Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. На занятиях  присутствует весь класс или группа учащихся 8-10 человек.

 

     Программа включает 135 занятий и рассчитана на четыре года обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_nravstvennosti.doc275.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №37 имени Новикова Гаврила Гавриловича»

«Принято»        «Утверждаю»

Руководитель        Директор

ШМО учителей        __________/                        /

_______/                       /        от «  »                 201 г.

Протокол №

от « »               201  г.

        

                


Программа курса

внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению

«Уроки нравственности»

для начальных классов общеобразовательных школ

        Составитель:

         

Кемерово

2013

Содержание

Пояснительная записка…………………...……………………..……………………………….………3

Общая характеристика курса..…………………………...………………………………………….…..4

Описание места курса «Уроки нравственности» в учебном плане…………………………….…..…4

Описание ценностных ориентиров содержания курса……………………………………….………..4

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса………………….……….5

Содержание программы для 1- 4 классов...…………………………………………………….………6

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ………………………………………………………………………………….………..10

Материально-техническое обеспечение программы……………..………...………………….……..13

Приложение 1……………………………………………………………………………………...……14

Пояснительная записка

     Программа курса внеурочной деятельности «Уроки нравствнности» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий (ФГОС, п. 19.5); и направлена на обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

      Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, долг, честь, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

      Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

     Актуальность программы определена тем, что одной их важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством.   Уровень нравственности человека отражается  в его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

     Реализация программы направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

     Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. На занятиях  присутствует весь класс или группа учащихся 8-10 человек.

     Программа включает 135 занятий и рассчитана на четыре года обучения.

     Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

     Задачи:

     1) сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;

     2) способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

     3) раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

     4) научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

     Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Специфика курса

      Программа нравственного образования в начальных классах имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями детей. Для младших школьников характерны такие качества как эмоциональность, преобладание наглядно-образного мышления, конкретность мировоззрения. Ребенку нужно присутствие старшего, его оценка и реакция. В связи с этим младшим школьникам необходимы следующие источники  познания:

      - детская художественная литература, в том числе фольклор;

      - материалы для внеклассной работы (программы воспитания);

      - все то, что наработано в процессе отбора содержания обучения педагогике, психологии, этике, эстетике, искусству;

      - народные традиции, обычаи, праздники, нравы, правила;

      - анализ типичных школьных ситуаций и обстоятельств, наблюдение за детьми, их общением, поведением, деятельностью.

    Занятия с младшими школьниками проводятся с яркой эмоциональной окраской, используются игровые элементы и ситуации, наглядность, известные детям художественные образы в искусстве и литературе. Необходимо широко использовать наглядные средства (художественные образы, живые примеры, ролевые игры, ручной труд). Художественное произведение открывает окно во внутренний мир человека, народная мудрость используется как обобщение, выраженное кратко и назидательно, как своеобразная формула нравственной нормы. Важно обеспечить активность учащихся: рисование, сочинение, отгадывание загадок, инсценирование, выполнение различных творческих работ, организация мастерских.  

Общая характеристика курса «Уроки нравственности»

      Программа «Уроки нравственности», нацеленная  на формирование и развитие нравственного сознания ребенка, является сквозной с 1 по 4 класс. Предполагается постепенное усложнение  материала. На каждом этапе определяются ключевые понятия, которые служат для учителя ориентиром в выборе методов работы. Все понятия логично связаны между собой. Повторение тематики  разделов из класса в класс позволяет раскрыть разные стороны нравственного явления, расширить и углубить его содержание, обеспечивает преемственность в нравственном развитии ученика. В 1 классе дети привыкают жить и учиться в соответствии  с правилами школьника, которые узнают от учителя. Он помогает понять их содержание и необходимость. Во 2 классе уделяется пристальное внимание социальной позиции ученика. Если раньше дети воспринимали ее на эмоциональном уровне, то теперь способны осознанно отнестись к ее социальной сущности. Доступный материал углубляет понимание существа нравственных явлений.В 3 классе дети особенно чутки к дружеским контактам. Мнение товарищей-одноклассников начинает соперничать с мнением учителя. Коллективное обсуждение позволяет продолжить работу над созданием общественного мнения. Здесь педагог ставит проблему нравственного выбора. В 4 классе в соответствии с интеллектуальным развитием школьников и их способностью к абстрагированию, а также на основе накопленных знаний о нравственности, формируются представления о мотивах поступков, решаются проблемы нравственного выбора на более высоком, обобщенном уровне, формируется образ собственного «Я».  

Описание места курса «Уроки нравственности» в учебном плане

      В соответствии с учебным планом предмет внеурочной деятельности «Уроки нравственности» изучается с 1 по 4 класс. Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 135 часов (33 недели в 1 классе и 34 недели во 2-4 классах по 1 часу в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания курса «Уроки нравственности»

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представления о вере, духовной культуре и светской этике.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, творчество и созидание, стремление к познанию и истине,    целеустремлённость  и настойчивость, бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: уважение к родителям, забота о старших и младших, здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

 освоения курса «Уроки нравственности»

      Личностные результаты:

      • сформированность у учащихся самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;

     • сформированность основ этических потребностей, ценностей и чувств.

     Метапредметные результаты:

     • готовность выпускника начальной школы конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон.

     Предметные результаты:

     • сформированность у учащихся первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, умение давать нравственную оценку поступков;

     • сформированность уважительного отношения к родному краю, своей семье, умения соблюдать элементарные правила нравственного поведения в мире людей и природы.

 Критерий

Показатель

Измеритель

Сформированность моральных норм  и правил поведения

Знает основные моральные нормы и правила поведения

Диагностика нравственной воспитанности:

- диагностика нравственной самооценки

- диагностика этики поведения

- диагностика отношения к жизненным ценностям

-диагностика нравственной мотивации

Наблюдения педагогов и родителей.

Соблюдает моральные нормы и правила поведения

Методика изучения уровня воспитанности

Наблюдения педагогов и родителей.

Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей

Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциальных и моральных норм, по Э. Туриэлю в модифыикации Е.А. Кургановой и О.А. Карабановой, 2004).

Наблюдения педагогов и родителей.

Содержание программы для 1- 4  классов

1 класс (33 часа)

Раздел I. Правила поведения в школе (6 часов)

Правила поведения на уроке и на перемене (2 часа)

Чтение учителем стихотворения С. Маршака «Что случилось нынче в школе» и Б. Заходера «Перемена». Беседа. Рисунок на тему: «Школа».

Правила поведения в столовой (1 час)

Обсуждение правил поведения в столовой. Презентация.

Правила поведения в библиотеке (1 час)

Определение правил поведения в библиотеке. Экскурсия в школьную библиотеку.

Правила поведения на школьном дворе (2 часа)

Учитель рассказывает о правилах поведения на школьном дворе. Презентация. Прогулка на школьном дворе.

Раздел II. О добром отношении к людям (10 часов)

Что такое «добро» и «зло» (2 час)

Беседа о добре и зле. Определить понятия. Просмотр мультфильма «Добро, зло и девочки». Обсуждение мультфильма.

«Ежели вы вежливы» (1 час)

С. Маршак «Ежели вы вежливы», обсуждение стихотворения.

Добрые и недобрые дела (2 часа)

Определить какие дела добрые, какие нет. Составить списки добрых дел.

Ты и твои друзья (3 часа)

Прослушивание песен о дружбе («От улыбки», «Вместе весело шагать», «Настоящий друг»). Рисунок «Мой друг». Презентация.

Помни о других – ты не один на свете (2 часа)

Учитель рассказывает что значит «Помнить о других». Беседа. Стихотворение «Фома» (обсуждение). Рассказ «Как Белочка Дятла спасла».

Раздел III. Как стать трудолюбивым (7 часов)

«Ученье  - свет, а неученье – тьма» (час)

Беседа о добросовестном отношении к учебе. Загадки. Стихотворение «Кот и лодыри». Обсуждение.

Как быть прилежным и старательным (2 часа)

Беседа. Формулирование правил, которые помогут стать более организованными. Прослушивание песни из кинофильма «Огни на реке» «Все сумею сделать». Стихотворение «Неумейка». Рассказ В. Осеева «Сыновья». Пословицы и поговорки.

Наш труд в классе (2 часа)

Беседа о труде. Пословица о труде. Собрать пословицу. Придумывание рассказа с одной из пословиц.

Мой труд каждый день дома (2 часа)

Что означает выражение «дом есть лицо хозяина». Что должны уметь дети, чтобы их дом был красивым? Назвать домашние дела. Игра «Вопрос-ответ».

Раздел IV. Правила опрятности и аккуратности (5 часов)

Культура внешнего вида (2 часа)

Рассказать детям, что называют культурой внешнего вида и одежды. Правила Мойдодыра. Культура одежды. Г. Остер «Советы наоборот» (совет 10).

Каждой вещи свое место (1 час)

Рисунок «Что где лежит». Стихотворение «Маша-растеряша». Обсуждение.

Умейте ценить свое и чужое время (2 часа)

Беседа о значении времени для человека. Правила точности и обязательности. Пословицы и поговорки. Игры.

Раздел V. Правила поведения на улице и дома (2 часа)

Как вести себя на улице и дома (2 часа)

Правила поведения. Рисунки на свободную тему. Презентация. Обсуждение. Игры на улице.

Раздел VI. Школьный этикет (3 часа)

Правила хорошего тона в школе (3 часа)

Как приветствовать людей и знакомиться с ними (знакомство с взрослыми и сверстниками). Л.Васильева-Гангнус «Советы по этикету». Правила знакомства и приветствия. Советы наоборот. Экзамен для вежливого человека. Итоги уроков нравственности.

2 класс (34 часа)

Раздел I. Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе) (6 часов).

Что такое школьная дисциплина? (2 часа)

Инсценировка начала урока. Основные правила поведения учащихся в школе. Закончи рассказ. Пословицы и поговорки. Чему учат в школе (песня) (Стихи Л/. Пляцковского, музыка В.Шаинского). Вопросы.

Люби книгу (2 часа)

Загадки. С. Маршак Книжка про книжки. Сочинение «Моя любимая книга».

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка (2 часа)

Рисунок «Классный кабинет моей мечты». Загадки. С.Маршак «Школьнику на память» (отрывок).

Раздел II.Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (12 часов)

Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь) (2 часа)

Что такое «внимательность» и «внимательность к окружающим». Работа с карточками. Тест.

Народная мудрость. Е.Благинина «Загадка».

Обязательность: дал слово — держи его (2 часа)

Прослушивание песни «С понедельника возьмусь» (Шаинский В., Энтин Ю.). «Две девочки» (Кхмерская сказка). Работа над содержанием пословиц.

Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении (3 часа)

Добро, доброта, доброжелательность – различие понятий. Тест – задания. Народная мудрость (пословицы). Инсценирование ситуаций.  Г.Мамлин «Федя в лифте». Обсуждение.

Поступки твои и других (их оценка) (2 часа)

 Определить правила «НЕ» и правила «ДА». Тесты-задания. Л.Толстой «Гуси и павлин (сказка)». Рисунок.

Правдивость, честность (2 часа)

Тесты-задания. Народная мудрость. Вопросы.

Раздел III. О трудолюбии (5 часов)

Правило «Учусь все делать сам» (2 часа)

«Что я делаю сам?» и «Что я мог бы делать сам?», беседа. А.Акима «Неумейка», обсуждение. Качества для выработки трудолюбия.

Помогаю другим своим трудом дома и в школе (2 часа)        

«Труд», «помощь другим», «взаимопомощь», различие понятий. Изготовлением детьми своими руками подарков мамам, папам, бабушкам и дедушкам. «Закончил дело — гуляй смело», обсуждение пословицы.

Что значит быть бережливым? (1 час)

«Бережливость — не скупость», обсуждение пословицы. Антонимы к слову «Бережливость».

Составление правил «НЕ». Как ты относишься к еде, особенно к хлебу? Вспомнить, какие пословицы и поговорки ты знаешь о хлебе. Объясни их смысл».

Раздел IV.  Культура внешнего вида (3 часа)

Как ты выполняешь правила личной гигиены (2 часа)

К личной гигиене относятся… (закончить предложения). Что нужно делать утром, и в каком порядке? Кто «собой людей смешит»? Почему? С. Маршак «Культура внешнего вида».

Одежду нужно беречь (1 час)

Сформулировать правила. Закончи предложения. Назвать, что сделано разумом и руками человека из окружающих в школе вещей. Перечислить профессии людей, которые нужны, чтобы эти вещи сделать.

Раздел V.  Внешкольный этикет (8 часов)

Правила поведения в кино, в театре, музее, на выставке (3 часа)

Беседа «как нужно относиться к людям, которые нас окружают». Правила поведения в театре (общие для всех зрителей). Правила поведения в кинотеатре. Правила поведения на выставке.                Григорий Остер Вредные советы Совет 2. В. Кузьмин «Ты пришел в театр...». Обсуждение. Тест.

Меня пригласили на день рождения (2 часа)

Какие чувства вызывает у тебя приглашение в гости? Правила поведения в гостях (формулируют дети, учитель помогает в случае необходимости). Тест-задания. Народная мудрость. Обсуждение.

Бережное отношение к природе (3 часа)

Просмотр фильма о природе. Обсуждение. Прогулка на улице. Игры на свежем воздухе.

                        

3 класс (34 часа)

Введение (1 час)

Мотив как отражение внутренней сути поступка — подведение детей к пониманию своей ответственности за выбор поступка. Нравственные качества как результат поведения согласно нравственным нормам.

Раздел I. Школьный этикет (правила поведения в школе) (7 часов)

Взаимопомощь: как ее организовать (2 часа)

Раскрыть конкретный смысл понятия «взаимопомощь в обучении», обращаясь к повседневной жизни коллектива класса, к примерам помощи детей друг другу в школе. Тесты-задания. С.Михалков «Толстый Жук» (вопросы, обсуждение). Аварская сказка. Рисунок.

Береги школьное имущество (2 часа)

Как связаны между собой школа, учение, книга? (обсуждение). Тесты-задания. Пословицы и поговорки. Чтение басни «Обиженная парта». Вопросы.

В какие игры и как мы играем (3 часа)

Обсуждение того, во что любят играть дети. Тесты-задания. Правила дружной игры. Народная мудрость. Игры. Правила игры.

Раздел II. Правила общения (взаимоотношений с другими людьми) (11 часов)

Точность: береги свое время и время других (2 часа)

«Береги свое время» (памятка). Работа по составлению режима дня. «Стихи о человеке и его часах» С. Баруздин. Обсуждение. Загадки.

Твоя речь: слово лечит, слово ранит (3 часа)

Что такое речь (рассказ учителя). Конкурс пословиц. Формулы приветствия. Притча о Великой силе огня». Инсценировка ситуаций. Хорошие и плохие слова. Советы по отказу от плохих и грубых слов.

«Умейте дружбой дорожить». Коллективизм (4 часа)

Обсуждение деловых качеств классного коллектива. Что такое сплоченность. Игры. Доверие. Открытость. Взаимопомощь. Презентация «Толерантность». Рисунки на тему» «Мой класс».

Что такое справедливость? (2 часа)

Презентация. Обсуждение. Инсценирование ситуаций.

Раздел III. О трудолюбии (7 часов)

«Труд кормит, а лень портит» (2 часа)

Беседа «Как вы помогаете взрослым и младшим». Список «Мои постоянные обязанности и дела дома», «Что я люблю и не люблю делать». Г.Мамлин «Сережа ищет карандаш». Обсуждение. Народная мудрость. Тесты-задания.

Организованность в труде (2 часа)

Разделите так, как делили работу (по В.Осеевой) (вопросы). И.Крылов Лебедь, Щука и Рак (басня). Обсуждение. Народная мудрость.

Кем хочу быть, почему? (3 часа)

Беседа «Какие профессии я знаю». Рассказ «Я мечтаю быть…». Рисунок. Сочинение «Профессия моих родителей».

Раздел IV.  Культура внешнего вида (2 часа)

Мой гардероб и уход за ним (1 час)

Что такое опрятность? (беседа). Правила личной гигиены.

Будничная и праздничная одежда (1 час)

Рисунок «Будничная и праздничная одежда», обсуждение.

Раздел V. Внешкольный этикет (6 часов)

У меня зазвонил телефон... (1 час)

Корней Чуковский «У меня зазвонил телефон», чтение по ролям. Правила общения по телефону в школе.

Правила поведения в гостях (2 часа)

Правила этикета в гостях. Как дарить и принимать подарок. Инсценирование ситуаций. Презентация. Обсуждение.

Я пишу письмо (1 час)

Письмо другу, учителю.

Природа и я — одна семья ( 2 часа)

Вопросы о природе. Шуточная мини-викторина. Стихотворение «Это называется природа» 
Михаила Пляцковского. Прогулка, игры на свежем воздухе.

 4 класс (34 часа)

Раздел I. Культура общения (9 часов)

Традиции общения в русской семье (2 часа)

Что такое традиция? Какие вы знаете традиции? Беседа. Чтение стихотворения «А дом заставленный добром, – еще не дом». Обсуждение. Работа с пословицами. Составление списка семейных традиций.

Культура общения в современной семье (1 час)

Особенности общения в семье. Обращение членов семьи друг к другу. Приветствие, прощание, благодарность в семье. Ласковые слова в семейном общении. Семейный разговор.

Культура спора (2 часа)

Что такое спор? Нужен ли спор? Правила спора. Инсценирование спора. провести спор  на тему: «У велосипеда бывают квадратные колеса».

Этикетные ситуации (2 часа)

Инсценирование этикетных ситуаций.

В мире мудрых мыслей (2 часа)

Мудрые мысли о человеке. О труде. О друзьях и дружбе. О нравственности. Рисунок на оин из афоризмов.

Раздел II. Самовоспитание (7 часов)

Познай самого себя (2 часа)

Знаете ли вы себя (тест). Азы правильного выбора. Что такое хорошо и что такое плохо. Что такое самооценка?

Самовоспитание (2 часа)

Что такое самовоспитание? Как вы занимаетесь самовоспитанием? Ваши результаты (мини-сочинение). Презентация. Игры.

Как я работаю над собой (2 часа)

Упражнение «Ассоциации». Методы самовоспитания. Составление режима дня. Формулы самовнушения.

О терпении (1 час)

Игра-путешествие «Сказочная дорога».

Раздел III. Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов)

Об источниках наших нравственных знаний (2 часа)

Чтение сказки «Гуси-лебеди», обсуждение. Просмотр сказки Снежная королева». Составление кроссворда.

Совесть – основа нравственности (2 часа)

Что такое совесть, обсуждение. Рисунок «Моя совесть». Словарная работа «стыд» и «совесть».

Чтение рассказа «Осколки в сердце». Игра «Чего надо стыдиться?».

Чем ты сильнее, тем будь добрее (1 час)

Что сильнее добро или зло? Как стать добрее? Добрые стихи и стихи о доброте.

Твоя малая родина (2 часа)

О Кемеровской области. Кроссворд. Презентация. Обсуждение.

«Мой первый друг, мой друг бесценный» (2 часа)

Что такое дружба. Рисунок «Лучший друг». Игры на сплочение.

Афоризмы о совести, родине, дружбе (1 час)

Презентация. Конкурс афоризмов.

Раздел IV. Искусство и нравственность (8 часов)

Нравственное содержание древних мифов (2 часа)

Мифы древней Греции. Чтение обсуждение.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев(1 час)

О характере Ильи Муромца. Илья Муромец – исторический портрет. Рисунок.

Положительные герои в былинах и сказках (1 час)

Герои русских народных сказок. Богатыри. Легенды. Былины.

Отрицательные герои в литературных произведениях (2 часа)

Составить список отрицательных героев. Отрицательные герои способны любить? Обсуждение. Рисунок.

Зло, как и добро, имеет своих героев (1 час)

Мой герой (рисунок и рассказ).

Обзор курса этики (1час)

Диагностика уровня воспитанности обучающихся.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Содержание  курса

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Правила поведения в школе

Правила поведения на уроке и на перемене

Правила поведения в столовой

Правила поведения в библиотеке

Правила поведения на школьном дворе

6

-

-

-

Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Восприятие правил поведения со слов учителя.

О добром отношении к людям

Что такое «добро» и «зло»

«Ежели вы вежливы»

Добрые и недобрые дела

Ты и твои друзья

Помни о других – ты не один на свет

10

-

-

-

Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Формирование способности к самооценке.

Как стать трудолюбивым

«Ученье  - свет, а неученье – тьма»

Как быть прилежным и старательным

Наш труд в классе

Мой труд каждый день дома

7

-

-

-

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

Развитие трудовых навыков

Правила опрятности и аккуратности

Культура внешнего вида

Каждой вещи свое место

Умейте ценить свое и чужое время

5

-

-

-

Развитие умения выглядеть опрятно и аккуратно.

Правила поведения на улице и дома

Как вести себя на улице и дома

2

-

-

-

Восприятие правил поведения со слов учителя.

Школьный этикет

Правила хорошего тона в школе

3

-

-

-

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

Что такое школьная дисциплина?

Люби книгу

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка

-

6

-

-

Осознание особенности позиции ученика.

Отреагирование своих чувств в отношении учителя.

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь)

Обязательность: дал слово — держи его

Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении

Поступки твои и других (их оценка)

Правдивость, честность

-

12

-

-

Осознание требований родителей, сопоставление их со своими возможностями и желаниями.

Обучение способам разрешения конфликтов с родителями.

Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к

старшим и младшим.

Формирование  представления о семейных ценностях.

О трудолюбии

Правило «Учусь все делать сам»

Помогаю другим своим трудом дома и в школе

Что значит быть бережливым?

-

5

-

-

Установление  дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Приобретения  умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество.

Культура внешнего вида

Как ты выполняешь правила личной гигиены

Одежду нужно беречь

-

3

-

-

Развитие умения учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной.

Развитие умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Внешкольный этикет.

Правила поведения в кино, в театре, музее, на выставке

Меня пригласили на день рождения

Бережное отношение к природе

-

8

-

-

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

Школьный этикет (правила поведения в школе)

Взаимопомощь: как ее организовать.

Береги школьное имущество.

В какие игры и как мы играем.

-

-

8

-

Осознание особенности позиции ученика.

Отреагирование своих чувств в отношении учителя.

Правила общения (взаимоотношений с другими людьми)

Точность: береги свое время и время других.

Твоя речь: слово лечит, слово ранит.

«Умейте дружбой дорожить». Коллективизм.

Что такое справедливость?

-

-

11

-

Формирование умения распределять время.

Формирование чувства коллективизма.

О трудолюбии

«Труд кормит, а лень портит».

Организованность в труде.  

Кем хочу быть, почему?

-

-

7

-

Приобретение  умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество.

Культура внешнего вида

Мой гардероб и уход за ним.

Будничная и праздничная одежда

-

-

2

-

Формирование навыка ухода за гардеробом.

Внешкольный этикет

У меня зазвонил телефон...

Правила поведения в гостях.

Я пишу письмо.

Природа и я – одна семья.

-

-

6

-

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля

Культура общения.

Традиции общения в русской семье.

Культура общения в современной семье.

Культура спора.

Этикетные ситуации.

В мире мудрых мыслей.

-

-

-

9

Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Формирование способности к самооценке.

Самовоспитание.

Познай самого себя.

Самовоспитание.

Как я работаю над собой.

О терпении.

-

-

-

7

Разработка режима дня, умения придерживаться его. Формирование навыков саморегуляции.

Общечеловеческие нормы нравственности.

Об источниках наших нравственных знаний.

Совесть – основа нравственности.

Чем ты сильнее, тем будь добрее.

Твоя малая родина.

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

Афоризмы о совести, родине, дружбе.

-

-

-

10

Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Искусство и нравственность.

Нравственное содержание древних мифов.

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

Положительные герои в былинах и сказках.

Отрицательные герои в литературных произведениях.

Зло, как и добро, имеет своих героев.

Обзор курса этики.

-

-

-

  8

Формирование позитивного отношения к действительности на основе поступков героев литературных произведений.

Описание материально-технического обеспечения

курса  «Уроки нравственности»

Книгопечатная продукция

1. И.Л. Смирнова Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности »для начальных классов общеобразовательных школ.

Технические средства обучения

1. Магнитофон

2. Компьютер

3. Мультимедийный проектор.

4. Фонотека (детское караоке – 1 диск).

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование 1 класс

№ урока

Тема

Кол-во занятий

Дата проведения

Тема 1. Правила поведения в школе

1

Правила поведения на уроке и на перемене

1

2

Правила поведения на уроке и на перемене

1

3

Правила поведения в столовой

1

4

Правила поведения в библиотеке

1

5

Правила поведения на школьном дворе

1

6

Правила поведения на школьном дворе

1

Тема 2. О добром отношении к людям

7

Что такое «добро» и «зло»

1

8

Что такое «добро» и «зло»

1

9

«Ежели вы вежливы»

1

10

Добрые и недобрые дела

1

11

Добрые и недобрые дела

1

12

Ты и твои друзья

1

13

Ты и твои друзья

1

14

Ты и твои друзья

1

15

Помни о других – ты не один на свет

1

16

Помни о других – ты не один на свет

1

Тема 3. Как стать трудолюбивым

17

«Ученье  - свет, а неученье – тьма»

1

18

Как быть прилежным и старательным

1

19

Как быть прилежным и старательным

1

20

Наш труд в классе

1

21

Наш труд в классе

1

22

Мой труд каждый день дома

1

23

Мой труд каждый день дома

1

Тема 4. Правила опрятности и аккуратности

24

Культура внешнего вида

1

25

Культура внешнего вида

1

26

Каждой вещи свое место

1

27

Умейте ценить свое и чужое время

1

28

Умейте ценить свое и чужое время

1

Тема 5. Правила поведения на улице и дома

29

Как вести себя на улице и дома

1

30

Как вести себя на улице и дома

1

Тема 6. Школьный этикет

31

Правила хорошего тона в школе

1

32

Правила хорошего тона в школе

1

33

Правила хорошего тона в школе

1

Календарно-тематическое планирование 2 класс

№ урока

Тема

Кол-во занятий

Дата проведения

Тема 1. Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе)

1

Что такое школьная дисциплина?

1

2

Что такое школьная дисциплина?

1

3

Люби книгу

1

4

Люби книгу

1

5

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка

1

6

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка

1

Тема 2. Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)

7

Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь)

1

8

Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь)

1

9

Обязательность: дал слово — держи его

1

10

Обязательность: дал слово — держи его

1

11

Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении

1

12

Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении

1

13

Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении

1

14

Поступки твои и других (их оценка)

1

15

Поступки твои и других (их оценка)

1

16

Правдивость, честность

1

17

Правдивость, честность

1

18

Правдивость, честность

1

Тема 3. О трудолюбии

19

Правило «Учусь все делать сам»

1

20

Правило «Учусь все делать сам»

1

21

Помогаю другим своим трудом дома и в школе

1

22

Помогаю другим своим трудом дома и в школе

1

23

Что значит быть бережливым?

1

Тема 4. Культура внешнего вида.

24

Как ты выполняешь правила личной гигиены

1

25

Как ты выполняешь правила личной гигиены

1

26

Одежду нужно беречь

1

Тема 5. Внешкольный этикет

27

Правила поведения в кино, в театре, музее, на выставке

1

28

Правила поведения в кино, в театре, музее, на выставке

1

29

Правила поведения в кино, в театре, музее, на выставке

  1

30

Меня пригласили на день рождения

1

31

Меня пригласили на день рождения

1

32

Бережное отношение к природе

1

33

Бережное отношение к природе

1

34

Бережное отношение к природе

1

Календарно-тематическое планирование 3 класс

№ урока

Тема

Кол-во занятий

Дата проведения

Тема 1. Школьный этикет (правила поведения в школе)

1

Введение

1

2

Что такое школьная дисциплина?

1

3

Что такое школьная дисциплина?

1

4

Люби книгу

1

5

Люби книгу

1

6

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка

1

7

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка

1

8

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка

1

Тема 2. Правила общения (взаимоотношений с другими людьми)

9

Точность: береги свое время и время других.

1

10

Точность: береги свое время и время других.

1

11

Твоя речь: слово лечит, слово ранит.

1

12

Твоя речь: слово лечит, слово ранит.

1

13

Твоя речь: слово лечит, слово ранит.

1

14

«Умейте дружбой дорожить». Коллективизм.

15

«Умейте дружбой дорожить». Коллективизм.

1

16

«Умейте дружбой дорожить». Коллективизм.

1

17

«Умейте дружбой дорожить». Коллективизм.

1

18

Что такое справедливость?

1

19

Что такое справедливость?

1

Тема 3. О трудолюбии

20

«Труд кормит, а лень портит».

1

21

«Труд кормит, а лень портит».

1

22

Организованность в труде.  

1

23

Организованность в труде.  

1

24

Кем хочу быть, почему?

1

25

Кем хочу быть, почему?

1

26

Кем хочу быть, почему?

Тема 4. Культура внешнего вида

27

Мой гардероб и уход за ним.

1

28

Будничная и праздничная одежда.

1

Тема 5. Внешкольный этикет

29

У меня зазвонил телефон...

1

30

Правила поведения в гостях.

1

31

Правила поведения в гостях.

1

32

Я пишу письмо.

1

33

Правила поведения в гостях.

1

34

Природа и я — одна семья

1

Календарно-тематическое планирование 4 класс

№ урока

Тема

Кол-во занятий

Дата проведения

Тема 1. Культура общения

1

Традиции общения в русской семье.

1

2

Традиции общения в русской семье.

1

3

Культура общения в современной семье.

1

4

Культура спора.

1

5

Культура спора.

1

6

Этикетные ситуации.

1

7

Этикетные ситуации.

1

8

В мире мудрых мыслей

1

9

В мире мудрых мыслей

1

Тема 2. Самовоспитание

10

Познай самого себя.

1

11

Познай самого себя.

1

12

Самовоспитание.

1

13

Самовоспитание.

1

14

Как я работаю над собой.

1

15

Как я работаю над собой.

1

16

О терпении.

1

Тема 3. Общечеловеческие нормы нравственности

17

Об источниках наших нравственных знаний.

1

18

Об источниках наших нравственных знаний.

1

19

Совесть – основа нравственности.

1

20

Совесть – основа нравственности.

1

21

Чем ты сильнее, тем будь добрее.

1

22

Твоя малая родина.

1

23

Твоя малая родина.

1

24

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

1

25

«Мой первый друг, мой друг бесценный».

1

26

Афоризмы о совести, родине, дружбе.

1

Тема 4. Искусство и нравственность

27

Нравственное содержание древних мифов.

1

28

Нравственное содержание древних мифов.

1

29

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

30

Положительные герои в былинах и сказках.

1

31

Отрицательные герои в литературных произведениях.

1

32

Отрицательные герои в литературных произведениях.

1

33

Зло, как и добро, имеет своих героев.

1

34

Обзор курса этики.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности обучающихся духовно-нравственного направления театрально-фольклорная студия «Ладушки» (на 2 года)

Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном у...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Дорогою добра" для 3 класса

Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра" для 3 класса. Программа содержит 4 раздела: "Правила общения", "Этика отношений в коллективе", "Школьный этикет", "Доброе слово, что ясный день"....

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов

                    Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению для обучающихся 1-4 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Юный пешеход» для начальных классов общеобразовательных школ

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Юный пешеход» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы на...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Арт – студии «Цветик – семицветик» для учащихся 1 – 2 классов общеобразовательных школ.

          В настоящее время возникает необходимость в поиске новых способов защиты личности школьника от негативного воздействия окружающей действительности. Различные ...