Методическая разработка Тема «Адаптация первоклассников к школьному обучению в условиях группы продлённого дня»
методическая разработка (1 класс) на тему

У каждого первоклассника адаптация в школе проходит индивидуально. Для первоклассников, посещающих группу продлённого дня адаптация более успешна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya2018.docx22.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №544 с углублённым изучением английского языка

Московского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Тема «Адаптация первоклассников к школьному обучению в условиях группы продлённого дня»

                                                              Разработала:

                                                              Воспитатель ГПД   

                                                              Кузьмина

                                                              Любовь Ильинична         

                                    Санкт-Петербург

                                        2018

         Проблема адаптации первоклассников к школьной жизни остаётся актуальной из года в год. Школа – это действительно принципиально новая для ребёнка среда. Когда необходима адаптация? Когда меняются условия среды. Адаптация – процесс привыкания, приспособление ребёнка к социальной среде школы.

      У каждого первоклассника адаптация в школе, конечно, проходит индивидуально. Адаптация социальная – процесс взаимодействия личности со средой социальной, включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение (преобразование) среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Одним из условий адаптации первоклассника в школе выступает отношение социальной среды ребёнка к его успехам и неудачам. Как помочь избежать непонимания? Как увлечь, заинтересовать? В течение учебного года учитель и воспитатель группы продлённого дня в тесном взаимодействии с каждым первоклассником будут оказывать помощь в решении психологических проблем социализации на начальном этапе сложного процесса получения знаний.

Для первоклассников, посещающих группу продлённого дня адаптация более успешна. Они быстро привыкают к режиму дня группы.  Ежедневное посещение столовой, пребывание на свежем воздухе, посещение кружков и факультативных  занятий, самоподготовка – активно вовлекают детей в ритм жизни школы.

С помощью игровых методов развивающего и  психокоррекционного характера воспитатель определит разумное сочетание игровой занимательности и серьёзности заданий и поможет первокласснику заниматься с интересом.

Игра – важнейшее средство включения детей в учебную деятельность, способ обеспечения эмоционального отклика  на воспитательное воздействие и создания нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

Воспитатель проводит в группе адаптационные занятия с первоклассниками.

Цель – создание социально-психологических условий для адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения, которые позволяют ребёнку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.

Задачи:

- Развитие у ребёнка навыков общения, необходимых для установления межличностных  отношений со сверстниками и педагогами;

- Развитие у ребёнка когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе;

- Формирование у учащихся  внутренней позиции школьника, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности;

- Оказание помощи учащимся в усвоении школьных правил.

Воспитатель проводит адаптационные занятия одновременно со всей группой, так как занятия направлены на знакомство, создание в группе дружеской атмосферы, взаимопонимания, взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом. Адаптационные занятия способствуют развитию эмоционально-волевой сферы, совершенствованию внимания, восприятия, памяти, воображения, процессов мышления, нравственных представлений. Такая форма работы позволяет выявить детей с личностными проблемами.

Продолжительность каждого занятия составляет не более 30 минут в зависимости от психологического состояния детей и сложности предлагаемых упражнений.

Игра «Рисуем фантастическое животное и даём ему название».

За 10 минут на листе А4 каждый рисует изображение с любой степенью художественности и называет его. С большим удивлением ребята узнают от воспитателя, что они нарисовали сами себя! Удивительную информацию получает и воспитатель, лучше понимая каждого школьника, его мироощущение, восприятие и воображение.

Задача воспитателя через ролевые игры и упражнения ввести детей в мир культуры, создать условия для становления у  них осознанного отношения и поведения. Именно в осознанности своей позиции, собственной оценки своего поведенческого шага начинается культура человека, как стиль его мышления, поведения, действия. В процессе игры легче усваиваются понятия, приобретаются навыки. Творческий подход к проведению занятий позволит использовать и придумывать игры на различные темы.

Начиная активно пользоваться правилами поведения в игре, учебной деятельности, в быту, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребёнку сознательно управлять своим поведением, эмоциями, самостоятельно их регулировать  в разных жизненных ситуациях.

В игре познаётся и приобретается социальный опыт взаимоотношений её участников, повышается мотивация к обучению. Кроме адаптационных занятий мы играем в игры, которые знакомы и интересны первоклассникам. Воспитатель является ведущим и одним из участников всех игр в группе продлённого дня.

К чему адаптируется первоклассник?  

Первоклассник адаптируется к школьному обучению.

Стадии:

  1. Первые 2 – 3 недели обучения получили название физиологической бури (паники).
  2. Неустойчивое приспособление 4 - 6 недель (настройка) режим школы ребёнком принят.

Уровни:

- физиологический (статическая нагрузка);

- психологический (обучение);

- социальный (отношения в новом коллективе).

Критерии успешной адаптации:

- стабильность эмоциональной сферы;

- удовлетворительный уровень усвоения программы;

- адекватные отношения с учителями и одноклассниками;

- сформированность внутренней позиции школьника к школьному обучению.

Школьные психологи проводят диагностику адаптации первоклассников через 2 -3 месяца после начала обучения.

Степени школьной адаптации:

  1. Ребёнок с высоким уровнем адаптации. Любит школу, горд, что теперь он ученик.
  2. Ребёнок со средним уровнем адаптации. При должном внимании со стороны учителя и родителей ребёнок хорошо учится (хочет делать всё правильно, радовать маму).
  3. Дети с низким уровнем адаптации. К школе относится негативно или равнодушно, трудно включается в общую деятельность, могут отвлекать других детей.
  4. Школьная дезадаптация (школьный невроз) – процесс привыкания к школе не состоялся.

Через 6 – 8 недель после начала обучения можно сделать первые выводы об эффективности процесса адаптации, обращаем внимание:

  1. На эмоциональный настрой ребёнка;
  2. На уровень усвоения школьной программы;
  3. На отношения ребёнка с учителями и одноклассниками;
  4. На развитость внутренней позиции школьника.

Неблагоприятные варианты адаптации.

Основная задача выявить причину. Обязательные пункты плана действий.

Действия педагогов:

  1. Индивидуальный подход к ребёнку;
  2. Помощь в преодолении трудностей;
  3.  Установление более тесного контакта.

Действия родителей:

  1. Изменить тактику воспитания, наказаний и поощрений;
  2. Дать больше самостоятельности в одном, больше помогать в другом;
  3. Обозначить темы разговоров и бесед с ребёнком.

Основные причины неуспешной адаптации – недостаточная готовность к школьному обучению. Проявления трудностей  школьной адаптации зависят от личности ребёнка и причин, по которым они возникли. Наиболее распространённые варианты – это реакция активного и пассивного протеста, тревожность и неуверенность в себе.

Помощь ребёнку должна быть комплексной и объединять усилия родителей, педагогов, психологов, при необходимости специалистов (логопед, дефектолог, нейропсихолог, невролог).

Пройдя успешно период адаптации, ребёнок получает возможности дальнейшего физического, интеллектуального, социального и личностного развития, активно используя те ресурсы и условия, которые предоставляет новая для него среда.

Успешный школьник – здоровый школьник.

Литература

  1. Модестова Т.В. Скоро в школу: Рекомендации родителям по выбору школы и решению проблем адаптации. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2014.
  2. Лепешова Е.  Я иду в школу: Что нужно знать родителям. – СПб.: Азбука, 2010.
  3. Адаптационные занятия с первоклассниками / авт.- сост. С.И. Тукачёва.- Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики. Сост. Шорина С.В. Методическое пособие. М.: ЦГЛ, 2005.
  5. Николаева С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: учеб.-метод. Пособие.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

  Адаптация- естественое  состояние человека, проявляющаяся к приспособлении  к новым условиям жизни ,  новой деятельности, к новым социальным контактам, новым социальным ролям.  От успешной  адапптац...

Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

ВведениеАдаптация - естественное состояние человека, проявляющаяся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значени...

Адаптация первоклассников к школьному обучению

Материал к выступлению на педагогическом совете...

ПРОГРАММА организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению.

Цель программы:создать психолого-педагогические условия,обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе....

Адаптация первоклассников к школьному обучению в условиях ФГОС.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значен...

ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...

Создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Создание психолого – педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению....