Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Родничок"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Дарган Нина Викторовна

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prognramma_rodnichok.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Данная программа представляет собой вариант организации  внеурочной деятельности младших школьников по «Духовно-нравственному» направлению. Форма организации внеурочной деятельности – клуб.

        Детский патриотический клуб «Родничок» МБОУ СОШ № 4 – добровольная, общественная организация для детей и взрослых  создается в соответствии  с Конституцией, Федеральным законом «О государственной поддержке  молодежных и детских общественных объединений», «Конвенцией о правах ребенка», Федеральным государственным стандартом начального образования, областными и районными законодательными актами, образовательной программой школы.

Программа является блочно-модульной. Состоит из 5 блоков, разбитых по  содержанию и 9 автономных модулей .

Программа  предполагает  проведение  регулярных еженедельных занятий со школьниками так и возможность организовывать занятия «интенсивами» (экскурсии, походы, праздники).

Каждый из модулей предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности младших школьников и  направлен на  решение своих педагогических задач.  Виды и направления внеурочной  деятельности:

Модули.

  1. Игровая деятельность.
  2. Познавательная деятельность.
  3. Проблемно-ценностная деятельность.
  4. Досугово – развлекательная деятельность.
  5. Художественное творчество.
  6. Социальное творчество
  7. Трудовая деятельность.
  8. Спортивно – оздоровительная деятельность
  9. Туристско – краеведческая  деятельность.

Блочный материал  подается спиралевидно.  Во всех возрастных группах (1-4 классах) изучаются темы (блоки):

  1. «Кто я? Какой я?».
  2. «Моя семья».
  3. «Мой класс и  моя школа».
  4. «Мой город мне дорог».
  5. «Край родной».

Но материал усложняется и дополняется  по мере  взросления учащихся (на каждом витке спирали).

Программой предусмотрено активное социальное партнерство с семьями учащихся, учреждениями дополнительного образования, другими социальными институтами.

        Программа клуба «Родничок» в  системе дополнительного образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от  индустриального к  постиндустриальному информационному обществу, основанному на  знаниях и высоком  инновационном потенциале.  Цель работы клуба образования становится общекультурное и  познавательное  развитие учащихся.  Совершенствование  системы патриотического воспитания младших школьников.

Актуальность обуславливается следующими факторами:

- необходимость создания  системы патриотического воспитания, начиная с I ступени школы.  При этом подразумевается, что  патриотизм, как нравственное чувство затрагивает и такие понятия как  духовность, гуманизм, милосердие. Он  так  же провозглашает  общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь и т.д. ;

 - необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства;

- задачами  формирования общекультурной и  гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и   религиозного разнообразия российского общества;

- возрастанием  требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества  степени ответственности и  свободы  личностного выбора,  самоактуализации.

        В основе разработки современных  стандартов школьного образования лежит представление об  образовании как инструменте  социализации личности. Отсюда важными задачами и  направлениями в программе стали:

- воспитание гражданина – патриота своего Отечества, любящего сою семью, школу, свой город, край;

- приобщение нового поколения детей к  ведущим ценностям отечественной и мировой культуры;

- овладение историческим и культурным наследием  народов Донского края;

- формирование гражданской идентичности личности, осознание человеком себя  как члена семьи, класса, гражданина своего города, края, российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её  судьбу  в современном мире;

- готовность к  сотрудничеству с другими людьми, доверие, коллективизм. Воспитание дружбы и товарищества, социального творчества;

- уважение других людей, критического мышления, самодостоинства, возможности человека  быть самим собой;

- ответственность за  принятые решения, действия и поступки;

- овладение универсальными способами приятия  решений в различных социальных и  жизненных ситуациях на разных этапах возрастного развития личности;

- уменьшение вероятности рисков социальной дезадаптации и нарушений здоровья подрастающего поколения;

- создание для детей возможности выбора сферы деятельности и  общения, перспективу интересной жизни, развития дарований, способностей.

        В соответствии с  заявленными задачами и направлениями  при разработке программы «Дополнительного образования» базовыми ориентирами являются:

- выделение ценностных установок  как института социализации личности, отражающих  требования семьи,  общества, государства;

- определение в качестве  ведущей цели  мотивации к  познанию и  творчеству в течение всей жизни и формирование  способности к обновлению компетенций.

        Программа дополнительного образования  продолжает формировать у учащихся начальной школы Универсальные Учебные Действия, соответствующих  ключевым  ценностям  общего образования:

  • Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую  ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить  поступки и события  с принятыми  этическими принципами, умение  выделить  нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
  • Регулятивные действия обеспечивают  членам клуба  организацию различной деятельности.
  • Целеполагание, как  постановка задачи  на  основе соотнесения того, что  уже  известно и усвоено детьми, и того, что  еще не известно.
  • Планирование  - определение  последовательности промежуточных целей с учетом конечного  результата: составление плана и последовательности действий.
  • Прогнозирование – предвосхищение результата и  уровня  усвоения знаний.
  • Контроль в форме  сличения  способа действий и его  результата.
  • Коррекция -  внесение необходимых дополнений и  корректив в план и способ действий.
  • Оценка – выделение и осознание  учащимися того, что уже  усвоено и что  еще  нужно усвоить.
  • Саморегуляция как  способность к мобилизации сил  и энергии, к волевому усилию  и к преодолению препятствий.
  • Познавательные универсальные действия включают:

Общеучебные действия:

- самостоятельное  выделение и формирование  познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том  числе  с помощью  компьютерных средств;

- структуирование знаний;

- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной  форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости  от  конкретных условий;

- рефлексия способов и  условий действия.

  • Моделирование – преобразование объекта из  чувственной формы в модуль, где  выделены  существенные характеристики объекта.
  • Логические действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез – составление целого из частей;

- выбор оснований и  критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под  понятие,  выведение следствий;

- установление причинно – следственных связей;

- построение  логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их  обоснование.

  •  Постановка и решение проблемы:

- формирование проблемы;

- самостоятельное  создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность  и учет позиции других людей, партнеров по общению или  деятельности; умение слушать и  вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить  продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • Коммуникативные действия:

- планирование сотрудничества с руководителем клуба и  сверстниками;

- постановка  вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе  информации;

- разрешение  конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятия решения и его  реализация;

- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и тактичностью выражать свои  мысли, владение  монологической и  диалогической формами речи в  соответствии с  грамматическими и синтаксическими  нормами  родного языка.

Ожидаемые  результаты реализации программы.

        Результат первого уровня  - приобретение членами клуба социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Элементарные социальные знания  ребенок получает когда начинает осваивать туристко-краеведческую деятельность: знакомится с правилами поведения человека на природе, постигает этику поведения в музее, читальном зале, экскурсиях в другой город, посещение  памятных мест.  Программа предусматривает практическое знакомство с жизнью людей родного города, Донского края: их нормами и ценностями, победами и  проблемами, этническими и      религиозными особенностями.

Задача  руководителя клуба -  инициировать организацию детьми встреч с очевидцами  ярких исторических событий, старожилами, местными краеведами, хранителями музеев, и с другими интересными людьми.

        Результаты второго  уровня – формирование позитивного  отношения членов клуба к базовым ценностям нашего общества и  к  реальности в целом.

Введение руководителем клуба особых правил и  специфических форм поведения в группе, малых группах, в той  или иной  видах деятельности.

В этих правилах, которые могут дополнить дети, родители, другие соприкасающиеся с данным видом  деятельности люди, воплощены важные общественные ценности: Земля. Отечество. Малая Родина. Семья. Человек.

За каждый из этих правил стоит то или иное социальное  одобряемое отношение: к природе, к собеседнику, к младшему товарищу, мальчика к девочке, детей к родителям, учеников  к учителю и т.д.

        Третий уровень результатов – возможность для  приобретения опыта самостоятельного социального действия.

Опыт социального действия члены клуба приобретают создавая тематические проекты, участвуя в праздниках, мероприятиях, коллективных, семейных творческих делах.

Опыт социального  действия приобретается детьми тогда, когда они  включаются в  систему  сменных должностей (детско – взрослое самоуправление), социальных ролей (турист, слушатель, участник игры, проекта и т.д.).  при распределении должностных обязанностей учитываются интересы детей.

  1. Историк (подбор материала из прошлого).
  2. Журналист (подбор материала на определенные темы).
  3. Фотограф (ответственные за иллюстрацию).
  4. Художник (ответственные за иллюстрацию).
  5. Затейник -  ответственные за  культурно массовые мероприятия.
  6. Ботаник (наблюдает  за  жизнью растений).
  7. Зоолог (наблюдает за  жизнью животных).
  8. Фенолог (наблюдает за  погодой).

Большое значение в получении опыта социального действия школьник  получает в благотворительной работе (в программе это модуль «5 добрых дел для нас не предел).  


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

№ занятия

Блок

Тема занятия

Модуль

Дата

1

Кто я? Какой я?

Каждый человек неповторим

Проблемно-ценностное общение

2

Каждый человек неповторим

3

Чувства

4

Множество  решений

5

Здоровым жить здорово

Спортивно-оздоровительная деятельность

6

Знакомьтесь, это я.

Художественное творчество

7

Моя семья

Что такое семья

Проблемно-ценностное общение

8

Родители

9

Слово о родителях

10

Мир и лад в семье

11

Моя семья отдыхает

Игровая деятельность

12

Мой класс и моя школа

Мой класс

Художественная деятельность

13

Школьная жизнь

14

Школьный музей

15

Информационное пространство

Познавательная деятельность

16

Проект «Пять добрых дел для нас не предел»

Дело № 1  «Изготовление закладок для книг, ремонт книг»

Трудовая деятельность

17

Азбука общения. Доброе слово.

Проблемно-ценностное общение

18

Азбука общения. Честное слово.

19

Проект «Пять добрых дел для нас не предел»

Дело № 2 «Изготовление праздничных открыток»

Трудовая деятельность,

художественная деятельность.

20

Проект «Пять добрых дел для нас не предел»

Дело № 2 «Изготовление праздничных открыток»

21

Мой город мне дорог

Мой город

Туристко-краеведческая деятельность

22

Памятные даты.

23

Памятные места.

Туристко-краеведческая деятельность

24

Мой город в будущем

Художественное творчество

25

Интересные профессии.

Экскурсии в пожарную часть.

Познавательная деятельность

26

Мой край родной

Край в котором я живу.

Познавательная деятельность

27

Край в котором я живу.

Познавательная деятельность

28

Родина.

Познавательная деятельность

29

Природа родного края.

Туристко-краеведческая деятельность

30

Животный мир водоемов.

Туристко-краеведческая деятельность

31

Растительный мир.

Познавательная деятельность

32,33

Итоговые занятия

2 класс

№ занятия

Блок

Тема занятия

Модуль

Дата

1

Кто я? Какой я?

Повторение. Каждый человек неповторим.

Проблемно-ценностное общение

2

Мой характер

3

 Самоанализ.

Практическая деятельность

4

Внешние и внутренние качества человека.

5

Самооценка.

6

Заниженная самооценка.

7

Завышенная самооценка.

8

Реальная самооценка.

9

Учусь взаимодействовать.

Спортивно-оздоровительная деятельность

10

Агрессивное поведение.

11

Пассивное поведение.

12

Давление.

13

Моя семья.

Повторение. Мир и лад в семье.

14

Сюрпризы для членов семьи.

Художественная деятельность

15

Беседы о бабушках и дедушках.

16

Читаем о мамах и бабушках.

Познавательная деятельность

17

Мамы разные нужны, мамы всякие важны (проект).

Проектная деятельность

18

Мамы нашего класса.

19

Мамы известных людей.

20

Мой класс и моя школа.

Мой класс. Увлечения одноклассников.

Проектная деятельность

21

Спортсмены нашего класса.

22

Газета «Школьная жизнь».

Художественная деятельность

23

Победы личные и коллективные.

24

Дружба и патриотизм.

25

Мой город мне дорог.

Изучаем историю родного края.

Познавательная деятельность

26

Название улиц, поселков.

27

Памятные даты.

Туристко-краеведческая деятельность

28

Известные люди.

29

Мой край родной.

Повторение. Родина. Ростовская область.

Творческая деятельность

30

Повторение. Растительный и животный мир.

Художественное творчество

31

Явления в природе.

Познавательная деятельность

32

Домашние животные.

Проектная деятельность

33,34

Охрана природы. Красная книга. Заповедники.

 3 класс

Блок

Тема

Модуль

Место проведения

Количе-ство часов

Примечание

I

Кто я? Какой я?

Уверенность.

Проблемно - ценностное общение

Класс

2ч.

Вводное заседание

Мои права.

Познавательная деятельность

Библиотека

2ч.

Совместно с библиотекарем.  Выставка книг по теме.

Давление

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Школьный двор

1ч.

Привлечение психолога. Тренинги.

Собственное мнение.

Игровая деятельность.

Актовый зал.

1ч.

 

II

Моя семья

Счастье семьи.

.

Класс.

1ч.

Использование семейных альбомов.

Дружная семья..

Проблемное общение.

Городская библиотека.

1ч.

Чтение и обсуждение сказок по теме.

Семейные игры.Сказки.

Досугово – развлекательная деятельность

Городской парк.

2ч.

Совместно с родителями.

Всякий человек по делу познаётся.

Художественное творчество

Класс

1ч.

Создание выставки  детских работ. Демонстрация на родительском собрании.

.

III

Мой класс и моя школа

Традиции.            Мой класс.

Досугово-развлекательная деятельность

Класс

2ч.

Совместно с классным руководителем

                  Школьная жизнь.

Досугово-развлекательная деятельность. Трудовая деятельность.

Актовый зал

1ч.

Совместно со всеми учащимися. Подготовить сюрприз.

Информационное пространство..

Познавательная деятельность..

.

1ч.

Классная газета..

.

Школьная библиотека.

1ч.

С привлечением родителей, классного руководителя.

Книжкина больница

Социальное творчество.

Трудовая деятельность.

Школа. Школьный двор.

1ч.

Остальные 3 дела по желанию членов клуба.

Посещение музея школы.

Туристско-краеведческая.

Школьный музей.

1ч.

Совместно с учителем истории.

Творческие мастерские.

.Художественное творчество.

.2ч

.

IV

Мой город мне дорог

Праздничный город

Досугово-развлекательная

Центральная площадь города

1ч.

Совместно с родителями

 

Памятные даты.

Познавательная деятельность.

Класс

1ч.

Памятные места гордости

Туристско-краеведческая деятельность

Городской  парк

1ч.

Мой город в будущем.

Проектная деятельность

.

1ч.

.

.

Известные люди

Познавательная деятельность.

Проблемно-ценностное общение.

Актовый зал школы.

1ч.

.

Оформление рубрики.

Незабываемые встречи.

О чем расскажут книги

Познавательная деятельность

Центральная библиотека

.

Выставка книг о городе Красный Сулин

V

Мой край родной

Край в котором я живу

Познавательная деятельность

Музей, кабинет информатики

1ч.

 Занятия людей          .

Познавательная деятельность

2ч.

.

.

.

Туристско-краеведческая деятельность

Поход на природу.

2ч.

Песни и сказки тихого Дона

Игровая. Досугово-развлекательная деятельность

Класс. Школьный двор.

1ч.

Ростов-на-Дону главный город края.

Туристско-краеведческая деятельность

г.Ростов-на-Дону

Каникулярное время..

Мой край родной

Художественная деятельность.

Класс

.

Оформление газеты

Проекты по материалам экскурсий.

Проектная деятельность.

Актовый зал.

2ч.

.

4 класс

№ п/п

Блок

Тема

Модуль (вид деятельности)

Место проведения

Кол-во часов

Примечание

1.

Кто я? Какой я?

Уважение.

Проблемно-ценностное общение

Классная комната

1

Пригласить родителей успешных в профессии.

Спектакль показать 1-2 кл.

Самоуважение.

1

Как достичь цели.

Проектная деятельность

1

Целеустремлённость.

1

Привычки.

Театрализация

Актовый зал

1

Вредные привычки.

1

Я – выпускник начальной школы.

Концертная деятельность

1

В качестве зрителей - родители

2.

Моя семья.

9 ч

Права ребёнка в семье

Проблемное общение

Классная комната

1

Привлечь родителей

Семейные традиции

Художественное творчество

2

Семейные реликвии

Выставка

1

Родовое древо

Художественное творчество

1

Оформить выставку

Внуки победы

Проектная деятельность

2

Моя счастливая семья

Игровая деятельность

Спортивный зал

2

Деятельность совместно с родителями

3.

Мой класс и моя школа. 7ч.

Мой класс в 2016-2017 уч. году.

Художественная деятельность

Классная комната

1

Привлечь учителя физической культуры

Подготовка ко дню Здоровья, спортивные соревнования

Спортивно-оздоровительная деятельность

1

Оформление газеты «Школьная жизнь»

Художественная деятельность

2

Сделать выставку на родительском собрании

Увлечения одноклассников.

Победы личные и коллективные.

Социальное творчество

1

Оформить газету

Создание видеорепортажа «С места событий» (игра)

Досугово-развлекательная деятельность

Актовый зал

2

В качестве зрителей болельщиков пригласить

4 «б» класс

4.

Мой город мне дорог

4 ч

День рождения города

Экскурсия по памятным местам

Парк им. А.Невского

1

Совместно с библиотекарем школы

Памятные даты

Познавательная деятельность

Библиотека школы

1

Освобождение города от немецко-фашистских захватчиков

Экскурсия к памятным местам

1

Герои ВОВ г. Красный Сулин

Познавательная деятельность

1

5.

Мой край родной

6 ч

Донская земля в прошлом. Тайны Донской земли. Танаис.

Туристко-краеведческая деятельность

1

Поездка в каникулярное время

Ермак могучий.

Степан Разин.

Познавательная деятельность

1

Посещение музеев

Правление Петра I и его роль в истории родного края

1

Работа с библиотечным фондом, сетью Интернет

Взятие Азова. Троицкая крепость

Туристко-краеведческая деятельность

1

Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов М.И. Бакланов Я.П. А. Каледин.

1

Гражданская война. Дон в годы ВОВ.

1


Используемая литература.

  1. Астапенко М.Т., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края: Книга для чтения в начальной школе – Ростов-на-Дону: издательство «Баропресс», 2006г.
  2. Казачий дон: очерки истории. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского ОблИУУ, 1995г.
  3. Е.Ю.Сухаревская, М.М. Вюнникова  Доноведение. Методические разрботки уроков и праздничных мероприятий для  учителей начальных классов. – Ростов-на-Дону: Издательство «Баропресс», 2009г.
  4. Е.А. Воронова. Патриотическое воспитание в современной школе. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007г.
  5. Е.В. Посошенко, Г.Н. Савельева «Песни и сказки Тихого Дона» факультативный курс  для учащихся начальной школы. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2010г.
  6. Нагорный Б. Твой край родной. – Ростов-на-Дону: ростовское книжное издательство, 1998г.
  7. Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы. Методическое пособие. Под общей редакцией А.Х. Сундуковой.   – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО, 2010г.
  8. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор – Москва «Просвящение», 2010г.
  9. Е.И. Дулимов, С.А. Кислицын. «Донская история в вопросах и ответах». – Ростов-на-Дону, 1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Дорогою добра" для 3 класса

Программа по внеурочной деятельности "Дорогою добра" для 3 класса. Программа содержит 4 раздела: "Правила общения", "Этика отношений в коллективе", "Школьный этикет", "Доброе слово, что ясный день"....

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец» («Город на Неве – наш дом»)

Рабочая программа курса  внеурочной деятельности по  духовно-нравственному направлению развития личности: «Я- Петербуржец»(«Город на Неве – наш дом»)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «ОРЛЁНОК»

Программа внеурочной деятельности разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов    участников образовательного процесса и направлен...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Истоки» (духовно - нравственное) 4 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности   «Истоки»(духовно - нравственное)  4 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Ступеньки» Духовно – нравственное направлние для 2 - 4 класса

       Программа имеет три основных на­правления, которые присутствуют в каждом году обучения, уг­лубляясь и расширяясь в связи с возрастными особенностями детей. Та...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности направление: Духовно-нравственное «Разговоры о важном»

Данная работа рассматривает важную тему духовно-нравственного развития детей. Программа которой направлена на:− формирование российской гражданской идентичности обучающихся;− формирование ...