РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Я, СЕМЬЯ, РОД, НАРОД"
материал на тему

Воронова Наталья Николаевна

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Я, СЕМЬЯ, РОД, НАРОД"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_roditelskogo_sobraniya_ya.semya_.rod_.narod_.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей логопедической группе    

Я-СЕМЬЯ - РОД – НАРОД!

Цель: привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи: осмыслить основные нравственные ценности; расширить представления и обогатить педагогические умения родителей по вопросам нравственного воспитания дошкольников; вовлечь родителей в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления; увлечь родителей разнообразными способами работы во время коллективных встреч.

План проведения

1. Вступительное слово ведущего (сообщение темы, цели и задач родительского собрания).

2. «Посиделки».

3. Принятие решения.

ХОД мероприятия

I. Подготовительный этап

1. Оформление материалов к выставке по теме собрания.

2. Разработка сценария.

3. Проведение опроса детей и родителей на тему «Нравственные ценности».

4. Оформление текстовых и наглядных материалов к собранию.

5. Изготовление плаката «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды» (Народная мудрость).

6. Разработка проекта решения.

II. Организационный этап

Родительское собрание проходит в помещении группы. Звучит спокойная народная музыка. Столы расположены для работы в группах (по четыре группы). На каждом столе лежат чистый лист, ручка, подставка, подносы с материалами для ручного труда, программа собрания.

III. Вступительное слово ведущего

Ведущий приветствует родителей, сообщает тему собрания: «Я - семья - род - народ!», ее цель (нравственно-патриотическое воспитание дошкольников), обращает внимание присутствующих на программу собрания.

В е д у щ и й. Дети дошкольного возраста очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в воображаемые путешествия. Вот и мы сегодня с вами отправимся в путешествие. Оно будет особенное. Мы отправимся в далекое прошлое, к нашим предкам.

Представьте себе мир, в котором они жили. Не было городов, высоких домов, машин, электричества. (Открывается картина, изображающая семью и быт прошлого.) Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья. (Фоном звучит народная песня.)

Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей. Для наших детей детский сад становится вторым домом. Воспитатели в течение дня стараются заменить детям родителей. Так что на пять лет все мы «сродняемся» и живем общими заботами и радостями.

Чтобы конкретнее определить роли в нашей большой и дружной семье, мы распределимся на четыре группы (называет и ставит на стол символ):

• «Малыши»;

• «Дети»;

• «Родителю»;

• «Бабушки и дедушки».

Итак, вся семья в сборе! Как говорится, сядем рядком да поговорим ладком.

V. «Посиделки»

В о с п и т а т е л ь. Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственные понятия.

Задание 1. Разминка.

1. Мудрые мысли. (Прuложение А.)

На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказьтаниями великих людей на тему родительского собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом родители знакомятся с содержанием каждого высказывания.

2. История фамилии. (Участники собрания рассказывают о своей фамилии.)

В е д у щ и й. Стремительно летит время, изменяется наша жизнь. Многие слова исчезают из употребления. Вспомните, как Пушкин описывал любимую героиню: «А как речь-то говорит, словно реченька журчит ... » Чем больше будет звучать в нашем доме теплых, добрых, ласковых, вежливых слов, тем крепче и благополучнее будет наша семья.

Задание 2.  Попробуем вспомнить самые заветные, самые душевные слова и выражения.

• «Малыши» - о маме.

• «Дети» - о папе.

• «Родители» - о старшем поколении.

• «Бабушки и дедушки» - о внуках.

(Время на подготовку 1 минута. Записывают все слова, а затем один представитель от команды их зачитывает.)

В е д у щ и й. Сколько добра и света в названных вами словах! Почаще согревайте свой семейный очаг их теплом. Не скупитесь на добро.

Слов прекрасных вы знаете много, но всегда ли при детях говорите их? Детский словарный запас надо постоянно пополнять. Не скрывайте от детских глаз и ушей свое искреннее восхищение, благодарность, заботу, любовь к любому члену вашей семьи. Пусть подобные слова будут главными словами ваших детей.

Задание 3. А теперь проанализируем ответы наших детей и родителей на тему «Нравственные ценности».

1. Представляются обобщенные результаты опроса детей группы.

Вопросы для детей:

1. Каким ты хочешь быть человеком?

2. Кем ты хочешь быть?

3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?

4. Без чего нельзя прожить человеку?

5. Если бы ты нашел клад, то что бы ты сделал?

6. Если бы у тебя была волшебная палочка, то что бы ты сделал?

2. Представляются обобщенные результаты опроса родителей.

Вопросы для взрослых:

1. Качества, необходимые вашему ребенку как человеку ...

2. Вы хотели бы, чтобы ваш ребенок стал ...

3. В хорошей семье всегда ...

4. Нельзя прожить без ...

5. Если бы я нашел клад, то ...

6. Если бы я все мог, то ...

Задание 4. Музыкальная пауза - исполнение детских песен с нравственным содержанием (например, «Когда мои друзья со мной», «Ты - человек») по 1 куплету (по очереди).

В е д у щ и й. А сейчас мы поговорим о правилах общения в семье.

Установлено, что нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в годы детства, что заложили в его душу от рождения до 10 лет.

для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, и общий микроклимат семьи. Родители для ребенка - камертон: как ни прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей.

Древняя притча рассказывает: «Сын схватил старенького отца потащил на съедение к крокодилам. Сын сына побежал за ним. -Зачем?" - спросил отец. "Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя ... "».

В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. И дело даже не в вежливости, ибо она - лишь внешнее проявление культуры. Речь идет нехватке культуры внутренней, и нагляднее всего ее уровень цен на детях.

Глядя на пятилетнего ребенка, можно ясно представить, какие у него родители, как и о чем они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье. Не зря слово «культурный» имеет синоним «воспитанный».

Мы предлагаем вам краткие правила общения в семье, которые станут для вас своеобразной памяткой.

Давайте зачитаем памятку «Правила общения в семье» (зачитывают) (прuложение Б).

Подробнее хочется остановиться на последнем пункте «правил». Совместная деятельность - источник общения. Совместный труд сближает, сплачивает семью. Даже мелкие незначительные поручения в семье помогут ребенку понять, осознать свою значимость.

В старину детей с трехлетнего возраста вводили в ремесло. Мальчика отец сажал на коня, начиналось для будущего мужчины обучение воинскому делу, охоте, ремеслу. Девочку с этого же возраста начинали учить рукоделию, ведению хозяйства. Труд для детей был посильный, но настоящий. Отец несет мешок, сын - мешочек; у мамы веретено, у дочки - веретенце. Что ж, и нам нечего без дела сидеть!

Задание 5. «Рукодельница». Творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Всю жизнь люди стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами, но делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу.

На сегодняшних посиделках всем членам нашей большой семьи - свой «урок».

«Малыши» - изготовляют украшение (игрушку) из бумаги. «Дети» - оформляют пластиковые бутылки природным и бросовым материалом (вазы, карандашницы и т. д.).

«Родители» - изготовляют игрушку-куколку из ткани, ниток, гороха.

«Бабушки и дедушки» - демонстрируют разные способы придания формы булочкам из слоеного теста.

(Готовые поделки собираются и  демонстрируются, в дальнейшем из них оформляется выставка в группе.)

В е д у щ и й. в дружной семье любое дело ладится! Потрудились вы на славу! Украсили свои поделки от души! Большое значение в нравственном воспитании детей имеет художественная литература. И одним из ведущих методов является инсценировка литературных произведений. Мы предлагаем вам принять участие в инсценировке рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».

Задание 6. Инсценировка (приложение В).

В е д у щ и й. В каждой семье есть проблемы, и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а вместе решать их. Не откладывайте ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая решение, вы просто усугубляете ситуацию.

VI. Подведение итогов собрания

Ну что ж, наши посиделки подошли к концу! Надеемся, что они не прошли для вас даром. Будьте добрее друг к другу. Берегите друзей. Пусть сбудутся все добрые предсказания! Пусть в ваших семьях будет лад и согласие! Пусть каждая ваша семья станет надежным звеном в цепочке Я - семья - род - народ!

Вариант 1. Родителям предлагается ответить на вопрос, что полезного для себя они узнали на собрании; зарисовать свое мнение в виде общего от группы рисунка и подписать одной фразой. Далее все рисунки родителей вывешиваются на стенд и зачитываются.

Вариант 2. Тройная оценка. Доску делят на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участникам понравилось на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут перечислены предложения по дальнейшей эффективности родительских собраний. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой родителей.

VII. Принятие решения собрания

Приложение А.

Мудрые мысли. Пословицы, поговорки и афоризмы о нравственности, воспитании, доме, семье.

«Воспитание - лучший припас к старости» (Аристотель ). «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему» (Лев Николаевич Толстой).

«Высокие нравственныe  чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» (Александр Владимирович Запорожец).

«Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости ... » (Эмиль Золя).

«Лучшее воспитание - это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений» (Владимир Михайлович Бехтерев).

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон). «На первом месте должны быть родина и родители, потом дети и вся семья, а затем остальные родственники» (Цицерон).

«Нет места милее родного дома» (Цицерон).

«Никогда так не любишь близких, как в то время, когда рискуешь потерять их» (Антон Павлович Чехов).

«От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш дож - вылечить и выходить их!» (Леонардо да Винчи)

«Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе» (Филипп Дормер Честерфилд).

«Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином» (Василий Александрович Сухомлинский).

«Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье» (Людвиг Ван Бетховен).

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример тому» (Себастьян Брант).

«Семья начинается с детей» (Александр Иванович Герцен). «У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо, на котором отражается их внутренняя сущность» (Александр Дюма-отец).

«Человек достигает совершенства через добрые дела, но сделанные не под принуждением» (Владимир Михайлович Бехтерев). «Воспитывай дитя, пока поперек лавки лежит, вдоль ляжет будет поздно».

«Кто людям добра желает, тот сам его добывает». «Не привыкай к безделью, учись рукоделию».

«Не учила сына, когда кормила, а тебя кормить станет, так

не научишь».

«Нет друга - ищи, нашел - береги». «Своя земля и в кулачке родная».

«Уважай отца и мать - будет в жизни благодать». «Уважай себя сам, будут уважать и люди тебя».

Приложение Б.

Памятки для родителей

Основы нравственных отношений в семье

• Проявите интерес к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним - подражая, он очень скоро вернет это вам.

• Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.

• Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам - это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.

• Не говорите о людях неуважительно, плохо - ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.

• Поведение - это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

Правила общения в семье

• Начинать утро с улыбки.

• Не думать о ребенке с тревогой.

• Уметь «читать» ребенка.

• Не сравнивать детей друг с другом.

• Хвалить часто и от души.

• Отделять поведение ребенка от его сущности.

• Испытывать радость от совместной с ребенком деятельности.

Приложение В.

Инсценировка рассказа Алексея Глебова «Бабушкина сказочка»

В е д у щ и й. Тихим летним вечером сидели на крылечке бабушка Настя и внучка Катя. И вот какую сказку рассказала бабушка ...

Б а б у ш к а. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седомц, прожившему сто лет волшебнику.

Л ю б о в ь. Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Б а б у ш к а. Подумал волшебник и сказал ...

В о л ш е б н и к. Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет ...

Б а б у ш к а. Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в установленное место к трем соснам, что стояли на краю леса ... Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.

В о л ш е б н и к. Вот, выбирай. Одну зовут Радость, другую у дача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

Л ю б о в ь. Они все прекрасны. Не знаю, кого и выбрать ...

В о л ш е б н и к. Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Б а б у ш к а. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо, - синие, у другой, как изумруд, - зеленые, У третьей, как яхонт, - серые, у четвертой, как темный бархат, - черные, у пятой, как незабудки, - голубые.

Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку ...

Б а б у ш к а. Вот и вся сказка. Ну, а ты, внучка, кого бы выбрала себе в подружки?

В е д у щ и й. И Катя задумалась ...

К а т я. Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает.

Б а б у ш к а. Людям нужно стать добрее!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родительского лектория "Семья и авторитет родителей в семье"

Материал для проведения родительского лектория с памятками для родителей...

Исследовательская работа"История семьи - история народа"

Работа по изучению своих предков.Составление генеологического древа семьи....

Мастер-класс по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему: "Я-Семья-Род-Народ"

Масте-класс на тему: "Я-Семья-Род-Народ". Работа предназначена для расширения представлений и обогощения педагогического умения педагогов по вопросам нравственного воспитания дошкольников. А также мож...

Лекция к родительскому собранию «Пусть музыка народа в доме зазвучит…»

Лекция к родительскому собранию «Пусть музыка народа в доме зазвучит…»...

Сценарий .Семейные посиделки «Я-семья-род-народ!»

ЦЕЛЬ-привлечь внимание родителей к вопросу нравственно-патриотического воспитания школьников....

Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»

Презентация для родительского собрания «Семья и школа. Роль семьи в воспитании ребенка»...