Рабочая прорамма по внеурочной деятельности "Балаболока" 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе (33 часа) по развитию речи под названием "Балаболочка".

Программа внеурочной деятельности «Балаболочка» имеет общекультурную направленность и адресована учащимся 1 класса начальной школы.

Программа составлена на основе  Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и на основе рекомендаций  Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» и на основе программно-методических материалов Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно!».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 330 Невского района г. Санкт – Петербурга

«Принята к использованию»                                          «Утверждаю»

Протокол № 5 от 28.05.2018 г.

Педагогического совета ГБОУ № 330

Невского района Санкт-Петербурга

Приказ № 46/1 от 28.05.2018 г.

Директор ГБОУ гимназии № 330

Невского района Санкт-Петербурга

__________________ /О. В. Кореневская./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

(общекультурное направление)

«Балаболочка»

для обучающихся 1 – А класса

(на 2018-2019 учебный год)

Составитель:

Чеканихина Ирина Валерьевна,

учитель начальных классов

Санкт-Петербург


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Балаболочка» имеет общекультурную направленность и адресована учащимся 1 класса начальной школы.

Программа составлена на основе  Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и на основе рекомендаций  Ефименковой Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» и на основе программно-методических материалов Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно!».

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в реальной практике обучения устной и письменной речи наблюдаются серьёзные недостатки. Известно, что не только младшие школьники, но и многие выпускники школ не могут построить текст, выражающий их мысли и чувства, поэтому своевременное развитие речи обучающихся начальных классов имеет особую важность для обучающихся.

Основная цель программы – развитие и укрепление мелкой моторики рук младших школьников в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности; совершенствование и исправление звуковой стороны речи, формирование грамматического строя речи учащихся, увеличение их словарного запаса, посредством игровых технологий, связанных с мелкой моторикой, профилактика и коррекция дислексий, дисграфий, дизорфографий и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по всем предметам.

Задачи программы:

Образовательные:

- развитие анализаторов, участвующих в автоматизации навыков звукопроизношения, чтения и письма;

- развитие слухового, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления;

- развитие фонематического слуха;

- развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста, предложения, слова, слога;

- развитие пространственно-временных навыков;

- развитие связной речи;

- обогащение словаря;

- развитие просодических компонентов речи.

Воспитательные: 

- мобилизация ребёнка на активное участие в учебе, повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки, нормализация отношений со сверстниками, с учителями и в семье.

Развивающие:

- развитие неречевых психических процессов;

- развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления;

- развитие речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой;

- развитие и формирование изобразительно-графических способностей ребенка;

- развитие и формирования функционального базиса навыков чтения и письма.

Новизна программы: организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими и в дальнейшем обучении в школе.

Общая характеристика учебного курса

Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения. В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения.  Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При ней дети испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и некоторой коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

  1. Формирование грамотной устной и письменной речи у обучающихся школьников посредством:
  • уважительного общения друг с другом;
  • взаимопомощи;
  • непосредственного общения при выполнении коллективной работы;
  1. Организация учебно-воспитательного процесса:
  • создание условий обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса - уровень развития и самооценка ребенка;
  • формирование универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Обучение проводится в двух направлениях:

  • усвоение теоретических знаний;
  • формирование практических навыков посредством групповых занятий по темам, указанным в программе.

 Педагогические принципы, положенные в основу программы:

Работа по программе строится на основании  общедидактических принципов обучения:

  1. Принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения так, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне сложности, на основе постоянного активного включения межанализаторных связей (задания, усложняющие межфункциоанльную систему обработки информации). Это способствует развитию динамичности восприятия.
  2. Принцип продуктивной обработки информации реализуется через организацию обучения таким образом, чтобы у учащихся развился навык переноса обработки информации в жизнь и обучение на основных школьных предметах, и тем самым у них формируется и развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
  3. Принцип развития высших психических функций (ВПФ) осуществляется  через ввод специальных упражнений и приёмов для развития различных психических процессов и функций (зрительное внимание, вербальная, двигательная, зрительная память, слуховое восприятие, аналитико-синтетическая деятельность, логическое мышление и т.д.)
  4. Принцип мотивации к учению опирается на  возбуждение и поддерживание на высоком уровне интереса ребенка, когда активно работают ВПФ. Таким образом развиваются  межфункциональные отношения, на базе которых и формируется путь развития.
  5. Принцип учета индивидуальных особенностей. Каждый ребенок индивидуален. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности, необходимо найти подход к любому ребенку, установить с ним доверительные отношения, заинтересовать, внушить уверенность в обретении связной речи. Найти индивидуальный подход к ребенку – залог успеха педагогической работы.

Основные методы:

•        специфические (двигательно-кинестетический, слухо-зрительно-кинестетический);

•        дидактические:

- наглядные;

- словесные методы с опорой на наглядность;

- словесные методы без опоры на наглядность;

- практические методы, которые должны носить игровой характер.

Разнообразие видов работы способно стать весьма результативным средством повышения внимания и важным способом предотвращения общей физической утомляемости, связанной, как и с учебной нагрузкой.

Необходимо  акцентировать внимание младших школьников на связь приобретаемых знаний с практической жизнью.

Формы занятий:        

  • Рассматривание, чтение, обсуждение, беседа, рассказ;
  • Решение проблемных ситуаций;
  • Игры, занятия и упражнения на развитие сенсорики и моторики;
  • Групповая дискуссия;
  • Ролевая игра;
  • Импровизация;
  • Самостоятельная деятельность и т.д.

Виды контроля:

  • текущий – в ходе учебного процесса;
  • заключительный – в конце каждого занятия.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

 Одним из результатов обучения  по программе является решение задач воспитания – осмысление  интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека-осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения-понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины-осознание  себя как части мира, в котором людисоединены бесчисленными и связями , основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий ( например: поступай так , как ты хотел  чтобы поступали с тобой; не говори  неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи-понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества-признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности–обладание чувствами справедливости , милосердия, чести , достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданства и патриотизма- осознание себя как члена общества; желание служить Родине , своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурными ценностями предшествующих поколений.

Содержание программного материала

Работа по курсу «Балаболочка» ведется в трех основных направлениях :

  • на фонетическом уровне;
  • на лексико-грамматическом уровне;
  • на синтаксическом уровне.
  1. Работа на фонетическом уровне:
  • по возможности коррекция дефектов произношения и (или) совершенствование правильного произношения;
  • формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
  1. Работа на лексико-грамматическом уровне:

Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.

  1. Работа на синтаксическом уровне:

Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путём                                овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.

 Содержание программы “Балаболочка” создает возможность для воспитания ученика, умеющего грамотно разговаривать. Ученик овладевает основами грамотной речи, в процессе работы у него развиваются мелкая и артикуляционная моторика, формируется лексико-грамматическая сторона речи, обогащается словарный запас, развивается фонематический слух, память, внимание, воображение. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Поэтому в своей работе одним из обязательных этапов будет развитие артикуляционной моторики.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

В программу курса также входят: беседы о значении грамотной речи, для чего необходимо правильно и красиво говорить. Все занятия обобщены по лексическим темам. Занятия построены таким образом, чтобы ребенок мог научиться спокойно и уверенно высказывать не только свои мысли, но и запомнил материал данного занятия. Обязательно на занятие включены этапы по отработке мелкой моторики. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например “Сорока-ворона…”. Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. В данной программе задания на развитие движений рук включены обязательно.

Работа над дикцией, работа с пословицами и скороговорками – тоже один из этапов занятий. Скороговорка - род складной речи, шуточный, небольшой текст, в котором имеется специальный состав слов, обладающих сложным сочетанием звуков, если произнести фразу полностью. Это уникальное явление языковой культуры любого народа. Для проработки разных звуков, например щ, ш, с, ж и т.д., существуют и разные скороговорки. Скороговорка – это наилучший способ для того чтобы научить ребёнка красивой речи без запинаний и произносить длинные речи. Те дети, которые без труда могут произносить скороговорки, побеждают на конкурсах чтецов, а их речь несбивчивая и чёткая. Маленькие, короткие рифмованные фразы – великолепные упражнения для отработки правильной, четкой, красивой и правильной речи.

Следует отметить, что каждое занятие объединено лексической темой. Например: “Мебель”, “Профессии”, “Инструменты”, “Школьные принадлежности” и т. д . Это вызвано в первую очередь тем, что при обследовании первоклассников почти все дети не могут обобщать и классифицировать предметы по определенным признакам. Наиболее трудно усваиваемые обобщения включены в содержание данного курса.

Структура занятий:

Каждое занятие включает в себя четыре этапа:

1. Вступление, направленное на подготовку речевой моторики к более продуктивному действию-говорению.

2. Основная часть, состоящая из непосредственного тренинга по овладению навыками и умениями.

3. Заключение, включающее в себя различные упражнения по восстановлению дыхания.

4. Подведение итогов, направленное на закрепление и получение обратной связи.

Предполагаемые результаты курса

Освоение программы «Балаболочка» направлено на достижения комплекса результатов  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Предметные (первый уровень результатов) – приобретение школьником социальных знаний. Путём планомерного накопления наблюдений над смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи у детей развивается чутьё языка и происходит овладение речевыми средствами,   необходимыми для  процесса эффективного общения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников с учителем как значимыми для него носителями положительного повседневного опыта.

Метапредметные (второй уровень результатов) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.  Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Личностные (третий уровень результатов) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия, переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;
  • Обучающийся получит возможность для формирования:
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • осознанного понимания чувств  других людей и сопереживания им.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • Обучающийся научится:
  • планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • понимать смысл инструкции учителя;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • искать ошибки в плане действий и вносить в него изменения.

Познавательные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • выбирать основания  и критерии для сравнения,  классификации объектов;
  • искать, анализировать информацию;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебных пособиях;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ;
  • обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения  задач;
  • под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
  • под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
  • строить логические цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

  • договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • контролировать действия партнеров в совместной деятельности;
  • воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;
  • проявлять инициативу в коллективных работах.
  • Обучающийся получит возможность научиться:
  • следить за действиями других участников совместной деятельности;
  • принимать другое мнение и позицию;
  • строить понятные для партнера высказывания;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты:

  • знать основные артикуляционные упражнения;
  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
  • делать звуковой разбор слова;
  • анализировать значение и строение слова и на основании анализа  делать вывод о том, являются ли слова родственными;
  • наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;
  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;
  • точно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Ожидаемые результаты

 

Обучаемые будут уметь:  

  • узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, давать им характеристику;
  • понимать  условно-графические схемы звукового состава слова;
  • проводить фонематический анализ и синтез с опорой на вспомогательные средства и без опоры на нее;
  • дифференцировать фонемы, имеющие сходные характеристики;
  • уметь делить слова на слоги, предложения на слова, текст на предложения;
  • узнавать слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
  • правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже;
  • правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
  • уметь распространять предложения.

 

Обучаемые будут обладать:  

умением  правильно произносить звуки;  

правильным применением звукопроизношения в речи;  

различием оппозиционных фонем;  

навыками звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза;  

навыками построения связного высказывания.  

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

Данная внеурочная деятельность школьников организуется в форме кружка духовно-нравственной направленности в 1 классе. 3анятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, по 35-40 минут. Программа рассчитана на 33 часа в год, 33 недели.

I четверть – 8 ч

II четверть – 8 ч

III четверть – 9 ч

IV четверть – 8 ч

Материально -техническое обеспечение

  • кабинет для занятий;  
  • наглядные пособия;  
  • дидактический материал;  
  • учебная литература;
  • зеркала;
  • средство ИКТ.

Методическая литература

  1. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания, М., 2009.
  2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М., 2010. Ч.1.
  3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  4. Гомзяк О.С. Говори правильно. /О.С. Гомзяк. – ГНОМ и Д, 2009.
  5. Городилова, В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. Обучение, развитие и исправление недостатков. - М.: Аквариум, 1996.  
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: ГНОМ и Д, 2011.
  7. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: ЭКСМО, 2009 г.
  8. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2010 г.
  9. Лычагина О.В. «Тетрадь для закрепления пройденных лексических тем »..Астрахань , 2009г
  10. Сборник примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
  11. Программа для развития речи, формирования правильного произношения. – Учимся говорить правильно. Мультимедийное пособие, 2009.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Лексическая тема

Дата

По плану

По факту

I четверть (8 недель)

Окружающие нас звуки (речевые и неречевые). Определение схемы собственного тела. Знакомство с органами артикуляции. Уточнение пространственных представлений.

Вводное занятие. Школа

3-7.09

Формирование представлений о величине.

Школьные принадлежности

10-14.09

Формирование представлений об ориентировании во времени.

Времена года. Календарь.

17-21.09

Формирование представлений об ориентировании в пространстве.

Проводы лета. Календарь. Грибы

24-28.09

Формирование представлений о форме.

Овощи

1-5.10

Формирование представлений о цвете.

Фрукты

8-12.10

Развитие мелкой моторики.

Ягоды. Домашние заготовки

15-19.10

Упражнение на развитие произвольной сферы.

Осень. Календарь. Осенние деревья

22-26.10

II четверть (8 недель)

Развитие звукового анализа, синтеза и представлений. Развитие речи:

анализ звукового состава правильно произносимых слов. Выделение начального гласного (ударного) из слов.

развитие различных грамматических форм слова (существительные единственного и множественного числа).

Определение пространственных взаимоотношений объектов.

Дикие животные

5-9.11

Выделение и называние первого и  последнего звука в слове:

развитие грамматических форм слова (существительные множественного числа род. падежа);

определение пространственных взаимоотношений объектов. Графическое обозначение направлений.  

Установление последовательности звуков, места звука, количества звуков в слове (выкладывание фишками одного цвета).

Дикие животные готовятся к зиме

12-16.11

Развитие звукового анализа, синтеза и представлений.

Перелетные птицы

19-23.11

Уточнение и совершенствование временных представлений (времена года, месяцы, дни недели, сутки).

Зимующие птицы

26-30.11

Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными.

Домашние животные и их детёныши

3-7.12

Гласные звуки ( а, о, у. э, ы, и). Артикуляция, звуковая характеристика. Последовательное называние гласных из ряда двух-трёх гласных (аи, уиа).

Звуковой анализ и синтез с определением количества и места гласных в слове.

Домашние птицы и их детеныши

10-14.12

Развитие, совершенствование и расширение объёма внимания (зрительного, слухового).

Зима. Календарь. Зимняя одежда

17-21.12

Ударение. Развитие внимания к родовой принадлежности предметов ( Подбор существительных к личным местоимениям (мой, моя).

Зимние забавы. Новый год

24-28.12

III четверть (9 недель учебных)

Словообразование  

приставочный способ образования (называет выполняемые действия по картинкам);

при помощи суффиксов;

способом словосложения.

Человек. Части тела. Органы чувств

14-18.01

Развитие и совершенствование памяти: тренировка оперативной памяти (составление фигур из палочек, запоминание изображённых предметов, рисование произвольных предметов).

Транспорт. Правила дорожного движения

21-25.01

Слог. Слогообразующая роль гласного. Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных  слов. Звуко-слоговой анализ слов.

Материалы и инструменты

28.01-1.02

Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (Подбор имени прилагательного к имени существительному).

Профессии

11-15.02

Согласные твёрдые и мягкие, характеристика звуков:

 дифференциация твёрдых и мягких согласных ( в слогах вы-ви, ды-ди, ты-ти)

сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени; глаголов совершенного и несовершенного вида.

Защитники отечества

18-22.02

Развитие фонематического слуха: употребление сочетаний прилагательных с существительными в составе предложения в разных падежах в ед. и мн. ч.

Весна. Календарь. Ранние признаки весны. Первые цветы

25.02-1.03

 Предложение. Дифференциация понятий «предложение» и «слово». Формирование умения делить предложения простой конструкции (подлежащее + сказуемое) на слова. Составление предложений из предложенных слов (3- 4слова). Составление схемы предложения. Усвоение правил написания слов в предложении.

Мамин день. Семья

4-8.03

Текст. Языковой анализ текста. Развитие лексико-грамматического строя речи      (логическая последовательность предложений в тексте). Развитие слухо-речевой памяти.

Возвращение птиц. Насекомые

11-15.03

Пересказ (знакомство с рассказом; словарная работа (лексическое значение слов); установление последовательности предложений в рассказе).

Труд людей

18-22.03

IV четверть (8 недель)

Пересказ (знакомство с рассказом; словарная работа (лексическое значение слов); установление последовательности предложений в рассказе).

Электроприборы

1-5.04

Пересказ по: вопросам.

Посуда. Продукты питания

8-12.04

Пересказ по предметным и сюжетным картинкам.

Космос. Наша планета

15-19.04

Пересказ по серии картинок.

Моря и океаны. Морские жители

22-26.04

Пересказ по графическим (знаковым схемам).

Материки. Животные жарких стран

29.04-3.05

Пересказ по опорным словам.

Материки. Животные севера

6-10.05

Пересказ по причинно-следственным отношениям; совершенствование всех психических форм (внимание, память, мышление).

Лето. Календарь

13-17.05

Обобщающее повторение.

Мой город.

20-24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая прорамма по литературному чтению 2 класс УМК Планета Знаний

Данный материал содержит рабочую программу по литературному чтению для 2 класса УМК Планета знаний. Программа включает в себя пояснительную записку, цели и задачи курса,методы и формы решения поставле...

Рабочая прорамма по технологии (Лутцева) для 2 класса

Рабочая программа для 2 класса по Лутцевой (пояснительная записка, тематическое планирование, сама программа)...

рабочая прорамма по внеурочной деятельности "Я - гражданин своей страны"

рабочая прграмма по внеурочной деятельности военно - патриотического направления "Я - гражданин своей страны"...

Прорамма по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Программа внеурочной деятельности для 3 класса...

Рабочие прораммы по УМК "Планета знаний" 3 класс

Пояснительные записки, календарно-тематические планы...

Рабочая прорамма, 4 класс, УМК "ПЕРСПЕКТИВА"

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» в   4 классе  составлена в соответствии с ФГОС НОО с учетом Примерных  программ по учебным предметам ...

Рабочая прорамма по английскому языку для 4 класса

Данная рабочая программа по английскому языку предназначенна для обучающихся в 4 классе по учебнику Spotlight (Английский в фокусе)...