Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ступеньки» Духовно – нравственное направлние для 2 - 4 класса
календарно-тематическое планирование по орксэ (2, 3, 4 класс)

Соломатина Светлана Александровна

         Программа имеет три основных на­правления, которые присутствуют в каждом году обучения, уг­лубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями детей. Таким образом, учебно-воспитательный процесс идет концентрически.

1-е направление - знакомство с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотноше­ниями православных людей.

2-е направление - показ воплощения нравственного идеала Православия на примере жизненного подвига конкретных лю­дей.

3-е направление - нравоучительное чтение и беседы на ма­териале близких детям жизненных ситуаций.

      Особое внимание в программе уделено развитию и обога­щению речевой культуры детей. Этому способствует введение в речь учащихся церковно-славянских слов и оборотов, которые стали основой формирования литературного русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шишовская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании ШМО

учителей начальных классов

протокол №1 от 29.08.2018г

Руководитель ШМО

_______________Соломатина С.А.

    Принята

педагогическим советом

МБОУ Шишовская СОШ

протокол №1  от 31.08.2018 г

«Утверждаю»

        Приказ от 03.09.2018 г № 32 /13

Директор МБОУ Шишовская СОШ

______________Ковалёв А.Н.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Ступеньки»

Духовно – нравственное направлние

для 2 - 4 класса

на 2018-2019  уч.год

Составитель:

учитель начальных классов

МБОУ Шишовская СОШ

Соломатина С.А.

с.Шишовка

2018 г

1.Пояснительная записка.

Нормативно-правовая и документальная основа

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009 года);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009г. № 373» (редакция от 22.09.2011г № 2357;  от 18.12.2012 г №1060)
  • Приложение к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 № 6975-06о/07 «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования»;
  • Постановление Главного Государственного Санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;
  • Приложение к письму Министерства образования Московской области от 27.07.2011 № 6975-06о/07 «Методические  материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего образования».
  • Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы

     религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

  •  Информационное письмо министерство образования и науки РФ от 31 марта 2015 г. N 08-461

  «О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ»

Источник программы:

  Настоящая рабочая программа внеурочного курса  Основы православной культуры «Ступеньки» составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12. 2001года ,  разработанной  Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном.

Программа составлена из расчёта 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

2.  Результаты освоения курса.


Личностные результаты:

Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы;

  • Быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
  • Демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
  • Осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
  • Уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки;
  • Терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
  • Действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;
  • Выглядеть опрятно и аккуратно;
  • Осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.

Метапредметные результаты:

  • иметь представление о разных способах отражения прекрасного (слово, краски, звуки); о храме как особом месте, посвященном Богу; о сотворении мира в трактовке Библии;
  • иметь первоначальную базу для формирования таких духовно-нравственных понятий как «благочестие», «грех», «красота», «послушание», «благодарность», «ответственность»;
  • иметь представление об историческом содержании основных христианских праздников (Благовещение, Рождество Христово, Крещение, Пасха), знать наиболее распространенные церковные и народные традиции, связанные с этими праздниками;
  • различать «доброе» и «злое»;

иметь опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;

Дети должны усвоить:

  • Основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)
  • Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)
  • Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность)

3. Содержание курса

Основные разделы программы

 раздела

Разделы

Кол-во

часов

1

Человек и окружающий мир

2

2

Праздники и обычаи моего народа.

9

3

Храни душу свою.

7

4

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

3

5

Знания и труд всё перетрут

3

6

Их почитает мой народ.

7

7

Святыни моего народа

2

Итоговое занятие

1

Всего

 

34

Описание разделов курса

№ п/п

Тема

Содержание занятия

  1. Раздел. Человек и окружающий мир    ( 2 ч )

1

Принести другому радость.

Сказка  Г.-Х. Андерсена "Пятеро из одного стручка". Чтение и беседа о прочитанном. Пять жизненных дорог. Подлинные герои сказки. Любовь к ближнему. Счастье человека зависит от счастья других людей. Рассказ о добром поступке.

Пословицы о любви.

2

«Добро творить –

себя веселить».

Доброта истинная

 и ложная. Как их отличить.

  "Добро творить - себя веселить".

Доброта истинная и ложная. Как их отличить. Коллективное сочинение сказки о добром

деле в Рождественскую ночь. Место действия, портреты героев, события, вывод.

   2.  Раздел. Праздники и обычаи моего народа (9 ч.)

1

Золотая осень – золотой праздник. Рождество Пресвятой Богородицы.

Почему на Руси 21 сентября праздновался как день Матери. Народные обычаи, связанные с этим праздником. Чтение стихов о маме (по выбору учителя).

Облик женщины на Руси (культура одежды и поведения). Женское рукоделие (вологодские и елецкие кружева).

Подготовка к домашнему сочинению «Моя милая мама» .

Новые слова: Благодатная, благодать, серафим,  херувим.

2

Под покровом любви. Покров Пресвятой Богородицы.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Чувство защищенности, уверенности, общей радости. Отношение к дарам земли: заготовка яблок и другие труды накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Чтение отрывка из романа И.С.Шмелева  "Лето Господне"(35, с. 73-76). Беседа о прочитанном. Семейные отношения в романе: нежность к новорожденной девочке.

Новое слово: омофор.

3

Родная земля и ее Заступница. Что такое Отечество. Государственные праздники: День единения и согласия.

Что такое Отечество. Имя нашей Родины. Государственные символы: гимн России. Государственные праздники: День единения и согласия.

Рассказ о Казанской иконе Божией Матери – святыне русского народа. Особо чтимые на Руси иконы. Храмы в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанский храм в г. Воронеже. Чувства верующих, переданные в стихотворении А. Майкова "В храме"

Работа с тетрадью: чтение и перевод с церковно-славянского языка надписей на иконах.

Новые слова: риза, благоговение.

4

Праздник девочек. Смысл праздника Введения Богородицы во храм.

Смысл праздника Введения Богородицы во храм и народные

обычаи, связанные с ним. Значение ступеней храма. Жизнь Пресвятой Богородицы в храме. Женское рукоделие (вышивка).

Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова "Молитва".

Объяснение его содержания. Работа с тетрадью: перевод церковно-славянского текста.

5

        Посещение Никольского Храма. Поздравление прихожан с престольным праздником.

        

Посещение Никольского Храма. Выступление детей на тематической линейке в школе с рассказом о святителе Николае Чудотворце.

6

О чём возвестила звезда? Значение праздника Рождества Христова и народные обычаи, связанные с ним.         

Рождество Христово. История праздника и народные обычаи,

связанные с ним.

Чтение отрывка из романа И.С. Шмелева "Лето Господне". Радость ожидания, чистота и строгость накануне праздника.

Чтение стихов о Рождестве (по выбору учителя).

7

Широкая масленица. Народные обычаи, связанные с масленицей.

Народные обычаи, связанные с масленицей. Чтение отрывка из

книги И. С. Шмелева "Лето Господне" Беседа о прочитанном. Стремление к покаянию - одна из основных

нравственных черт православного народа. Культура трапезы.

Новые слова: говение,  благовест, трапеза.

8

Любимый праздник моего народа – Пасха Христова.

Значение праздника как дня всеобщей любви и примирения.

Значение праздника как дня всеобщей любви и примирения.

Народные обычаи, связанные с праздником Пасхи.

Чтение рассказа А. Севастьянова "Враги" , отрывка из романа И.С. Шмелева "Лето Господне",  рассказа В.А. Никифорова-Волгина "Светлая заутреня" .

Беседа о прочитанном. Стихотворения о Пасхе (по выбору учителя).

Новое слово: плащаница, тропарь.

9

Народная память. Радоница. Обычай поминовения усопших.

 Народная память. Радоница.

Обычай поминовения усопших. Связь живых и мертвых. Родительские субботы и Радоница. Милостыня и добрые дела. Чтение рассказа В.А. Никифорова-Волгина «Радуница. Беседа о прочитанном.   Новые слова: успение, усопший, Радоница.

  1. Раздел.  Храни душу свою. (7 ч.)

1

Зло и добро в душе человека.

Противопоставление плохих и хороших качеств человека.

Сказка "Волшебные цветы» . Чтение и беседа о прочитанном.

Непослушание и своеволие рождают плохие качества в душе человека. Противопоставление плохих и хороших качеств человека. Что нужно сделать, чтобы хороших черт характера стало больше.

Мини-сочинение «Что я хотел бы исправить в своем характере»

2

Человек живет для добра.

А.Куприн "Чудесный доктор".

Чтение и беседа о прочитанном. Великодушие доктора, совершившего добрый поступок.

Пословицы о милосердии.

Новые слова: милосердие, милостыня.

3

Бедность и богатство.

Отношение народа к материальным благам, выраженное в пословицах и сказках (« Мороз Иванович» , «Двенадцать месяцев» ,

«Аленький цветочек» ).

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» . Почему старуха осталась у разбитого корыта? Как она должна была поступить? Кто вам больше нравится: старуха или старик? Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?  Пословицы о богатстве.

Работа с тетрадью: чтение и перевод церковно-славянского текста.

Новое слово: сребролюбие.

4

Гордость – дружбе помеха.

Что такое настоящая дружба, чем она проверяется.

Рассказ "Наследство". Чтение и беседа о прочитанном.

Пословицы о дружбе.   Новое слово: гордыня.

5

Храни душу свою.

Путь исправления дурного поступка на материале сказки

К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Путь исправления дурного поступка на материале сказки

К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Ступени спасения. Раскаяние лечит душу.

Пословицы о покаянии.

Новые слова: покаяние, искупление,  лествица..

6

О красоте внутренней и внешней. Притча "Ожерелье Марии"

Притча "Ожерелье Марии".  Чтение и беседа  о прочитанном.  Любовь, кротость, послушание и трудолюбие - лучшие украшения человека.

Пословицы о красоте душевной. Примеры красивых людей.

Воскрешение Лазаря.   Новое слово: Воскрешение Лазаря.

7

Жизнь, отданная за людей.

Чтение сказки С. Лагерлёф «Красношейка» и беседа о прочитанном.

Стихотворение Я. Полонского "Пасхальные вести".   Новые слова: Голгофа, распятие.

  1.  Раздел. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает. (3 ч.)

1

О почитании родителей. Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья.

Раскрыть понятия «почитание», «уважение» Сформировать представления о духовных составляющих христианской семьи.   Познакомить с истинным чувством любви, как важным составляющим счастливых семейных отношений.

Познакомить с жизнью святых мучениц Веры, Надежды, Любви и Софии;

Углубить понимание значения лучших человеческих качеств;

Раскрыть значение веры, надежды, любви в отношениях.

2

Святость семьи и родного очага.

Родительский дом – начало начал. Культура отношений в семье.

Пример дочерней преданности в сказке "Великодушная дочь"

Вера, Надежда, Любовь как пример преданности и послушания.

Родословное дерево.    Новые слова: почитание, родословное дерево.

3

Братская любовь крепче каменных стен. Об отношении братьев и сестёр в семье.

Об отношении братьев и сестер в семье. Рассказы детей о своих

близких. Крепость братской любви на примере подвига святых

мучеников Зиновия и Зиновии.

Пословицы и загадки о братьях и сестрах, о родном доме.    Новое слово: месяцеслов.

  1.  Раздел. Знания и труд всё перетрут  (3 ч.)

1

Семена добра и правды.

Притча о сеятеле и семенах. Сравнение засеянного поля  cо школой: поле-душа, семена-знания.

О совершенстве природы, ее красоте и гармонии, о человеке как

венце творения и его отношении к миру. О знаниях, преобразующих душу.

Притча о сеятеле и семенах. Сравнение засеянного поля cо школой: поле-душа, семена-знания. Присказка о пустом и спелом колосе.

Повторение изученного во 2 классе (о православных праздниках,

церковно-славянском языке).   Загадки о знаниях, книгах, словах.

Новое слово: притча.

2

Что ты знаешь о своём имени? Самые распространённые имена на Руси.

Рассказы детей о значении их имен. Почему нельзя человеку давать прозвища.

Самые распространенные имена на Руси. Как давались имена.

Что значит « славное имя», «известное имя» .

Рассказ ожитии великомученицы Екатерины.

Работа в тетради: церковно-славянское написание имен.

Новые слова: житие, великомученица.

3

Человек славен трудом. Мир рукотворный.  Труд кормит и воспитывает.

Мир рукотворный. Труд кормит и воспитывает. Труд земле-

дельца. Хлеб – всему голова. Труд физический и умственный.

Труд души. Коллективный труд. Народное творчество: зодчество, игрушка, роспись.

Рассказы детей о труде своих родителей и о своем труде.

Песни и пословицы о труде. Новое слово: артель,  собор.

  1.  Раздел.  Их почитает мой народ. (7 ч.)

1

Императрица Александра Фёдоровна Романова-организатор благотворительных акций в России. Акция  «Белый цветок»

Рассказ о Александре Фёдоровне Романова, как организаторе благотворительных акций в России. Акция  «Белый цветок» смысл и значение акции во всём мире.

2

Народный заступник. Рассказ о житии преп. Сергия Радонежского.

Рассказ о жизни преподобного Сергия Радонежского. Что значит

«преподобный». Кротость, любовь, мудрость, верность - черты

народного нравственного идеала, воплощенные в личности и жизни преп. Сергия Радонежского. Отношение будущего святого к родителям.

Работа с тетрадью: чтение и перевод с церковно-славянского языка тропаря преп. Сергию Радонежскому.    Новые слова:, таинств о, преподобный..

3

Святой Митрофан Воронежский – небесный покровитель города

Воронежа и всех жителей Воронежской области.

Святой Митрофан Воронежский – небесный покровитель города

Воронежа и всех жителей Воронежской  области.

Жизнь святого Митрофана Воронежского.

Его мудрость, верность, мужество, милосердие, сострадание. Завещание святителя Митрофана.

Места г. Воронежа, связанные с именем святителя Митрофана

Воронежского. Мощи святителя.

Новые слова: мощи, святитель, рака.

4

Кто скрывается под маской Санта Клауса.

О добре, самоотверженности и мужестве святителя Николая

(эпизоды его жизни).

О добре, самоотверженности и мужестве святителя Николая

(эпизоды его жизни).

Рассказ-быль "По молитве матери".

Храмы на Руси в честь святителя Николая.

Новые слова: чудотворец.

5

О мужестве и славе. Подвиг русских воинов, защищавших Родину.

Подвиг русских воинов, защищавших Родину.  А.В. Суворов,

Ф.Ф. Ушаков, Г. Жуков. Песни Великой Отечественной войны.

Чтение стихов о героях Великой Отечественной войны  (по усмотрению  учителя).

6

Герои наших дней.

Подвиг воина Евгения Родионова. Вера и Отечество.

Подвиг воина Евгения Родионова. Вера и Отечество.

Пословицы о родине, Отечестве, вере.

Работа с тетрадью: чтение и перевод церковно-славянского текста.

7

Молнии слов светозарных.

Викторина о церковнославянском языке и создателях славян-

ской азбуки святых равноапостольных Мефодии и Кирилле.

Викторина о церковнославянском языке и создателях славян-

ской азбуки святых равноапостольных Мефодии и Кирилле.

Работа с тетрадью: чтение текста на церковнославянском языке.

Словарная работа: примеры соответствий в русском и церковно-славянском

7.  Раздел. Святыни моего народа (2ч.)

1

Библия – главная книга человека.

Библия – главная книга человека. Библия как книга истории мира и людей, как учебник жизни человека. История ее создания, ее составные части. Евангелие. Евангелисты. Библия и ее герои. Отличия Библии от сказок и мифов. Чему учит Библия. Как познакомились с ней наши предки. Библия и язык. Церковно-славянский язык: основные правила чтения (повторение).

Новые слова: евангелист, завет.

2

Рассказ о Казанской иконе Божией Матери – святыне русского народа. Особо чтимые на Руси иконы. Чем отличается икона от портрета?

Рассказ о Казанской иконе Божией Матери – святыне русского

народа. Особо чтимые на Руси иконы. Храмы в честь Казанской

иконы Божией Матери. Казанский храм в г. Воронеже.

Чувства верующих, переданные в стихотворении А. Майкова "В храме"

Работа с тетрадью: чтение и перевод с церковно-славянского языка надписей на иконах.

Новые слова: риза, благоговение.

Итоговое занятие (1 ч.)

1

Итоговое занятие

 Защита проектов или

   возможна поездка по святым местам.

Формы и виды организации внеурочной деятельности.  

Виды

  1. познавательная деятельность;
  2. проблемно-ценностное общение;
  3. художественное творчество;
  4. трудовая деятельность;

Формы экскурсии.  олимпиады, конкурсы, постановки, репетиции, выступления, проектно-исследовательскую деятельность, общественно-полезные практики, беседы,  чтения.                                                  

4. Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Дата

по плану

Дата

по

факту

1

Семена добра и правды. Притча о сеятеле и семенах. Сравнение засеянного поля  cо школой: поле-душа, семена-знания.

2

Императрица Александра Фёдоровна Романова-организатор благотворительных акций в России. Акция  «Белый цветок»

3

Библия – главная книга человека.

4

Золотая осень – золотой праздник. Рождество Пресвятой Богородицы.

5

О почитании родителей. Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья.

6

Святость семьи и родного очага.

7

Народный заступник. Рассказ о житии преп. Сергия Радонежского.

8

Под покровом любви. Покров Пресвятой Богородицы.

9

Братская любовь крепче каменных стен. Об отношении братьев и сестёр в семье.

10

Родная земля и ее Заступница. Что такое Отечество. Государственные праздники: День единения и согласия.

11

Рассказ о Казанской иконе Божией Матери – святыне русского народа. Особо чтимые на Руси иконы. Чем отличается икона от портрета?

12

Принести другому радость.

13

Что ты знаешь о своём имени? Самые распространённые имена на Руси.

14

Зло и добро в душе человека.

Противопоставление плохих и хороших качеств человека.

15

Праздник девочек. Смысл праздника Введения Богородицы во храм.

16

Святой Митрофан Воронежский – небесный покровитель города

Воронежа и всех жителей Воронежской области.

17

Кто скрывается под маской Санта Клауса.

О добре, самоотверженности и мужестве святителя Николая (эпизоды его жизни).

18

Посещение Никольского Храма. Поздравление прихожан с престольным праздником.

19

О чём возвестила звезда? Значение праздника Рождества Христова и народные обычаи, связанные с ним.

20

Человек живет для добра.

21

"Добро творить - себя веселить".

Доброта истинная и ложная. Как их отличить.

22

Бедность и богатство.

23

Гордость – дружбе помеха.

24

Человек славен трудом. Мир рукотворный.  Труд кормит и воспитывает.

25

Широкая масленица. Народные обычаи, связанные с масленицей.

26

Храни душу свою.

Путь исправления дурного поступка на материале сказки

К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"

27

О красоте внутренней и внешней. Притча "Ожерелье Марии"

28

Жизнь, отданная за людей.

29

Любимый праздник моего народа – Пасха Христова.

Значение праздника как дня всеобщей любви и примирения.

30

Народная память. Радоница. Обычай поминовения усопших.

31

О мужестве и славе. Подвиг русских воинов, защищавших Родину.

32

Герои наших дней.

Подвиг воина Евгения Родионова. Вера и Отечество.

33

Молнии слов светозарных.

Викторина о церковнославянском языке и создателях славянской азбуки святых равноапостольных Мефодии  и Кирилле.

34

Итоговый урок

Итого

Перечень учебно-методического обеспечения

 Учебно-методический комплект включает: 

  1. Дорофеева Т.В. Основы православной культуры. 3 класс (2-й год обучения): Методическое пособие/ Т. В. Дорофеева, Л. И. Романова. Переиздание. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009 г.
  2. Хрестоматия по курсу «Основы православной культуры». Для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2007 г.
  3. Рабочая тетрадь «Основы православной культуры» 3 класс. Т.В.Дорофеева. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Дорогою добра" для 3 класса

Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра" для 3 класса. Программа содержит 4 раздела: "Правила общения", "Этика отношений в коллективе", "Школьный этикет", "Доброе слово, что ясный день"....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «ОРЛЁНОК»

Программа внеурочной деятельности разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов    участников образовательного процесса и направлен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки» (духовно - нравственное) 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Истоки»(духовно - нравственное)  4 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление: Духовно-нравственное «Разговоры о важном»

Данная работа рассматривает важную тему духовно-нравственного развития детей. Программа которой направлена на:− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;− формирование ...