Главные вкладки

    Программа работы классного руководителя с родителями 1 - 4 класса "Общее дело".
    методическая разработка на тему

    Фомина Татьяна Павловна

    Родители – главные воспитатели ребёнка. Огромное значение в работе  с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребёнка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_obshchee_delo.docx51.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа   работы

    классного руководителя  с родителями 1 - 4 класса

    "Общее дело"

    Фоминой Татьяны Павловны

     Срок реализации  -  4 года.

    Родители – главные воспитатели ребёнка. Огромное значение в работе  с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Родители были, есть и будут для школьников наиболее значимыми лицами, обладающими обширным арсеналом возможностей влияния на процесс формирования личности ребёнка.

    Цель: для  формирования и сплочения   классного родительского коллектива.

    Работа классного руководителя  осуществляется по направлениям.

    1.Просвещение по вопросам психологии и педагогики.

    В данном направлении привлекаются  специалисты  различных  направлений: врачи, юристы, психологи, представители общественных организаций, социальный педагог, учителя -предметники.

    2.Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

    3. Диагностика.

    Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй.

    1.Индивидуальная работа:

    - индивидуальные консультации;

    - беседы;

    - посещение семей.

    2. Групповая работа:

    - родительские собрания;

    - вечера вопросов и ответов;

    - родительские университеты;

    - заседания родительского комитета класса;

    - совместные праздники, классные мероприятия.  

    Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся.

    1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет.
    2. Не беседовать с родителями  второпях, на бегу.
    3. Разговаривать с родителями  спокойным тоном , не стараться назидать и поучать.
    4. Терпеливо слушать родителей, давать возможность высказаться  по всем наболевшим вопросам.
    5. Готовясь к встрече с семьёй ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.
    6. Каждая встреча с семьёй  ученика должна заканчиваться рекомендациями для родителей и самого ребёнка.
    7. Уметь признавать свои ошибки.
    8. Если  классный  руководитель некомпетентен, он должен родителям порекомендовать  консультацию нужного  специалиста.
    9. Родителей принимавших активное участие в жизни класса и школы поощрять на уровне класса и школы.

    Положение о родительском комитете класса.

    Родительский комитет класса - объединение родителей, деятельность которого направлена на содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся.

    Цель: 

    помощь  классному руководителю в  организации  учебно-воспитательного процесса.

    Выбирается на родительском собрании в начале учебного года.

    Председатель родительского комитета  выбирается из числа выбранных  членов родительского комитета на первом заседании.

    Родительский комитет о своей деятельности  отчитывается на родительских собраниях.

    Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах с администрацией школы по необходимости.

    Заседания проходят 4-5 раз в год, принятые решения фиксируются в протоколах.

    Обязанности родительского комитета:

    1. Помогать классному руководителю  в налаживании контакта с родителями класса.

    2.Вовлекать родителей в совместную деятельность  с детьми.

    3. Быть посредником между семьёй, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях.

    4.Выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно - воспитательного процесса в школе.

    5. Соблюдать эстетические нормы в общении с учащимися, педагогами и родителями.

    Права родительского комитета:

    1. Активно участвовать в   организации  учебно - воспитательного  процесса в классе.

    2.Помогать классному руководителю и школе в приобретении учебных пособий.

    3. Посещать  вместе с классным руководителем семьи учащихся .

    4.Присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях.

    5.Высказывать своё мнение о проводимых в классе мероприятиях.

    6.Принимать совместно с классным руководителем определённые меры взаимодействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей.

    7.Проводить беседы с проблемными детьми.

    Диагностика.

    Проведение  диагностических  исследований  среди   учащихся и их родителей  накладывает  на  классного руководителя   определённые  обязанности:

    1.Соблюдение строгой конфиденциальности и  нравственных обязательств , связанных с полученной информацией.

    2.Диагностический материал, вызывающий сомнение, должен  быть дополнительно проверен.

    3.Диагностический материал должен быть составлен  без некорректных  фраз, которые могли бы прямо или косвенно задеть достоинство человека.

    Диагностический материал используется при подготовке к родительским собраниям, индивидуальных бесед и т.д.

    Виды диагностики:

    1.Предварительная.

    Проводится, начиная с первого класса. Эта диагностика позволит  педагогу увидеть отношение родителей  к поступлению ребёнка в школу, отношение к школе, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве.

    Методика незаконченных предложений для родителей первоклассников.

    Мои школьные воспоминания - это.....

    В классе я всегда чувствовал себя ....

    Мой классный руководитель относился ко мне...

    Я  обижался , если...

    Я радовался , если...

    Самое яркое событие школьной жизни...

    Я хочу, чтобы мой ребёнок чувствовал  себя в школе.....

    Я не хочу, чтобы мой ребёнок в свои школьные годы переживал.....

    2. Тематическая диагностика.

            Проводится с целью подготовки к классным родительским собраниям.

    Тематическое анкетирование к родительскому собранию "Стили  и методы семейного воспитания ребёнка в семье".

    Решение вами предложенных ситуаций и определяет стиль воспитания ребёнка в вашей семье. Дайте свой вариант ответа на эти ситуации и подсчитайте свои очки. 


    1Ваш ребёнок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно - то вернётся домой с синяком, то с разорванной штаниной...
    A. Вы расспрашиваете, что случилось, зашиваете штаны, если нужно, компресс - 3 очка.

    Б. Оказываете помощь ребёнку, но при этом постоянно внушаете ему, что это может плохо кончиться - 0 очков. 
    B. Вы делаете вид, что ничего не произошло, даёте возможность ребёнку самому справляться со случившимся - 5 очков. 
    2. У вашего ребёнка есть друзья, но они не слушаются своих родителей и, по вашему мнению, они плохо воспитаны...
    AВы беседуете с родителями друзей и просите их обратить внимание на поведение своих детей - 2 очка. 
    Б. Вы приглашаете этих детей к себе в дом, стараетесь положительно повлиять на них - 5 очков. 
    B. Вы объясняете своему ребёнку, что эти друзья ему не пара - 0 очков. 
    3. 
    Ваш ребёнок хочет быть лидером во всех детских играх и, если ему это не удаётся, он пытается бунтовать...
    A. Вы считаете, что умение проигрывать пойдёт ему на пользу - 0 очков. 
    Б. Вы стараетесь ему объяснить, в чём истинная причина поражения - 3 очка. 
    B. Вы стараетесь ему подыграть, чтобы он непременно выиграл и не испытывал поражения - 5 очков. 
    4. 
    Вашего ребёнка трудно вечером отправить спать...
    A. Вы постоянно объясняете, как важен для ребёнка сон - 3 очка. 
    Б. Вы позволяете ребёнку не соблюдать режим, но поднимаете его всегда в одно и то же время - 5 очков. 
    B. Вы всегда укладываете ребёнка в одно и то же время, не принимая никаких возражений с его стороны - 0 очков. 
    5. 
    Ваш ребёнок обожает телевизор...
    A. Вы разрешаете смотреть телевизор столько, сколько он захочет, без ограничений, так как считаете, что, несмотря на запреты, он всё равно будет его смотреть - 0 очков. 
    Б. Вы говорите своему ребёнку, что ему можно смотреть и что нельзя - 2 очка. 
    B. Вы вместе определяете круг передач, которые ребёнок может смотреть - 5 очков. 
    6. 
    Ваш ребёнок с раннего детства за словами в карман не лезет... 
    A.
     Вы объясняете, что такое поведение неприлично - 5 очков. 
    Б. Вы запрещаете своему ребёнку вести себя подобным образом - 0 очков. 
    B. Вы поощряете своего ребёнка за приличное поведение - 3 очка. 
    7. 
    Ваш ребёнок, который ещё, по вашему мнению, так мал, уже интересуется противоположным полом...
    А.
     Вы пытаетесь пресечь интерес любой ценой - 0 очков. 
    Б. Вы оставляете всё как есть, считая, что всё станет на свои места само собой - 3 очка. 
    В. Вы абсолютно правдиво объясняете своему ребёнку взаимоотношения полов - 5 очков. 
    8. 
    Вашему ребёнку иногда достаётся от сверстников...
    А.
     Вы учите своего ребёнка давать сдачи обидчикам - 5 очков. 
    Б. Вы проводите профилактическую беседу с родителями и детьми таких учеников - 3 очка.
    В. Вы просите своего ребёнка избегать контактов с такими детьми и просите педагога помочь вам в этом - 0 очков.
    9. Ваш старший ребёнок достаточно часто обижает младшего...
    A.
     Вы не вмешиваетесь в их взаимоотношения, надеясь на то, что старший поймёт свои ошибки без подсказки - 0 очков. 
    Б. Вы наказываете старшего ребёнка за это в присутствии младшего - 5 очков. 
    B. Вы стараетесь уделить больше внимания младшему ребёнку независимо от их взаимоотношений со старшим - 3 очка. 
    10. Ваш ребёнок грубит, дерётся с другими детьми, становится злым и бессердечным...
    A.
     Вы тоже ведёте себя по отношению к нему подобным образом, чтобы он на себе почувствовал, как плохо он себя ведёт - 0 очков. 
    Б. Вы стараетесь влиять на него добром и лаской - 5 очков. 
    B. Вы ищете причины такой реакции ребёнка в окружающих людях и мире: жестокие фильмы, окружение ребёнка во дворе и в классе и т.д. - 2 очка. 
    Анализ результатов теста
    0-18 очков. Вы считаете необходимым воспитывать собственного ребёнка по своему образу и подобию, считая, что он должен повторить в себе вас. Вы забываете, что ребёнок должен развиваться и формировать в себе такие качества, как самостоятельность, независимость в себе, способность к творчеству во всех его проявлениях. Если вы над этим не задумываетесь, это может привести к тому, что ребёнок, столкнувшись с взрослым миром, может в нём просто потеряться и не найти себя. Вы считаете, что опекать ребёнка просто необходимо. Ваши методы требуют осмысления и коррекции. 
    19-35 очков. Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем. Вы считаете, что ребёнок должен многое постигать на собственном опыте методом проб и ошибок. Однако в своих методах воспитания вы не всегда последовательны: доверяя своему ребёнку решать самостоятельно некоторые проблемы и принимать какие-то решения, вы иногда как бы спохватываетесь и пытаетесь взять бразды правления в свои руки, что вызывает недоумение вашего ребёнка и может привести очень скоро к конфликтам и ссорам. Помните, что, однажды приняв решение, надо идти последовательно к его реализации. 
    36-50 очков. Вы осознаёте, что ребёнок не может проживать свою жизнь вашим умом, и создаёте все возможные условия для того, чтобы он мог научиться развивать собственную инициативу, логическое мышление, способность к анализу с событий и явлений. Вы не отстраняетесь от воспитания своего ребёнка, а идёте рядом с ним, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами. Вы учите своего ребёнка не только осознавать свои ошибки, принимать их на свой счёт, но и создаёте условия для их самостоятельного исправления. Вам нравиться видеть рядом подрастающего умного человека, который старается мыслить самостоятельно и ответственно.

    3. Итоговая диагностика.

    Проводится для изучения  результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и родителей по трудноразрешимым проблемам.

    Рисуночный тест "На перемене".

    Учащимся предлагается нарисовать свой класс на перемене,  на рисунке определить  местоположение  каждого ученика класса и подписать его имя.

    Проектная методика для учащихся.

     Наш класс - самый........ класс в школе.

    На уроках мы всегда .......

    На переменах мы всегда......

    В классе у меня есть.....

    В классе у меня нет...

    Я хотел(а) бы подружиться с ....

    Я хотел(а) бы  помочь......

    Я радуюсь, когда наш класс....

    Итоговая диагностика по проблеме для родителей.

    1.Что, по вашему мнению, изменилось в детском коллективе после проведённой работы?

    2.Какие мероприятия класса вы посетили?

    3.Какие из них вам понравились, а какие не понравились и почему?

    4.Посещая наши праздники, заметили ли вы тревожность в поведении отдельных учащихся?

    5.Кто из учащихся, по вашему  мнению, нуждается в опеке и поддержке?

    6.Какие классные часы и в какой форме вы предложили бы провести?

    Примерная тематика  родительских собраний.

    1 класс.

    1.Торжественное собрание " Жизненные позиции заразительны..."

    2.Трудности адаптации первоклассника. Режим дня первоклассника.

    3.Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия  ребёнка с окружающим миром.

    4.Родителям о внимании и внимательности.

    2 класс.

    1. Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда, везде хранит меня.....

    2. Первые уроки школьной отметки.

    3. Причины и последствия детской агрессии.

    4.Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребёнка.

    3 класс.

    1. Трудно ли с "трудным"  ребёнком?

    2.Способность ребёнка трудиться.

    3. Скромность, застенчивость  или тревожность и неуверенность  ребёнка в себе?

    4.Значение воображения в интеллектуальном развитии ребёнка.

    4 класс.

    1.Интерес - это двигатель жизнедеятельности, или "Радуга интересов".

    2.Добро пожаловать в душу!

    3. Школа высококультурного  человека . Как научить своего ребёнка жить среди других людей.

    4.Школе мы не говори "Прощай!", мы говорим : "До новой встречи!".

    Ожидаемые результаты:

    Реализация данной программы предполагает сплочение классного родительского коллектива, доверительные отношения с классным руководителем. Включение родителей в учебно - воспитательный процесс, позволит им стать полноценными участниками процесса.

    Литература:

    1«Активные формы работы с родителями» методическое пособие для психологов и педагогов. Н.И. Слободян, О.А. Больбат, Изд Иркутск 2007 г.

    2. «Взаимодействие школы и семьи» педагогический всеобуч., С.А. Цабыбин., Изд Волгьоград.

    2005 г.

    3. «Совместные воспитательные проекты»  Родительские собрания, семейные вечера, спортивные развлечения, проекты. М.К. Господникова. Изд. Волгоград 2009г.

    4.Периодическое издание «Деятельность классного руководителя» приложение к журналу «Классный руководитель» 2008-2009 г.

    5. В.П.Сергеева «Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я».

    Приложение.

    Примерный  план работы  родительского комитета на учебный год.

    (3 класс)

    Сентябрь - октябрь.

    Заседание родительского комитета, посвящённое началу учебного года. Составление плана работы  на учебный год, выбор председателя.

    Организация похода на природу "Возьмёмся за руки, друзья!".

    Рейд - проверка  учебников, внешнего вида учащихся.

    Помощь в организации и проведении родительского собрания "Традиции чтения  в нашей семье".

    Организация  досуга в осенние каникулы.

     Ноябрь - декабрь.

    Организация,  совместного с родителями, похода в краеведческий музей города.

    Подготовка сценария празднования  Нового года. Оформление подарков, сюрпризов для учащихся.

    Подведение итогов результатов учебной деятельности  учащихся в классе за первое полугодие.

    Посещение семей по запросам.

    Январь - февраль.

    Подведение итогов работы родительского комитета за первое полугодие. Определение неотложных задач второго полугодия.

    Помощь в проведении родительского собрания "Мой ребёнок взрослеет".

    Организация конкурса "Лучшая тетрадь третьеклассника".

    Подготовка праздничной встречи поколений ко дню защитника Отечества. Поздравление пап и мальчиков класса.

    Март - апрель.

    Организация конкурса на лучший рассказ "Радости и горести маминого детства".  Выпуск совместно с детьми стенгазеты.

    Организация совместных спортивных игр: "Мама, папа, я - спортивная семья!".

    Выход в семьи по запросам.

    Организация  встреч  со  специалистами школы.

     Май.

    Подготовка праздника "Итожим то, что прожили!". Награждение  учащихся по итогам года.

    Подготовка необходимых  учебных пособий  на следующий учебный год.

    Отчёт о проделанной работе за год.

    Анкета для родителей

    1.ФИО родителей____________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    2. Возраст:  мама_________________________папа_________________________________

    3. Образование:  

    мама________________________________________________________________________

    папа_________________________________________________________________________

    4. Место работы:

    мама ________________________________________________________________________

    папа_________________________________________________________________________

    5. К какому социальному слою по уровню обеспеченности вы относите свою семью:

            - малообеспеченные______________________________________________________

            -среднеобепеченные_____________________________________________________

            -высокообеспеченные____________________________________________________

    6. В семье:

            -один ребёнок___________________________________________________________

            -два ребёнка____________________________________________________________

            -три ребёнка и более______________________________________________________

    7. По составу:

            -полная ________________________________________________________________

            -неполная ______________________________________________________________

            -формально полная______________________________________________________

    8. Жилищные условия:

            -имеют квартиру________________________________________________________

            -имеют дом______________________________________________________________

            -снимают жилье__________________________________________________________

            -проживают с родителями_________________________________________________

            -другие варианты________________________________________________________

    9. Воспитанием занимаются:

            -мать и отец____________________________________________________________

            -одна мать______________________________________________________________

            -один отец______________________________________________________________

            -без родителей (под опёкой)_______________________________________________

            -другие варианты________________________________________________________

    10. Ваши установки на воспитание (подчеркнуть):

            -принятие, любовь, согласие, забота, чуткость, доброта, уважение;

            -неуравновешенность, неустойчивость, переменчивость;

            -равнодушие, отчужденность;

            -озлобленность, грубость;

            -излишняя требовательность (подчинение);

            -чрезмерная опека;

            -жесткий контроль;

            -бесконтрольность.

    11. Проблемы, связанные с воспитанием ребенка___________________

    Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

    Можете ли вы:

    1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

    1. могу и всегда так поступаю;
    2. могу, но не всегда так поступаю;
    3. не могу.

    2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

    • могу и всегда так поступаю;
    • могу, но не всегда так поступаю;
    • не могу.

    3. Признаться ребёнку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

    1. могу и всегда так поступаю;
    2. могу, но не всегда так поступаю;
    3. не могу.

    4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

    1. могу и всегда так поступаю;
    2. могу, но не всегда так поступаю;
    3. не могу.

    5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

    1. могу и всегда так поступаю;
    2. могу, но не всегда так поступаю;
    3. не могу.

    6. Поставить себя на место ребёнка?

    • могу и всегда так поступаю;
    • могу, но не всегда так поступаю;
    • не могу.

    7. Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея?

    1. могу и всегда так поступаю;
    2. могу, но не всегда так поступаю;
    3. не могу.

    8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

    1. могу и всегда так поступаю;
    2. могу, но не всегда так поступаю;
    3. не могу.

    9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

    • могу и всегда так поступаю;
    • могу, но не всегда так поступаю;
    • не могу.

    10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

    1. могу и всегда так поступаю;
    2. могу, но не всегда так поступаю;
    3. не могу.

    11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как он хочет?

    1. могу и всегда так поступаю;
    2. могу, но не всегда так поступаю;
    3. не могу.

    12. Устоять против детских слёз и просьб, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?

    • могу и всегда так поступаю;
    • могу, но не всегда так поступаю;
    • не могу.

    Какой вы родитель?

    Тест

     Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с детьми (в скобках указывается количество баллов).

    • Сколько раз тебе повторять? (2)
    • Посоветуй мне, пожалуйста…  (1)
    • Не знаю, что бы я без тебя делала? (1)
    • И в кого ты такой уродился?!  (2)
    • Какие у тебя замечательные друзья!  (1)
    • Ну на кого ты похож (а)?   (2)
    • я в твои годы!..  (2)
    • Ты моя опора и помощник (ца)!  (1)
    • Ну что за друзья у тебя?  (2)
    • О чём ты только думаешь?   (2)
    • Какая (ой) ты у меня умница!  (1)
    • А как ты считаешь, сынок  (доченька)?  (1)
    • У всех дети как дети, а ты…  (2)
    • Какой  ты у меня сообразительный (ая)!   (1_

    Оценка результатов:

    5 – 7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает, ваши отношения способствуют становлению его личности.

    8 – 10 баллов: У вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на него самого.

    11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

    Родительские  собрания:

    1.Тема:

    "Эмоции положительные и отрицательные"

    Форма проведения: семейный совет.

    Задачи собрания:

    1. Ознакомиться с самооценкой учеников класса.

    2. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.

    Ход собрания

    I. Вступительное слово педагога (вариант).

    – Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, которое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет собирается тогда, когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего анализа. Прежде чем мы перейдем к совету по объявленной проблеме, послушайте, пожалуйста, магнитофонную запись ответов детей на вопрос: какой я? (Например, я – добрый, красивый, умный и т. д.)

    После прослушивания записи родители должны ответить на вопрос о мотивах выбора ребенком прилагательных, обозначающих положительные и отрицательные качества. Происходит  о б м е н  м н е н и я м и.

    – Сегодня мы поговорим о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения – гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания – боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

    II. Родительский тренинг.

    В о п р о с ы:

     Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.

     Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов, положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, принимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей.) Как формировать положительные эмоции? С чего начинать?

     Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещенные в общении с ребенком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.

    В ы в о д. При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:

     Я тысячу раз говорил тебе, что…

     Сколько раз надо повторять…

     О чем ты только думаешь…

     Неужели тебе трудно запомнить, что…

     Ты становишься…

     Ты такой же, как…

     Отстань, некогда мне…

     Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…

    При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:

     Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).

     Как хорошо, что у меня есть ты.

     Ты у меня молодец.

     Я тебя очень люблю.

     Как ты хорошо это сделал, научи меня.

     Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

     Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

    Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.

    III. Рекомендации родителям:

    1) Безусловно принимайте своего ребенка.

    2) Активно слушайте его переживания, мнения.

    3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.

    4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

    5) Помогайте, когда просит.

    6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.

    7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.

    8) Разрешайте конфликты мирно.

    9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

    10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

    IV. Домашнее задание родителям: напишите письмо своему ребенку, которое ему следует вскрыть в выпускном классе школы.

    А н к е т а  д л я  р о д и т е л е й

    1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как это вы делаете?

    2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?

    3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.

    Анкетирование проводится в течение хода собрания, педагог выделяет для этого 10–15 минут. Листки с ответами родители отдают педагогу, который использует их в дальнейшей работе с родителями и учащимися.

    2.Тема:

    "Домашние задания - за и против".

    Цели:

    • выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома;
    • познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий;
    • дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умения работать самостоятельно.

    Участники: родители учащихся 3-го класса (программа 1 – 4), классный руководитель.

    Подготовка:

    1. Изучение учителем психолого – педагогической литературы по теме родительского собрания; подбор книг и журналов для выставки.
    2. Анкетирование учащихся; обработка, анализ и обобщение анкет классным руководителем
    3. Составление памяток для родителей; подготовка листов с заданиями для микрогрупп.

    Оформление, оборудование и инвентарь:

    • выставка книг для родителей;
    • памятки родителям: “Садимся за уроки”, “Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?” и конверты, в которые они вложены.
    • карточки для проведения игры ”Разброс мнений”

    “Ребенок, что тесто,
    как замесил, так и выросло”.

    I. Председатель родительского комитета открывает собрание: объявляет его повестку; знакомит с порядком проведения.

    Кл. рук.:

    - Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Бывает, что третьеклассник занят не меньше взрослого. Прочитайте эпиграф к нашему собранию. Наша задача – приучить ребенка трудиться правильно, не нанося вред здоровью, т. к. учеба – это главный труд школьника.

    II. Учитель проводит игру ”Разброс мнений”. Раздаются карточки с началом предложения, а родители должны его продолжить. Используются следующие карточки:

    - Наш ребенок выполняет домашнее задание…

    - У нашего ребенка есть специальное место, где он …

    - Самостоятельно справляется с …

    - Готовит с трудом…

    - Мы оказываем помощь ребенку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается в …

    - Когда ребенок учит уроки, мы …

    - Если ребенок выполнил домашнее задание небрежно, то …

    - Наш ребенок начинает выполнение домашнего задания с …

    III. Учитель знакомит родителей с ответами анкеты, которую заполняли учащиеся.

    IV. Слово для сообщения предоставляется классному руководителю:

    Кл. рук.:

    Если мы задумаемся над тем, как правильно организовать учебную работу дома, то заметим, что эта задача двоякая. С одной стороны, нужно помочь ребенку найти правильный режим работы, выделить место для занятий, определить наилучший порядок приготовления уроков; а с другой стороны, воспитать у него стойкую привычку садиться за уроки вопреки желанию поиграть или погулять, сформировать умение быстро включаться в работу, вести ее, не отвлекаясь, и в хорошем темпе.

    Однажды среди родителей возник такой разговор: “Мой Петя сидит за уроками 3 – 4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание у него сохранилось до 10-го класса”.

    Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки.

    Петя занял рабочее место. Сидит за столом, значит, работает… Но нет, оказывается. Вот куда – то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…

    Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

    - На раскачку ушло более 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

    - дважды вставал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

    - один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать не началась ли программа мультфильмов;

    - дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

    - один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

    Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

    Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.

    Такая картина часто является типичной. Чуть ли не половина младших школьников проводит за приготовлением домашних заданий больше времени, чем положено.

    Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может “усидеть” за уроками?

    Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

    И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Это не случайно. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.

    Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. Если жилищно–материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно нужно выделить ему какое – то постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради.

    Прежде всего нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. Поэтому выключите телевизор и постарайтесь не пылесосить, пока уроки не сделаны. Мнение о том, что усвоение идет легче под тихую классическую музыку, себя не оправдывает, тишина – лучший звуковой фон для умственной деятельности. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22о

    Многие дети любят учить уроки на кухне, пока матери готовят ужин; попутно регулируя образовательный процесс. На плите скворчат котлеты, миксер взбивает яйца, вода шумит в переполненной раковине. А мама вздыхает: и в кого у нее такой ребенок? А он просто устал и не может сконцентрироваться над задачей.

    Полезно вместе с ребенком составить памятку ”Садимся за уроки”. Начав с сопоставления своих действий с пунктами памятки, школьник через некоторое время достигнет того, что все эти действия станут для него привычными.

    Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 час или 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы успеть отдохнуть от занятий. Если ребенок занят какими–либо другими делами (например, посещает кружки, секции), то можно садиться и позже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.

    Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:

    - до 1 часа – в первом классе;

    - до 1, 5 часов – во втором;

    - до 2 часов – в третьем и четвертом классе.

    Именно такие нормативы устанавливаются Министерством образования.

    В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или легких?

    В идеале ребенок должен выполнять уроки самостоятельно. Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания.

    Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным.

    Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений.

    И главное – сохраняйте такт и не забывайте хвалить вашего ребенка!

    V. Практическая работа родителей в микро группах, где они пытаются выполнить предложенные задания. (Основу заданий составляют педагогические ситуации, взятые учителем из книги ”Поговорим о наших детях”)

    Задание № 1 (для первой микро группы)

    Старший ребенок у нас в свое время ходил в группу продленного дня. Уроки там делал кое-как, ну и успеваемость была соответствующая. Поэтому младшему строго-настрого наказала: без нас уроки не делать. Я прихожу после 18 часов, мы ужинаем и садимся за уроки. Я сижу рядом, при необходимости подсказываю или заставляю переделывать.

    Вопросы:

    1. Если ребенок ходит в продленку, то все должен делать там. А как вы считаете?
    2. Должен ли ребенок дожидаться родителей, чтобы выполнить домашнее задание?
    3. Как вы думаете, должно ли домашнее задание выполняться сначала в черновом варианте, а потом в тетради?

    Задание № 2(для второй микро группы)

    Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как может. Я и в тетрадки не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица – Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, у учительницы спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

    Вопросы:

    1. Как вы оцениваете поведение родителей?
    2. Нужно ли помогать ребенку в учебной деятельности?
    3. Если ребенок получит двойку, то какие будут ваши действия?

    Задание № 3(для третьей микро группы)

    Когда сын пошел в школу, мы с мужем взяли свои очередные отпуска – сначала муж, потом я. Мы считали необходимым хотя бы первое время побыть с мальчиком дома, приучить его к новому режиму, помочь ему в приготовлении уроков. Эта наша помощь была сыну очень нужна.

    Особенно трудно давалось ему правописание. Очень часто бывали и слезы, и настоящее отчаяние.

    - Мама, я так старался, а у меня опять ничего не получилось.

    Успокаиваю мальчика, нахожу на страничке среди клякс и каракуль один получше написанный значок и показываю его Юре.

    - Посмотри, сынок, вот эту букву ты написал хорошо. Видишь, какая она ровная, как правильно ты соединил ее с соседней буковкой? Ты и другие сможешь написать так же хорошо.

    Вопросы:

    1. Правильно ли поступила мама Юры?
    2. Как вы помогаете ребенку справиться с трудностями правописания?

    VI. Принимается решение родительского собрания, которое зачитывает председатель:

    1. Учить ребенка самостоятельно выполнять домашнее задание и правильно оценивать результаты своей деятельности.
    2. Использовать подготовленные памятки для наиболее рационального построения детьми работы по приготовлению уроков.
    3. Оказывать помощь детям при возникновении серьезных затруднений в выполнении домашних заданий.
    4. Не скупиться на похвалу. Хвалить всегда исполнителя, а критиковать только исполнение.
    5. Ставить совместно с ребенком реально достижимые учебные цели.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: «ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…?»

    Выступление на общешкольном родительскои лектории "Трудный ребёнок"...

    Советы родителям "Что делать, если ...?"

    Советы родителям "Что делать, если ...?"...

    Памятка родителям "Что ДЕЛАТЬ, а что лучше НЕ ДЕЛАТЬ, при воспитании детей"

    Цель: повышение психологической компетенции родителей...

    Рекомендации для родителей « Как делать уроки с младшими школьниками »

    В данной статье даются рекомендации родителям младших школьников, как контролировать выполнение домашнего задания и приведены примеры ошибок, которые допускают родители, организуя деятельность ученика...

    Памятка : советы родителям "Что делать, если...?"

    Памятка содержит советы родителям, как следует поступать в проблемных ситуациях в воспитании детей....

    Рекомендации родителям. Как делать уроки с младшим школьником.

    Рекомендации родителям   "Как делать уроки с младшим школьником" - правильная организация подготовки  уроков....

    Памятка для родителей"Что делать родителям, чтобы помочь ребёнку не попасть в беду"

    Данная памятка содержит рекомендации для родителей, как помочь детям не попасть в беду. В современном мире ребёнка подстерегает много опасностей и соблазнов. Родители должны уметь предостеречь своих д...