Рабочая программа по предмету "Азбука Смоленского края"
рабочая программа (3 класс)

Дакаева Анастасия Руслановна

Рабочая программа по предмету "Азбука Смоленского края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10._azbuka_smolenskogo_kraya.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г.Смоленска».

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №_____

от «___» августа 2019 г.       директор:____________ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по учебной работе:

_________________

И.В. Вдовенкова

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол №__

от «__» августа 2019г.

РАССМОТРЕНО:

на МО учителей начальных классов и воспитателей

Протокол №  1

от «__»  августа  2019 г.

руководитель МО:__________  Л.В. Мартыненкова

Рабочая программа учебного предмета

 «Азбука Смоленского края»

для обучающихся

4 класса

на 2019/2020 учебный год

Программу составила:

Дакаева Анастасия Руслановна

учитель начальных классов

г. Смоленск

2019

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Азбука Смоленского края» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • Болотова С.А. «Азбука Смоленского края» ч.1. Мир природы.
  • Болотова С.А. «Азбука Смоленского края» ч. 2.Мир истории.
  • Болотова С.А.  «Азбука Смоленского края» ч.3. Мир культуры.

Учебный предмет «Азбука Смоленского края» позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе «Об образовании»:

- воспитание гражданственности и любви к Родине;

- защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

- формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

- формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;

- гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей.

Занятие по региональному курсу поможет детям глубже уяснить смысл, сущность важных юридических норм, включенных в Конституцию страны: «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «каждый обязан сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция Российской Федерации: статья 44, часть 3; статья 58).

Цель обучения - формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Задачи обучения:

1. Формирование знаний о:

  • природных и географических особенностях Смоленской области;
  •  об историческом прошлом и настоящем Смоленщины;
  •  о культурном наследии и духовных традициях;
  • о значении города и области в истории развития России;
  • о символах Смоленщины;
  • о смолянах, прославивших родной край;
  • умений ориентироваться в своём родном городе, знать его музеи, памятники природы, истории и культуры.

2. Развитие:

  • познавательной активности младших школьников, творческих способност6ей, любознательности, расширение кругозора учащихся;
  • умения проводить самостоятельные наблюдения в природе;
  • умения видеть связь современности с прошлым родного края.

3. Воспитание 

  • любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином;
  • любви и уважения к землякам, прославившим город в веках;
  • желание быть похожими на них в своих поступках и делах;
  • бережного отношения к памятникам прошлого;
  • любви и бережливости к природе родного края;
  • эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

Программа реализуется в 3 классе для детей с умственной отсталостью (1 вариант).

2. Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты:

  • Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
  • Владение правилами поведения в учебной ситуации.
  • Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.
  • Умение реагировать на имя, просьбу, запрет.
  • Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
  • Реакция ожидания в ответ на ситуацию  взаимодействия со знакомым взрослым.
  • Проявления вербальных и невербальных средств коммуникации в конкретной ситуации взаимодействия со сверстником.
  • Интерес   к взаимодействию со знакомым сверстником.

Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Знать:

  • географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
  • названия некоторых рек озер Смоленской области;
  • названия некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;
  •  правила поведения в природе;
  • предков смолян, их занятия;
  • современную символику Смоленщины;
  • имена некоторых земляков, прославивших родной край.

Знать:

  • особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;
  • названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;
  • меры по охране природы в Смоленской области;
  • названия древних городов Смоленщины;
  • названия некоторых башен Смоленской крепости;
  • героические страницы смоленской земли;
  • этнографические особенности жизни наших предков.

Программа формирования БУД

Личностные:

  • осознание себя как ученика, формирование интереса (мотивации) к учению, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • выполнение учебных заданий, поручений, договоренностей с помощью учителя и самостоятельно;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • радоваться вместе с детьми;
  • подражать действиям, выполняемыми педагогом;
  • последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.

Регулятивные:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
  •  переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
  • последовательное выполнение нескольких заданий;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Познавательные:

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику Смоленской области, города;
  • описывать достопримечательности Смоленщины;
  • понимание роли Смоленской области в истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  •  уважительно относится к родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей области, ее современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества;
  • - развитие навыков устанавливать и выяснять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Коммуникативные:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.

3. Содержание учебного предмета

В I полугодии – 16 часов, во в II полугодии – 18 час, всего – 34 часа.

Регулярность занятий – 1 час в неделю.

Раздел

Количество часов

Мир природы

16

Мир истории

10

Мир культуры

8

4. Календарно-тематическое планирование предмета

«Азбука Смоленского Края» в 3 «В» классе

п/п

Содержание

Кол.

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть - 9 часов «Мир природы»

1.

Наш город – Смоленск!

1

4.09

2.

Символика города.

2

11.09

18.09

3.

Смоленщина на карте России. Её площадь.

1

25.09

4.

Поверхность нашего края: равнина, холм, овраг.

1

2.10

5.

Климат нашего края.

1

9.10

6.

Важнейшие полезные ископаемые Смоленского края.

1

16.10

7.

Водоемы нашего края.

1

23.10

8.

Реки Смоленской области. Повторение.

1

30.10

II четверть – 7 часов «Мир природы»

1.

Искусственные водоемы.

1

13.11

2.

Разнообразие растительного мира нашего края.

1

20.11

3.

Грибы нашего края.

1

27.11

4.

Лен - культурное растение.

1

4.12

5.

Разнообразие животного мира нашей области.

1

11.12

6.

Редкие животные нашего края, меры по их охране.

1

18.12

7.

Охрана природы в нашем крае. Красная книга Смоленской области. Повторение.

1

25.12

III четверть – 10 часов «Мир Истории»

1.

Наши предки.

2

15.01

22.01

2.

Путь «Из варяг в греки».

2

29.01

5.02

3.

Древние города нашего края.

2

12.02

19.02

4.

Смоленская крепостная стена.

2

26.02

4.03

5.

Наши земляки. Повторение.

2

11.03

18.03

IV четверть – 8 часов «Мир культуры»

1.

Жилища и предметы быта.

1

1.04

2.

Как одевались в старину.

1

8.04

3.

Что ели наши предки.

1

15.04

4.

Праздники.

1

22.04

5.

Игры и хороводы.

1

29.04

6.

Письменность

1

6.05

7.

Храмы и монастыри.

1

13.05

8.

Культура Смоленщины сегодня. Повторение.

1

+1 час

20.05

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по факультативу "Наш Край"

Тематическое планирование составлено по учебному пособию "Наш Край" С.А.Конопкиной и др. и расчитано на учащихся 2 и 3 классов Владимирской области....

Рабочая программа кружка "Мой родной край"

Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...

Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...

Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

Рабочая программа по кружку  «Брянский край. История родного края» для 3-го класса  разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...

Рабочая программа по Азбуке Смоленского края

Рабочая программа по Азбуке Смоленского края...

Рабочая программа по азбуке Смоленского края в 3 классе

Рабочая программа учебного предмета «Азбука Смоленского края» составлена на основе примерной авторской программы начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: ...