Конспект занятия во внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению в 1 дополнительном классе
классный час (1 класс) на тему

Ночевнова Валентина Тарасовна

 

 

Тема: «Юные знатоки природы»

Цель: способствовать формированию экологической культуры младших школьников.

 

Задачи:

- формировать познавательных интересов и отработка навыков коммуникативного поведения;

-корригировать эмоционально - волевой сферы;

-развивать индивидуальных способностей воспитанников;

-воспитывать бережного отношения к природе;

 

Объект и субъект исследования

Занятие внеурочной деятельности предназначено для учащихся 1 дополнительного класса, (вариант 7.2) с диагнозом ЗПР: выраженная ЗПР, цереброорганического генеза, смешанного генеза, ОНР – I, II, III уровня.

 

Планируемые  личностные результаты:

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной ;

- понимание и осознание  моральных норм и правил нравственного поведения.

 

 

 

 

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- принимает и сохраняет внеучебную задачу;
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-адекватно воспринимает предложения и оценку воспитателя, товарищей;
Познавательные:

- ориентируется в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

- строит речевое высказывание с позицией  передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Коммуникативные:

- владеет диалоговой формой речи;

 - формулирует собственное мнение и позицию;

 - договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование:    иллюстрации с изображением животных, растений, конверты с заданиями, картинки предметов сделанных человеком; листы белой бумаги, маркеры, конверты с заданием, использование ТСО

Форма работы: групповая, парная, индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия

I. Организационный момент

Звучит музыка Э. Грига «Утро в лесу»

-Посмотрите сколько гостей у нас сегодня.    Как вы думаете,  какое у них настроение?   Давайте подарим им на весь день свои улыбки и хорошее настроение.    (Дети дарят гостям солнышки)

 

II. Сообщение темы занятия  СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

Послушайте внимательно стихотворение.

Утро    И. Бунин
Светит в горы небо голубое,
Молодое утро сходит с гор.
Далеко внизу — кайма прибоя,
А за ней — сияющий простор.

С высоты к востоку смотрят горы,
Где за нежно-млечной синевой
Тают в море белые узоры
Отдалённой цепи снеговой.

И в дали, таинственной и зыбкой,
Из-за гор восходит солнца свет —
Точно горы светлою улыбкой
Отвечают братьям на привет.

 

- О чем это стихотворение? (О том, как наступает утро, оживает природа, просыпаются лес, река, птицы)

- Скажите , какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (Радость, нежность, хорошо на душе, приятно. весело)

-Молодцы! Вы очень хорошо поняли содержание и смысл этого стихотворения, я рада что вы внимательно слушали.

-Вы догадались о чем мы будем говорить   (о природе)

-Как вы думаете, что такое природа? (Лес а и реки, животные и птицы, цветы, реки моря, горы, воздух – все, что окружает нас)

-Правильно, все что окружает нас, -– все это наша природа. О ней мы сегодня и поговорим.

 

-А для чего вам нужно знать о природе? (чтобы знать о лесных жителях, птицах, растениях).

 

III. Работа по теме занятия

1. Постановка дидактической цели  перед воспитанниками в форме игровой задачи

Игра  формирующая навык выделения основных, характерных признаков предметов, сравнения и сопоставления их

- Начнем  нашу беседу с игры.

-Внимательно слушайте задания, чтобы у вас все получилось.

- Игра называется «Поможем нашим друзьям!»

Рассмотрите предметные картинки, находящиеся справа от вас. Теперь рассмотрим детали, лежащие слева от вас. Добавьте к картинкам те детали, которые, по-вашему, необходимы для жизни наших подопечных.

Предметные картинки                                        Недостающие детали

1. Муравьи под деревом                                       Муравейник

2. Птица держит в клюве веточки. перышки       Гнездо

3. Птенцы в гнезде                                                 Дерево

4. Пчела                                                                 Цветок

5. Белка на дереве                                                 Дупло

6. Медведь в спячке                                               Берлога

7. Снегири на ветке                                               Кормушка

8. Скворцы на дереве                                            Скворечник

7. Рыбы                                                                  Водоем

8. Рыбки аквариумные                                          Аквариум

9. Дети поливают цветы                                        Лейка

10. Дети сажают деревья                                       Лопата

Расскажите кому и как вы помогли?

Теперь вы знаете, что каждому живому существу необходимы определенные условия для жизни.

2. Постановка определенного сюжета игры

Игра, воспитывающая способность владеть собой, умение быстрой реакции на слово, смекалку, фонематический слух и др.

- Вы хотите стать «Юными знатоками »?

-Тогда вам предстоит пройти испытание, а я посмотрю, кто из вас самый сообразительный.

На доске расположены вряд семь цветков (ромашка, мак, роза, одуванчик, гвоздика. тюльпан, незабудка)

На обратной стороне каждого цветка – загадка.

Из  первых  букв  отгадки  составить  слово,  и  вы  узнаете  что будете  защищать  как  юные  знатоки.

В тёмном уголке живёт,

Тоненькую нить прядёт.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук)

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин —

Это спелый...(Апельсин)

Дышит, растет,

 А ходить не может. (Растение)

Осень, осень, грустные деньки,

Льют без перерыва серые ... (Дожди).

Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года - ... (Осень).

 

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной. (Радуга)

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его – (Индюк)

 

 

-Какое слово у нас получилось (ПРИРОДА)

-Вы будете бороться за звание  юных знатоков природы

3. Игра на формирование навыков выделения основных характерных признаков предметов, сравнения и сопоставления их

- О  природе  надо  заботиться  не  только  взрослым но  и  детям

-Рассмотрите  картинки  и  расскажите, что  на них изображено

 Каждому ребенку раздаю сюжетные картинки и две геометрические фигурки: квадрат синего цвета и треугольник красного цвета.

Картинки с сюжетами

-Дети подкармливают зимой птиц

-Дети стреляющие в птиц из рогатки.

-Девочка кормит белку из рук.

-Мальчик, отрывающий крылья у бабочки

-Дети разводят огонь в лесу

-Дети сажают деревья.

-Из трубы в речку льются отходы с завода.

-Вырубка леса.

-Дети лечат сломанное крыло у птицы.

       Дети по очереди встают и рассказывают, что изображено на их картинках.

 -Хорошо. Поднимите красный квадратик те, у кого нарисован сюжет, где люди помогают природе, берегут ее.

-Почему нужно подкармливать птиц зимой?

-Зачем люди разводят пчел?

-Как вы думаете, почему пчела считается полезным насекомым?

-Зачем нужно сажать деревья?

-Хорошо, молодцы! А теперь поднимите синий треугольник, те у кого нарисован сюжет, где люди наносят вред природе.

-Нравятся ли вам эти изображения?

-Почему нельзя истреблять птиц, насекомых? (птицы истребляют насекомых,  различных массовых вредителей культурных и ценных дикорастущих растений, насекомые-  уничтожают отходы павших животных,  опыляют цветущие растения)

-Если бы ты был директором завода, чтобы ты сделал чтобы не засорять реки?

-Что будет если вырубят все леса?   (На планете исчезнет воздух. Исчезнет все живое.)

4. Физминутка: «Изобрази животное»

На  один хлопок дети прыгают как лягушки.

На два хлопка как рак пятятся назад.

 На три хлопка  изображают цаплю, стоят на одной ноге.

5. Игра на развитие быстрой реакции на слово, смекалку, фонематический слух

–Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу.

Игра - «Если я приду в лесок».

-Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе говорим «нет»!

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

6. Игра на обобщение предметов по определенным существенным признакам

 Собери пазлы

- На столе у вас лежат конверты.. Собери картинку, отгадай животное или птицу, расскажи что ты знаешь об этом животном или птице. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)

IV. Рефлексия

-Вот и подошла к концу наша встреча.

-Вам понравилось занятие?

-Вы сегодня узнали что-то новое?

-У меня есть лепестки,  на них надо написать, что вам понравилось на занятии,  что узнали  нового . (дети пишут и собирают цветок).

-Как он называется? (ромашка)

-А на что она похожа? (на маленькое милое солнышко с белыми лучиками-лепестками

-Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» и награждаю вас заслуженными медалями. Я хочу, чтобы в ваших сердцах всегда жило тепло и добро. Берегите природу..!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._zanyatieyunye_znatoki_prirody.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия во внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению в 1 дополнительном  классе

Тема: «Юные знатоки природы»

Цель: способствовать формированию экологической культуры младших школьников.

Задачи:

- формировать познавательных интересов и отработка навыков коммуникативного поведения;

-корригировать эмоционально - волевой сферы;

-развивать индивидуальных способностей воспитанников;

-воспитывать бережного отношения к природе;

Объект и субъект исследования

Занятие внеурочной деятельности предназначено для учащихся 1 дополнительного класса, (вариант 7.2) с диагнозом ЗПР: выраженная ЗПР, цереброорганического генеза, смешанного генеза, ОНР – I, II, III уровня.

Планируемые  личностные результаты:

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной ;

- понимание и осознание  моральных норм и правил нравственного поведения.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- принимает и сохраняет внеучебную задачу;
- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-адекватно воспринимает предложения и оценку воспитателя, товарищей;
Познавательные:

- ориентируется в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

- строит речевое высказывание с позицией  передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Коммуникативные:

- владеет диалоговой формой речи;

 - формулирует собственное мнение и позицию;

 - договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности.

Оборудование:    иллюстрации с изображением животных, растений, конверты с заданиями, картинки предметов сделанных человеком; листы белой бумаги, маркеры, конверты с заданием, использование ТСО

Форма работы: групповая, парная, индивидуальная

Ход занятия

I. Организационный момент

Звучит музыка Э. Грига «Утро в лесу»

-Посмотрите сколько гостей у нас сегодня.    Как вы думаете,  какое у них настроение?   Давайте подарим им на весь день свои улыбки и хорошее настроение.    (Дети дарят гостям солнышки)

II. Сообщение темы занятия  СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА

Послушайте внимательно стихотворение.

Утро    И. Бунин
Светит в горы небо голубое,
Молодое утро сходит с гор.
Далеко внизу — кайма прибоя,
А за ней — сияющий простор.

С высоты к востоку смотрят горы,
Где за нежно-млечной синевой
Тают в море белые узоры
Отдалённой цепи снеговой.

И в дали, таинственной и зыбкой,
Из-за гор восходит солнца свет —
Точно горы светлою улыбкой
Отвечают братьям на привет.

- О чем это стихотворение? (О том, как наступает утро, оживает природа, просыпаются лес, река, птицы)

- Скажите , какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (Радость, нежность, хорошо на душе, приятно. весело)

-Молодцы! Вы очень хорошо поняли содержание и смысл этого стихотворения, я рада что вы внимательно слушали.

-Вы догадались о чем мы будем говорить   (о природе)

-Как вы думаете, что такое природа? (Лес а и реки, животные и птицы, цветы, реки моря, горы, воздух – все, что окружает нас)

-Правильно, все что окружает нас, -– все это наша природа. О ней мы сегодня и поговорим.

-А для чего вам нужно знать о природе? (чтобы знать о лесных жителях, птицах, растениях).

III. Работа по теме занятия

1. Постановка дидактической цели  перед воспитанниками в форме игровой задачи

Игра  формирующая навык выделения основных, характерных признаков предметов, сравнения и сопоставления их

- Начнем  нашу беседу с игры.

-Внимательно слушайте задания, чтобы у вас все получилось.

- Игра называется «Поможем нашим друзьям!»

Рассмотрите предметные картинки, находящиеся справа от вас. Теперь рассмотрим детали, лежащие слева от вас. Добавьте к картинкам те детали, которые, по-вашему, необходимы для жизни наших подопечных.

Предметные картинки        Недостающие детали

1. Муравьи под деревом        Муравейник

2. Птица держит в клюве веточки. перышки        Гнездо

3. Птенцы в гнезде        Дерево

4. Пчела        Цветок

5. Белка на дереве        Дупло

6. Медведь в спячке        Берлога

7. Снегири на ветке        Кормушка

8. Скворцы на дереве        Скворечник

7. Рыбы        Водоем

8. Рыбки аквариумные        Аквариум

9. Дети поливают цветы        Лейка

10. Дети сажают деревья        Лопата

Расскажите кому и как вы помогли?

Теперь вы знаете, что каждому живому существу необходимы определенные условия для жизни.

2. Постановка определенного сюжета игры

Игра, воспитывающая способность владеть собой, умение быстрой реакции на слово, смекалку, фонематический слух и др.

- Вы хотите стать «Юными знатоками »?

-Тогда вам предстоит пройти испытание, а я посмотрю, кто из вас самый сообразительный.

На доске расположены вряд семь цветков (ромашка, мак, роза, одуванчик, гвоздика. тюльпан, незабудка)

На обратной стороне каждого цветка – загадка.

Из  первых  букв  отгадки  составить  слово,  и  вы  узнаете  что будете  защищать  как  юные  знатоки.

В тёмном уголке живёт,

Тоненькую нить прядёт.

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался. (Паук)

С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нём полезный витамин —

Это спелый...(Апельсин)

Дышит, растет,

 А ходить не может. (Растение)

Осень, осень, грустные деньки,

Льют без перерыва серые ... (Дожди).

Лес разделся,

Неба просинь,

Это время года - ... (Осень).

Как над речкой, над рекой

Появился вдруг цветной

Чудо мостик подвесной. (Радуга)

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его – (Индюк)

-Какое слово у нас получилось (ПРИРОДА)

-Вы будете бороться за звание  юных знатоков природы

3. Игра на формирование навыков выделения основных характерных признаков предметов, сравнения и сопоставления их

- О  природе  надо  заботиться  не  только  взрослым но  и  детям

-Рассмотрите  картинки  и  расскажите, что  на них изображено

 Каждому ребенку раздаю сюжетные картинки и две геометрические фигурки: квадрат синего цвета и треугольник красного цвета.

Картинки с сюжетами

-Дети подкармливают зимой птиц

-Дети стреляющие в птиц из рогатки.

-Девочка кормит белку из рук.

-Мальчик, отрывающий крылья у бабочки

-Дети разводят огонь в лесу

-Дети сажают деревья.

-Из трубы в речку льются отходы с завода.

-Вырубка леса.

-Дети лечат сломанное крыло у птицы.

       Дети по очереди встают и рассказывают, что изображено на их картинках.

 -Хорошо. Поднимите красный квадратик те, у кого нарисован сюжет, где люди помогают природе, берегут ее.

-Почему нужно подкармливать птиц зимой?

-Зачем люди разводят пчел?

-Как вы думаете, почему пчела считается полезным насекомым?

-Зачем нужно сажать деревья?

-Хорошо, молодцы! А теперь поднимите синий треугольник, те у кого нарисован сюжет, где люди наносят вред природе.

-Нравятся ли вам эти изображения?

-Почему нельзя истреблять птиц, насекомых? (птицы истребляют насекомых,  различных массовых вредителей культурных и ценных дикорастущих растений, насекомые-  уничтожают отходы павших животных,  опыляют цветущие растения)

-Если бы ты был директором завода, чтобы ты сделал чтобы не засорять реки?

-Что будет если вырубят все леса?   (На планете исчезнет воздух. Исчезнет все живое.)

4. Физминутка: «Изобрази животное»

На  один хлопок дети прыгают как лягушки.

На два хлопка как рак пятятся назад.

 На три хлопка  изображают цаплю, стоят на одной ноге.

5. Игра на развитие быстрой реакции на слово, смекалку, фонематический слух

–Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу.

Игра - «Если я приду в лесок».

-Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе говорим «нет»!

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю, а убрать забуду? (нет)

Если мусор уберу, банку закопаю? (да)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)

6. Игра на обобщение предметов по определенным существенным признакам

 Собери пазлы

- На столе у вас лежат конверты.. Собери картинку, отгадай животное или птицу, расскажи что ты знаешь об этом животном или птице. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)

IV. Рефлексия

-Вот и подошла к концу наша встреча.

-Вам понравилось занятие?

-Вы сегодня узнали что-то новое?

-У меня есть лепестки,  на них надо написать, что вам понравилось на занятии,  что узнали  нового . (дети пишут и собирают цветок).

-Как он называется? (ромашка)

-А на что она похожа? (на маленькое милое солнышко с белыми лучиками-лепестками

-Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы. Я с радостью принимаю вас в «Клуб любителей природы» и награждаю вас заслуженными медалями. Я хочу, чтобы в ваших сердцах всегда жило тепло и добро. Берегите природу..!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

Рабочая программа образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.2 внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 «А» класса

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарт...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...

Внеурочная деятельность по духовно- нравственному направлению " Уроки нравственности"

Воспитание нравственных чувств и этического сознания  у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующ...

«Кулики – сороки» методическая разработка занятия внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Традиции и обряды моего народа» для обучающихся 2 классов

 Цель: Возвращение к истокам народных традиций. Осознать значимость праздника «Сороки». Дать детям представления о традициях старинного народного праздника «Сороки»...