Внеклассное мероприятие по руссому языку в начальной школе
учебно-методический материал на тему

Зенина Ирина Семёновна
Мой верный друг! Мой друг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи - как дым алтарный! Как вызов яростный мой крик! Ты дал мечте безумной крылья, Мечту ты путами обвил. Меня спасал в часы бессилья И сокрушал избытком сил. Как часто в тайне звуков странных И в потаенном смысле слов Я обретал напев нежданных, Овладевавших мной стихов! Но часто радостью измучен Иль тихой упоен тоской, Я тщетно ждал, чтоб был созвучен С душой дрожащей отзвук твой! В. Брюсов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вступление

Мой верный друг! Мой друг коварный!

Мой царь! Мой раб! Родной язык!

Мои стихи - как дым алтарный!

Как вызов яростный мой крик!

Ты дал мечте безумной крылья,

Мечту ты путами обвил.

Меня спасал в часы бессилья

И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков странных

И в потаенном смысле слов

Я обретал напев нежданных,

Овладевавших мной стихов!

Но часто радостью измучен

Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащей отзвук твой!

В. Брюсов

1. Представление команд

2. Разминка  «Дальше, дальше...» (по 9 вопросов)

1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)

2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)

4. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)

5. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)

6. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)

7. Как отличить гласный звук от согласного? (При произнесении гласных звуков воздух не встречает преграды во рту. Этот звук можно пропеть)

8. Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)

9. Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

10. Как произносится согласный звук? (Отрывисто)

11. Что вы знаете о звуках [ж], [ш], [ц]? (Они всегда твердые)

12. Что знаете о звуках [ч], [щ], [й]? (Они всегда мягкие)

13. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)

14. Сколько букв в русском алфавите? (33)

15. Для чего людям нужна речь? ( Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)

16. Из чего состоит речь? (Речь состоит из предложений, а предложения - из слов)

17. Что такое предложение? (Предложение - это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль)

18. Какие виды предложений вы знаете? (Предложения бывают повествовательные, вопросительные, побудительные по цели высказывания, а также восклицательные и невосклицательные по интонации)

19. Какими бывают члены предложения? (Главными и второстепенными)

20. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

21. На какие вопросы чаще всего отвечает подлежащее? (На вопросы «кто?» и «что?»)

22. На какие вопросы чаще всего отвечает сказуемое? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)

23. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

24. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

25. Какими гласными обозначается твердость согласных звуков на письме? (А, о, у, ы, э)

26. Может ли слог состоять из одной буквы? (Может, если это гласная)

27. Почему звук [й] слога не составляет? (Это согласный звук)

3.  «Темная лошадка» (по 5 крылатых выражений)

(На доске - портрет поэта А. Пушкина)

Учитель. Перед началом игры предлагаю вам вспомнить, какие сказки для детей написал А. Пушкин. («Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и о работнике его Балде», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о царе Салта- не...», «Сказку о золотом петушке») Пушкин с благоговением относился к родному языку, призывал любить и изучать его. По мнению поэта, это «звучный и выразительный язык», «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоничная точность». А теперь задание: нужно раскрыть смысл крылатых выражений.

(Задания предлагают командам попеременно, засчитывают только правильные ответы)

1. Рукой подать. (Близко)

2. В час по чайной ложке. (Медленно)

3. Во весь дух. (Быстро)

4. Работать засучив рукава. (Хорошо работать)

5. Работать спустя рукава. (Плохо работать)

6. Прикусить язык. (Замолчать)

7. Ни пуха ни пера. (Пожелать удачи)

8. Морочить голову. (Обманывать, запутывать)

9. Сломя голову. (Быстро)

10. Зарубить на носу. (Запомнить)

11. При царе Горохе. (Очень давно)

12. Палец о палец не ударил. (Ничего не делал)

13. Сквозь землю провалиться. (Очень стыдно)

14. Мороз по коже пробежал. (Сильный испуг)

15. Медведь на ухо наступил. (Нет музыкального слуха)

4-я игра «Гонка за лидером»

Учитель. Как и в первой игре, я буду задавать вопросы в течение одной минуты. Команда отвечает до первой ошибки, после чего право ответа переходит к другой команде. Начинает проигрывающая команда.

1. Как называется часть речи, которая обозначает предмет? (Имя существительное)

2. На какие вопросы отвечают имена существительные? («Кто?» или «что?»)

3. Какого рода бывают имена существительные? (Мужского, женского и среднего)

4. К именам существительным какого рода можно подставить слова «он», «мой»? (К мужскому)

5. К именам существительным какого рода можно подставить слова «она», «моя»? (К женскому)

6. К именам существительным какого рода можно подставить слова «оно», «мое»? (К среднему)

7. Определите род имени существительного «рояль». (Мужской)

8. Определите род имени существительного «трель». (Женский)

9. Определите род имени существительного «кофе». (Мужской)

10. Как изменяются имена существительные? (По числам и падежам)

11. Употребите во множественном числе имя существительное «доктор». (Доктора)

12. Употребите во множественном числе имя существительное «шофер». (Шоферы)

13. Измените по числам имя существительное «пальто». (Не изменяется)

14. В каких именах существительных после шипящих согласных пишется мягкий знак? (В существительных женского рода)

15. В каких именах существительных после шипящих на конце слова мягкий знак не пишется? (В существительных мужского рода)

16. Какая часть речи обозначает признак предметов? (Имя прилагательное)

17. На какие вопросы отвечают имена прилагательные? («Какой?», «какая?», «какое?», «какие?»)

18. Как называется часть речи, которая обозначает действие предметов? (Глагол)

19. На какие вопросы отвечают глаголы? («Что делать?», «Что сделать?» и т. п)

20. Какой частью речи являются слова «у», «под», «на», «к», «около»? (Предлогами)

21. Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)

22. Какие части слова вы знаете? (Приставку, корень, суффикс, окончание)

23. Как называется общая часть родственных слов? (Корень)

24. Как по-другому называются родственные слова? (Однокоренные)

25. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем? (Приставка)

26. Как называется часть слова, которая стоит после корня? (Суффикс, окончание)

27. Что общего между приставкой и суффиксом? (Они служат для образования новых слов)

Антонимы играют в прятки

1. Я - антоним слово “зной”,

 Я в реке в тени густой

 И в бутылке лимонада,

 А зовут меня (ПРОХЛАДА).

2.Я антоним слово “лето”,

 В шубу снежную одета,

 Хоть люблю мороз сама,

 Потому что я - (ЗИМА).

3.Я – антоним слову “смех”,

 Не от радости, утех, -

 Я бываю по неволе

 От несчастья и от боли,

 От обиды, неудач.

«Отгадай пословицу»

Учитель: Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание отгадать пословицу по двум словам.

Команда 1.

“свет”, “тьма”.

“погибай”, “выручай”.

Ответы:

Ученье - свет, а не ученье - тьма.

Сам погибай, а товарища выручай.

Команда 2.

“встречают”, “провожают”.

“труд”, “лень”.

Ответы:

По одежке встречают, по уму провожают.

Труд кормит, а лень портит.

Команда 3.

«рублей», «друзей».

«кататься», «возить»

Ответы:

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Любишь кататься, люби и саночки возить

5. «Из одного слова несколько»

Учитель: Задание этого конкурса следующее: вам нужно из букв слова ”картофель” составить как можно больше других слов.

6. Конкурс        «Слова-двойники (омонимы)»

       В Нью-Йорке создан клуб двойников. Членом этого клуба может стать лишь тот, кто похож на какого-нибудь знаменитого человека. И в русском языке тоже есть слова-двойники. Это омонимы. Они звучат и пишутся одинаково, но обозначают совершенно разные предметы, действия, признаки.

Задание: найти слова-омонимы в стихотворениях и подчеркните их.

А) Вылезла из норки норка и пошла к знакомой норке.

     В норку норкину вошла, норку в норке не нашла.

     Если в норке нету норки, может, норка – возле норки?

     Нет нигде. Пропал и след. Норка – здесь, а норки – нет!

Б) Мы сражаться стали, в ход пустили шашки.

    Шашки не из стали, мы играем в шашки.

В)  Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Г) Кто без кисти и белил крышу города белил?

Д) Посадила мама в печь пироги с капустой печь.

7. «Отгадай ребус»

По 6 ребусов каждой команде

8.Конкурс "Собери слово"

Отгадайте слова, собрав их по частям. 

  • Его корень в слове “писать”, приставка в слове “рассказать”, суффикс в слове “книжка”, окончание в слове “вода”. (Расписка)
  • Его корень в слове “вязать”, приставка в слове “замолчать”, суффикс в слове “сказка”, окончание в слове “рыба”. (Завязка)
  • Его корень в слове “снежинка”, приставка в слове “подъехал”, суффикс в слове “лесник”, окончание в слове “ученик”. (Подснежник)

9.Конкурс "Прятки"

 В этом стихотворении спрятаны 20 животных! Название может находиться внутри слов, а может начинаться в конце одного слова, а заканчиваться в начале другого. Посмотри, например, как спряталась лиса. Одно из названий повторяется дважды. Ну что, приступим к поискам?

ТрескаЛИ Сахар у крана
Три молодых
таракана.
Глазели на вид из о
кошка
Хорошая вышла корм
ёжка!

И случилось вдруг так:
Самый левый прусак,
Услыхав крики: “Б
рысь!”
Взвилс
я к проводу ввысь.

И легко брат, что в центре, как бес
Сквозь сте
кло – просто ужас! – пролез!
Ну а правый – совсем караул:
С крана лов
ко за шкаф сиганул!

Ответ: Треска, лиса, таракан, ара (дважы), рак, кошка, ёж, лось, такса, лев, прусак, русак, рысь, як, овод, кобра, клоп, уж, коза, сиг.

Подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку в начальной школе "Встречаем Рождество"

Рождество – это самый любимый праздник английских детей. Празднуется он 25 декабря, за неделю до нового года. Как празднуют его дети в Великобритании?...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе для коррекционной школы

Интеллектуальная игра "Крестики-нолики" по русскому языку...

Внеклассное мероприятие по английскому языку в начальной школе «FunnyEnglish».

Цели:Практические:- активизация навыков устной речи;-развитие лексических навыков по темам «Алфавит», «Семья», «Цвета», «Цифры», «Животные».Развивающие:-совершенствовать умения и навыки устной речи;-з...

Методические рекомендации по проведению внеклассного мероприятия по французскому языку в начальной школе Fete de l\'alphabet francais. Праздник французского алфавита

Сценарий праздника французского алфавита. Предназначен для обучающихся 1, 2 классов, изучающих французский язык углубленно. Рекомендован к проведению по окончании изучения вводного курса. В ходе празд...

Внеклассное мероприятие по английскому языку для начальной школы "Забавный счет"

Это очень интересная и занимательная игра, которая обязательно понравится любому ребёнку....

Внеклассное мероприятие по русскому языку в начальной школе

Внеклассное мероприятие в форме командной игры для учащихся начальной школы....

Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку в начальной школе «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»»

Сценарий внеклассного мероприятияпо английскому языку в начальной школе«Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»»...