Внеклассное мероприятие: "За чашкой чая"
проект (3 класс) на тему

Манашкина Ольга Михайловна

Внеклассное мероприятие: "За чашкой чая"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ch.i.doc731 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Александровская СОШ»

Познавательный  проект

«Самовар»

                       

Выполнил ученик 3 класса: Чепарев Иван                                            

Руководитель: Манашкина О.М.

                                       

 

2017год

                                    Этапы работы над проектом

1.Тема проекта: Самовар

2. Сбор материала. Работа с в Интернете, со справочниками, энциклопедией.

3. Обобщение.

4. Подготовка к защите, оформление материала.

5.Защита проекта.

Цель: Показать уникальность русского самовара для сохранения народных традиций.

Задачи:

2. Способствовать расширению представлений о самоваре, как о предмете народного быта.

3.Изучить историю возникновения самовара, сохранение и укрепление семейных традиций.  

3.Способствовать формированию навыков исследовательской деятельности.

Гипотеза: Самовар является не только основным предметом русского быта, но и неотъемлемой частью народных традиций, символом единения семейства, гармонии и порядка в доме.

   Актуальность:

Посиделки у самовара являются неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще-область прошлого, и как ни странно они модны на сегодняшний день и являются символом и примером объединения семьи, гармонии и общения.

Тип проекта:

Проект «Самовар» является информационно-практико-исследовательским.

Срок реализации проекта:

Проект является краткосрочным, так как рассчитан на один месяц.

Участники проекта:

Ученик 3 класса Чапаев Иван, мама, учитель.                   

                    

Русский самовар

Мы были в школьном музее и меня заинтересовал самовар, который я там увидел, мне захотелось узнать о нем.

Что такое самовар? В словаре русского языка говорится: «Самовар – металлический прибор для кипячения воды с топкой внутри, наполняемый углями».

 Точное время и место появления первого самовара не установлено, но известно, что их производство началось в Туле по велению Петра Великого.

Самовар - не просто кипятильник. Он настоящий химический реактор, в котором происходит смягчение воды, что немаловажно, ибо чай, заваренный в жесткой воде, просто-напросто невкусен. Вода кипит, образуется накипь, которая откладывается на стенках трубы и корпуса, основная оседает на дно. Поэтому настоящие мастера своего дела никогда не помещали кран внизу агрегата.

Чтобы самовар начал нагревать воду, его надо разжечь. А это целое искусство. Налив в специальную емкость совсем немного воды (только для того, чтобы металл не расплавился), в горелку клали тлеющие угольки, а затем набивали ее щепками или шишками. Сверху надевали трубу и раздували угли. В растопленный самовар заливалась вода, и процесс начинался. При закипании самовар на первом этапе «пел», на втором шумел, на третьем - бурлил.

Видов самоваров насчитывалось огромное количество Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали разными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. Делали их из латуни и меди, а дешёвые из жести.

 По заказам богатых людей производились серебряные самовары.

Изготовление самовара - процесс достаточно трудоёмкий. В его производстве были задействованы рабочие различных специальностей: наводильщики, которые сгибали медные листы и задавали форму, лудильщики, токари, слесари, сборщики и чистильщики. Мастера в деревнях изготавливали отдельные части самовара, привозили их на фабрику, где и собирали готовые изделия. Целые деревни занимались изготовлением самоварных частей круглый год за исключением лета, когда работа велась на полях.

Наиболее популярными видам самоваров были стандартные формы, такие как самовар-рюмка, самовар-банка.  Это были недорогие самовары, рассчитанные на массового потребителя. Дорожные самовары были тоже востребованы. В отличие от домашних, они снабжались съемными ножками, которые можно было прикрутить шурупами.

Самыми востребованными видами самоваров были:

  • -самовар-банка,
  • -самовар-рюмка,
  • -самовар-ваза,
  • -самовар-желудь,
  • -самовар-дуля,
  • -самовар-репка,
  • -самовар-яйцо,
  • самовар-кухня и другие.

Многие самовары- «кухни» могли приготовить полный обед. Изнутри они делились на отсеки стеночками, у каждого отсека была отдельная крышка, к одному из отсеков приделывали кран, и одновременно готовили два блюда плюс кипяток для чая. Конечно, использовали такие чудо-печки только в дорожных условиях, когда на изысканность обеда не особенно обращали внимание.

На почтовых станциях и в придорожных трактирах тоже можно было встретить подобные кухни.

Объем самоваров мог быть различен: от двухсот миллилитровой чашки до 45-литрового гиганта

 Самовар состоит из следующих частей:

C:\Users\Сёма\Desktop\самовары\Устройство в разрезе.png

 

  1. Стенка - основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения.
  2. Камера сгорания - внутренняя труба в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли.
  3. Круг - литое кольцо, которое находится на верхней части стенки.
  4. Поддон - основание самовара.
  5. Ручки.
  6. Кран
  7. Ключ - ручка крана, которая может быть самых разнообразных форм и декоративных украшений.
  8. Предохранительный клапан- отверстие на крышке самовара для выпускания пара при кипячении воды.
  9. Конфорка - приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой.
  10. Заглушка - колпачок чтобы закрывать кувшин.
  11.  Колосниковая Решётка - обеспечивает доступ воздуха, необходимого для горения топлива.

  Устройство самовара просто. Он состоит из цельнотянутого тонкостенного сосуда. Его вертикально протыкает труба, начинающаяся от топки снизу и завершающаяся конфоркой. Комфорка служит как для установки на ней чайника для заварки, так и для осуществления тока воздуха, когда конфорка закрыта крышкой. Всё тепло, поднимающееся по трубе, отдаётся окружающей его воде. Большая поверхность трубы доводит воду до кипения и поддерживает температуру. Естественный ток тёплого воздуха вверх создаёт идеальную тягу в топке. Топка прикреплена снизу к сосуду самовара на необходимом расстоянии от поверхности стола, на который ставится самовар. Расстояние это отрегулировано ножками самовара, которые придают ему устойчивость и пожарную безопасность. Через трубу закладывается топливо и разжигается самовар. Топливом служат сосновые шишки, ветки, щепки. Их расход минимален.

Для вливания воды снимается крышка сосуда. Для наполнения стакана есть удобный кран.

.

В советское время стали изготавливаться как жаровые, так и электрические самовары. Выпускаются они и в наши дни. Электрические самовары — это лжесамовары. Они ничего общего не имеют с настоящим русским жаровым самоваром. Электрический самовар — это по существу тот же электрочайник, имеющий форму традиционного жарового самовара. Он представляет собой металлический корпус, внутренняя часть которого служит резервуаром для воды. Внутри резервуара расположена металлическая трубка с нагревательным элементом.

 

Памятники самовару

Про самовары можно рассказать много, ведь это культурное достояние России. На протяжении нескольких веков самовар был украшением русского стола и предметом обихода русского человека.

Вывод:

Проект «Самовар» был реализован удачно. Я многое узнали о самоваре: историю появления, устройство. Изучили особенности работы самовара. Почувствовали атмосферу доброго общения в кругу семьи.

Самовар, который стоит на столе, излучает тепло, которое лёгкими волнами докатывается до собравшихся за столом, перемешиваясь с ароматом чая, вечерними запахами и звуками и вплетаясь в нить неспешной беседы. 

http://img-fotki.yandex.ru/get/4403/68701203.121/0_8a0bc_689d010_orig.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.

Цели занятия:1.    Познакомить детей с правилами дорожного движения.2.    Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....

Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»

Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»  проводится с целью -  познакомить детей с обычаями и  традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...

Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.

Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...

"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...

Внеклассное мероприятие: «За чашкой чая»

Учимся пить чай и беседовать....