Своя игра (посвящённая круглой дате М.В.Ломоносова)
классный час (4 класс) по теме

Гусева Ирина Валериевна

Внеклассное мероприятие вместе с презентацией даёт младшим школьникам возможность познакомиться с жизнедеятельностью великого учёного М.В.Ломоносова, способствует формированию чувства патриотизма, привития интереса к истории своей Родины

презентация по адресу

 https://docviewer.yandex.ru/view/761572792/?*=62Ew...

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КГУ «Школа – лицей п.Жезкент»

«Своя игра»

(интеллектуальная игра)

4 класс

Гусева И.В.

учитель начальных классов,

высшая категория

2016 год

Интеллектуальная игра "Своя игра" 

Цели:

Развитие мышления воспитанников. Повышение их эрудиции, расширение кругозора. Привитие любви к новым знаниям.

Задачи:
Образовательные:

дополнить и углубить знания о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

расширить знания учащихся о Ломоносове как многогранном ученом;

способствовать формированию и развитию культуры речи;

формировать умение говорить, слушать и понимать устную речь;

Развивающие:

вырабатывать у учащихся интерес к чтению, к поиску новой информации;

развивать речевые способности;

способствовать укреплению памяти;

развивать коммуникативные, когнитивные организационные способности учащихся;

формировать умение работать в команде.

Воспитательные:

формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение, любовь к истории родного края и страны;

способствовать возникновению интереса к сильной, незаурядной личности, сыгравшей великую роль в судьбе нашей страны; обратить внимание учащихся на М.В. Ломоносова в качестве примера для подражания. 

Предварительная работа:

просмотр фрагментов фильма про М.В. Ломоносова;

информационный классный час о жизни М.В. Ломоносова;

викторины о детстве, учёбе и научной деятельности М.В. Ломоносова.

Ресурсы:

Мультимедийное сопровождение;

награды участникам турнира.

Ход мероприятия:

Ведущий:.

-  Я сижу на берегу моря и смотрю, как одна за другой набегают волны. Вот так же и 300 лет тому назад они набегали, когда родился мальчик, который по воле судьбы стал великим сыном России, - это был Михаил Васильевич Ломоносов.

Чтец 1. Россия родила немало

Людей великих на земле.

Во все века одна лишь знала

Об избранных, об их судьбе.

Эпохой каждой восхищала

И всякий раз, не ошибясь,

Ты гениев нам посылала,

За судьбы их всегда молясь.

Чтец 2. Одним из них был Ломоносов,

Ученый – энциклопедист,

Поэт, мыслитель и философ,

Историк, материалист.

Чтец 3. Родился Михаил  в России,

Недалеко от Холмогор,

Родители его любили,

Отец крестьянин был, помор.

Поморов море закаляло,

И в десять лет уже с отцом

Он в море выходил немало

И в деле преуспел морском.

Чтец 4. Впитал душою Русский Север,

Природой русской покорён,

В её величие поверил

И начал изучать с тех пор.

Иван Шубной, Семён Никитин

Учили грамоте его.

И в ноги пал второй учитель-

Не знает больше ничего.

Чтец 1. Читает книги Ломоносов,

Что у соседей раздобыл,

И в девятнадцать лет с обозом

В Москву уехать он решил.

И скрыв своё происхожденье,

Как будто вышел из дворян,

Он поступает в академию,

Где лучшим он из лучших стал.

Чтец 2. Науки жадно изучает,

Даётся всё ему легко.

Вот только бедность изнуряет,

Пытается сломить его.

Но сила воли и стремленье

Постичь всё множество наук

Воспитывали в нём терпенье,

И он отправлен в Петербург.

Чтец 3. Ах, Петербург, Петра творенье,

Все восхищаются тобой,

Ты город муз и просвещенья,

Красой твоей сражён любой.

Год проучившись в Петербурге,

Отплыл он в дальние края.

В немецком городе Марбурге

Суть постигает бытия.

Чтец 4. Казалось, не было науки,

Какую б он не изучал.

Во Фрейберге и в Петербурге

Исследованья продолжал.

Он в совершенстве знал английский,

Французский, греческий, латынь,

Немецкий, польский и словенский.

Как у него хватило сил!

Его стремление к учёбе

Дало прекрасные плоды

Он постепенно стал учёным,

Создал научные труды.

Чтец 1. Любая раскрывалась сфера,

Открытий  много совершил.

Есть у Венеры атмосфера!

Поверхность Солнца изучил.

Придумал множество приборов

Для неба, моря и земли,

Чтоб не блуждали астрономы,

Не потерялись моряки.

Чтец 2. Как капитан, он был отважный,

Открыл тогда во цвете лет,

О чём мечтал он, долгожданный

Московский университет.

Чтец 3. Филолог, химик и геолог,

Географ, физик, металлург,

Художник и метеоролог,

Исследователь, драматург.

Любил Россию безгранично

И за народ переживал.

Все достижения в науке

Всегда народу посвящал.

Чтец 4. Россию на весь мир прославил,

В науку вклад огромный внёс.

И след в истории оставил

России сын великоросс!

Ведущий:

Имя Михаила Васильевича Ломоносова известно каждому в России. Кто-то, может быть, не знает, какие открытия он сделал и что написал, но то, что он выдающийся русский ученый, знают все.  В Средние века учёных, которые были сведущи в самых разных областях знаний, именовали полигисторами. М.В. Ломоносов замечал, что они «знали разные науки так довольно, что могли в них производить новые приращения». Позднее на смену этому понятию пришло другое – энциклопедист. Ломоносов стал первым русским энциклопедистом. Его просветительскую роль в истории нашего Отечества трудно переоценить.  

Ведущий:

- Здравствуйте, наши юные игроки. Мы рады приветствовать вас на интеллектуальном шоу «Своя игра», посвященная жизни и деятельности М.В. Ломоносова.

У нас в зале присутствует 3 команды, которые примут участие в нашей игре и смогут победить, благодаря своей смекалке, сообразительности, дружбы и сплочённости.

Перед вами поле с направлениями вопросов и их денежным эквивалентом. Выиграет та команда, которая ответит как можно больше правильно и наберёт больше всех баллов.

Судить нашу игру мы пригласили представительное жюри. Это… (представление жюри).

Итак, начнём:

1 направление: «Детство М.В. Ломоносова»

  1. 100 руб. - Дата рождения М.В. Ломоносова. (8 (по-старому 19) ноября 1711 г)
  2. 200 руб. - Назовите отчество Ломоносова? (Васильевич)
  3. 300 руб. – Как называлась деревня, где родился М.В. Ломоносов? (Денисовка)
  4. 400 руб. – Кто был первый учитель М.В. Ломоносова? (дьячок местной церкви)
  5. 500 руб. – Во сколько лет М.В. Ломоносов покинул родной дом? (в 19 лет)

2 направление: «Обучение М.В. Ломоносова»

  1. 100 руб. – Был ли М.В. Ломоносов учеником, закончил ли он какую-нибудь школу? (нет, в Холмогорах была церковная школа, но туда принимали только детей священослужащих)
  2. 200 руб. - Назовите первое учебное заведение, в которое поступил учиться М.В. Ломоносов? (Московская Славяно – греко – латинская академия)
  3. 300 руб. – За кого пришлось выдать себя М.В. Ломоносову, чтобы поступить в академию? (за сына дворянина. Когда обман раскрылся М.В. Ломоносов уже успел стать лучшим учеником)
  4. 400 руб. – В какую страну отправили М.В. Ломоносова овладевать знаниями по философии, физике, химии, горному делу? (в Германию, в Марбург)
  5. 500 руб. – Какой университет был открыт при ходатайстве М.В. Ломоносова и впоследствии носит его имя? (МГУ)

3 направление: «Что изображено на картине»

  1. 100 руб. – Дом Ломоносовых? (бывшая Мищанская)
  2. 200 руб. - Московская Славяно – греко – латинская академия.
  3. 300 руб. – В лаборатории.
  4. 400 руб. – МГУ
  5. 500 руб. – Награды имени М.В. Ломоносова.

4 направление: «Переведите на современный литературный русский язык»

  1. 100 руб. – Ворог? (враг)
  2. 200 руб. - Хоробрый? (храбрый)
  3. 300 руб. – Невежа? (невежда)
  4. 400 руб. – Нужа? (нужда)
  5. 500 руб. – Сторона? (страна)

5 направление: «Открытия М.В. Ломоносова»

  1. 100 руб. – Что построил М.В. Ломоносов рядом с домом и где проводил много времени? (лабораторию)
  2. 200 руб. – За каким явление природы наблюдал М.В. Ломоносов вместе с академиком Г.В. Рахманом? (грозовое явление)
  3. 300 руб. – Какой оптический прибор сконструировал М.В. Ломоносов? (телескоп и «ночезрительная» труба)
  4. 400 руб. – Какие новые слова  ввёл М.В. Ломоносов в русский язык? (атмосфера, градус, термометр, мышьяк, нашатырь, скипидар, уксус, глобус, экватор, горизонт)
  5. 500 руб. – О ком заботился М.В. Ломоносов, основывая МГУ и гимназию при университете? (о крестьянских детях)

Ведущий:

        - Пока наше жюри подводит итоги, я предлагаю послушать вам стихотворение М.В. Ломоносова, которое актуально и на сегодняшний день.

(Звучит голос Ломоносова (на фоне тихой музыки))

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Итоги конкурса, награждение команд.

Ведущий. 

- Спасибо за интересные исторические факты жизни и творчества ученого. Какую же длинную жизнь должен прожить человек, чтобы успеть столько сделать? 80 или 100 лет? Ломоносов прожил всего 54 года и оставил после себя огромное количество трудов и оригинальных идей для потомков. Он любил повторять своим студентам и ассистентам: «Чтобы покорить, надо знать, а мы пока знаем очень мало».

- Великий сын русского народа, он всю свою жизнь посвятил России. Имя Ломоносова является символом патриотизма, образцом служения народу, примером самоотверженной борьбы за науку.

Литература:

  1. Б.Г. Кузнецов. "Великий русский ученый Ломоносов" Научно-популярная библиотека солдата и матроса – Москва, 1949.
  2. Щеблыкин И. П. Михаил Ломоносов. - М.: Просвещение, 1969.
  3. Козак О. Н. Литературные викторины. - СПб.: СОЮЗ., 1999.
  4. Пономарева Т. Д. Я познаю мир: Великие ученые: Детская энциклопедия. -М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”: ЗАО НПП “Ермак”, 2004.
  5. Морозов А. А. Ломоносов. Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия. Изд. 5-е,1965.
  6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007. Современная универсальная Российская энциклопедия.
  7. ЛОМОНОСОВ М.В. (статья А.С. Архангельского из «Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1911–1916)
  8. http://festival.1september.ru/articles/534785/pril2.ppt 
  9. http://festival.1september.ru/articles/588123/pril1.doc
  10. http://festival.1september.ru/outdoors 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра 4класс" Величины. Своя игра"

Эта игра рассчитана на развитие интереса  учеников к уроку математике по теме ,, Величины\'\'...

Игра "Своя игра"

Игра-викторина сделана по принципу телеигры "Своя игра". Ребёнок или команда выбирают раздел и вопрос на определённое количество баллов. Ответив на него, зарабатывает баллы, если не ответил, то баллы ...

Интеллектуальная игра - викторина " Своя игра"

Интеллектуальная игра - викторина проводилась на параллель 4-х классов ( 2009 - 2010 учебный год)...

Интеллектуальная игра для мудрых детей и талантливых родителей "Своя игра".

Игра для детей и родителей. Позволяет родителям лучше узнать своих детей . а ребятам получить огромное удовольствие от общения с  самыми близкими людьми....

Интеллектуальная игра для учащихся 2-го класса по теме "Своя игра"

Интеллектуальная игра для учащихся2-го класса по теме "Своя игра"...

Своя игра "Люби и знай свой край"

Своя игра "Люби и знай свой край" для 4 класса...

«В поисках клада» Интерактивная игра по финансовой грамотности (в форме игры «Своя игра»)

Знакомство с финансовой грамотностью направлено на развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений. Учащиеся в этом...