рабочая программа "Азбука Смоленского края"
рабочая программа на тему

Новикова Любовь Алексеевна

внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_smolenskogo_kraya_3kl.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по Азбуке Смоленского края

для 3 класса

Составитель

Новикова Л.А.

2017-2018 учебный год

АЗБУКА СМОЛЕНСКОГО КРАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Рабочая программа по «Азбуке Смоленского края» для 3 класса разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
  • Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15, реестр Министерства образования и науки Российской Федерации http://fgosreestr.ru/)
  • Примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: «Азбука Смоленского края»,    С.А. Болотова, Смоленск, «Русич», 2008 г.
  • Учебный план МБОУ Прудковской СШ на 2017-2018 год
  • Приказ МОРФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38) / http://wvvw.consultant.ru/: http://www.garant.ru/

Данная программа представляет собой практический курс для учащихся, получающих образование по учебникам следующих авторов:

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.- Смоленск: Русич, 2010.

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.- Смоленск: Русич, 2010.

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.- Смоленск: Русич, 2010.

Цель курса: формирование у обучающихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Задачи курса:

  1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины.
  2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся, развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты, развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе, развитие эстетических и нравственных качеств личности.
  3. Воспитание любви к Родине, чувство гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином, любви и уважения к землякам, прославившим наш край.

Место в учебном плане

На изучение курса отводится 34 часа (1 час в неделю).

Основное содержание курса.

Программа «Азбука Смоленского края» включает в себя три раздела (блока) тем: 1 блок – «Мир природы», 2 – «Мир истории», 3 – «Мир культуры». Каждый раздел заканчивается темой «Проверь себя», где даются задания, помогающие обобщить знания по каждому блоку отдельно.

Сочетание литературоведческого, исторического и природоведческого материала с краеведческим являются средством формирования у обучающегося общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в них, развитие основы правильных мировоззренческих взглядов младших школьников, становления их активными участниками творческого обновления и преобразования своей малой родины.

Блок I. Мир природы.

Вводное занятие.

Введение в блок «Мир природы», рассматривание книги, знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся о природно-географических особенностях родного края.

Природные особенности.

Смоленщина на карте России. Ее площадь. Поверхность нашего края. Климат нашего края. Почвы Смоленщины. Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края. Их свойства и использование. Нахождение месторождений полезных ископаемых на карте области.

Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.

Растения. Разнообразие растительного мира нашего края. Растения хвойных и лиственных лесов. Растения заливных, низинных и суходольных лугов. Растительность верховых и низинных болот. Охрана лесов, лугов и болот.

Грибы. Грибы нашего края. Особенности строения и использования. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

Смоленский лён. Лён – культурное растение. Его виды. Выращивание льна на Смоленщине. Музей «Смоленский лен».

Животные. Разнообразие животного мира нашей области. Особенности внешнего вида, строения и жизни. Приспособленность животных к условиям жизни, редкие животные нашего края, меры по их охране.

Охрана природы. Представление об экологических проблемах нашего края. Охрана природы в нашем крае. Красная книга Смоленской области. Категории охраняемых объектов природы. Законы об охране природы.

Блок II. Мир истории.

Наши предки. Кривичи – предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия. Смоленск - древний город кривичей. «Из варяг в греки». Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.

Города Смоленщины. Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края.

Герб и флаг области. Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области.

Смоленская крепостная стена. Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.

Военное прошлое. Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.

Блок III. Мир культуры.

Как одевались в старину. Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Что ели наши предки. Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Праздники. Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие. Порядок и время их проведения.

Игры и хороводы. Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

Письменность. История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая – день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги. «Гороушна» – древнейший памятник русской письменности.

Храмы и монастыри. Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Культура Смоленщины сегодня. Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы и др.

Методы, формы и приёмы работы.

Курс «Азбука Смоленского края» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диапозитивов, сбор материала для краеведческого музея школы.

Формы организации учебного процесса: занятия в классе и на природе, экскурсии, уроки-путешествия, утренники, игры, викторины и др.

Для того чтобы изучение курса способствовало развитию обучающихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения события.

Виды контроля. Текущий и тематический контроль осуществляется в устной и письменной форме. Письменные работы проводятся в виде тестов и графических диктантов.

Проверочные работы – 3 часа.

Учебно-тематический план

Наименование раздела

Всего часов

1

Мир природы.

11

2

Мир истории.

12

3

Мир культуры.

11

Планируемые результаты освоения предмета

Личностные действия:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах
  • прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
    приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

получит возможность для формирования:

  •  основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
    эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
    Регулятивные действия: 
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Смоленской области, города;
  • описывать достопримечательности Смоленщины;
    использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
    находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
    строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;  
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

 научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Методы, формы и приемы работы.

      Курс «Азбука Смоленского края» предусматривает следующие методы работы с детьми: беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр фотоальбомов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранами, героями, сбор материала для краеведческого уголка и др.

Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улице города (села), уроки-путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и др.

      Чтобы изучение курса способствовало развитию обучающихся, на занятиях необходимо использовать логические приемы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значения событий и др.

      Максимально должна использоваться фантазия обучающихся, их творческие способности. Рекомендуется проводить конкурс рисунков, конкурс технического мастерства (конструирование из бумаги) «Смоленская крепостная стена», сочинения «Я на экскурсии» или «Смоленск – город русской славы» и др.

     Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы природно-географического, культурно-исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.

Календарно-тематическое планирование

                                                                              Азбука Смоленского  края 3 класс

№ п/п

Раздел программы, количество часов

Тема урока

Количество часов

Срок проведения

Основные виды деятельности обучающихся

Материально-техническое обеспечение урока

Планир

Фактич

Мир природы

(11 часов)

УУД: Л: научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее; приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей; .
Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;П: на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; узнавать символику Смоленской области, города; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом; К:понимать различные позиции других людей, отличные от собственной..

1

Природные особенности.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник:

С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы, Смоленск,2008

2

Полезные ископаемые.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник, коллекция Полезных ископаемых.

3

Водоёмы.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник:

4

Растительность лесная и луговая.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник, гербарий.

5

Растительность болотная.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник, гербарий.

6

Грибы.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник:

7

Смоленский лён.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник, гербарий.

8-9

Животные.

2

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник, таблицы «Животные» .

10

Охрана природы.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник:

11

Проверь себя.

1

Тест. Самостоятельная работа..

Учебник:

Мир истории

(12часов)

УУД: П: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом; К: понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. Р: самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции.

12

Наши предки.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

 Учебник:

13

«Из варяг в греки».

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник:

14

Города Смоленщины.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник:

15

Герб и флаг области.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник:

16

Смоленская крепостная стена.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник:

17-18

Военное прошлое.

2

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник:

19

Награды Смоленщины.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник:

20

Места боевой славы.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник:

21-22

Наши земляки.

2

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник:

23

Проверь себя.

1

Тест. Самостоятельная работа.

Раздаточный материал (карточки)

Мир культуры

(11часов)

УУД: П .Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; К: формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края; Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

24

Жилище и предметы быта

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник

25

Как одевались в старину.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник

26

Что ели наши предки.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник

27

Праздники.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник

28

Игры, хороводы.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник

29

Письменность.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник

30

Храмы и монастыри.

1

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник

31-32

Культура Смоленской области.

2

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос.

Учебник С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3

33

Проверь себя.

1

Тест. Самостоятельная работа.

Раздаточный материал (карточки)

34

Обобщение пройденного за год.

1

Фронтальный опрос,

Учебник С. А. Болотова «Азбука Смоленского края» ч.3

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Азбука Смоленского края"

В этом материале даны цели и задачи внеурочной деятельности, принципы построения курса, календарно-тематическое планирование и используемая литература....

Рабочая программа по Азбуке Смоленского края

Рабочая программа по Азбуке Смоленского края...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края 3-4 классы"

Пояснительная записка, поурочное планирование "Азбука Смоленского края 3-4 классы"...

Рабочая программа по предмету "Азбука Смоленского края"

Рабочая программа по предмету "Азбука Смоленского края"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края" 3-4 классы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по азбуке Смоленского края в 3 классе

Рабочая программа учебного предмета «Азбука Смоленского края» составлена на основе примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: ...