Адаптация первоклассников к школьному обучению в условиях ФГОС.
статья (1 класс) по теме

Бокучава Теона Тимуровна

  Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособ­лении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социаль­ным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в не­привычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельно­стью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №1»

Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Подготовила: учитель начальных классов Бокучава Т.Т.

Тема: Адаптация первоклассников к школьному обучению в условиях ФГОС.

Первоклашкам

Солнце сонно улыбается,
Ветер листьями шуршит.
И, волнуясь, собираются
Утром в школу малыши.

Бантики сверкают белые,
Еще новенький портфель,
Еще робкие, несмелые
Первоклашки входят в дверь.

Пожелаем вам в стремительной
Круговерти школьных дней
Интереснейших событий,
Добрых, преданных друзей,

Чтоб домашние задания.
Выполнялись точно в срок,
Чтобы с радостью, с желанием
Приходили на урок,

Чтобы поняли, что главное —
Не оценки, а умения,
Быстрый ум и сердце доброе.
Вам — удачи и терпения!

Ирина Асеева

  Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. В связи с введением новых стандартов проблема адаптации детей к школьной жизни стала наиболее актуальной, т.к. стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.       Поэтому в школе мы стараемся создать психолого-педагогических условия, которые обеспечивают благоприятное течение адаптации первоклассников:

  

¬    организация режима школьной жизни первоклассников;

¬    организация оздоровительно-профилактической работы;

¬    организация учебно-познавательной деятельности первоклассников в адаптационный период;

¬    организация внеурочной деятельности  первоклассников;

¬    изучение социально-психологической адаптации детей к школе.

Для лучшей адаптации детей в 1-х классах введен ступенчатый режим занятий с постепенным увеличением нагрузки. Форма проведения уроков чаще игровая. Физкультурные минутки проводятся двукратно: через 10-15 и 20-25 минут от начала урока. Со второго полугодия  установлены дополнительные каникулы в феврале сроком в течение одной недели.

После того как освоены основные правила работы в классе, первоклассники способны полностью сосредоточиться на освоении учебного содержания. Определение уровня готовности детей к школьному обучению помогает осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к адаптации учащихся в процессе всего периода обучения.

         Во время учебной деятельности для облегчения процесса адаптации учитываются особенности первоклассников. В уроке представляем несколько структурных элементов: оргмомент, актуализация знаний, постановка темы и цели урока, «открытие новых» знаний, первичное закрепление, контроль и самооценка, итог урока. Домашние задания в первом классе не задаются. Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классе осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС.

          На каждого ученика заведено портфолио с разделами: социально-личностное развитие, учебно-познавательное развитие, физическое развитие и здоровье, духовно-нравственное развитие. В них учитель отражает опыт деятельности в рамках определенной темы, учитывает результаты, достигнутые за определенный период времени для прогнозирования дальнейшей деятельности, отражает результаты деятельности учащихся.                 

         Внеурочная деятельность первоклассников организуется в соответствии с интересами и желаниями детей и их родителей.         

 Благодаря организованной деятельности, первоклассники испытывают меньше отрицательного воздействия учебного процесса, легче проходит

Очень важно помочь первоклассникам успешно преодолеть первые школьные трудности, стать более взрослыми и уверенными в себе.

         Таким образом, работа по созданию психолого-педагогических условий к обучению имеет широкий спектр мероприятий, которые обеспечат благоприятное течение приспособления первоклассников. Но в то же время говорить о конечном результате можно будет только в конце первого года обучения.