 неделя

15.

Решение логических задач и задач-шуток.

0,5

3 неделя

16.

Результат действия предметов.

0,5

4 неделя

17.

Обратные действия.

0,5

Январь

1 неделя

18.

Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.

0,5

2 неделя

19.

Тест «Отношения».

0,5

3 неделя

20.

Порядок действий, последовательность событий.

0,5

Февраль

1 неделя

21.

Комбинаторика. Размещение, сочетание.

0,5

2 неделя

22.

Составление загадок, чайнвордов.

0,5

3 неделя

23.

Множество. Элементы множества.

0,5

4 неделя

24.

Классификация по одному свойству.

0,5

Март

1 неделя

25.

Тест «Классификация».

0,5

2 неделя

26.

Способы задания множества.

0,5

3 неделя

27.

Сравнение множеств.

0,5

4 неделя

28.

Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность).

0,5

Апрель

1 неделя

29.

Решение задач с использованием понятий о множествах.

0,5

2 неделя

30.

Выражения и высказывания.

0,5

3 неделя

31.

Высказывания со связками «и», «или».

0,5

4 неделя

32.

Отрицание.

0,5

Май

1 неделя

33.

Итоговый тест.

0,5

2 неделя

34.

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

0,5

3 неделя

 

  1. Блок «Оригами».

В данной программе представлена система работы внеурочной деятельности в 1 классе в кружке «Оригами». Направление программы- общекультурное.

        Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:

  •  быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения
  • быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

           Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко- творческое воображение и мышление.

                                         

                            Планируемые результаты

 

К концу обучения обучающиеся должны

знать

уметь

что такое оригами

подбирать бумагу нужного цвета

историю возникновения оригами

выполнять разметку листа бумаги

основные приемы работы, способ складывания базового треугольника

пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой

название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов

пользоваться чертежными инструментами, ножницами

название, приемы складывания модулей

собирать игрушки – «оригамушки»

необходимые  правила  техники  безопасности  в  процессе всех этапов работы

составлять композицию из готовых поделок

уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку

анализировать образец, анализировать свою работу

Оценка  результатов  образовательной деятельности

         Наиболее  плодотворным  фактором, в  оценочной  работе  итогов  обучения, являются  выставки  работ  учащихся. В  одном  месте  могут  сравниваться  различные  модели, макеты, различные  направления  творчества. Параметры  оценивания  представленных  участниками  работ  могут  изменяться  в  зависимости  от  уровня  и  целей  проводимых  выставок. Выставки  позволяют  обменяться  опытом, технологией, оказывают  неоценимое  значение  в  эстетическом  становлении  личности  ребенка. Однако  выставки  проводятся  один–два  раза  в  учебный  год, творческая  же  работа  ребенка  постоянно  требует  поощрения  в  стремлениях.

   Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках.
Методы и приёмы обучения:

  1. Наглядные (показ педагога. пример, помощь).
  2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).
  3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделок).

      Формы и виды контроля

Творческими работами могут быть: рисунок, открытка, поделка, игрушка, макет. Индивидуальная деятельность (получаемый продукт) – результат работы одного человека; в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся).

                                     Тематическое планирование.

№ п.п

                     Тема

Количество часов

Сроки проведения

1.

Вводное занятие

0,5

Сентябрь

1 неделя

2.

Диагностика обученности учащихся

0,5

2 неделя

3.

Чудесные превращения бумажного листа

2,5

3-4 неделя

Октябрь 1-3 неделя

4.

Модульное оригами

2,5

4 неделя

ноябрь

5.

Оригами на праздничном столе

3

Декабрь

Январь

6.

Валентинки из оригами

0,5

Январь

7.

Объёмные цветы к празднику 8 Марта

1,5

Февраль

1-3 неделя

8.

Оригами - почта!

1,5

Март

1-3 неделя

9.

Базовая форма «Дом»

1

4 неделя

Апрель

1 неделя

10.

Впереди – лето!

1,5

2-4 неделя

11.

Итоговое занятие

1

Май

1-2 неделя

12.

Оформление выставочных работ

1

3-4 неделя

Итого:

17 часов

  1. Блок «Школа здоровья»

Программа внеурочной деятельности «Школа здоровья» - для обучающихся начальной школы разработана в соответствии с положениями закона «Об образовании»; требованиями стандарта второго поколения. Направление – спортивно-оздоровительное.

При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности спортивных игр для самовоспитания, саморазвития и самореализации.

Программа кружка включает три основных раздела:

1. Секреты здоровья.

2. Попрыгать, поиграть.

3. Профилактика детского травматизма.

Первый раздел решает следующие задачи курса: способствовать развитию потребности в здоровом образе жизни, обучить учащихся  приёмам по профилактике простудных заболеваний, расширить гигиенические знания и навыки учащихся. Второй раздел решает задачу – обеспечить возможность удовлетворения потребности в движении у младших школьников для нормального развития и профилактики умственного утомления. Третий раздел решает задачу – обучить учащихся приёмам по предупреждению детского травматизма.

В ходе изучения основных разделов программы кружка «Школа здоровья» ученики научатся:

- составлять режим дня;

- соблюдать гигиену зубов, ротовой полости, кожи;

- управлять своими эмоциями;

- выполнять упражнения для профилактики простудных заболеваний, сколиоза, плоскостопия;

- включать в свой рацион питания полезные продукты;

- соблюдать правила дорожного движения во время перехода дорог;

- соблюдать правила пользования общественным транспортом;

- соблюдать правила пожарной безопасности;

- соблюдать правила техники безопасности в быту, в природе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Секреты здоровья

Режим дня. Комплекс утренней гимнастики. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Уход за руками и ногами. Охрана зрения, слуха. Профилактика сколиоза, плоскостопия. Профилактика простудных заболеваний. Закаливание. Лекарственные растения.  Вред курения, употребления алкоголя и наркотиков для организма. Зависимость благополучия и хорошего настроения от умения управлять своими эмоциями. Сон – лучшее лекарство. Питание  – необходимое условие жизнедеятельности. Режим питания. Полезные продукты. Витамины.

Попрыгать, поиграть

Подвижные игры. Спортивные игры и эстафеты. Игры разных народов.

Профилактика детского травматизма

Правила дорожного движения. Правила пожарной безопасности. Правила поведения в быту. Правила поведения в природе.

                           

                               Календарно-тематическое планирование

№ п.п

Тема

Количество часов

Сроки проведения

Раздел «Секреты здоровья»

8

1

Вредные привычки.

1

Сентябрь

1 неделя

2-3

Азбука питания.

1

1-2 неделя

4

Как избежать отравлений.

1

2 неделя

5-6

Комплекс упражнений для профилактики простудных заболеваний.

1

3 неделя

7-8

Глаза – главные помощники человека.

1

4 неделя

9

Сам себе доктор. Су-Джок терапия.

1

Октябрь

1 неделя

10-19

Работа над проектом по теме «Мой путь к здоровью».

1

1-4 неделя

Ноябрь

1-2

20-21

Обобщение по разделу. Игра «По тропе здоровья».

1

2 -3 неделя

Раздел «Попрыгать, поиграть»

3

22-30

Подвижные игры.

1

3-4 неделя

Декабрь

1-3неделя

31-37

Спортивные игры и эстафеты.

1

4 неделя

Январь

38-44

Игры разных народов.

1

февраль

Раздел «Профилактика детского травматизма»

1. Правила дорожного движения

8

45

Игра-путешествие «В стране дорожных знаков».

1

Март

1 неделя

46

Элементы улиц и дорог: дорожная разметка.

1

1 неделя

47

Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрёстке.

1

2 неделя

48

Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог».

1

2 неделя

49

Железнодорожный переезд.

1

3 неделя

50

Детский дорожно-транспортный травматизм.

1

3неделя

51-60

Работа над проектом по теме «Безопасный путь».

1

Март 4 неделя

Апрель 1-4 неделя

61

Игра «Школа светофорных наук».

1

4 неделя

2. Правила пожарной безопасности

2

62

Как вести себя во время пожара в школе.

1

Май

1 неделя

63

Азбука пожарной безопасности.

1

1 неделя

3. Правила поведения в быту

2 неделя

64

Правила техники безопасности на кухне, ванной, коридоре, балконе.

1

2 неделя

4. Правила поведения в природе

4

65

Как уберечься от укусов насекомых.

1

3 неделя

66

Как уберечься от ушибов и переломов.

1

3 неделя

67

Правила безопасности во время грозы.

1

4 неделя

68

Обобщение по разделу. Игра «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

1

4 неделя

Итого

25

                   

  1. Блок «Волшебный мир книг»

Направление – духовно нравственное.

     

Планируемые  результаты:

  • Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
  • учащиеся научатся работать с книгой.
  • Учащиеся научатся  работать с текстом.
  • Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных  способностей у своих детей.

                                  Диагностические средства.

Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей:

1. Проверка техники чтения.

2. Проверка читательского кругозора.

3. Анкетирование по выявлению мотивации чтения.

                                   

Проверка читательских умений в 1 классе.

В работе с книгой третьеклассник должен уметь:

  • выбирать источник чтения самостоятельно - по силам и интересам;
  • характеризовать книгу в целом;

_ сопоставлять содержание текста и иллюстраций, замечать оригинальную форму книги;

-        представить прочитанную дома книгу, порекомендовать ее другим читателям.

В работе с текстом четверокласснику нужны умения:

-готовиться к восприятию нового произведения;

  • эмоционально и аналитически воспринимать читаемое;
  • составить рассказ о герое произведения;
  • кратко передать события (сюжет);
  • самостоятельно готовиться к выразительному чтению текста.

Проверка читательского кругозора

  1. Запишите названия книг, прочитанных в последнее время.
  2. Назовите фамилии отечественных поэтов.
  3. Назовите авторов и заглавия прочитанных сказок
  4. Какие басни вы знаете?
  5. Кто из писателей пишет о природе?
  6. Назовите авторов зарубежной литературы.
  7. Назовите известные вам жанры произведений.
  8. Назовите любимые темы чтения.

                              Календарно-тематическое планирование

№ п.п

                  Тема

Количество часов

Сроки проведения

1.

«Что я  читал летом».

1

Сентябрь

1-2 неделя

2.

«Золотая волшебница- осень»

1,5

3-4 неделя

Октябрь

1 неделя

3.

Игра «Лего-чтение»

1,5

2-4 неделя

4.

Посещение библиотеки.

« День новой книги».

1

Ноябрь

1-2 неделя

5.

Писатели – юбиляры.

1,5

3-4 неделя

Декабрь 1 неделя

6.

 «Лучшие сказки 20-века».

1,5

2-4 неделя

7.

Конкурс кроссвордистов.

1

Январь

1-2 неделя

8.

Литературный праздник, посвященный творчеству Г.Х. Андерсена.

2

3 неделя

Февраль

1-3 неделя

9.

Сочиняем загадки.

2

Март

10.

Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели».

2

Апрель

11.

Фотоконкурс «Я читаю!»

1

Май

1-2 неделя

12.

Современные детские журналы и газеты.

1

3-4 неделя

Итого:

17 часов

                                                 

  1. Блок «Безопасное поведение».

    Курс «Безопасное поведение» реализует социальное  направление во внеурочной деятельности в 4 классе.  Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.

 

 Планируемые результаты:

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

1-й уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни: о технике безопасности при занятиях туризмом, о способах и средствах самозащиты; о способах  ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе; о правилах групповой работы; об основах разработки социальных  проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах  самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

2-й уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым  ценностям нашего общества и к социальной  реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре, к природе, к родному Отечеству, к труду, к другим людям.

3-й уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта актуализации обж в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта волонтерской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками

 

   Основные разделы программы:

  • я среди людей;
  • речевой этикет;
  • культура поведения;
  • в мире сказок.

  Ожидаемые результаты:

  • обогащение личного опыта общения детей;
  • ориентация на выполнение нравственных норм - заповедей в процессе общения;
  • овладение нормами речевого этикета и культуры поведения.

                         Содержание курса:                         

1раздел (0,5.)

Вводное занятие.

Знакомство с планом работы на год.

2 раздел (3ч.)

Я среди людей.

Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения.

Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

3раздел (3ч.)

Речевой этикет.

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания,  извинения и просьбы, благодарности и отказа.

4 раздел ( 6ч.)

Культура поведения.

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.

5 раздел (3ч.)

В мире сказок.

Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.

                                   Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Содержание, методические приемы

Кол-во часов

Сроки проведения

1

Давайте познакомимся.

Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?»

0,5

Сентябрь

1 неделя

2

Кто я и как выгляжу?

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

0,5

2 неделя

3

Что в нашем имени?

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

0,5

3 неделя

4

Плохо одному

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

0,5

4 неделя

5

Товарищи и друзья

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

0,5

Октябрь

1 неделя

6

Как завоевывать друзей

Правила общения с товарищами и друзьями.

0,5

2 неделя

7

Бескорыстие в дружбе

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

0,5

3 неделя

8

Что такое этика и этикет

Роль мимики, жестов и позы в общении

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

0,5

4 неделя

9

О вежливых словах и их применении.

Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

0,5

Ноябрь

1 неделя

10

Правила знакомства, представления и обращения

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

0,5

2 неделя

11

Правила приветствия и прощания

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

0,5

3 неделя

12

Правила извинения и просьбы

Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

0,5

4 неделя

13

Правила благодарности и отказа

Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

0,5

Декабрь

1 неделя

14

Отношение к старшим

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

0,5

2 неделя

15

Отношение к учителю

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

0,5

3 неделя

16

Отношение к малышам

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам?

0,5

4 неделя

17

Как вести себя в школе, на переменах

Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

0,5

Январь

1 неделя

18

Правила поведения в столовой, за столом

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

0,5

2 неделя

19

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

Знакомство с правилами поведения  в  гостях.

0,5

3 неделя

20

Искусство делать подарки

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки.

ситуаций.

0,5

Февраль

1 неделя

21

Как правильно разговаривать по телефону

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

0,5

2 неделя

22

Правила поведения в общественном транспорте

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

0,5

3 неделя

23

Как вести себя в общественных местах

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

0,5

Март

1 неделя

24

Правила поведения в театре и кино

Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций.

0,5

2 неделя

25-26

Поведение в библиотеке и музее

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

1

3-4 неделя

27-28

Добро и зло в сказках

Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

1

Апрель

1-2 неделя

29-30

Сказки – волшебство, чудо и правда

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

1

3-4 неделя

31-32

Сказка – ложь, да в ней намек

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

1

Май

1-2 неделя

33-34

Что мы узнали и чему научились

 Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

Праздник вежливых ребят

1

3-4 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочного занятия "Кулачки-ладошки"

Программа внеурочного занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр...

Занятие по внеурочной деятельности кружка "Слово на ладошке" по теме: "Когда значения спорят?"

Во время занятия вводится понятие слов с противоположным значением....

Внеурочная деятельность "Рисуем ладошками"

Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе элементы психологии - успокаивает, отвлекает, занимае...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир на ладошке» для 1-4 классов на 2015 – 2019 учебные года

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир на ладошке» для 1-4 классов на 2015 – 2019 учебные года составлена на основе программы внеурочной деятельности «Мир ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир на ладошке"

Программа способствует осознанию ценности человеческой жизни, ознакомлению с национальными ценностями и духовными традициями, осознанию необходимости взаимопомощи, уважения к родителям, заботы о младш...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Яркие ладошки»

Программа  «Яркие ладошки» реализует художественно-эстетическое направление во внеурочной деятельности в 1-2 классах, составлена с учетом Федерального государственного образовательног...

Программа внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках»

Программа  внеурочной деятельности «Чудеса в ладошках»...