Участие учащихся начальной школы в конкурсах и олимпиадах различного уровня как форма работы с одарёнными детьми.
методическая разработка на тему

Круль Е. Ю.

Выступление на ШМО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_rebyatami.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Участие учащихся начальной школы в конкурсах и олимпиадах различного уровня как форма работы с одарёнными детьми.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связанно с развитием образования, которому присущи унификация и профильность.

 В современную эпоху, эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
           Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
            Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
Одаренные дети: 
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; 
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
·  принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
·  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
·  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
·  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
·  принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Для успешной работы с одаренными детьми необходима программа «Одаренные дети».

Цель программы:

- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Основные задачи:

- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

- знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

- изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;

- совершенствование системы подготовки учителей  через   педсоветы, самообразование, курсы повышения квалификации;

- внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

-  установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами;

- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

Формы работы с одаренными учащимися:
·          групповые занятия с одаренными учащимися;
·          факультативы;
·          конкурсы;
·          курсы по выбору, элективные курсы;
·          участие в олимпиадах;
·          работа по индивидуальным планам;
·          занятия в профильных классах
·          интеллектуальные марафоны и др.

Этапы реализации

1 этап: диагностико- прогностический (мониторинг одаренности).

Создание:  банка данных по одаренным детям;  банка творческих работ учащихся; банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;  рекомендаций по работе с одаренными.

Организация:
- диагностических мероприятий по  выявлению одаренности;
- системы дополнительного образования;
-   внеклассной работы по предмету;
-  профессиональных проб;
- обучение педагог работе с одаренными детьми через курсы повышения квалификации, семинары, педсоветы, самообразование.
2 этап: основной 
- выявление одаренных детей на ранних этапах развития;
- организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- использование метода проектов;
- учет индивидуальных достижений обучающихся;
-  переход на систему портфолио;
-  проведение выставок детского творчества;
- обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий 
- создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
-  выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми».
- внедрение в практику работы  рейтинга учащихся.

Содержание программы:

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РК «Об образовании».
1.2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
1.3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.
1.5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми.
1.6. Совместная коррекционно-методическая работа учителей-предметников и  педагога-психолога.
1.7. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
1.8. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
1.9. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2. Организационная деятельность школы

2.1.  Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.
2.2. Организация методической работы с педколлективом, обеспечение учебно-методической литературой.
2.3. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, курсы, индивидуальные занятия) и внешкольного образования .

3. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

3.1. Рациональное наполнение школьного компонента учебного плана с учетом склонностей и запросов  учащихся через формирование факультативов, элективных курсов, кружков.
3.2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских  олимпиадах.
3.3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

4. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

4.1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.
4.2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
4.3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.