Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Дорогою добра" для 3 класса
    рабочая программа (3 класс) на тему

    Явонова Наталья Александровна

    Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра" для 3 класса. Программа содержит 4 раздела: "Правила общения", "Этика отношений в коллективе", "Школьный этикет", "Доброе слово, что ясный день".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа внеурочной деятельности по

    духовно-нравственному направлению для учащихся з класса

    «Дорогою добра»

                                                     Автор-составитель:

    Явонова Наталья Александровна,

                                                                  учитель начальных классов

                                                              ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки

    2014 г.

    Программа внеурочной деятельности для учащихся 3 класса

    «Дорогою добра»

      Автор программы: Явонова Наталья Александровна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки Самарской области.

    Планирование составлено на основе:  

    1. «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»./М-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2011г.
    2. « Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методический конструктор».: в 2-х частях, под редакцией А.Я. Данилюка./ М.: Просвещение, 2011г.
    3. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»./А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2011г.

    Пояснительная записка

         В последнее время повсюду в обществе продолжает нарастать недоброжелательность и напряженность в социальной среде. Наше общество уже почувствовало потребность в культуре общения. Недоброжелательность, агрессивность все больше распространяется в детской среде. Духовно-нравственное воспитание детей – дело большой социальной значимости. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть ребенок, его мировосприятие, отношение к самому к себе, окружающим людям, к природе.

         Основной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный образовательный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане  образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.

         Воспитание на основе вечных, истинных ценностей – не только и не столько педагогическая проблема, это проблема развития всего общества.

    Однако базовые ценности личности закладываются именно в детстве в процессе воспитания и образования.

         Необходимость культурно-нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. В начальной школе культурно-нравственное воспитание актуально само по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. И чем раньше начинается культурно-нравственное обучение ребенка, тем больше у них возможности для прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями.

        Коммуникативная компетенция учащихся предполагает умение решать средствами языка задачи общения в коммуникативно-речевых ситуациях (знакомство, приветствие, обращение, согласие, утешение, извинение, просьба, совет, отказ, комплимент), типичных для их деятельности.

         Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контактов между собеседниками, поддержанию общения в тональности доброжелательности, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между детьми. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.               Основная цель – формирование у детей культурно-нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания. Преодоление и предупреждение социально – эмоциональных проблем обучающихся.

         Задачи:

    1. развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
    2. воспитание толерантности на основе получения знаний о традициях и культуре России и других стран;
    3. познакомить с формулами речевого этикета (благодарность, прощание, приветствие, извинение, комплимент, утешение и т. д.);
    4. предоставить возможность ребенку проявить себя и свое отношение  к окружающему миру;
    5. прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству;
    6. уметь использовать культурную речь в собственной речи в соответствии с ситуациями общения;
    7. выявлять случаи проявления агрессивного поведения, обсуждать их, предупреждать его тяжелые последствия.

    Общая характеристика.

          Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности факультативного курса «Дорогою добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. 

         Для достижения поставленных задач могут быть использованы следующие формы организации деятельности:

         -  игровая;

        - познавательная;

         - конкурсы;

         - сюжетно – ролевые игры;

         - диалог;

         - экскурсия;

         - просмотр мультфильмов;

         - посещение библиотеки.

                              Место предмета в учебном плане.

    «Дорогою добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитана на 32 часа  – 1час в неделю.

          Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идет к следующей логике:

     - Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Дорогою добра».

         При освоении материалов программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сочувствия, сопереживания, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием сказок, пословиц о добре, учении, труде, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям, животным, к окружающему миру. Система вопросов и заданий, носящих диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями. Обсуждение пословиц, сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – все это нацелено на воспитание этических представлений обучаемых (понятие добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.  Для овладения метапредметными результатами (обобщение, анализ, сравнение, синтез, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся задания, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся.

         В целях формирования УУД в коллективных обсуждениях, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Зачем?.. Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т.е. работать в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения.

         Работа в библиотеке и использование художественной литературы помогает ученикам учиться использовать различные способы поиска информации в интернете, в библиотеке. Тематические задания позволят учащимся научиться работать в библиотеке и интернете с целью решения информационных и коммуникативных задач.

             В результате реализации  программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

    • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
    • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
    • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
    • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
    • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
    • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

    Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы  ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки.

    Программа состоит из 4 разделов:

    • Правила общения
    • Этика отношений в коллективе
    • Школьный этикет
    • Доброе слово, что ясный день

    Содержание программы «Дорогою добра» 3 класс

    Раздел 1. Правила общения (8 часов)

         Тема 1. Узнай себя.

         Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.

         Тема 2. Слова приветствия

         Приветствие как установление контакта общающихся. Подтверждение людьми своего знакомства и выражение желания продолжать его. Работа в парах.

         Тема 3. Толерантность

     Беседа. Объяснение смысла высказывания: «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет культуры войны  к культуре мира».

         Тема 4. Веселые правила хорошего тона.

         Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками.

         Тема 5. Дружим с добрыми словами.

         Идет работа по «превращению» слов. Зависть заменяется доброжелательностью, расположенностью, жадность – щедростью и т.д.

         Тема 6. Умеем общаться.

         Чтобы быть приятным окружающим и себе, надо соблюдать правила общения. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: считаться с желанием другого, уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, уступать ему.

         Тема 7. Слово утешает.

         Структура утешения. Способ выражения в зависимости от того, кто, кому в какой обстановке говорит: стараясь преуменьшить неудачу: Это пустяки!, Ничего страшного и т.д.

         Тема 8. Обращение к собеседнику.

         Основная функция обращения – привлечение внимания, призывы собеседника. Обращение к незнакомому в ситуации нейтрального, обиходно-делового общения на улице, в магазине, транспорте.

         Раздел 2. Этика отношений в коллективе. (8 часов)

         Тема 9. Мы идем в гости.

         Культура речи, главным понятием которой является «норма». Благоприятный климат общения. Определение понятий «этика», «речевой этикет», установление взаимосвязи между этими понятиями.

         Тема 10. Подари дело и слово доброе.

         Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил.

         Тема 11. Подарок коллективу.

         Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: стихотворение, песенку, открытку сделанную своими руками и т.д.

         Тема 12. Каждый интересен.

         Дети говорят сидящему (по очереди), чем он им интересен. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.

         Тема 13. Будем знакомы.

         Знакомство как средство установлений связей между собеседниками. При содействии третьего лица – знакомство через посредника. Социальная роль собеседника и его относительные признаки в сравнении с собственными признаками говорящего: моложе он, старше или равен, общественное положение.

         Тема 14. Когда рядом много людей.

         Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: в магазине, на улице и т.д.

         Тема 15. Чтобы быть коллективом.

         Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость в коллективе тоже общая.

         Тема 16. Коллектив начинает меняться.

         Как жить в коллективе, будучи очень разными? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Что считать хорошим в коллективе, что плохим.

    Раздел 3. Школьный этикет. (8 часов)

         Тема 17.Школьные правила этикета.

         Разыгрывание сценок-миниатюр поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение на уроке, в столовой.

         Тема 18. Простые правила этикета.

         Беседа. Решение задач по культуре поведения в школе.

         Тема 19. Если радость на всех одна.

         Правила для класса. «Уважаешь человека, уважаешь себя».

         Тема 20. Мой класс – мои верные друзья.

         Работа в парах. Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».

         Тема 21. О дружбе мальчиков и девочек.

         Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надежный человек».

         Тема 22. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

         Разговор доброжелательности и равноправии в классе. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того не делай сам». Изготовление значков вежливости. Работа в группах.

         Тема 23. Делу – время, потехе – час.

         Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе – час». Выставка значков для школы вежливости.

         Тема 24. Вот школа, дом, где мы живем.

         Разбор этикетных ситуаций в форме «Дискуссия». Формулирование правил этикета в школе.

    Раздел 4. Доброе слово, что ясный день.

         Тема 25. Отворите волшебные двери добра и доверия.

         Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее.

         Тема 26. Хорошие песни к добру ведут.

         Дети поют песни о добре. Просмотр добрых мультфильмов.

         Тема 27. Любим добрые поступки.

         Учимся видеть добрые поступки вокруг. Просмотр мультфильма «Кот Леопольд». Разучивание песни кота Леопольда.

         Тема 28. Добрым жить на белом свете радостно.

         Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Беседа о доброте и смелости.

         Тема 29. Тепло родного дома.

         Тепло дома должно согревать всех его обитателей.

         Тема 30. Как решать семейные проблемы.

    Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не было крика, чтобы не произошла ссора, чтобы нравилось быть дома.

         Тема 31-32. Доброта что солнце.

         Итоговое занятие. Дети подводят итоги. Игры. Песни. Чаепитие.

    Тематическое планирование

                                                        3 класс

    Название темы

    Кол-во часов

    Форма деятельности

    Правила общения. 8ч.

    1

    Узнай себя

    1

    Путешествие в сказку. Игра

    2

    Слова приветствия

    1

    Познавательная беседа. Конкурсы

    3

    Толерантность

    1

    Беседа.

    4

    Веселые правила хорошего тона.

    1

    Познавательная беседа.

    Ролевые игры. Практическое занятие на улице.

    5

    Дружим с добрыми словами

    1

    Игра. Познавательная беседа

    6

    Умеем общаться

    1

    Рассказ. Беседа. Игра

    7

    Слово утешает

    1

    Познавательная беседа

    8

    Обращение к собеседнику

    1

    Беседа. Решение задач

    Этика отношений в коллективе. 8ч.

        9

    Мы идем в гости

    1

    Ответы на вопросы. Игра

    10

    Подари дело и слово доброе

    1

    Путешествие в сказку

    11

    Подарок коллективу

    1

    Урок - сюрприз

    12

    Каждый интересен

    1

    Познавательная беседа. Игра

    13

    Будем знакомы

    1

    Познавательная беседа. Игра.

    14

    Когда рядом много людей

    1

    Познавательная беседа.

    Ролевые игры. Практическое занятие в столовой.

    15

    Чтобы быть коллективом

    1

    Познавательная беседа.

    16

    Коллектив начинает меняться

    1

    Беседа.

    Школьный этикет. 8ч.

    17

    Школьные правила этикета

    1

    Познавательная беседа. Игра.

     Инсценирование. Работа в группах.

    18

    Простые правила этикета

    1

    Беседа. Решение задач.

    19

    Если радость на всех одна

    1

    Познавательная беседа. Игра. Работа в группах.

    20

    Мой класс – мои верные друзья

    1

    Познавательная беседа. Игра. Работа в парах.

    21

    О дружбе мальчиков и девочек

    1

    Познавательная беседа. Работа с таблицами.

    22

    Чего в другом не любишь, того и сам не делай

    1

    Работа в группах. Беседа. Изготовление  значков

    23

    Делу – время, потехе – час.

    1

      Работа с пословицами. Работа в группах.

    24

    Вот школа, дом, где мы живем.

    1

    Сценки-миниатюры.

    Доброе слово, что ясный день. 8ч.

    25

    Отворите волшебные двери добра и доверия.

    1

    Познавательная беседа. Игра.

    26

    Хорошие песни к добру ведут.

    1

    Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильмов.

    27

    Любим добрые поступки.

    1

    Познавательная беседа. Разучивание песни.

    28

    Добрым жить на белом свете радостно.

    1

    Путешествие в сказку. Конкурсы.

    29

    Тепло родного дома.

    1

    Познавательная беседа.

    30

    Как решать семейные проблемы.

    1

    Беседа. Игра.

    31-32

    Доброта, что солнце.

    2

    Игры. Песни. Чаепитие.

         

         

         

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа курса внеурочной деятельности обучающихся духовно-нравственного направления театрально-фольклорная студия «Ладушки» (на 2 года)

    Ценностная  ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном у...

    Методическая разработка "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса «Я – гражданин и патриот России»"

    В данной публикации представлена РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для 1 класса  «Я – гражданин и патриот России». Разработа программа в соответ...

    Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов

                        Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному  направлению для обучающихся 1-4 классов...

    Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

    Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

    Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «ОРЛЁНОК»

    Программа внеурочной деятельности разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов    участников образовательного процесса и направлен...