Главные вкладки

    Тема выступления: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности»
    статья (3 класс) на тему

    Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов, что и  определяет  специфику внеурочной деятельности,  в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
    Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.
    Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности детей. 
    Эффективность внеурочной деятельности напрямую зависит от творческого сотрудничества ученика – учителя, добровольной заинтересованности учащихся познавать новое.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_kommunikativnoy_kompetentnosti_ml.shko_.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на семинаре

    «Инновационные модели организации внеурочной деятельности обучающихся»

    инновационной площадки

     «Модели внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО».

    Тема выступления:

     «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности»

    Подготовила:  Жилкина В.А.,

    учитель начальных классов

    МБОУ «Средняя школа № 55 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Московского района  г. Казани

    2018

    Развитие коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.

    Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов, что и  определяет  специфику внеурочной деятельности,  в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

    Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

    Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности: создание оптимальных условий для развития и отдыха детей; творческая самореализация детей; формирование навыков коллективной и организаторской деятельности; психологический комфорт и социальная защищённость каждого ребёнка; реализация игрового сюжета в деятельности детей.

    Эффективность внеурочной деятельности напрямую зависит от творческого сотрудничества ученика – учителя, добровольной заинтересованности учащихся познавать новое.

    Современное общество нуждается в творческих и социально ответственных личностях, способных применять полученные знания в повседневной жизни. Учащиеся должны учиться извлекать пользу из опыта, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, уметь самостоятельно решать проблемы,  добывать информацию и  принимать решения,  заниматься самообучением, участвовать в дискуссиях и не бояться высказывать своё собственное мнение. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. А основа практической деятельности человека в любой сфере жизни - это коммуникативная компетентность

    Понятие "коммуникативная компетенция" по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д. Если речь идет о способностях отдельного человека, то говорят, что такой-то проявил коммуникативную компетентность. Существует, таким образом, распространенная точка зрения, что коммуникативная компетенция (как и любая иная компетенция) это некоторая система требований, а коммуникативная компетентность - степень соответствия человека этой системе требований. И в самом деле, значительно чаще можно услышать, что кто-то "проявил свою коммуникативную компетентность", а не "проявил коммуникативную компетенцию".

    Главная цель – формирование коммуникативной компетентности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, переход к творческой деятельности.

    Я разделяю мнение учёных, педагогов, что наиболее продуктивным и эмоциональным методом формирования коммуникативной компетентности учащихся начальной школы является игра. В игре ребёнок учится познавать и осваивать мир, учится общению.

    Театр, на мой взгляд, является одним из наиболее результативных способов развития перечисленных навыков, так как, он, по своей природе, близок к игре. Участие в театральной деятельности способствует формированию умения выражения собственных чувств, преодолению сложностей в описании и понимании чужих ощущений, переживаний героя.

    Именно с этой целью в нашей школе не первый год успешно проводятся занятия театрального кружка учащихся начальной школы.  Одним из руководителей которого являюсь я. Занятия кружка проходят в зале хореографии, оборудованном  зеркалами, где учащиеся имеют возможность самостоятельно работать над собой, совершенствуя свои умения.

            Целью театрального кружка является развитие у детей интереса к театру как искусству, расширение кругозора учащихся. Основные задачи: обогатить учащихся основами сценической речи, движения, усвоить основные этапы работы над ролью, познать методы организации коллективной деятельности.

    Участие в театральной деятельности способствует формированию умения выражения собственных чувств, преодолению сложностей в описании и понимании чужих ощущений, переживаний героя. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работать над характерами персонажа, приобретают навыки оценивать отдельных сказочных героев и анализировать сказку как художественное произведение в целом.

    На занятиях кружка  мы беседуем об истории театра, обсуждаем спектакли.  Каждый ребёнок старается высказать своё мнение, зная, что будет услышан. Обсуждение проходит в неформальной обстановке, дети раскрепощены. Начальный этап репетиции - знакомство со сценарием, его обсуждение с применением метода «мозгового штурма», принятие коллективного решения распределения ролей.

    Учебно-воспитательный процесс включает в себя следующие направления: сценическая речь (речевое дыхание, постановка голоса); мастерство актёра (развитие артистической раскованности, непосредственности, взаимодействие с партнёрами); техника грима (знакомство с театральным гримом и основными приёмами гримирования); история театра; особенности театрального костюма (изготовление декораций, эскизов, костюмов).

    Кружок рассчитан на 4 года обучения, 1 час в неделю. Формой подведения итогов считается: инсценирование сказок, постановка спектаклей  на актуальные темы, которые мы показываем  на школьных и районных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, в мероприятиях дошкольных учреждений.

    Занятия в театральном кружке развивают внимание, память, чувство ритма, фантазию ребёнка, творческое воображение, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Прививают практические навыки и умения, воспитывают основы коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы коллектива. Первоочередной задачей в работе театрального кружка мы ставим снятие психологических стрессов, комплексов,  раскрепощение детей, раскрытие их творческих возможностей. Кроме того, в работе над образом ребёнок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, учится умению встать на позицию исполняемого персонажа, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, умению сопереживать. Творческая работа в кружке помогает детям стать более чуткими, отзывчивыми, человечными. Именно таких качеств, на наш взгляд, не хватает сегодняшнему  обществу.

     Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей. Считаю, что театр, как одна из форм внеурочной деятельности, наиболее подходит для формирования коммуникативной компетентности младших школьников.

    Использованная литература:

    • Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.
    • Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005.
      Григорьева, М.В. Развитие коммуникативных умений у детей в сценической деятельности. // Начальная школа. - 2003.
    • Максимова, А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно - ролевых играх. // Начальная школа плюс

              До и После. - 2005.

    • Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,2003

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема работы: Развитие коммуникативной компетентности младших школьников. (Из опыта работы по системе Л.В.Занкова).

    Одним из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность. Вот уже четыре года я работаю над авторским проектом «Развитие коммуникативной компетенции младших школьников». Необходимос...

    Развитие коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

    Выступление на педагогическом совете направлено на раскрытие сути коммуникативных компетенций младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуника...

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новы...

    Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность

    Консультация для учителей начальных классов по формированию читательской компетентности у обучающихся через внеурочную деятельность...

    Развитие ИКТ - компетентности младших школьников на внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО

    Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО, которая ставит задачу использовать в работе начальной школы материально-технич...

    Тема опыта: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников через групповую работу»

    Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения работать в группах лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Во время работ...