Программа курса внеурочной деятельности обучающихся духовно-нравственного направления театрально-фольклорная студия «Ладушки» (на 2 года)
рабочая программа по теме

Голдина Лилия Вильевна

 

Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.

Образовательная программа «Ладушки» реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.

         Народное театральное искусство  отличается оригинальными  условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям.

Актуальность программы обусловлена  потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

- в приобщении детей к истокам родной культуры  и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России.

- в  воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию -  к толерантности;

- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.

Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralnyy_kruzhok_ladushki.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Основная общеобразовательная школа № 15» г. Миасса

456305, ул. Осипенко, 2;  Телефон: (3513) 56-65-93;    
E-mail:
s15_miass_edu@mail.ru 

Согласовано__________2011г.                                                                          Утверждаю_____________2011г.      

Заместитель директора по ВР                                                                           Директор МКОУ  «ООШ №15»

_____________ Н.В.Яхутина                                                                             __________________Е.А.Чешуина

ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности обучающихся

духовно-нравственного направления

театрально-фольклорная студия «Ладушки»

Срок реализации – 2 года

Возрастная категория – 1-4 класс

Автор: Голдина Лилия Вильевна

учитель начальных классов

высшей категории

МКОУ «ООШ №15»

Миасский городской округ

Пояснительная записка

Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.

Образовательная программа «Ладушки» реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.

         Народное театральное искусство  отличается оригинальными  условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям.

Актуальность программы обусловлена  потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

- в приобщении детей к истокам родной культуры  и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России.

- в  воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию -  к толерантности;

- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.

Новизна  данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

1.Определение видов    организации деятельности учащихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

                                                        Цель и задачи программы

Цель: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края и театральные постановки.

Задачи:

образовательные: 

- дать детям представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,

- обеспечить знание традиционного русского,  музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

воспитательные: 

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

развивающие:

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

- формировать навыки пения, пения в движении (хороводы), навыки сценического мастерства.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

            

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, в осознанном желании служить Отечеству.

     Ценность искусства и литературы-  как способ  познания красоты, гармонии, духовного мира человека, нравственного выбора, смысла жизни, эстетического развития человека

Предполагаемые результаты  реализации программы

учащиеся  должны знать: 

- основные праздники народного календаря;

- заклички, песни, игры, поговорки, пословицы, загадки, шутки, небылицы, частушки, скоморошины;

учащиеся  должны уметь: 

- исполнять песни, выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;

- выразительно декламировать;

- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра. Важными составляющими группы определен личностно-ориентированный подход (основной, поскольку речь идет о креативности каждого ее участника), ценностно-коммуникативный (т.к. без общения группа невозможна) и предметный (речь идет о литературном творчестве).

Так как программа является развивающей, она не предполагает зачетно - экзаменационной системы контроля за результатами образования.    Предполагаемые результаты обучения - успехи, достигнутые учениками.  Дополнительные показатели – результаты участия ребят в школьных и городских концертах, конкурсах, фестивалях.


Учебно-тематический план занятий по программе «Ладушки»

Рассчитан на 34 учебных часов (1 час в неделю)

1-й год обучения

№ п/п

Тема

Всего

1.

Введение

1

2.

«Приметы и календарь»

2

3.

«Осень, осень, в гости просим»

5

4.

«Хрустальный звон зимы»

8

5.

«Февраль – вьюговей»

5

6.

«Весна – всему году ключ»

6

7.

Май – лошадку запрягай»

6

8.

Заключение

1

 

Итого

34

Содержание программы

1. Введение (1 ч)

Цель и задачи  кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала.

2. «Приметы и календарь» (2 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях.

Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки.

3. «Осень, осень, в гости просим» (5 ч)

Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь -  «Октябрь - свадебник», день Сергия Радонежского, «Покров»- покровские ярмарки.

Устный фольклор:  осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.

Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки.

Музыкально- фольклорные игры: «Похороны мух и тараканов»

Театрализация: праздник «Господин урожай»

4. «Хрустальный звон зимы» (8 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь -  «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания), Январь -  «Рождество», «Крещение», синичкины именины.

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, сказка «Старик и дерево», игра «Пошел козел в огород».

Музыкальный фольклор: песни «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила»

Музыкально- фольклорные игры: «Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.

Театрализация: «Святочные вечера».

5. «Февраль - вьюговей» (5ч)

Народный календарь:  продолжение знакомства с  зимними праздниками, обычаями, обрядами. Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы).

Устный фольклор: колядки, былички, загадки.

Музыкальный фольклор: «Ой ты, зимушка - сударушка», «Блины».

 Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».

Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».

6. «Весна  - всему году ключ» (6 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Март -  «Сороки» (ожидание весны), Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне, сказки, заклички. 

Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «Маки-маковочки.

Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет», «Вербохлест», «Катание яиц».

Театрализация: праздник «Веселые потешки»

7. «Май – лошадку запрягай» (6 ч)

Народный календарь: Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.

Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».

Театрализация: «Весенний Никола гонит всех на поле».

8. Заключение (1 ч)

Посиделки.  Исполнение  любимых песен, игр, хороводов.

№ п/п

Тема

Всего

1.

«Без труда жить – только небо коптить»

3

2.

«Работать артелью – быть веселью»

6

3.

«Пророк Наум наставляет на ум»

3

4.

«Рукодельные вечера»

7

5.

«Работе – время, потехе - час»

5

6.

«Хлеб – всему голова»

4

7.

«Доброта теплого лета»

5

8.

Заключение

1

 

Итого

34

2-й год обучения

Рассчитан на 34 учебных часов (1 час в неделю)

Содержание программы

  1. «Без труда жить – только небо коптить» (3 ч)

Кто на свете самый главный? – беседы о труде, беседы о том, как люди создают книги.

Устный фольклор: Мудрость и красота пословиц

  1. «Работать артелью – быть веселью» (6 ч)

Народный календарь: о посиделках, праздник «Никита Репорез», супрядки.

Устный фольклор: приметы, песни, посиделочные переговорки, посиделочные частушки, загадки.

Театрализация: «Секреты здоровья»

  1.  «Пророк Наум наставляет на ум» (3 ч)

Народный календарь: 14 декабря (1 декабря)  День Наума Грамотника, новогодние праздники

Устный фольклор:  святки, сочельник, Рождество.

Музыкальный фольклор: новогодние песни, хороводы, подарки.

Народное творчество: изготовление новогодних подарков.

Театрализация: «Колядки».

  1. «Рукодельные вечера» (7ч)

Народное творчество: ткачество, вышивка, вязанье; поэзия народного костюма

Устный фольклор: загадки

Музыкальный фольклор: частушки

  1.  «Работе – время, потехе - час» (5ч)

Народный календарь:   «Масленица», Пасха.

Устный фольклор: колядки, игры.

Музыкальный фольклор: песня на Масленицу, на Пасху

Народное творчество: глиняная игрушка

 Театрализация: «Гуси-лебеди» (пасхальная сказка)

  1. «Хлеб – всему голова» (4 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах.

Устный фольклор: заклички, приметы. 

Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «А мы просо сеяли.

  1. «Доброта теплого лета» (5 ч)

Народный календарь: Май – месяц трав, май – душа трав, что такое народная медицина (лекарственные травы)

Устный фольклор: приметы, загадки.

Театрализация: «Праздник солнца»

8. Заключение (1 ч)

Посиделки.  Исполнение  любимых песен, игр, хороводов

Поурочное  планирование материала (1-й год обучения)

Тема

Количество часов

Понятия, деятельность

Примечание

1

Введение

1

Цель и задачи  кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала.

2

Приметы и календарь

2

теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях

«Осень, осень, в гости просим» (5 ч)

3

Праздники и приметы сентября

Песни во славу осени

2

осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки

песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки

4

День Сергия Радонежского

1

 Приметы, загадки про капусту

5

Покров-батюшка землю кроет то листиком, то снежком.

1

 посиделки

6

Праздник «Вот какой огород»

1

спектакль

Провели открытое занятие для учителей школы

«Хрустальный звон зимы» (8 ч)

7

Какие имена – такие и праздники

 Ноябрь – ворота зимы.

3

Кукольный спектакль

«Подарок для мамы» (на День Матери)

8

Синичкины именины

2

Изготовление кормушек

9

Январь – зимы государь

2

Зимние посиделки, игры

12

«Святочные вечера»

1

Беседа о святках

«Февраль - вьюговей» (5ч)

13

Власьевская неделя

3

Понятия: «зимник, студень, стужайло, снежань», приметы

14

Февральские былички

1

15

Масленица

1

Рассказ о Масленице

«Весна  - всему году ключ» (6 ч)

16

«Сороки» (ожидание весны)

2

Понятия «протальник, зимобор, водотёк». Весеннее новогодье. Закличка весны.

Приняли участие в городском конкурсе театрализаций (дипломанты)

17

Благовещенье – третья встреча весны.

1

Разучивание народных игр «Как на улице воробышек гуляет»

18

«Вербное воскресенье»

1

Игра «Вербохлест»

19

Пасха

1

Игры «Катание яиц»

20

«Веселые потешки»

1

Игровая программа

«Май – лошадку запрягай» (6 ч)

21

Май - «Зеленая неделя»

2

Обряд «Завивание березки»

22

Егорьев день, Никола весенний.

3

Приметы, игры

23

«Весенний Никола гонит всех на поле».

1

беседа

Заключение (1 ч)


Поурочное  планирование материала (2-й год обучения)

Тема

Количество часов

Понятия, деятельность

Примечание

«Без труда жить – только небо коптить» (3ч)

1

Кто на свете самый главный?

1

беседы о труде, беседы о том, как люди создают книги.

2

Мудрость и красота пословиц

2

Оформление альбома с пословицами о труде

«Работать артелью – быть веселью» (6 ч)

3

О посиделках

3

Посиделки, посиделочные переговорки, посиделочные частушки

4

Праздник «Никита Репорез»

1

 Беседа о том, как рубили капусту

5

Супрядки

1

Что делали на посиделках-супрядках

6

«Секреты здоровья»

1

спектакль

«Пророк Наум наставляет на ум» (3 ч)

7

14 декабря (1 декабря)  День Наума Грамотника. Святки. Сочельник. Рождество

1

Беседа о празднике

Беседа о святках

8

Кто такой дед Мороз?

1

Изготовление подарков

9

«Колядки»

1

Фольклорная игра

«Рукодельные вечера» (7ч)

10

Ткачество

2

История ткачества. Мини-проекты на тему «История ткачества» (1 группа)

11

Вышивка

2

Из истории вышивки. Мини-проекты на тему «История вышивки» (2 группа)

12

Вязанье

2

Из истории вязанья. Мини-проекты на тему «История кружева» (3 группа)

13

Поэзия народного костюма

1

Виды орнамента

«Работе – время, потехе - час» (5ч)

14

Праздник «Масленица».

1

Беседа о празднике, разучивание песни на масленицу.

Игра «Башмачник», «Иголку искать»

15

Глиняные игрушки

2

Из истории глиняной игрушки, изготовление игрушки

16

Пасха

1

Роспись пасхального яйца (писанки)

17

«Гуси-лебеди»

1

Спектакль (пасхальная сказка)

«Хлеб – всему голова» (4 ч)

18

Господь повелел от земли кормиться

2

теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах.

19

История известной песни

1

песни-хороводы «А мы просо сеяли»

20

Хочешь знать про лето – запоминай приметы

1

беседа

«Доброта теплого лета» (5 ч)

21

Май – месяц трав, май – душа трав.

2

Песни про май

22

Что такое народная медицина?

2

Беседа о лекарственных травах

23

«Праздник солнца»

1

спектакль

Заключение (1 ч)

Результаты обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные

Коммуникативные

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- осознание своей этнической принадлежности;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- положительная мотивация и познавательный интерес к изучению народного творчества;

- способность к самооценке;

- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Познавательные 

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

- установление причинно-следственных связей;


Регулятивные

- использовать речь для регуляции своего действия;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Узнают:

  1. необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами картинками, пальчиковыми и перчаточными куклами;
  2. о способах  кукловождения кукол этих систем;
  3. о сценической речи;

- о декорациях к спектаклю;

Научатся:

-   работать с куклами изученных систем при показе спектакля;

  1. импровизировать;
  2.  работать в группе, в коллективе.
  3.  выступать перед публикой, зрителями.

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Методическое обеспечение программы

     Одним из непременных условий успешной реализации студии является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания  условий для самореализации детей используется:

  1. включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
  2. создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
  3. моральное поощрение инициативы и творчества;
  4. продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
  5. регулирование активности и отдыха (расслабления).

     На занятиях широко применяются:

  1. словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
  2. метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;
  3. наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);
  4. работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

Используемая литература

  1. Агапова, И.А. Праздники в начальной школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – 4-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 144с.: ил.
  2. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – Спб.: «Паритет», 2006. – 160 с.
  3. Лазарев, А. И. Народоведение 2 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 1997. – 192с.: илл.
  4. Лазарев, А. И. Народоведение 3 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 2000. – 224с.: илл.
  5. Праздничный веселый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Дорогою добра" для 3 класса

Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра" для 3 класса. Программа содержит 4 раздела: "Правила общения", "Этика отношений в коллективе", "Школьный этикет", "Доброе слово, что ясный день"....

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов

                    Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению для обучающихся 1-4 классов...

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «ОРЛЁНОК»

Программа внеурочной деятельности разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов    участников образовательного процесса и направлен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки» (духовно - нравственное) 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Истоки»(духовно - нравственное)  4 класс...